Специальность юриспруденция 030501(65) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Специальность юриспруденция 030501(65)

2021-01-29 70
Специальность юриспруденция 030501(65) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Челябинск

2012

 

Автор:

Борохова Н.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права  Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

 

 

Рецензенты:

Классен А.Н., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Южно-Уральского государственного университета.

Барыгина А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

 

 

Данный учебно-методический комплекс включает в себя программу курса, список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарам, вопросы к зачету и тематику дискуссий по данному предмету, составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от 04 сентября 2012г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (14 сентября 2012г., протоколом № 01).

© Российская академия

правосудия,

Уральский филиал, 2012 г.

© Борохова Н.Е., 2012 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   4
Объем дисциплины и виды учебной работы   6
Тематический план   Программа 8    9
  Планы практических занятий (Примерные темы дискуссий)   Методические рекомендации по изучению дисциплины   Примеры тестовых заданий   Литература   28   45   48   73  
Вопросы для подготовки к зачету 78

Введение

Спецкурс «Суд присяжных в РФ» изучается студентами всех форм обучения.

Одним из основных методов изучения курса является самостоятельная работа обучаемых по изучению норм действующего уголовно-процессуального кодекса, разъяснений судебной практики, литературы по специальности, указанной в программе и рекомендованной преподавателем для изучения отдельных тем.

При изучении учебной дисциплины «Суд присяжных» предусматривается наряду с лекциями проведение семинаров, различного рода дискуссий: «Плюсы» и «минусы» современного суда присяжных», «Я – убежденный сторонник (противник) суда присяжных», «Здравый смысл и общепринятые представления о добре, зле и справедливости в решениях суда присяжных». Важнейшим видом занятий являются лекции, которые служат формированию правового мировоззрения, дают основные научные знания, раскрывают наиболее сложные вопросы курса.

Между тем, учитывая то немаловажное обстоятельство, что изучение данной дисциплины базируется на уже полученных студентами знаниях по уголовному процессу, думается, что материал спецкурса должен не только закреплять имеющиеся умения и навыки применения уголовно-процессуального законодательства, но и существенно расширять познания студентов в этой области. С этой точки зрения, помимо традиционной подачи материала, может быть использованы следующие приемы:

- использование исторического материала. Наряду с общими сведениями об этапах введения в РФ суда присяжных, может быть рекомендовано более широкое изучение исторических истоков данного института не только в последние десятилетия, но и в дореволюционный период российской истории, преимущественно тот, который начался после судебной реформы 1864 года.

- изложение опыта решения аналогичных процессуальных проблем в зарубежных странах. Причем для обеспечения эффективности в подаче данного материала, может быть рекомендовано изложение конкретных процессуальных институтов российского суда присяжных в сопоставлении с соответствующими институтами, сложившимися в других странах.

- рассмотрение нравственной и интеллектуальной основы суда присяжных. В связи с распространенным негативно-скептическим отношением многих профессиональных юристов к суду присяжных, следует уделить больше внимания рассмотрению вопросов о роли здравого смысла и совести, как интеллектуальной и нравственной основы этой формы судопроизводства.

- изучение стратегии и тактики участия в суде присяжных стороны защиты и стороны обвинения. Требуется ознакомить студентов со способами убеждающего воздействия на присяжных заседателей, что придает изучению дисциплины практическую направленность.

- включение материалов-приложений к основному содержанию курса. Изучение основ судебного ораторского искусства, как средства построения убедительной речи, будет иметь практическое значение не только в сфере деятельности суда присяжных, но и сформирует полезные умения и навыки при участии в сфере традиционного уголовного судопроизводства. Изучение тактических особенностей допроса имеет важное практическое значение для будущего юриста и, несмотря на уголовно-процессуальную направленность данного спецкурса, может быть использовано и в других формах судопроизводства.

Таким образом, попытка дополнить содержание спецкурса дополнительными материалами и использовать нетрадиционные приемы его изложения будет полезной для преподавания и усвоения этой сложной, но интересной формы судопроизводства.

Цели и задачи дисциплины

Преподавание спецкурса «суд присяжных в РФ» ставит перед собой следующие цели:

- рассмотрение социальной ценности, духовного и правозащитного потенциала суда присяжных

- изучение процессуальных особенностей данной формы судопроизводства

- овладение основными понятиями дисциплины

- выработка навыков применения норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующего производство в суде присяжных, на основе изучения судебной практики

- умение анализировать конкретные уголовно-процессуальные ситуации и правильно применять закон.

- формирование позитивного отношения к данной форме судопроизводства.

 

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение уголовного процесса базируется на знании уголовного права и уголовного процесса, криминалистики, правоохранительных органов, философии.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

(очная форма обучения)

Всего часов

Семестры

5 6 7 8
Аудиторные занятия (всего) 54       54
В том числе: - - - - -
Лекции 36       36
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 18       18
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 54       54
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
НИРС 14        
Другие виды самостоятельной работы          
Контрольные задания          
Контроль самостоятельнойработы          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет       зачет
Общая трудоемкость                                час  

108

Вид учебной работы

(заочная классическая форма обучения)

Всего часов

Семестры

5 6 7 8
Аудиторные занятия (всего) 14        
В том числе: - - - - -
Лекции 8 4      
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 6   2    
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 86        
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
НИРС 8        
Другие виды самостоятельной работы          
Контрольное задание          
Контроль самостоятельнойработы          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет       зачет
Общая трудоемкость                                час  

108

3

Вид учебной работы

(заочная классическая форма обучения на базе высшего профессионального образования)

Всего часов

Семестры

5 6 7 8
Аудиторные занятия (всего) 10        
В том числе: - - - -  
Лекции 8 6 4    
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 2   2    
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 90        
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
НИРС 8        
Другие виды самостоятельной работы          
Контрольное задание          
Контроль самостоятельнойработы          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет       зачет
Общая трудоемкость                                час  

108

Вид учебной работы

(заочная (классическая) форма обучения на базе среднего профессионального профильного образования)

Всего часов

Семестры

5 6 7 8
Аудиторные занятия (всего) 10       8
В том числе: - - - - -
Лекции 8     4 2
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 2       2
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 90        
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
НИРС 8        
Другие виды самостоятельной работы          
Контрольное задание         1
Контроль самостоятельнойработы          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет       зачет
Общая трудоемкость                                час   108        

Тематический план

Разделы дисциплины, виды и объем занятий.

№ раздела Тема Лекции Семинары Всего
1. История возникновения суда присяжных   2   1   3
2. Источники дисциплины «Суд присяжных в РФ»   2   1   3
3. Общие положения суда присяжных   4   2   6
4. Предварительное слушание   2   1   3
5. Подготовительная часть судебного разбирательства   2   1   3
6. Судебное следствие 4 2 6
7. Постановка вопросов присяжным 2 1 3
8. Напутственное слово председательствующего 2 1 3
9. Совещание присяжных 2 1 3
10. Обсуждение вердикта 2 1 3
11. Обжалование приговоров и решений суда присяжных   2   1   3
12. Особенности защиты в суде присяжных 2 1 3
13. Судебное ораторское искусство 2 1 3
14. Выдающиеся деятели суда присяжных   2   1   3
15. Суд присяжных в зарубежных странах   2   1   3
16. Совершенствование суда присяжных в РФ   2   1   3

Всего

36 18 54

 

                                                ПРОГРАММА

РАЗДЕЛ 1. Общие положения


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.