Развитие российской культуры в первой половине XVIII века — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие российской культуры в первой половине XVIII века

2020-11-19 225
Развитие российской культуры в первой половине XVIII века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие российской культуры в первой половине XVIII века

(Эпоха Петра Великого)

Направление

Основные тенденции Примеры произведений Авторы Месторасположение

Быт, повседневная жизнь

Внедрение западных тенденций в культурную жизнь России: 1) внешний вид: бритье бород, платья по немецкой и французской моде; 2) учреждение ассамблей – новой формы досуга для дворянства (придворные балы для общения); приобщение женщин к придворной жизни; 3) 1699 г. - новое летоисчисление (от Рождества Христова) 1717 г. – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» - сборник правил поведения в обществе и дома.    

Система образования и развитие науки

Воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства: 1714 г. – Указ об обязанности дворян служить и учиться. Начало светского образования в России. 1714 г. – Начало коллекции Кунсткамеры 1701 г. – Школа математических и навигационных наук. Артиллерийская школа 1712 г. – Инженерная школа 1707 г. – Медицинская академия. 1716 г. – Цифирные школы (начальные) Создается сеть церковных школ. 1725 г. – Академия наук (+гимназия и академический университет)   Москва, Сухарева башня.   Москва Москва     Петербург

Печатное дело

1) Открытие новых типографий, выпуск учебных книг 2) 1708 г. – реформа шрифта (замена церковно-славянского более простым гражданским)   3) Идеологическое обоснование петровских реформ 1701 г. – «Букварь словенскими, греческими, римскими письменами учатися хотящим»   1703 г. – «Арифметика, сиречь наука численная» 1702 г. – Первая печатная газета «Ведомости» 1724 г. – «Книга о скудости и богатстве» Проповеди и литературные произведения Фёдор Поликарпов (преподаватель Славяно-греко-латинской академии) Леонтий Магницкий Иван Тихонович Посошков Феофан Прокопович  

Географические открытия, освоение земель

Изучение природных условий и создание географических карт страны: 1) открытие богатых залежей руды на Урале, Донецкого каменноугольного района, бакинской нефти 2) изучение внутренних районов Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии 3) Экспедиции В.Беринга, С. Челюскина, братьев Д. и Х. Лаптевых. Сер. XVIII в. – «Атлас Российский» «Описание земли Камчатки» И.К. Кириллов С.П. Крашенинников  

Искусство

Живопись 1) Приобщение России к западной школе живописи: усиление интереса к человеку, его внутреннему миру и строению его тела 2) Новые материалы, новые приемы реалистической передачи окружающего мира, прямая перспектива, светотень, фактурность изображаемых материалов 3) Многообразие сюжетов и образов. Портретная живопись: Портрет канцлера графа Г.И. Головкина Автопортрет с женой Гравюры:   «Панорама Санкт-Петербурга» И.Н. Никитин А.М. Матвееев И. Ф. Зубов, Алексей Ростовцев. А.Ф. Зубов   Скульптура   Скульптурные портреты: Бюст и конная статуя Петра Великого, бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком 1733-1735г г. – Царь-колокол Карло Бартоломео Растрелли Иван Фёдорович Моторин, Михаил Иванович Моторин   Петербург     Москва Архитектура 1) Возникновение регулярной городской застройки (планы СПб – Ж.Б. Леблон, П.М. Еропкин). 2) Новый тип усадебной архитектуры: дворец в западноевропейском стиле   Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий   Дворец А.Д. Меншикова Доменико Трезини Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель Петербург     Петербург

 

Вариант № 1.

1. Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся

1) М. Казаков 2) В. Баженов 3) Ф.- Б. Растрелли 4) К. Росси

 

2. Первым высшим учебным заведением в России стал (-а)

1) Московский университет

2) Славяно-греко-латинская академия

3) Смольный институт

4) Академия наук

 

3. Создателем скульптуры «Медный всадник» на Сенатской площади в Санкт-Петербурге был

1) Э.-М. Фальконе 2) П. Клодт 3) П. Еропкин 4) С. Ушаков

 

4. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев – это

1) известные художники

2) основоположники отечественной географической науки

3) деятели российского Просвещения

4) выдающиеся математики

 

5. Расположите следующие события в хронологической последовательности:

1) основание Кунсткамеры

2) основание Московского университета

3) начало книгопечатания на Руси

4) основание Академии наук

5) основание Академии художеств

 

6. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре:

1) Кунсткамера

2) парсуна

3) фреска

4) лицей

5) университет

 

7. Какие три из перечисленных представителей культуры были известными художниками-портретистами XVIII века?

1) В.Л. Боровиковский 2) Ф.С. Рокотов 3) В.И. Баженов 4) Д.Г. Левицкий 5) Г.Р. Державин 6) Д. Трезини

 

8.  Какие три из названных ниже понятий, терминов, названий характеризуют развитие русской культуры в XVIII веке?

1) Кунсткамера 2) мозаика 3) парсуна 4) парадный портрет 5) Смольный институт 6) Петровское барокко
   

9. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и их произведениями

А) Д.Г. Левицкий Б) А.Н. Радищев В) В.Н. Татищев Г) В.И. Баженов 1) картина «Екатерина II – законодательница» 2) Дом Пашкова 3) «Путешествие из Петербурга в Москву» 4) комедия «Недоросль» 5) «История Российская»

 

10. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и сферами их основных занятий

В.И. Баженов И.П. Кулибин Г.Р. Державин Ф.С. Рокотов 1) изобретательство 2) литература 3) архитектура 4) театр 5) живопись

11. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.

Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ______________

12. Прочтите отрывок из указа и назовите имя императора, в годы правления которого он был принят:

«На Москве и во всех городах царедворцам, приказным, гостям и посадским людям всем сказать, что впредь с сего Его Величества Государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороду и усы брить не хотят, с тех и мать 60 рублей с человека...» Ответ: ________________.


Тренировочные задания по теме «Культура России XVIII вв»

Вариант № 2.

1. С именами С.И. Дежнёва, В.Д. Пояркова, В.В Атласова связаны (-о):

1) крупные географические открытия

2) развитие научно-технической мысли

3) развитие университетского образования

4) появление новых жанров в литературе

2. Как назывались в начале XVIII в. собрания-балы в домах российской знати:

1) магистраты 2) резиденции 3) ассамблеи 4) сессии

 

3. Что из названного относится к реформам Петра I в сфере культуры и быта?

1) создание первой в России рукописной газеты

2) начало книгопечатания

3) переход к новому летосчислению от Сотворения мира

4) введение нового гражданского шрифта

4. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был (-а)

1) Н. Новиков 2) Е. Дашкова 3) А. Радищев 4) Екатерина II

 

5. Расположите следующие архитектурные сооружения в хронологическом порядке их создания:

1) Петропавловский собор

2) Зимний дворец

3) Успенский собор Московского Кремля

4) Покровский собор в Москве

5) колокольня Ивана Великого

6. Расположите следующие исторические произведения и события в хронологической последовательности их создания и возникновения:

1) открытие Навигационной школы

2) учреждение Славяно-греко-латинской академии

3) открытие Смольного института благородных девиц

4) «Житие протопопа Аввакума»

5) «Задонщина»

 

 

7. Какие три из перечисленных деятелей науки и культуры жили и работали в XVIII веке?

1) М.В. Ломоносов 2) К.П. Брюллов 3) А.С. Пушкин 4) А.М. Васнецов 5) Ф.Б. Растрелли 6) И.П. Кулибин

 

8. Какие три из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII веке?

1) парсуна 2) сентиментализм 3) классицизм 4) фреска 5) барокко 6) передвижники

 

9. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью:

1) Денис Фонвизин 2) Федот Шубин 3) Владимир Боровиковский 4) Николай Новиков 1) журналист, издатель 2) скульптор 3) архитектор 4) писатель 5) художник  

10.  Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и их произведениями

А) Д. Трезини Б) Д.И. Фонвизин В) Э. Фальконе Г) К.Б. Растрелли 1) комедия «Недоросль» 2) Медный всадник 3) конная статуя императора Петра I 4) здание Московского университета 5) Здание Двенадцати коллегий

 

11. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.

Для архитектурного стиля ______________ характерна пышность и прихотливость форм, растительный орнамент, сложные объемы, мягкие изгибы декора.

12.  Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идёт речь.

«С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра 1, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М. В. Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых»

Вариант № 1.

1. Какие суждения об архитектурном сооружении, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) постройка относится к XIX веку

2) данное строение использовалось как императорский дворец

3) основной архитектурный стиль постройки – поздний классицизм

4) одним из архитекторов, построившим данное сооружение, был Ф.-Б. Растрелли

5) сооружение находится в Москве

 

2. Какие картины и (или) скульптуры, представленные ниже, были созданы в том же веке, что и указанный архитектурный памятник? Выберите два верных ответа. Укажите авторов и названия данных произведений.

1)

2)

3)

 

4)

Вариант №2.

1. Какие суждения об изображенной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) картина написана во второй половине XVIII в.

2) Автором картины является А.М. Матвеев

3) картина является примером парадного портрета

4) в картине отражены принципы импрессионизма

5) художник на картине отобразил средневековый сюжет

 

2. Какие скульптуры, представленные ниже, были созданы в годы правления той же императрицы, при которой была написана указанная картина? Выберите два верных ответа. Укажите авторов и названия скульптурных произведений.

1)

 

2)

 

3)

 

4)

 

 

1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные.

Исторические  личности Представители  культуры Достижения культуры
Князь Ярослав Мудрый _______________(А) «Слово о законе и благодати»
_______________(Б) Барма и Постник _______________(В)
Елизавета Петровна _______________(Г) _______________(Д)
_______________(Е) В. Баженов Дом Пашкова в Москве

Развитие российской культуры в первой половине XVIII века

(Эпоха Петра Великого)

Направление

Основные тенденции Примеры произведений Авторы Месторасположение

Быт, повседневная жизнь

Внедрение западных тенденций в культурную жизнь России: 1) внешний вид: бритье бород, платья по немецкой и французской моде; 2) учреждение ассамблей – новой формы досуга для дворянства (придворные балы для общения); приобщение женщин к придворной жизни; 3) 1699 г. - новое летоисчисление (от Рождества Христова) 1717 г. – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» - сборник правил поведения в обществе и дома.    

Система образования и развитие науки

Воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства: 1714 г. – Указ об обязанности дворян служить и учиться. Начало светского образования в России. 1714 г. – Начало коллекции Кунсткамеры 1701 г. – Школа математических и навигационных наук. Артиллерийская школа 1712 г. – Инженерная школа 1707 г. – Медицинская академия. 1716 г. – Цифирные школы (начальные) Создается сеть церковных школ. 1725 г. – Академия наук (+гимназия и академический университет)   Москва, Сухарева башня.   Москва Москва     Петербург

Печатное дело

1) Открытие новых типографий, выпуск учебных книг 2) 1708 г. – реформа шрифта (замена церковно-славянского более простым гражданским)   3) Идеологическое обоснование петровских реформ 1701 г. – «Букварь словенскими, греческими, римскими письменами учатися хотящим»   1703 г. – «Арифметика, сиречь наука численная» 1702 г. – Первая печатная газета «Ведомости» 1724 г. – «Книга о скудости и богатстве» Проповеди и литературные произведения Фёдор Поликарпов (преподаватель Славяно-греко-латинской академии) Леонтий Магницкий Иван Тихонович Посошков Феофан Прокопович  

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.