Республиканские курсы ЧС и ГО — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Республиканские курсы ЧС и ГО

2020-12-06 71
Республиканские курсы ЧС и ГО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ КУРСЫ ЧС И ГО

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие для преподавателей-организаторов Начальной военной подготовки и учащихся средних профессиональных учебных заведений,профессиональных и общеобразовательных средних школ всех типов

(Часть I)

г. Ал маты, 2003 г.

 

В учебном пособии изложены вопросы обучения учащихся средних профессиональных учебных заведений, профессиональных и общеобразовательных средних школ всех типов (5-9 классы) по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности", 1998 года.

Учебное пособие предназначено для преподавателей-организаторов Начальной военной подготовки по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и самостоятельной подготовки учащихся.

Учебное пособие разработано: Суровцевым А.А., Бойко А.Я., Габдрахмановой С.Г.

Технические исполнители: Малыхина Т.А., Мамутбаева А.У.

Согласовано с Министерством образования и науки Республики Казахстан

КУРС "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗДЕЛ I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЛОКАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека

Затопление.

Каждый участок водопровода имеет центральный, промежуточный и оконечный краны (вентили).

При утечке воды из крана необходимо перекрыть промежуточный, при аварии трубы — закрыть центральный вентиль, который находится обычно в подвале подъезда, а оконечный и промежуточный краны — в квартире. Также следует поступить и при аварии системы отопления. Обо всех случаях нужно сообщить в аварийную службу или КСК и вызвать специалиста, самостоятельно не допустить обильного затопления квартиры, так как затопление может привести к замыканию электропроводки, а это, в свою очередь, к поражению электротоком или пожару в доме.

Разрушение

Эта экстремальная ситуация в жилище может произойти в результате взрыва по причине утечки газа, из-за разрушения строительных конструкций, наличия сточных вод в подвале.

В этой ситуации необходимо проявить решительность, смелость, а главное, выдержку и правильно организовать спасение людей, не допустить паники и, как следствие, самоубийств (как правило, люди бросаются из окон верхних этажей).

При разрушении зданий может произойти и затопление, и замыкание электропроводки, и пожар.

В любом случае самое важное в этой ситуации — организация спасения людей, их эвакуация, особенно с верхних этажей.

Пожар

Пожар — неконтролируемое горение, приводящее к материальному ущербу и возможным человеческим жертвам. Эту ситуацию легче предупредить, чем справиться с ее последствиями. При возникновении пожара необходимо локализовать очаг пожара, препятствуя доступу воздуха к огню.

Пожар в жилище может возникнуть по различным причинам. Это может быть замыкание электросети, возгорание телевизора, утечка газа, его загорание и другое.

По статистике, пожар в жилище, в основном, возникает по недосмотру самих хозяев или из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Например, возгорание телевизора может произойти в результате его длительной непрерывной работы.

Еще одной из причин может быть неправильная эксплуатация электросети. Например, в светильнике положено по инструкции быть 3 электролампочки мощностью 60 Вт каждая, а поставлены электролампы мощностью 100-150 Вт. При длительной эксплуатации они перегреваются, электрический патрон плавится и происходит загорание.

Или часто неправильно пользуются электрическими розетками. К розетке подключают "тройник" или удлинитель электропроводки, к ним сразу три потребителя: телевизор, электроплитка или электрокамин и еще утюг. Проводка не выдерживает нагрузку, плавится и происходит ее возгорание.

Также причиной возгорания может быть неправильное использование предохранительных пробок в электрощитах (замена, добавка провода в пробку — "жучки").

Причиной пожара может стать нарушение правил топки печей, эксплуатации нагревательных приборов, неосторожное обращение с огнем.

Брошенная горящая сигарета, курение в постели — причина возникновения пожара.

Утечка газа также является причиной возникновения пожара. Оставленная включенной без присмотра газовая плита, на которой стоит чайник. Через некоторое время вода выкипает, чайник загорается и—пожар.

Если пожар возник по причине замыкания электропроводки, надо выключить распределительный электрический переключатель (рубильник), находящийся в подвальном помещении. Затем следует вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожара имеющимися подручными средствами (вода, песок, земля, одеяла и т.п.).

Главное в этих ситуациях — оповестить соседей о пожаре и спасти людей, попавших в огонь.

Всегда надо помнить, что пожар приносит гибель и ужасные травмы людям, уничтожает имущество.

Ванная комната.

Плохо закрепленная на стойках ванна может завалиться на бок и причинить массу неприятностей.

Отсутствующая или плохо работающая вытяжная вентиляция опасна дол здоровья пожилых и больных людей.

Немалые неприятности может доставить некачественно закрепленная на кронштейнах раковина.

При отделке ванны декоративным стеклом, плиткой и зеркалами нужно помнить, что чем крупнее подобная облицовка, тем она опаснее.

Ванные коврики, изготовленные из скользких материалов, мокрый кафельный пол, упавшее на пол мыло, неудобные со скользкой подошвой тапочки, непродуманно расположенные вешалки и полки, к которым надо тянуться чуть ли не через всю ванную, — причины падения и получения травмы человеком в ванной.

Никогда не пользуйтесь в ванной электрическими приборами. Категорически недопустимо, стоя на ванне, работать с электроинструментами, ремонтировать светильники и патроны, выкручивать находящиеся под напряжением лампочки. Смертельно опасная глупость — пытаться, находясь в ванне, подогревать воду с помощью кипятильников, тенов и т.п. приспособлений.

Особого внимания в ванной комнате требуют к себе дети, пожилые и больные люди.

Комнаты

Самую серьезную угрозу для безопасности человека в квартире представляют окна.

Если вы вынуждены перебраться с балкона на балкон (в окно), чтобы открыть изнутри захлопнувшуюся входную дверь, или во время пожара, совершать это надо с соблюдением правил горной техники безопасности: всегда имей три точки опоры, т.е. более чем одну ногу или одну руку от опоры не отрывай.

Смертельно опасно пытаться карабкаться по водосточной трубе, которая не рассчитана на подобные перегрузки.

Не сидите на подоконниках, навалившись спиной на стекло или раму. Не свешивайтесь с подоконников, не курите "за окно".

При окраске рам и мытье окон будьте особенно осторожны.

Не натягивайте далеко за балкон веревки для развешивания белья.

Кухня

Перегруженность электроприборами и близость водопроводной сети при пробое изоляции создает потенциальную опасность для человека.

Используемый на кухне газ таит в себе угрозу катастрофического масштаба. Гремучая смесь, образуемая обычным бытовым пропаном и воздухом, способна не просто травмировать человека, неосторожно зажегшего спичку, но, подобно тяжелому артиллерийскому снаряду, разрушить часть дома. Обычно утечки газа происходят в результате пробоя шланга, соединяющего газопровод с плитой, разгерметизации резьбовых соединений, забывчивости людей, оставляющих открытыми вентили, шалости детей, загашения пламени водой, перехлестнувшейся при кипячении через край варочной посуды.

Все навесные и стенные шкафы на кухне должны быть прикреплены к стенам особенно прочно.

Крайне опасно использование пищевых шкафов и ящиков не по назначению. Если в семье маленькие дети, то опасные вещества надо хранить в высоких, недоступных для них, а лучше закрывающихся шкафах.

Автобус

Система автобусного сообщения — самая развитая транспортная связь в нашей республике.

Из-за некачественного состояния дорог, неопытности водителей возможны непредвиденные аварийные ситуации. Столкновение со встречным транспортом, опрокидывание в кювет, нарушение правил проезда железнодорожных переездов — все это ведет к гибели или увечью пассажиров. Не зная как выбраться из горящего автобуса, люди погибают в нем.

Автобус, как и другие виды транспорта, оборудован медицинской аптечкой, огнетушителем, а также пожарным ведром, лопатой и т.д. В каждом автобусе вывешены на видном месте правила поведения в общественном транспорте.

 

 

Правила поведения в экстремальной ситуации:

 

—  стараться соблюдать спокойствие и рассудительность, не давать подняться панике;

— пользуясь основными и запасными выходами, эвакуироваться и помочь пострадавшим пассажирам. Запасной выход открывается следующим образом: надо выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло. При невозможности открыть боковые выходы, можно эвакуироваться через верхние вентиляционные люки;

— используя медицинскую аптечку и подручные средства, оказать медицинскую помощь пострадавшим;

— через проходящие по дороге машины оповестить полицию и скорую помощь о случившемся;

— во всех случаях при опрокидывании автобуса или его резком торможении постарайтесь крепко уцепиться за поручни и найти такое положение, чтобы вас не бросало по салону;

— в случае затопления автобуса при попадании в реку и т.п. необходимо, в первую очередь, открыть верхние люки и постараться покинуть салон.

Железнодорожный транспорт с каждым годом растет и модернизируется.

Во время рейса должна быть повышена требовательность обслуживающего персонала к пассажирам. Запрещается курить во всех помещениях пассажирских вагонов, за исключением тамбура.

В случае возникновения в вагоне пожара проводник пассажирского вагона должен:

— немедленно остановить поезд. При срыве стоп-крана необходимо помнить, что запрещается останавливать поезд на мосту, в тоннеле, во впадине, на акведуке и в других местах, где будет затруднена эвакуация пассажиров и тушение пожара;

— приступить к эвакуации из вагона всех пассажиров, не допуская паники; для этого он оповещает всех пассажиров о пожаре и указывает порядок эвакуации;

— вызвать начальника (бригадира) поезда;

— отключить приборы электроотопления;

открыть тамбурные двери и приступить к тушению пожара всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

Все работники поездной бригады должны прибыть к горящему вагону с огнетушителями и включиться в работу по эвакуации пассажиров и тушению пожара. Входить в горящий вагон следует в противогазе. Эвакуация пассажиров производится в соседние вагоны и на левую сторону железнодорожного пути. В случае возникновения пожара в середине вагона эвакуация производится через оба тамбура; при пожаре в крайних купе, тамбуре или котельном отделении эвакуация производится через тамбур противоположного месту пожара вагона.

При крушении поезда или резком торможении необходимо крепко схватиться за поручни и упереться в стену вагона ногами, чем создать жесткость. Тяжелые вещи нужно ставить вниз, чтобы в случае аварии не быть ими пораженными. При опрокидывании вагона и невозможности выхода через двери необходимо разбить оконное стекло и эвакуироваться из вагона, оказать помощь рядом находящимся пассажирам.

В настоящее время большое количество людей пользуется услугами авиационного транспорта. Современные самолеты имеют хорошее и надежное оборудование, гарантирующее спокойный многочасовой полет. Однако в полете по различным причинам может возникнуть ряд экстремальных ситуаций, в которых необходимо твердо и уверенно действовать.

В случае вынужденной посадки экипаж корабля принимает необходимые меры для эвакуации пассажиров, используя основные и аварийные выходы, а также технические средства: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Если на воздушном судне после приземления возник пожар, то экипаж, эвакуировав пассажиров, должен принять меры к его тушению, по возможности извлечь аварийную радиостанцию, медикаменты и продукты питания. После эвакуации пассажиров экипаж должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Для обеспечения безопасности пассажиров при взлете и посадке необходимо в самолете занять свое место, застегнуть привязные ремни и не снимать их при взлете самолета до полного набора высоты, а при посадке — до полной остановки двигателей. Во всех случаях при посадке в самолет необходимо изучить правила поведения во время полета, а также правила пользования аварийными спасательными средствами. Эти правила написаны на дверях аварийных выходов, в инструкциях, находящихся у бортпроводников. При различных видах аварий пассажирам необходимо выполнять команды экипажа, не допуская при этом паники.

Морской и речной транспорт. Все более популярными становятся морские круизы и паромные шоп-туры в страны Европы и Азии, курортные прогулки на маломерных судах, яхтах, морские и речные путешествия на самодельных плотах, катамаранах и других плавсредствах.

Любой человек, поднявшийся на борт морского судна, должен, в целях обеспечения личной и общей безопасности, выполнить несколько требований:

— внимательно прослушать устный инструктаж капитана судна или назначенного им представителя команды. Изучить "аварийные" памятки, правила противопожарной безопасности, планы эвакуации с потерпевшего аварию судна. Правила, памятки, планы обычно вывешиваются в коридорах, кают-компаниях, каютах и других помещениях;

— в обязательном порядке принимать участие в учебных тревогах. Огромное количество жертв, приносимых кораблекрушениями, во многом объясняется неправильными действиями команды или пассажиров при организации спасательных операций, что, в свою очередь, является прямым следствием легкомысленного отношения к аварийно-спасательной учебе;

— каждый человек, находящийся на судне, должен знать где находится закрепленное за ним индивидуальное средство спасения, уметь обращаться с ним;

— каждый пассажир должен знать кратчайший путь на шлюпочную палубу;

— знать на память звуковой сигнал шлюпочной тревоги, который означает 7 коротких и один продолжительный сигнал. В некоторых случаях "шлюпочная тревога" объявляется по судовой трансляции или сиреной.

Самооборона и ее пределы

Голод

При отсутствии запасов продуктов, при невозможности обеспечиваться ими за счет охоты, рыбалки, сбора съедобных дикорастущих растений следует придерживаться пассивной тактике выживания, т.е. ожидать помощь в непосредственной близости от мест; аварии.

В целях экономии энергоресурсов надо стараться без крайней      нужды не покидать убежище, больше лежать, спать, выполнять только самую необходимую работу.

Особенно важное значение при длительном недостатке пищи имеет регулярное питье пресной воды. Вода при голодании помогает организму дольше сохранять свои тканевые запасы. Воду лучше всего пить горячей можно добавить в нее листья смородины, малины или мяты.

Переход от голодания к обычному питанию должен быт: постепенным и очень осторожным. Несоблюдение этого правила при проведении восстановительного питания может привести к тяжелы последствиям и даже смерти.

Жара. Жажда

Понятие "жара" применительно к аварийной ситуации является  суммой нескольких составляющих — температуры окружающей воздуха, интенсивности солнечного излучения, температур поверхности и влажности почвы, влажности воздуха, наличия ил: отсутствия ветра, т.е. климатических условий места, где произошла  авария.

В аварийной ситуации, произошедшей в пустынной ил полупустынной зонах, человеку приходится очень сложно. И объясняется это не тем, что уж очень жарко, а тем, что жара вступает  здесь в зловещий союз с жаждой. Потеря 15% жидкости (обезвоживание организма) смертельна! Голодание может длиться несколько недель, без воды человек погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата — и часы.

Не рекомендуется выпивать много воды залпом. Такое разовое потребление жидкости жажды не утолит, но может привести к отечности, слабости. Надо помнить, что выпитая вода утоляет жажду не сразу, а лишь после того, как, дойдя до желудка, всосется в кровь, т.е. спустя 10-15 минут. Лучше всего воду пить небольшими порциями через короткие промежутки времени до полного насыщения.

Холод

Согласно статистическим данным, 10-15% людей, погибших в туристических маршрутах, стали жертвами переохлаждения.

Холодовая опасность угрожает человеку в наибольшей степени в зимний период времени. Но для выживания человека в условиях низких температур большое значение имеет скорость ветра. При фактической температуре воздуха -3°С и скорости ветра 10-11 м/сек их общее охлаждающее воздействие на человека выражается значением -20°С. При той же скорости ветра, наблюдаемые на шкале термометра -10°С фактически равны -30°С, а -25°С уже -50°С.

В местностях, лишенных естественных укрытий, низкие температуры воздуха вкупе с сильным ветром могут сократить время выживания до нескольких часов.

Долговременное выживание при минусовых температурах зависит, кроме перечисленных климатических факторов, от состояния одежды и обуви, качества построенного убежища, наличия запасов топлива, горючего и еды, морального и физического состояния человека.

Страх естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью.

Страх не только сопутствует аварийной ситуации, но зачастую опережает ее. Толчком к нагнетанию чувства страха может послужить любое неожиданное событие — ухудшение погоды, поломка средств передвижения, потеря ориентировки и т.п. При взрывах, землетрясениях, столкновениях транспортных средств и других неожиданно возникших опасностях, чувство страха наступает мгновенно.

Поведенческие реакции на опасность у каждого человека индивидуальны и в различных ситуациях могут проявляться по-разному. Для людей, оказавшихся в аварийной ситуации, наиболее характерны несколько типов поведения:

— пассивный — человек при встрече с опасностью испытывает чувство полной растерянности;

— активный — характеризуется мгновенным действием (импульсивное поведение);

— разумный — человек профессионально и психологически подготовлен к действиям в чрезвычайных ситуациях (пожарные, моряки).

Переутомление — неизбежный спутник аварийных ситуаций, являющийся следствием постоянного физического и психического напряжения. В случаях резкого физического и психического перенапряжения переутомление может появиться в необычно короткие сроки. Так, человек, в ужасе убегающий от реальной или воображаемой опасности, может в считанные минуты исчерпать резерв своих сил, после наступает неодолимая слабость, безразличие к своей судьбе, апатия. Различают умственное и психическое (душевное) переутомления. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной систем: интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного перенапряжен с постоянным психическим напряжением, большим чувство: ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое перенапряжение наблюдается у людей, чрезмерно обременении душевными волнениями и разного рода обязанностями.

В наибольшей степени долговременное выживание вызывает переутомление, когда сумма таких факторов, как непрерывный труд, недоедание, недосыпание, психическая напряженность, постоянно накапливаясь, изматывают человека физически и морально.

Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения быстро приводят к утомлению детей. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т.п.) утомление легко переходит в переутомление.

В нормальных бытовых условиях хватило бы нескольких дней, чтобы с помощью полноценного отдыха, питания, сна восстановить силы. Но аварийная ситуация таких возможностей не дает. Правильное дозирование;' физических нагрузок, своевременная организация отдыха — одна из важнейших задач, стоящих перед человеком в аварийной ситуации.

Одиночество

Перед человеком, оказавшимся один на один со стихией, встают проблемы как физического, так и морального плана. В одиночку сложнее оборудовать долговременный костровой бивак, труднее пробивать в снежной целине тропу, обеспечиваться продуктами питания, практически невозможно, не имея специального снаряжения, организовать надежную страховку при преодолении сложных участков местности и многое другое.

Человек, оказавшийся в одиночестве в чрезвычайных условиях, в большей степени подвержен эмоциональным стрессам. Для одиночного выживания характерны быстро развивающиеся реактивные психические состояния, при этом нередко человек впадает в глубокую депрессию.

В подобной ситуации очень важно не давать волю своим эмоциям и больше полагаться на рассудок. Нужно стремиться каждую минуту заполнить какой-нибудь полезной работой, которая отвлечет от ненужных размышлений.

Место аварии (климатогеографическая зона, где произошел несчастный случай). Именно этот фактор определяет всю стратегию и тактику выживания.

Долговременное выживание в полупустыне сводится к самостоятельному выходу к населенным пунктам, железным и автомобильным дорогам, сооружению снежных убежит в местах устойчивого снежного покрова—в низинах, оврагах, балках, за препятствиями и в других складках местности.

Пустыня, Выживание в зимний период в пустыне сводится к организации перехода к ближайшему населенному пункту. В случае удаленности от населенных районов или незнания своего местоположения следует на хорошо заметном месте соорудить капитальный лагерь.

Долговременное выживание в летний период при отсутствии значительных запасов пресной воды невозможно!

Летом долговременное выживание в пустыне сводится к сооружению, желательно в закрытом от прямого солнечного излучения месте, двухтентового теневого убежища, установке аварийных сигналов, активной добыче и опреснению с помощью пленочных и паровых конденсаторов воды, организации круглосуточного наблюдения, подаче сигнала бедствия. Особенно заметен в пустыне ночью световой сигнал (луч, фонарь, костер).

Дневной переход категорически недопустим! Ночной возможен только на короткие расстояния.

В пустыне наиболее вероятна гибель от обезвоживания организма, тепловых и солнечных ударов, редко от укусов ядовитых змей и паукообразных.

Горы. Выживание в высокогорье имеет свою специфику и доступно людям со специальной альпинистской подготовкой и наличием специального оборудования.

Гибель людей в горах может произойти в результате схода лавины, камнепада, травм, вызванных падением с большой высоты, скоротечного протекания простудных заболеваний и т.п.

Факторы выживания — это готовность к действию в чрезвычайных ситуациях, воля к жизни, знание основ самоспасения, навыки практического выживания, наличие аварийных наборов и комплект, физическая подготовка, правильная организация само- и взаимоспасения.

Воля к жизни

В условиях аварийной ситуации рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляет волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасов продовольствия. Статистика утверждает, что 90% людей, оказавшихся после кораблекрушения на спасательных средствах, умирают в течение трех суток от моральных факторов! Не однажды команды спасательных судов снимали со шлюпок или плотов, обнаруженных в океане, запасы продуктов, фляги с водой и... мертвые тела.

Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием "я не хочу умирать", а поставленной целью "я должен выжить!". Желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью! Воля к жизни в аварийной ситуации подразумевает в первую очередь действие.

Знание приемов самоспасения

Основа долговременного выживания — прочные знания в самых различных областях. Отсутствие необходимых знаний не могут замен ни энтузиазм, ни даже наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Например, коробок спичек не спасет человека от замерзания, если он не знает, как правильно развести зимой или под дождем костер Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать прав преодоления лавиноопасных участков. Неправильно оказанная первая медицинская помощь тишь усугубляет состояние пострадавшего.

 Наиболее важны с точки зрения будущей аварии универсальные приемы: подача сигнала бедствия с помощью подручных средств, ориентирование на местности без компаса, выдерживание направления в ходе движения, общие принципы поиска населенных пунктов, людей, длительное сохранение продуктов питания, приготовление пищи без посуды, добыча огня примитивными способами, организация долговременного лагеря, первая помощь при травмах и других телесных | повреждениях, преодоление водных преград и т.п.

Навыки выживания

Знание приемов самоспасения приобретает наибольший коэффициент полезного действия в случаях, когда теория смыкается с практикой. Иначе говоря, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в той или иной ситуации, но и знает, как это делать.

Поколениями накапливаемые знания, закрепленные навыками практической жизнедеятельности, позволили людям приспособиться к самым неблагоприятным условиям внешней среды. Эскимос на севере, охотник-промысловик в тайге, австралийский абориген в пустыне из-за накопленного их предшественниками опыта чувствует себя вполне нормально. Любой человек должен не только знать, но и иметь навыки выживания в экстремальных ситуациях.

Общая физическая подготовка, закалка

Нельзя утверждать, что физическая сила в аварийной ситуации важнее выносливости, или наоборот. Все зависит от конкретных обстоятельств аварии. Когда необходимо доставить в лагерь груз или срубить сухостойное дерево, удержать на крутом склоне сорвавшегося товарища и т.п., необходима сила. В случаях, когда речь идет о многосуточном переходе или исполнении работ в течение длительного времени при нехватке продуктов питания, незаменима выносливость.

Понятно, что такие физические свойства организма, как выносливость, сила, закаленность в условиях аварийной ситуации приобрести невозможно. Для этого требуются месяцы, иногда годы. Лучше всего вырабатывать в себе эти качества во время систематических занятий активными видами спорта. Особенно полезны такие виды спорта, как альпинизм, туризм, бег и т.п.

Чем больше человек натренирован, тем легче переносит воздействие отрицательных температур, легче адаптируется к условиям аварийной ситуации, дольше сохраняет работоспособность.

Сигналы бедствия

Розыск людей, оказавшихся в критической ситуации, перед» затруднен тем, что его приходится вести на значительной территории Очень сложно обнаружить их в горах, лесном массиве или при плохо) погоде.

Терпящие бедствие, увидев самолет или услышав шум двигателя должны использовать любые имеющиеся средства для подачи сигналов указывающих на их местоположение. Можно подавать сигналь трассирующими патронами из стрелкового оружия.

Человеку бывает трудно представить, что "солнечный зайчик' может хоть в малой степени конкурировать с радио, пиротехникой и электротехникой. Тем не менее, при угле стояния солнца 130° яркость светового "зайчика" составляет 4 млн.свечей, а при угле 90° — возрастает до 7 млн. свечей. С самолета, летящего на высоте 1-1,5 км такую вспышку обнаруживают на расстоянии до 24 км, т.е. раньше чем любой другой визуальный сигнал.

Для людей, терпящих бедствие, надежным сигналом о помощи служит костер. Чтобы своевременно подать сигнал поисковом; самолету, материал для костра заготавливают заранее.

Сухие ветки, стволы, мох складывают на открытом месте — просеке, поляне, вершине холма, чтобы дым не "зацепился" за ветви  деревьев. Чтобы дым был гуще и чернее, в разгоревшийся костер  подбрасывают свежую траву, сырой мох, а если есть возможность куски резины, смазочные материалы.

В пустыне, при отсутствии топлива, можно использовать банки с песком, пропитанные смазочными маслами.

Костер поджигают только тогда, когда самолет или другое средство появилось в зоне видимости.

Внимание экипажа поискового самолета можно привлечь различными сигналами, демаскирующими местность, например, вытоптать в снегу геометрические фигуры, вырубить кустарник, выложить камни и т.п.

Если имеется ткань яркой расцветки, ее растягивают на открытом месте. Летчики и десантники для этой цели могут воспользоваться куполом парашюта.

Для передачи с земли на борт самолета наиболее важных сообщений при отсутствии радиостанции разработана международная кодовая таблица сигналов.

 

Ориентирование на местности

 

  Людям, потерявшим ориентировку, быстрее всего определить свое местонахождение можно, вернувшись по своим следам назад, до места гарантированного ориентирования, и уже оттуда продолжать свой маршрут.

Существует несколько способов ориентирования: по компасу, звездам, солнцу, тени, луне, местным предметам, культовым сооружениям, радиосигналам, солнцу и часам.

По звездам. Полярная звезда—последняя в ручке ковша созвездия "Малая медведица" —всегда указывает на север. Отыскать ее можно, мысленно проложив линию, соединив две крайние звезды в ковше созвездия "Большая медведица".

По солнцу. Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень укажет на север.

По луне. Самая короткая полуночная тень при полной луне указывает на север.

По местным предметам. С северной стороны отдельно стоящих; деревьев кора бывает грубее, темнее, с большим количеством трещин. С южной — эластичней, суше, имеет более светлый оттенок. У березы) со стороны, обращенной к югу, кора мягче, чище, белее. У деревьев! хвойных пород, особенно это заметно у сосны, в результате намокай!* коры образуется темная мокрая полоса. На обращенной к северу стороне она сохраняется дольше. С южной стороны натеки смолы У хвойных деревьев гораздо обильнее. Мох любит северную, теневую сторону дерева, пня, камня. У отдельно стоящих деревьев трава гуще растет с южной стороны.

Южная сторона муравейника более пологая.

 По культовым сооружениям. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни на запад. Опущенный конец перекладины креста, венчающего купол, обращен на юг, а приподнятый — на север.

 

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

 

Для жителей южного, юго-восточного и западного регионов Казахстана наибольшую опасность представляют землетрясения и порождаемые ими явления (сели, обвалы, оползни, лавины, прорывы плотин, аварии на химически-, взрыво-, пожароопасных предприятиях

и т.п.).

Существенно можно снизить социально-экономический ущерб, если заранее подготовиться к землетрясениям и их последствиям. В достижении этой цели каждому жителю сейсмоопасной зоны необходимо иметь определенные знания о землетрясениях, знать правила безопасного поведения и уметь грамотно действовать при их

возникновении.

Подземные толчки и колебания поверхности Земли, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний, называют землетрясением.

Землетрясения — геологические явления. Они могут возникать повсеместно. Очаги землетрясений формируются в недрах Земли. Причинами возникновения землетрясений являются резкие нарушения в геологической среде: сдвиги, сколы, срывы, разрывы. Каждое землетрясение — это "взрыв", в результате которого освобождается часть накопленной в недрах Земли энергии.

Сотрясения земной поверхности вызываются сейсмическими волнами. Существует два типа таких волн: объемные (распространяются в теле Земли) и поверхностные (идут вдоль земной поверхности). Объемные волны бегут быстрее поверхностных волн и в точке наблюдения вызывают первый толчок, сигнализирующий о том, что произошло землетрясение. Поверхностные волны запаздывают на несколько секунд. Они вызывают следующие, обычно более резкие

удары.

Область Земли, откуда выделяется сейсмическая энергия,

называется очагом.

Гипоцентр — это точка в очаге, источник первой сейсмической (объемной) волны. Максимальная глубина очага в земной коре на территории Казахстана не превышает 50 км.

Эпицентр это точка на поверхности Земли, находящаяся непосредственно над гипоцентром.

58

Землетрясения часто сопровождаются трещинами на поверхности Земли. При катастрофическом Аляскинском землетрясении (1964 г.) такая трещина достигла 1000 км длины.

Мера величины сотрясения (интенсивность землетрясения) определяется степенью разрушения зданий, характером изменения земной поверхности и оценивается в баллах. Мерой общей энергии сейсмических волн служит магнитуда землетрясения. Магнитуда — это некоторое условное число, пропорциональное логарифму максимальной амплитуды смещения частиц почвы. Эта величина определяется из наблюдений на сейсмических станциях и выражается в относительных единицах. Из расчета энергосодержания Земли землетрясение не может иметь магнитуду более 9. Магнитуда, интенсивность землетрясения и глубина залегания очага связаны между собой определенной зависимостью. Наибольшая часть очагов случившихся землетрясений имела глубину 20-30 км.

В разных странах разработано большое количество (около 50) сейсмических шкал, используемых для оценки интенсивности землетрясений.

Согласно шкалы Рихтера (профессор Калифорнийского технологического института Чарльз Ф.Рихтер) сильнейшие из когда-либо зарегистрированных землетрясений имели магнитуду 8,9. Для сравнения: магнитуда Армянского (Спитак) землетрясения 1988 г. составляла 7,0; Китайского (Ганъсу) 1920 г. — 8,6.

В Японии разработана 7-балльная шкала для определения интенсивности землетрясений в условиях Японского архипелага.

В 1964 году Медведевым С.В. (СССР), Шпонхойером В. (ФРГ) и Карником В. (ЧССР) была разработана 12-балльная международная шкала М8К-64 (по начальным буквам фамилий ее авторов). В странах СНГ и в ряде европейских стран ею пользуются и по настоящее время.

Ознакомьтесь (по шкале М8К-64) с описанием признаков землетрясений различной балльности и вероятного воздействия толчков на поведение людей, животных, состояние зданий и сооружений, природные явления в грунтах, изменение режима фунтовых и наземных вод.

1 балл. Неощутимое землетрясение. Интенсивность колебаний лежит ниже предела чувствительности людей. Сотрясения почвы обнаруживаются и регистрируются только сейсмографами.

2 балла. Едва ощутимое землетрясение. Колебания ощущаются только отдельными людьми, находящимися в покое внутри помещений, особенно на верхних этажах.

3 балла. Слабое землетрясение. Землетрясение ощущается около50% людьми, находящимися внутри помещений, под открытым небом

— некоторыми. Коле


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.