Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-11-19 | 88 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Доклад | отлично – исчерпывающие ответы на предложенные вопросы. Глубокое понимание материала, который излагается, свободное ориентирование в нем. хорошо – исчерпывающие ответы на предложенные вопросы. Глубокое понимание материала, который излагается, свободное ориентирование в нем. Допущены неточности или незначительные ошибки. удовлетворительно – неполные ответы вопросы. Материал излагается с ошибками и нарушением логичной последовательности. неудовлетворительно - отсутствие доклада |
Тестирование | отлично – не менее 90% ответы правильные. хорошо – не менее 70% ответов правильные. удовлетворительно – не менее 50% ответов правильные. неудовлетворительно – менее 20% ответов правильные. |
Критерии оценивания тестовых заданий
Коэффициент усвоения | Оценка |
0,9 – 1, 0 | 2 балла |
0,8 – 0,89 | 1,5 балла |
0,5 – 0,79 | 1 балл |
Меньше 0,5 | 0 баллов |
Критерии оценивания решений кейс-стади (максимальное количество баллов – 3)
Критерии оценивания | Баллы |
- соответствие решения сформулированным в задании вопросам; - новизна подхода (оригинальность, новаторство, креативность); - логичное свободное изложение материала; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение обосновать свои суждения; - правильные, полные ответы на дополнительные вопросы. | 3 |
- соответствие решения сформулированным в задании вопросам; - традиционные подходы к решению проблем; - грамотное изложение материала, однако, содержание решения, ответов имеет отдельные неточности; - ответы на дополнительные вопросы правильные, с незначительными неточностями или недостаточно полный. | 2 |
- решение не в полной мере соответствует поставленным в кейсе вопросам; - изложение материала неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий; - в ответах на дополнительные вопросы обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. | 1 |
- студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать решение проблемы; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом | 0 |
Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата (максимальное количество баллов – 4)
|
Критерии | Показатели |
1. Определение актуальности и новизны тематики реферата. Максимальный балл – 1. | - актуальность проблематики реферата; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании аспекта выбранной для анализа проблемы; - оригинальность текста – не менее 65%. |
2. Степень раскрытия сущности проблемы, рассматриваемой в реферате. Максимальный балл – 2. | - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; |
3. Качество защиты реферативного обзора Максимальный балл –1. | - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - умение аргументировать основные положения и выводы; - точность и правильность ответов на вопросы. |
Итого: 4 балл. |
5. ФондЫ оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Завершающим этапом изучения дисциплины является промежуточная аттестация в виде экзамена, допуск - успешное выполнение задания текущего контроля. При этом обучающийся должен показать все те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе текущей работы по изучению дисциплины.
Для проведения промежуточного контроля качества обучения обучающихся применяется балльно-рейтинговая система (БРС).
|
Формирование балльной оценки по дисциплине «Управление муниципальными программами и проектами». Распределение баллов, формирующих рейтинговую оценку работы обучающегося, осуществляется следующим образом:
Схема расчета рейтинговых баллов по дисциплине
Виды работ | Максимальное количество баллов |
Посещаемость | 10 |
Текущий контроль | 40 |
Творческий рейтинг | 20 |
Промежуточная аттестация (зачет) | 30 |
ИТОГО | 100 |
Посещаемость
Явка на практические занятия регистрируется. Оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий (= 10) мультипликатор составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины – 9, двух занятий – 8, трех занятий – 7, четырех занятий – 6, пяти занятий – 5, шести занятий – 4. При пропуске семи и более занятий без уважительной причины мультипликатор равен 0.
Текущий контроль
Наименование тем, выносимых на контроль | Форма проведения контроля | Количество баллов |
Тема 1 | Тестирование | 2 |
Тема 2 | Решение кейса | 3 |
Итого: | 20 |
Творческий рейтинг
Наименование темы дисциплины | Вид работы | Количество баллов |
Все темы | Эссе, доклады, рефераты | 10 |
Все темы | Публикация статей, Участие в научно-практических конференциях с докладом | 10 |
Итого: | 20 |
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация по результатам изучения учебной дисциплины «Управление муниципальными программами и проектами» в 1-ом семестре включает ответ на два теоретических вопроса и решение кейса экзаменационного билета. Оценка по результатам экзамена выставляется по следующим критериям:
- Первый теоретический вопрос – 10 баллов.
- Второй теоретический вопрос – 10 баллов.
- Решение кейса – 20 баллов.
Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией.
Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом (таблица 4.4).
Таблица 4.9 – Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную
100-балльная система оценки | Традиционная четырехбалльная система оценки |
85 – 100 баллов | оценка «отлично»/«зачтено» |
70 – 84 баллов | оценка «хорошо»/«зачтено» |
50 – 69 баллов | оценка «удовлетворительно»/«зачтено» |
менее 50 баллов | оценка «неудовлетворительно»/«незачтено» |
Таблица соответствия параметров оценивания результатам контроля знаний по разным шкалам
|
Сумма баллов по 100-балльной системе оценивания | Оценка ECTS | Параметры оценивания | Уровень владения компетенциями | Оценка по пятибалльной системе оценивания | ||
для экзамена, КП (КР), практики | для зачета | |||||
90-100 | А | выполнены все требования-компетенции, а именно: теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены качественно и оценено высоким, близким к максимальному числом баллов. | Высокий (творческий) | отлично | зачтено | |
82-89 | В | теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, выполнены все предусмотренные программой обучения учебные задания, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному | Достаточный (эвристический) | хорошо | ||
74-81 | С | теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками | ||||
64-73 | D | теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, содержат ошибки | Средний (адаптивный) | удовлетворительно | ||
60-63 | Е | теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному | ||||
35-59 | FX | теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий | Низкий
(репродуктивный) | неудовлетворительно | не зачтено | |
1-34 | F | теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий |
Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырех балльную
100-балльная система оценки | Традиционная четырехбалльная система оценки |
85 – 100 баллов | оценка «отлично»/«зачтено» |
70 – 84 баллов | оценка «хорошо»/«зачтено» |
50 – 69 баллов | оценка «удовлетворительно»/«зачтено» |
менее 50 баллов | оценка «неудовлетворительно»/«незачтено» |
Перечень примерных вопросов к промежуточному контролю по дисциплине «Управление муниципальными программами и проектами»
1. Стратегическое планирование развития муниципальных образований: актуальные проблемы и перспективы развития.
2. Основные методы муниципального стратегического планирования.
3. Технологии подготовки муниципальных программ (приоритетных проектов).
4. Мониторинг реализации, оценка исполнения региональных муниципальных программ: типы оценок, методика проведения.
5. «STEP»-анализ: сущность, возможности применения в муниципальном управлении, достоинства и недостатки.
6. Оценка конкурентоспособности муниципального образования. Выявление возможностей для экономического роста как ключевые задачи стратегического анализа развития региона.
7. Методология стратегического анализа развития муниципального образования.
8. «SWOT»-анализ: сущность, возможности применения в муниципальном управлении, достоинства и недостатки.
9. Анализ внутреннего потенциала муниципального образования: сущность, методы, их достоинства и недостатки.
10. Аналитическое обеспечение стратегического планирования в муниципальном управлении.
11. Перспективные экономические специализации муниципальных образований Республики Крым и города Севастополя.
12. Виды общегосударственных, региональных стратегий. Законодательное обеспечение стратегического государственного управления.
|
13. Маркетинговые стратегии развития муниципального образования: понятие, виды.
14. Определение целей развития городов и городских муниципальных образований при стратегическом планировании их развития.
15. Опыт стратегического управления в муниципальном управлении в зарубежных странах.
16. Основные условия перехода муниципальных образований к стратегическому планированию: опыт зарубежных стран и России.
17. Цели, принципы и методы разработки стратегий городов и городских округов.
18. Основные формы национального программирования: национальные антикризисные программы, национальные программы, национальные проекты, целевые программы федерального, муниципального уровней.
19. Особенности государственного стратегического управления муниципальных образований за рубежом.
20. Особенности стратегического управления в муниципальном управлении.
21. Понятие и виды стратегических планов (программ, проектов).
22. Понятие и элементы стратегического проекта на уровне субъекта РФ, муниципального образования.
23. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления.
24. Стратегические муниципальные программы: роль, значение, классификация, состав.
25. Управленческие и организационные механизмы, обеспечивающие становление стратегирования в муниципалитетах.
26. Стратегия 2030 субъектов РФ: основные положения, проблемы реализации.
27. Управление изменениями при реализации стратегии развития муниципального образования: понятие, виды сопротивления изменениям, методы преодоления сопротивления изменениям.
28. Стратегическое управление на муниципальном уровне: необходимость, проблемы, перспективы развития.
29. Роль и значение мониторинга в системе стратегического планирования развития муниципального образования. Ключевые показатели, мониторинга и контроля.
30. Организация контроля за реализацией стратегии развития муниципальных образований.
Критерии и показатели, используемые при оценивании ответов на вопросы, предлагаемые к экзамену (максимальное количество баллов – 40)
Критерии оценивания | Сумма баллов |
Дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. | 35 – 40 |
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной гистологической терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя. | 25 –34 |
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | 10 – 24 |
Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося. Или Ответ на вопрос полностью отсутствует или Отказ от ответа | 0 |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 6.1 – Основная и дополнительная литература
№ п/п | Наименование изданий учебной литературы | Количество экземпляров |
Основная литература | ||
1 | Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 469 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-534-11138-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444534 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
2 | Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 427 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03642-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432857 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
3 | Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина [и др.]; под общей редакцией Ф. Т. Прокопова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00236-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433153 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
4 | Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.]; под общей редакцией Л. Э. Лимонова; под редакцией Б. С. Жихаревича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05252-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433076 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
Дополнительная литература | ||
1 | Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов; под редакцией В. С. Абрамова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 270 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7127-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433585 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
2 | Угрюмова, А. А. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 477 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07638-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433564 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
3 | Кузнецова, Е. В. Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07425-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433975 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
4 | Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев; под редакцией Ю. В. Фролова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09015-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437776 | без ограничений регистрация по IP-адресам СевГУ, индивидуальный доступ для всех |
Информация о наличии в фонде библиотеки изданий учебной литературы, перечисленной в настоящей РПД, представлена в приложении Б.
7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
7.1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
№ | Название сайта | Адрес сайта |
1. | Официальный сайт Президента Российской Федерации | www.kremlin.ru - |
2. | Официальный сайт Правительства Российской Федерации | http://www.gov.ru |
3. | Официальный сайт Государственной Думы РФ | www.duma.gov.ru |
4. | Официальный сайт Совета Федерации | www.council.gov.ru |
5. | Федеральная служба государственной статистики | http:// www.gks.ru |
6. | Российская Газета | http://www.rg.ru |
7. | Журнал «Эксперт | http://www.expert.ru |
8. | Федеральный портал. Российское образование. http://www.edu.ru Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. | http://ecsocman.hse.ru |
9. | ГАРАНТ - компьютерная правовая системы ГАРАНТ и комплекс информационно-правового обеспечения (ИПО) | http://www.garant.ru |
10. | Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» | http://www.consultant.ru |
11. | Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации | http://economy.gov.ru |
12. | Официальный сайт Правительства Республики Крым | http://rk.gov.ru/ |
13. | Официальный сайт Правительства города Севастополя | https://sevastopol.gov.ru/ |
14. | Официальный сайт Законодательного Собрания Севастополя | https://sevzakon.ru |
7.2 Электронно-библиотечные системы:
№ | Адрес сайта и его описание | Перечень материалов представленных на сайте |
1. | http://znanium.com/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) ZNANIUM.COM включает Основную коллекцию (базовую), Научный поиск (модуль), Энциклопедию Znanium |
2. | https://www.biblio-online.ru/ | Электронно-библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ». Фонд электронной библиотеки составляет более 4000 наименований и постоянно пополняется новинками, в большинстве своем это учебники и учебные пособия для всех уровней профессионального образования от ведущих научных школ с соблюдением требований новых ФГОСов. |
3. | http://krcons.ru/ КонсультантПлюс | КонсультантПлюс - справочная правовая система |
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 8.1 – Программные продукты, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Наименование программного продукта | Назначение | Тип продукта |
Windows 10 | Операционная система | полная лицензионная версия |
Windows 8 | Операционная система | полная лицензионная версия |
Office XP, Office 2003, Office 2007, 2013, 2016 (Word, Excel, Access, Power Point) | Обработка электронной документации, табличные вычисления, управление базами данных, создание и демонстрация презентаций | полная лицензионная версия |
ППП Fine-Reader 9.0 | Обработка электронной документации | полная лицензионная версия |
ППП Foxit Reader | просмотр электронных документов в стандарте PDF | полная лицензионная версия |
9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 9.1 – Перечень и краткая характеристика материально-технической базы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр. | Перечень основного оборудования |
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа№ 497 г.Севастополь, Севастополь, ул. Курчатова 7. | 25 посадочных мест, переносное демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, для групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации № 497, г. Севастополь, ул. Курчатов, 7 | 25 посадочных мест; переносное демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
учебная аудитория для самостоятельной работы № 302 г. Севастополь, ул. Курчатова,7 | 25 посадочных мест; выход в Интернет, доска маркерная, 3 флипчарта, принтер лазерный |
Приложение А
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Освоение обучающимся учебной дисциплины «Управление муниципальными программами и проектами» предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, практический занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся: самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины; проработку и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий; подготовка к практическим занятиям; написание реферата, подготовка презентаций; подготовка к рубежному контролю; исследовательская работа; подготовка к промежуточному контролю и др.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Важным условием успешного освоения обучающимися дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций, практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.
Подготовка к лекциям. Лекция является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
- знакомит с новым учебным материалом;
- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;
- систематизирует учебный материал;
- ориентирует в учебном процессе.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от обучающихся требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая обучающемуся понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в процессе эволюции, так и в настоящее время.
С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции. С этой целью необходимо:
- внимательно прочитать материал предыдущей лекции;
- ознакомиться с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;
- внести дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;
- записать возможные вопросы, которые необходимо задать лектору по материалу изученной лекции;
- постараться уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;
- подготовиться к предстоящей лекции (тему необходимо узнать по тематическому плану), записать информацию, которой вы владеете по данному вопросу
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность обучающегося. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию обучающийся должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами, учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и сети Интернет является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий, нормативно-правовых актов. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Следующим этапом работыс литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата, курсового проекта или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с учебной задачей;
- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
- пользоваться реферативными и справочными материалами;
- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования.
Подготовка к промежуточной аттестации. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить учебную дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии, как правило, приносят не слишком удовлетворительные результаты.
После предложенных указаний у обучающихся должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.
Приложение Б
Справка о наличии в фонде библиотеки
изданий учебной литературы, перечисленной в РПД,
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!