Критерии оценивания форм текущего контроля — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Критерии оценивания форм текущего контроля

2020-11-19 88
Критерии оценивания форм текущего контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доклад отлично – исчерпывающие ответы на предложенные вопросы. Глубокое понимание материала, который излагается, свободное ориентирование в нем.  хорошо – исчерпывающие ответы на предложенные вопросы. Глубокое понимание материала, который излагается, свободное ориентирование в нем. Допущены неточности или незначительные ошибки. удовлетворительно – неполные ответы вопросы. Материал излагается с ошибками и нарушением логичной последовательности. неудовлетворительно - отсутствие доклада
Тестирование отлично – не менее 90% ответы правильные. хорошо – не менее 70% ответов правильные. удовлетворительно – не менее 50% ответов правильные. неудовлетворительно – менее 20% ответов правильные.

 

Критерии оценивания тестовых заданий

 

Коэффициент усвоения Оценка
0,9 – 1, 0 2 балла
0,8 – 0,89 1,5 балла
0,5 – 0,79 1 балл
Меньше 0,5 0 баллов

Критерии оценивания решений кейс-стади (максимальное количество баллов – 3)

Критерии оценивания Баллы
- соответствие решения сформулированным в задании вопросам; - новизна подхода (оригинальность, новаторство, креативность); - логичное свободное изложение материала; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение обосновать свои суждения; - правильные, полные ответы на дополнительные вопросы. 3
- соответствие решения сформулированным в задании вопросам; - традиционные подходы к решению проблем; - грамотное изложение материала, однако, содержание решения, ответов имеет отдельные неточности; - ответы на дополнительные вопросы правильные, с незначительными неточностями или недостаточно полный. 2
- решение не в полной мере соответствует поставленным в кейсе вопросам; - изложение материала неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий; - в ответах на дополнительные вопросы обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. 1
- студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать решение проблемы; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом 0

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата (максимальное количество баллов – 4)

Критерии Показатели
1. Определение актуальности и новизны тематики реферата. Максимальный балл – 1. - актуальность проблематики реферата; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании аспекта выбранной для анализа проблемы; - оригинальность текста – не менее 65%.
2. Степень раскрытия сущности проблемы, рассматриваемой в реферате. Максимальный балл – 2. -  соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
3. Качество защиты реферативного обзора Максимальный балл –1. - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - умение аргументировать основные положения и выводы; - точность и правильность ответов на вопросы.
Итого: 4 балл.  

5. ФондЫ оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация в виде экзамена, допуск - успешное выполнение задания текущего контроля. При этом обучающийся должен показать все те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе текущей работы по изучению дисциплины.

Для проведения промежуточного контроля качества обучения обучающихся применяется балльно-рейтинговая система (БРС).

Формирование балльной оценки по дисциплине «Управление муниципальными программами и проектами». Распределение баллов, формирующих рейтинговую оценку работы обучающегося, осуществляется следующим образом:

 

Схема расчета рейтинговых баллов по дисциплине

 

Виды работ Максимальное количество баллов
Посещаемость 10
Текущий контроль 40
Творческий рейтинг 20
Промежуточная аттестация (зачет) 30
ИТОГО 100

 

Посещаемость

Явка на практические занятия регистрируется. Оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий (= 10) мультипликатор составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины – 9, двух занятий – 8, трех занятий – 7, четырех занятий – 6, пяти занятий – 5, шести занятий – 4. При пропуске семи и более занятий без уважительной причины мультипликатор равен 0.

 

Текущий контроль

 

Наименование тем, выносимых на контроль Форма проведения контроля Количество баллов
Тема 1 Тестирование 2
Тема 2 Решение кейса 3

Итого:

20

 

Творческий рейтинг

 

Наименование темы дисциплины Вид работы Количество баллов
Все темы Эссе, доклады, рефераты 10
Все темы Публикация статей, Участие в научно-практических конференциях с докладом 10

Итого:

20

 

Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация по результатам изучения учебной дисциплины «Управление муниципальными программами и проектами» в 1-ом семестре включает ответ на два теоретических вопроса и решение кейса экзаменационного билета. Оценка по результатам экзамена выставляется по следующим критериям:

- Первый теоретический вопрос – 10 баллов.

- Второй теоретический вопрос – 10 баллов.

- Решение кейса – 20 баллов.

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией.

Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом (таблица 4.4).

Таблица 4.9 – Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную

100-балльная система оценки   Традиционная четырехбалльная система оценки
85 – 100 баллов оценка «отлично»/«зачтено»
70 – 84 баллов оценка «хорошо»/«зачтено»
50 – 69 баллов оценка «удовлетворительно»/«зачтено»
менее 50 баллов оценка «неудовлетворительно»/«незачтено»

Таблица соответствия параметров оценивания результатам контроля знаний по разным шкалам

Сумма баллов по 100-балльной системе оценивания

Оценка

ECTS

Параметры оценивания

Уровень владения компетенциями

Оценка по пятибалльной системе оценивания

для экзамена, КП (КР), практики для зачета
90-100 А выполнены все требования-компетенции, а именно: теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены качественно и оценено высоким, близким к максимальному числом баллов. Высокий (творческий) отлично

зачтено

82-89 В теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, выполнены все предусмотренные программой обучения учебные задания, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному

Достаточный

(эвристический)

хорошо

74-81 С теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками
64-73 D теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, содержат ошибки

Средний

(адаптивный)

удовлетворительно

60-63 Е теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному
35-59 FX теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий

Низкий

(репродуктивный)

неудовлетворительно

не зачтено

1-34 F теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий

 

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырех балльную

 

100-балльная система оценки   Традиционная четырехбалльная система оценки
85 – 100 баллов оценка «отлично»/«зачтено»
70 – 84 баллов оценка «хорошо»/«зачтено»
50 – 69 баллов оценка «удовлетворительно»/«зачтено»
менее 50 баллов оценка «неудовлетворительно»/«незачтено»

 

Перечень примерных вопросов к промежуточному контролю по дисциплине «Управление муниципальными программами и проектами»

1. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: актуальные проблемы и перспективы развития.

2. Основные методы муниципального стратегического планирования.

3. Технологии подготовки муниципальных программ (приоритетных проектов).

4. Мониторинг реализации, оценка исполнения региональных муниципальных программ: типы оценок, методика проведения.

5.  «STEP»-анализ: сущность, возможности применения в муниципальном управлении, достоинства и недостатки.

6. Оценка конкурентоспособности муниципального образования. Выявление возможностей для экономического роста как ключевые задачи стратегического анализа развития региона.

7. Методология стратегического анализа развития муниципального образования.

8.  «SWOT»-анализ: сущность, возможности применения в муниципальном управлении, достоинства и недостатки.

9. Анализ внутреннего потенциала муниципального образования: сущность, методы, их достоинства и недостатки.

10. Аналитическое обеспечение стратегического планирования в муниципальном управлении.

11. Перспективные экономические специализации муниципальных образований Республики Крым и города Севастополя.

12. Виды общегосударственных, региональных стратегий. Законодательное обеспечение стратегического государственного управления.

13. Маркетинговые стратегии развития муниципального образования: понятие, виды.

14. Определение целей развития городов и городских муниципальных образований при стратегическом планировании их развития.

15. Опыт стратегического управления в муниципальном управлении в зарубежных странах.

16. Основные условия перехода муниципальных образований к стратегическому планированию: опыт зарубежных стран и России.

17. Цели, принципы и методы разработки стратегий городов и городских округов.

18. Основные формы национального программирования: национальные антикризисные программы, национальные программы, национальные проекты, целевые программы федерального, муниципального уровней.

19. Особенности государственного стратегического управления муниципальных образований за рубежом.

20. Особенности стратегического управления в муниципальном управлении.

21. Понятие и виды стратегических планов (программ, проектов).

22. Понятие и элементы стратегического проекта на уровне субъекта РФ, муниципального образования.

23. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления.

24. Стратегические муниципальные программы: роль, значение, классификация, состав.

25. Управленческие и организационные механизмы, обеспечивающие становление стратегирования в муниципалитетах.

26. Стратегия 2030 субъектов РФ: основные положения, проблемы реализации.

27. Управление изменениями при реализации стратегии развития муниципального образования: понятие, виды сопротивления изменениям, методы преодоления сопротивления изменениям.  

28. Стратегическое управление на муниципальном уровне: необходимость, проблемы, перспективы развития.

29. Роль и значение мониторинга в системе стратегического планирования развития муниципального образования. Ключевые показатели, мониторинга и контроля.

30. Организация контроля за реализацией стратегии развития муниципальных образований.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании ответов на вопросы, предлагаемые к экзамену (максимальное количество баллов – 40)

Критерии оценивания Сумма баллов
Дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. 35 – 40
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной гистологической терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя. 25 –34
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 10 – 24
Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося. Или Ответ на вопрос полностью отсутствует или Отказ от ответа 0

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 6.1 – Основная и дополнительная литература

№ п/п Наименование изданий учебной литературы Количество экземпляров

Основная литература

1 Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 469 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-534-11138-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444534 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех
2 Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 427 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03642-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432857 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех
3 Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина [и др.]; под общей редакцией Ф. Т. Прокопова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00236-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433153 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех
4 Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.]; под общей редакцией Л. Э. Лимонова; под редакцией Б. С. Жихаревича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05252-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433076 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех

Дополнительная литература

1 Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов; под редакцией В. С. Абрамова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 270 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7127-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433585 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех
2 Угрюмова, А. А. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 477 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07638-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433564 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех
3 Кузнецова, Е. В. Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07425-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433975 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех
4 Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев; под редакцией Ю. В. Фролова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09015-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437776 без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех

Информация о наличии в фонде библиотеки изданий учебной литературы, перечисленной в настоящей РПД, представлена в приложении Б.

 

7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

7.1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Название сайта Адрес сайта
1. Официальный сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru -
2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://www.gov.ru
3. Официальный сайт Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru
4. Официальный сайт Совета Федерации www.council.gov.ru  
5. Федеральная служба государственной статистики http:// www.gks.ru
6. Российская Газета http://www.rg.ru
7. Журнал «Эксперт http://www.expert.ru
8. Федеральный портал. Российское образование. http://www.edu.ru Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. http://ecsocman.hse.ru
9. ГАРАНТ - компьютерная правовая системы ГАРАНТ и комплекс информационно-правового обеспечения (ИПО) http://www.garant.ru  
10. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
11. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru
12. Официальный сайт Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru/  
13. Официальный сайт Правительства города Севастополя https://sevastopol.gov.ru/
14. Официальный сайт Законодательного Собрания Севастополя https://sevzakon.ru  

7.2 Электронно-библиотечные системы:

Адрес сайта и его описание Перечень материалов представленных на сайте
1. http://znanium.com/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) ZNANIUM.COM включает Основную коллекцию (базовую), Научный поиск (модуль), Энциклопедию Znanium
2. https://www.biblio-online.ru/   Электронно-библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ». Фонд электронной библиотеки составляет более 4000 наименований и постоянно пополняется новинками, в большинстве своем это учебники и учебные пособия для всех уровней профессионального образования от ведущих научных школ с соблюдением требований новых ФГОСов.
3. http://krcons.ru/ КонсультантПлюс КонсультантПлюс - справочная правовая система

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 8.1 – Программные продукты, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

Наименование программного продукта Назначение Тип продукта
Windows 10 Операционная система полная лицензионная версия
Windows 8 Операционная система полная лицензионная версия
Office XP, Office 2003, Office 2007, 2013, 2016 (Word, Excel, Access, Power Point) Обработка электронной документации, табличные вычисления, управление базами данных, создание и демонстрация презентаций полная лицензионная версия
ППП Fine-Reader 9.0 Обработка электронной документации полная лицензионная версия
ППП Foxit Reader просмотр электронных документов в стандарте PDF полная лицензионная версия

9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 9.1 – Перечень и краткая характеристика материально-технической базы

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр. Перечень основного оборудования
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа№ 497 г.Севастополь, Севастополь, ул. Курчатова 7. 25 посадочных мест, переносное демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, для групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации № 497, г. Севастополь, ул. Курчатов, 7 25 посадочных мест; переносное демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
учебная аудитория для самостоятельной работы № 302 г. Севастополь, ул. Курчатова,7 25 посадочных мест; выход в Интернет, доска маркерная, 3 флипчарта, принтер лазерный

 


Приложение А

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение обучающимся учебной дисциплины «Управление муниципальными программами и проектами» предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, практический занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся: самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины; проработку и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий; подготовка к практическим занятиям; написание реферата, подготовка презентаций; подготовка к рубежному контролю; исследовательская работа; подготовка к промежуточному контролю и др.

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Важным условием успешного освоения обучающимися дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций, практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.

Подготовка к лекциям. Лекция является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым учебным материалом;

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

- систематизирует учебный материал;

- ориентирует в учебном процессе.

Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от обучающихся требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая обучающемуся понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в процессе эволюции, так и в настоящее время.

С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции. С этой целью необходимо:

- внимательно прочитать материал предыдущей лекции;

- ознакомиться с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;

- внести дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;

- записать возможные вопросы, которые необходимо задать лектору по материалу изученной лекции;

- постараться уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;

- подготовиться к предстоящей лекции (тему необходимо узнать по тематическому плану), записать информацию, которой вы владеете по данному вопросу

Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность обучающегося. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию обучающийся должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами, учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и сети Интернет является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий, нормативно-правовых актов. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Следующим этапом работыс литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата, курсового проекта или другого задания.

Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:

- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с учебной задачей;

- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;

- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;

- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;

- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;

- пользоваться реферативными и справочными материалами;

- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования.

Подготовка к промежуточной аттестации. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:

- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;

- внимательно прочитать рекомендованную литературу;

- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить учебную дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии, как правило, приносят не слишком удовлетворительные результаты.

После предложенных указаний у обучающихся должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.

 

 


Приложение Б

Справка о наличии в фонде библиотеки

 изданий учебной литературы, перечисленной в РПД,


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.