Данные производства снарядов к тяжелым гаубицам и мортирам — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Данные производства снарядов к тяжелым гаубицам и мортирам

2021-01-29 192
Данные производства снарядов к тяжелым гаубицам и мортирам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 Система Количество снарядов по годам, шт.    
  1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
21‑см чешская мортира Mrs.18(t) 320 3368
24‑см гаубица Н.39/40 2405 3601 7230 4850 4659 270
3,5‑см чешская мортира Mrs(t) 495 7594 2425 2565 5203 4879 138
35,5‑см гаубица‑мортира М.1 77 423 1061 1201 999 220
42‑см мортира «Гамма» 505 278 307 301

 

Пушки калибра 10,5―17 см  

 

От кайзеровской армии к 1 сентября 1939 г. осталось 66 единиц 10,5‑см пушек обр. 17 и 80,4 тыс. выстрелов к ним. Это было классическое орудие Первой мировой войны с клепанным однобрусным лафетом, деревянными колесами и неподрессоренным ходом. Поэтому пушки обр. 17 использовались в основном в береговой обороне. Затвор пушки горизонтальный клиновой. В походном положении пушка перевозилась на двух повозках, каждая повозка запрягалась шестеркой лошадей. Скорость возки до 7 км/ч. (Данные 10,5‑см пушки K.17 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

В 1926―1930 гг. была создана 10,5‑см пушка K.18 нового типа с раздвижными станинами, подрессоренным ходом и металлическими колесами. Стволы этих пушек делали фирмы Круппа и «Рейнметалл», а лафеты – фирма Круппа. Стоимость одной пушки составляла 37 500 RM. (Данные 10,5‑см пушки K.18 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

К 1 сентября 1939 г. в вермахте имелось 702 пушки 10,5 cm K.18 и 821 тыс. выстрелов к ним. В ходе польской кампании было потеряно 2 пушки и израсходовано 94 тыс. выстрелов. В итоге к 1 апреля 1940 г. имелось 700 пушек и 1427 тыс. выстрелов к ним. Данные по дальнейшему производству пушек приведены в табл. 28.

Пушки К.18 состояли в полках и дивизиях частей РГК вермахта и при необходимости придавались пехотным и другим дивизиям. К маю 1940 г. в РГК состояло 27 моторизованных дивизионов 10,5‑см пушек трехбатарейного состава и 21 смешанный моторизованный артиллерийский дивизион (по две батареи 15‑см тяжелых полевых гаубиц и по одной батарее 10,5‑см пушек в каждом).

Таблица 28

Производство 10,5‑см пушек К.18 в годы войны (шт.)

 

  1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
10,5‑см K.18 35 108 135 454 701 74

В 1941 г. пушка была модернизирована и получила наименование 10,5 cm K.18/40, а затем была переименована в 10,5 cm K.42. (Данные 10,5‑см пушки К.18/40 (42) приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

12,8‑см пушка К.44 проектировалась как противотанковая и полевая пушка. Первый прототип пушки был изготовлен Круппом в 1943 году. Несколько позже был изготовлен образец фирмы «Рейнметалл», главным отличием которого являлся трехосный (6‑колесный) лафет. Предпочтение было отдано двухосному лафету Круппа. Пушка К.44 системы Круппа была выпущена большой серией.

Ствол пушки – моноблок с дульным тормозом. Затвор горизонтальный клиновой. Лафет крестообразный с четырьмя опорами. Колеса в боевом положении вывешивались.

12,8‑см пушка К.81 имела ту же баллистику, что и К.44. Лафет также крестообразный, колеса в боевом положении вывешивались. Но доводка лафета затянулась, и система так и не попала на фронт. На фронт были отправлены качающиеся части 12,8‑см пушек К.81 на трофейных лафетах:

12,8 cm K.81/1 – на лафете французской 155‑мм пушки gpf‑t (германское обозначение 15,5 cm K.419(f));

12,8 cm K.81/2 – на лафете советской пушки‑гаубицы МЛ‑20 (15,2 cm K.H.433/1(r)), хотя этот лафет оказался еще хуже, чем французский.

Системы К.81/1 и К.81/2 попали на фронт в последнюю зиму войны. Щитов эти установки не имели. (Данные 12,8‑см пушек К.44, К.81/1 и К.81/2 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

В ходе кампании на Востоке немцы захватили несколько сотен советских 122‑мм корпусных пушек обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г., получивших название 12,2 cm K.390/1(r) и 12,2 cm K.390/2(r). Немцы использовали 424 пушки обоих типов. Первоначально из пушек K.390(r) стреляли трофейными снарядами, но в конце 1942 г. их стало не хватать, и с января 1943 г. выстрелы к пушкам K.390(r) стали изготавливать на немецких заводах. В 1943 г. было изготовлено 278,5 тыс. выстрелов и в 1944 г. – еще 295,8 тыс. К марту 1945 г. оставалось 163,7 тыс. выстрелов.

К марту 1944 г. на вооружении состояло 200 единиц 12,2‑см пушек K.390/2(r), из них только 11 было на Восточном фронте, а 14 на Балканах, 6 в Италии, 128 во Франции, 37 в Дании и 4 в Норвегии.

15‑см пушка К.16 была создана фирмой Круппа и принята на вооружение в январе 1917 г. Система производилась до 1933 г. в двух почти идентичных вариантах, изготавливавшихся фирмами Круппа и «Рейнметалл» (K.16.Kp и K.16.Ph), отличавшихся весом ствола и размерами. Так, длина ствола у образцов Круппа была 42,7 клб, а у образцов фирмы «Рейнметалл» 42,9 клб.

Ствол К.16 состоял из трубы, кожуха и съемного казенника. Затвор горизонтальный клиновой. Лафет коробчатый однобрусный. Тормоз отката гидравлический. Колеса железные дисковые. Первоначально система перевозилась на двух повозках, а затем стали применять нераздельную возку на передке (мехтягой). Скорость возки не превышала 10 км/ч. Система переводилась из походного положения в боевое за 20 мин. Снаряды и заряды от 15‑см пушки К.16 не подходили к 15‑см пушкам К.18, К.39 и другим. (Данные 15‑см пушки К.16 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал 28 пушками К.16 и 26,1 тыс. выстрелов к ним. В ходе войны пушки К.16 не изготавливались, однако в 1940 г. выпустили 16,4 тыс. выстрелов, в 1941 г. – 9,5 тыс. и в 1942 г. – 4,6 тыс. выстрелов, на этом их изготовление было закончено. К концу войны осталось 16 пушек К.16, из которых 15 находилось на фронте.

В связи с нехваткой 15‑см дальнобойных пушек командование вермахта в конце 30‑х гг. XX в. пошло на вынужденную меру и приняло на вооружение 15‑см морскую пушку SKC/28. Эти пушки устанавливались на линкорах «Бисмарк» и «Шарнхорст», броненосцах типа «Дейчланд» и других кораблях. В вермахте 15‑см пушки SKC/28 устанавливались на восьмиколесные повозки. Система представляла собой подвижную береговую установку с низким силуэтом в боевом положении.

Ствол SKC/28 состоял из свободной трубы с кожухом и имел дульный тормоз. Затвор горизонтальный клиновой.

В походном положении пушка перевозилась на восьмиколесной (четырехосной) повозке, наподобие зенитного орудия. В боевом положении пушка опускалась на опорную плиту, которую уравновешивали восемь крестообразно расположенных станин (немцы их называли «сигарами») и сошник, забиваемый в грунт. (Данные 15‑см морской пушки SKC/28 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

В 1941 г. на службе состояло пять моторизованных дивизионов (511‑й, 620‑й, 680‑й, 731‑й и 740‑й) с 15‑см пушками SKC/28, в каждом дивизионе имелось по три батареи трехорудийного состава.

Кроме того, в 1941 г. в связи с тем, что изготовление 15‑см стволов к пушкам К.18 шло медленно, а полевые войска срочно нуждались в них, 8 стволов пушек SKC/28 были наложены на лафеты 21‑см мортир обр. 18.

Взамен 15‑см пушек К.16 фирма «Рейнметалл» начала проектирование 15‑см пушки К.18. В войска пушка К.18 начала поступать в 1938 г.

Ствол пушки К.18 имел свободную трубу, дульный тормоз отсутствовал. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката гидравлический, помещен в люльку. Накатник гидропневматический, расположен над стволом. Система имела два гидропневматических уравновешивающих механизма. Лафет однобрусный коробчатый. Стрельба велась с колес или с платформы, состоящей из двух частей и допускающей круговой обстрел. В походном положении система перевозилась на двух повозках. Скорость возки на колесах с грузошинами 24 км/ч, а с пневматическими шинами – 50 км/ч. (Данные 15‑см пушки К.18 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

В годы войны пушки К.18 находились в производстве с 1940 по 1943 г. В 1940 г. была сдана 21 пушка, в 1941 г. 45, в 1942 г. 25 и в 1943 г. 10. В 1940 г. было изготовлено 48,3 тыс. выстрелов к К.18, в 1941 г. 57,1 тыс., в 1942 г. 86,1 тыс., в 1943 г. 69 тыс. и в 1944 г. 11,4 тыс. выстрелов.

В 1941 г. 15‑см пушки К.18 были на вооружении трех моторизованных батарей (821‑й, 822‑й и 909‑й). К марту 1945 г. уцелела только 21 пушка К.18.

В 1938 г. Турция выдала заказ фирме Круппа на 15‑см пушки. Две такие пушки были поставлены туркам, но в ноябре 1939 г. командование вермахта заставило Круппа разорвать контракт и уплатило 8,65 млн. RM за остальные заказанные 64 пушки. В вермахте они получили название 15 cm K.39. До конца 1939 г. Крупп сдал вермахту 15 пушек К.39, в 1940 г. 11, в 1941 г. 25 и в 1942 г. 13 пушек. Боеприпасы для К.39 производились с 1940 г. по 1944 г.: в 1940 г. 46,8 тыс. выстрелов, в 1941 г. 83,7 тыс., в 1942 г. 25,4 тыс., в 1943 г. 69 тыс. и в 1944 г. 11,4 тыс. выстрелов.

15‑см пушки К.39 использовались как тяжелой полевой артиллерии, так и в береговой обороне. Их сводили в дивизионы трехбатарейного состава. В каждой батарее было по три 15‑см пушки и по семь тягачей Sd.Kfz.9. Имелись и отдельные тяжелые трехорудийные батареи.

Пушка К.39 имела ствол‑моноблок, скрепленный кожухом. Затвор горизонтальный клиновой. В полевой артиллерии стрельба велась с колес, система имела раздвижные станины, а в береговой артиллерии применялась разборная поворотная рама, допускавшая круговой обстрел. Стрельба с рамы велась при сведенных станинах. Возка системы раздельная на трех повозках: ствола, лафета и поворотной платформы. Скорость возки до 14 км/ч. (Данные 15‑см пушки К.39 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

Германские военные историки считают 17‑см пушку обр. 18 на мортирном лафете (17 cm K.Mrs.Laf.) лучшей пушкой своего класса во Второй мировой войне. Орудие было создано в 1939―1940 гг. совместно фирмами Круппа и «Ганномаг».

Ствол калибра 172,5 мм был наложен на лафет 21‑см мортиры обр. 18. Ствол состоял из свободной трубы и кожуха. Дульного тормоза не было. Затвор горизонтальный клиновой.

Возка 17‑см пушки осуществлялась раздельно с помощью тягачей Sd.Kfz.8. Для перевода орудия из походного положения в боевое или обратно расчету из 15 номеров требовалось около 30 мин. На короткое расстояние пушку K.Mrs.Laf. можно было перевозить со стволом, наложенным на лафет, со скоростью 4―6 км/ч. (Данные 17‑см пушки K.Mrs.Laf. приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

17‑см пушки K.Mrs.Laf. состояли чаще всего в составе смешанных моторизованных артиллерийских дивизионов РГК вермахта. В каждом дивизионе было по две трехорудийные батареи 21‑см мортир обр. 18 и по одной трехорудийной батарее 17‑см пушек. Кроме того, 17‑см пушки использовались в береговой обороне «Атлантического вала».

Первые четыре серийные пушки были поставлены в январе 1941 г., данные об их дальнейшем производстве приведены в табл. 29. Стоимость одной пушки составляла 124 тыс. RM.

Таблица 29

Производство 17‑см пушек и боеприпасов к ним в ходе войны

 

  1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
17‑см пушки, шт. 91 126 78 40 3
Выстрелы, тыс. шт. 22,1 73,8 212,4 238 26,7

К 1 марта 1945 г. уцелело 88 пушек K.Mrs.Laf. и 50,4 тыс. выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте.

 

Трофейные пушки калибра 14,5―24 см  

 

К 1 сентября 1939 г. у вермахта имелось 10 пушек 15,2 cm K.15/16(t), принадлежавших ранее чехословацкой армии. Эти пушки были изготовлены фирмой «Шкода» для австро‑венгерской армии. «По наследству» они достались итальянской армии. К 1939 г. у итальянцев было 29 таких пушек. К моменту капитуляции Италии 8 пушек находилось в Африке, а остальные – в Италии. У немцев эти пушки получили название 15,2 cm K.410(i).

Пушки 15,2 cm K.15/16(t) участвовали в польской кампании 1939 г., где они сделали 400 выстрелов, а к марту 1944 г. 8 из них находились во Франции.

Длина ствола пушки составляла 6000/40 мм/клб, длина нарезной части 4442 мм. Затвор горизонтальный клиновой. Лафет однобрусный, щита не было, колеса металлические. Угол вертикального наведения от –6° до +45°, угол горизонтального наведения 6°. Вес системы в боевом положении 13 260 кг. Скорострельность 3 выстрела в минуту. Возка пушки раздельная на повозках весом 9 и 8 т. Допускалась скорость возки до 14 км/ч. Стрельба велась довольно тяжелой для своего калибра 54‑килограммовой гранатой. Начальная скорость ее составляла 690 м/с, а дальность стрельбы – 20,7 км.

Чтобы закончить разговор о пушках фирмы «Шкода», упомяну и о 15‑см пушке K.403(j). Эти пушки были спроектированы фирмой «Шкода» в 1928 г. для Югославии и там в 1941 г. их захватили немцы. Длина ствола пушки 7025/46,8 мм/клб. Пушка представляла собой полустационарное орудие, стрельба велась с платформы. Угол вертикального наведения от –4° до +45°, угол горизонтального наведения 360°. Вес пушки в боевом положении 15 т. Возка только раздельная. Снаряд весом 56 кг при начальной скорости 760 м/с имел дальность 23,8 км. Двенадцать пушек 15 cm K.403(j) немцы обратили в стационарные береговые установки в Норвегии.

Летом 1940 г. во Франции трофеями немцев стали пушки весьма оригинального калибра – 145 мм. Дело в том, что французское морское министерство по неведомым причинам еще в XIX веке ввело орудия калибра 140 и 145 мм. В 1916 г. фирма «Сен‑Шамон» наложила ствол с поршневым затвором от 145‑мм морской пушки на полевой лафет и получила 145‑мм пушку обр. 1916 г. Длина ствола пушки 7632/50,8 мм/клб, длина нарезной части 6113 мм. Вес ствола 5270 кг Лафет был однобрусный, колеса металлические. Угол вертикального наведения от 0° до +38°, угол горизонтального наведения 6°. Вес пушки в боевом положении 13 210 кг, а в походном с передком – 14 060 кг. Основным снарядом была осколочно‑фугасная граната весом 36,2 кг с начальной скоростью 785 м/с и дальностью стрельбы 18,9 км. Скорострельность 4 выстрела в минуту.

К 1940 г. у французов было 210 единиц 145‑мм пушек обр. 1916 г., причем часть из них использовалась в береговой обороне. Большая часть этих орудий была введена немцами в строй под названием 14,5 cm K.405(f). К марту 1944 г. у немцев оставались 64 такие пушки, все они находились в Норвегии и использовались в береговой обороне.

Во Франции немцы захватили большое количество 155‑мм французских пушек и к ним 1723,3 тыс. осколочно‑фугасных гранат и 154,3 тыс. гранат с отравляющим веществом. Пушки были самых различных типов – от обр. 1877 г. с жестким лафетом до длинноствольных орудий 1930‑х гг. с раздвижными станинами. Здесь они перечислены по порядку номеров, присвоенных немцами:

15,5 пушка K.416(f) – бывшая французская 155‑мм пушка обр. 1917 г. системы Шнейдера. Длина ствола ее 4950/32 мм/клб, а вес ствола 3800 кг. Затвор поршневой системы Банжа. Лафет однобрусный, колеса деревянные. Угол вертикального наведения от –5° до +40°, угол горизонтального наведения 4,5°. Вес пушки в боевом положении 8800 кг. При нераздельной возке вес пушки с передком 9700 кг, при раздельной возке вес повозок 6270 и 5900 кг. Скорость возки в раздельном положении – до 15 км/ч, так как повозка ствола и лафет пушки неподрессорены. Время перехода из боевого положения в походное около 20 мин. Скорострельность 3 выстрела в минуту. Основной снаряд – осколочно‑фугасная граната весом 43 кг. Зарядов два. При наибольшем заряде начальная скорость гранаты 665 м/с, а дальность стрельбы – 17,5 км. К марту 1944 г. немцы располагали 340 пушками 15,5 cm K.416(f), из которых 140 были на Восточном фронте, 54 на Балканах, 33 во Франции и 113 в Норвегии;

15,5‑см пушка K.418(f) – это 155‑мм французская пушка обр. 1918 г. системы Шнейдера. Она представляла собой корабельную 155‑мм пушку обр. 1917 г. Ствол был оставлен без изменений, но вес лафета уменьшен до 5160 кг. Угол возвышения увеличен до 42°20′, а угол горизонтального наведения – до 6°. К марту 1944 г. немцы располагали 221 пушкой K.418(f), из которых 15 было на Восточном фронте, 66 на Балканах, 2 в Италии, 106 во Франции и 32 в Норвегии;

15,5‑см пушка K.419(f) отличалась от пушек k.416(f) и k.418(f) тем, что стреляла с основания и имела шестистанинный лафет. Длина ствола ее была 5915/38,2 мм/клб. Вес системы в боевом положении 11,2 т. Снаряд весом 43 кг имел начальную скорость 735 м/с и дальность 19 300 м;

15,5‑см пушка K.420(f) – это бывшая французская 155‑мм пушка обр. 1916 г. системы Сен‑Шамон. Ствол орудия был получен путем рассверливания ствола 145‑мм морской пушки до калибра 155 мм. Вес ствола с поршневым затвором 5140 кг. Длина ствола 7632/49,2 мм/клб. Угол вертикального наведения от –2° до +38°, угол горизонтального наведения 6°. Пушка стреляла только с основания, но колеса при этом не вывешивались. Вес пушки в боевом положении 12 450 кг, а в походном с передком – 13 200 кг. Осколочно‑фугасная граната весом 43 кг имела начальную скорость 730 м/с и дальность 21 300 м;

15,5‑см пушка K.422(f) – бывшая 155‑мм французская пушка обр. 1877/16 г. Длина ствола 4110/26,5 мм/клб. Затвор поршневой системы Банжа. Ствол весом 2440 кг был жестко связан с лафетом (цапфы ствола лежали в подцапфенниках лафета). Угол вертикального наведения от –5° до +42°, а горизонтального наведения практически не было. Вес системы в боевом положении 6018 кг. В походном положении ствол вынимался из подцапфенников лафета и оттягивался назад. Вес системы с передком около 7 т. Скорость возки до 8 км/ч. Скорострельность 2―3 выстрела в минуту. Вес снаряда 43 кг. Зарядов семь. При наибольшем заряде начальная скорость снаряда составляла 560 м/с, а дальность стрельбы 13,9 км. Интересно, что к ноябрю 1936 г. 69 таких пушек обр. 1877 г. (модернизация 1916 г. не существенна) состояло на вооружении Красной Армии и использовалось в начальный период войны;

15,5‑см пушка K.425(f) – 155‑мм французская пушка обр. 1918 г. Длина ствола ее 4089/26,4 мм/клб. Вес пушки в боевом положении 5 т. Снаряд весом 43 кг имел начальную скорость 560 м/с и дальность 13,6 км. К марту 1944 г. у немцев было 65 пушек K.425(f), из которых 14 находилось на Балканах, 9 в Италии и 42 в Норвегии;

15,5‑см пушка K.432(b) представляла собой 155‑мм бельгийскую пушку обр. 1924 г. завода Коккериль. В 1940 г. немцы захватили 24 исправные пушки обр. 1924 г. и использовали их. Длина ствола K.432(b) составляла 4721/30 мм/клб. Длина нарезной части 3280 мм. Угол вертикального наведения от –5° до +26°, угол горизонтального наведения 4°. Вес пушки в боевом положении 7840 кг. В походном положении при нераздельной возке вес пушки 8900 кг, но обычно систему перевозили на походе раздельно. Снаряд весом 43 кг имел начальную скорость 665 м/с и дальность 17 км. К марту 1944 г. 8 пушек K.432(b) состояло в береговой обороне Норвежского побережья.

Самыми древними итальянскими пушками, состоявшими на вооружении вермахта, были 15‑см пушки K.149/35(i) (в некоторых германских источниках их именуют 14.9 cm K.149/35(i), поскольку калибр действительно был равен 149 мм). Эти пушки были спроектированы фирмой Амстронга в 1900 г. и имели жесткий лафет. Стрельба велась с основания или с колес, на которые надевались башмачные пояса. Для гашения энергии отдачи под колеса сзади и спереди подкладывались специальные откатные клинья. Длина ствола пушки 5722/38,2 мм/клб, длина нарезной части 4604 мм. Угол вертикального наведения от –10° до +35°. Вес системы в боевом положении 8220 кг. Вес снаряда 46 кг, начальная скорость 651 м/с, дальность стрельбы 16,5 км.

Замечу, что этой рухляди в итальянской армии к июню 1940 г. было 895 штук. Причем 15‑см K.149/35 активно применялись итальянцами в Албании и Греции, а к концу 1942 г. 64 пушки находились в Северной Африке. В марте 1944 г. три пушки K.149/35 немцы использовали в Италии и несколько десятков их было на Балканах и в Греции.

В заключение стоит сказать о французских старых береговых пушках, получивших у немцев названия 19,4 cm K.485(f), 19,4 cm K.485/585(f), 22 cm K.532(f) и 24 cm K.556(f).

Длина ствола 19,4‑см пушки K.485(f) составляла 6570/33,9 мм/клб. Орудие стационарное, лафет на центральном штыре. Вес установки 29,6 т. Снаряд весом 78 кг имел начальную скорость 725 м/с и дальность 20 800 м. Ее модификацией была 19,4‑см пушка K.485/585(f).

К марту 1944 г. 13 пушек K.485(f) находились на Восточном фронте и 2 в Италии, а 6 пушек K.485/585(f) были в Дании.

22‑см пушка K.532(f) имела длину ствола 6114/27,8 мм/клб. Вес установки составлял 25 880 кг. Осколочно‑фугасная граната весом 105 кг при начальной скорости 766 м/с имела дальность 22 800 м. К марту 1944 г. 12 пушек находилось на Балканах и 40 во Франции.

24‑см пушка K.556(f) представляла собой крепостную пушку обр. 1884 г. Она имела длину ствола 7000/29,2 мм/клб. Вес всей установки 31 т. Осколочно‑фугасная граната весом 161 кг имела начальную скорость 575 м/с и дальность 17 300 м. В 1940 г. немцы ввели в строй 12 таких орудий.

 

21―24 см пушки особой мощности  

 

В 1938 г. Крупп получил заказ на изготовление пятнадцати 21‑см пушек К.38, которые должны были превзойти по дальности 21‑см мортиру обр. 18. Кроме того, планировалось экспортировать К.38 в другие страны.

Пушка имела только ручные приводы наведения и двойной откат. Откат ствола по лафету переменный. Возка системы производилась на двух повозках, и еще одна повозка служила для ЗИП и прочего имущества. (Данные 21‑см пушки К.38 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

Командование вермахта не удовлетворяла мобильность К.38, и работы по ней шли медленно. Первая пушка была сдана вермахту только в июле 1941 г., а вторая – в январе 1942 г. Всего в 1942 г. было изготовлено 6 орудий, в 1943 г. – 7 и в 1944 г. только 1 орудие. В 1942―1944 гг. было изготовлено 24,2 тысячи выстрелов к К.38.

Одна пушка 21 cm K.38 была отправлена в Японию. Количество же 21‑см пушек К.38 в вермахте никогда не превышало десяти единиц из‑за потерь. Только зимой 1943―1944 гг. на Восточном фронте (в том числе под Ленинградом) немцы потеряли 7 пушек К.38.

21‑см пушка К.52 была создана фирмой «Шкода» для Турции. Первоначально она называлась 210‑мм тяжелая пушка V. Ствол состоял из трубы и кожуха. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Орудие было полустационарное. Стрельба производилась с основания, зарытого в грунт. Перевод орудия из походного положения в боевое или наоборот занимал не менее 6 ч. Система перевозилась на трех повозках: ствола, верхнего лафета и основания.

Дальность стрельбы осколочно‑фугасной гранатой весом 135 кг при полном заряде 36,5 кг и начальной скорости 800 м/с составляла 30 км. (Данные 21‑см пушки К.52 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».) Сведения о производстве пушек и боеприпасов к ним приведены в табл. 30.

В ходе оккупации Чехословакии немцы захватили две пушки V (K.52). С началом войны отправка их в Турцию была отменена.

Таблица 30

Производство 21‑см пушек K.52 и боеприпасов к ним

 

  1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
Пушки, шт. 12 22 3 11 11
Выстрелы, тыс. шт. 2,7 2,8 14 19,8 20,7 0,6

В ходе производства фирма «Шкода» вносила небольшие конструктивные изменения. Так, одна модификация пушки, получившая название 21 cm K.39/40, потяжелела на 1 т и стала весить в боевом положении 38 т. На второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз. Длина орудия с дульным тормозом составила 11460/54,6 мм/клб. Наибольший заряд был увеличен до 54 кг. Это дало возможность увеличить начальную скорость снаряда с 800 до 860 м/с, а дальность стрельбы с 30 до 34 км. Однако и вес системы в боевом положении возрос с 37 до 39,4 т.

В 1944 г. для переделанных 21‑см пушек К.52 были созданы тяжелые 232‑килограммовые оперенные снаряды. Данных по пушкам «переделанным» К.52 найти не удалось, но, видимо, немцы использовали в них гладкие стволы.

В начале 1944 г. немцы продали в Швецию 8 пушек 21 cm K.52, а затем еще 14 пушек. История эта довольно темная и неясная. А ведь двадцать две 21‑см пушки К.52 в бетонных капонирах в бухте Сены в Нормандии могли серьезно повлиять на ход событий 6 июня 1944 г.

К марту 1945 г. у немцев осталось всего три 21‑см пушки К.52 всех модификаций и 20,7 тыс. выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте.

В 1937 г. фирма Круппа создала 24‑см пушку KL/46. По конструкции она представляла собой увеличенную в размерах 15‑см пушку К.39. Длина ствола пушки была 10948/46 мм/клб. Ствол состоял из трубы и кожуха. Затвор горизонтальный клиновой, тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Угол вертикального наведения от –4° до +45°, угол горизонтального наведения 360°. Длина отката 1450 мм. Вес системы в боевом положении 26,9 т, а по другим сведениям – 45,2 т (видимо, в последнем случае учитывался вес основания). При транспортировке система разбиралась на три части: ствол, лафет и платформу, общим весом 57,2 т. Скорострельность пушки 20 выстрелов в час. Заряд переменный. Всего зарядов три. При максимальном заряде фугасный снаряд весом 180 кг с начальной скоростью 850 м/с имел дальность 32 км.

Пушка была очень сложна в эксплуатации, и выпущено было всего лишь несколько ее экземпляров. Все пушки 24 cm KL/46 состояли на вооружении 84‑го отдельного артиллерийского полка.

24‑см пушка K.(t) была изготовлена фирмой «Шкода» для австро‑венгерской армии в ходе Первой мировой войны. Длина ствола ее 9600/40 мм/клб. Затвор горизонтальный клиновой. Установка полустационарная. Лафет тот же, что у 30,5‑см мортиры (t). Угол вертикального наведения от –10° до +43°, угол горизонтального наведения 360°. Вес установки в боевом положении 79,1 т.

Граната обр. 40(t) весом 198 кг и длиной 1213/5 мм/клб содержала 23,4 кг взрывчатого вещества. При максимальном заряде ее начальная скорость составляла 799 м/с, а дальность стрельбы 30 км.

От австро‑венгерской армии пушка досталась чехам, которые назвали ее М16. В 1939 г. немцы имели шесть пушек 24 cm K.(t) и 718 тыс. выстрелов к ним. К марту 1945 г. осталось лишь две исправные пушки с 5244 снарядами.

В середине 1934 г. фирма «Рейнметалл» начала проектирование 24‑см дальнобойной пушки К.3. Первый образец был изготовлен в 1939 г., еще три в 1940 г., один в 1941 г., четыре в 1942 г. и последние две пушки в 1944 г. С февраля 1941 г. 24‑см пушки К.3 входили в 84‑й артиллерийский полк. В полку было два дивизиона – 1‑й и 2‑й. В 1‑м дивизионе имелось две батареи двухорудийного состава, а во втором – три батареи. В августе 1941 г. один из дивизионов пушек К.3 был включен в состав береговой обороны Эстляндии (Финский залив).

Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно‑гильзовое.

Лафет К.3 имел двойной откат. Ствол откатывался по люльке, и одновременно люлька с верхним станком откатывалась по нижнему станку. Кстати, ни одно советское серийное орудие не имело двойного отката. Восьмитонный ствол откатывался на 1000 мм, а верхний станок с люлькой и нижним станком (общий вес 46 т) откатывался на 1240 мм. Противооткатные устройства верхнего станка включали в себя два тормоза отката и один накатник, а противооткатные устройства нижнего станка – один тормоз отката и два накатника. Тормоза отката гидравлические, а накатники гидропневматические.

Лафет пушки устанавливался на поддоне, обеспечивающем круговой обстрел. Приводы наведения пушки электрические, питание – от специального генератора. Время поворота пушки на 360° – одна минута. Точная горизонтальная наводка в пределах ±3° производилась без поворота лафета.

При транспортировке система разбиралась на пять частей: ствол, затвор, люльку, лафет и основание. Шестой частью можно считать отдельно перевозимый мотор‑генератор. Все повозки были подрессорены. Скорость буксировки по хорошей дороге была порядка 30 км/ч.

Самым интересным элементом системы был ствол, точнее, стволы. Первоначально были изготовлены стволы для стрельбы снарядами с готовыми выступами. Такой ствол имел 8 глубоких (7,2 мм) нарезов постоянной крутизны.

Снаряд для него получил название 24 cm Granate 35. (Граната обр. 35 – это не снаряд, принятый на вооружение в 1935 г., а зашифрованное название снарядов с готовыми выступами. Были, например, 28 cm Granate 35 и др.) На своей центральной части снаряд имел 8 готовых выступов длиной 319 мм. Диаметр снаряда по выступам составлял 252 мм. Длина снаряда с взрывателем 1005/4,2 мм/клб; вес снаряда 152,3 кг; вес взрывчатого вещества 17,6 кг. Взрыватель головной ударный. При заряде 76,3 кг начальная скорость снаряда составляла 970 м/с, а дальность стрельбы 37,5 км. (Данные 24‑см дальнобойной пушки К.3 приведены в Приложении «Артиллерия большой и особой мощности».)

Однако доводка снаряда Granate 35 затянулась. Время было военное, и летом 1940 г. был изготовлен новый ствол с 72 нормальными нарезами глубиной 2,5 мм. Новый снаряд с обычными медными поясками весил 160 кг и при заряде 66,28 кг имел начальную скорость 880 м/с и дальность 30,7 км, то есть баллистика была та же, что и у 240―210‑мм пушек других государств (например, советской Бр‑17).

В 1942―1945 гг. было создано еще несколько образцов стволов. Один из них был гладкий, для стрельбы оперенными снарядами.

Особый интерес представляют конические стволы для пушки К.3, над созданием которых совместно работали фирмы Круппа и «Рейнметалл». Для стрельбы из конического ствола был создан специальный подкалиберный 24/21‑см снаряд весом 126,5 кг, снабженный 15 кг взрывчатого вещества. Дальность стрельбы по проекту должна была быть 60 км. Диаметр входного калибра 240 мм, а выходного – 210 мм. В снаряд были запрессованы два фланца (передний и задний) из мягкой стали. Передний фланец служил для центрирования (то есть чтобы снаряд не болтался в канале), а задний расплющивался, врезался в нарезы и сообщал снаряду вращательное движение. При прохождении через конус фланцы обжимались. При вылете из ствола снаряд имел форму обычного снаряда.

Живучесть первого конического ствола оказалась низкой. Менять стволы после нескольких десятков выстрелов было слишком дорогим удовольствием. Поэтому было решено заменить конический ствол цилиндро‑коническим. Взяли штатный цилиндрический ствол с мелкими нарезами и снабдили его конической насадкой, в которой производилась деформация обоих фланцев. Выгода была очевидна, а при дальнейших испытаниях, кроме того, выяснилось, что снаряды, первоначально прошедшие такую цилиндрическую часть, более устойчивы в полете.

Вес насадки составил около тонны. Насадка попросту навинчивалась на штатный ствол пушки. В ходе стрельб живучесть конической насадки оказалась около 150 выстрелов, то есть была выше, чем у советских 180‑мм корабельных орудий Б‑1 (с мелкой нарезкой). Но насадка была существенно дешевле не только ствола, а даже лейнера.

В ходе стрельб в июле 1944 г. были получены начальная скорость снаряда 1130 м/с и дальность стрельбы 50 км. Рассеивание по дальности при этом составило 900 м, боковое 120 м. Для начала это было совсем неплохо.

В мае 1945 г. Красной Армией была захвачена не только материальная часть системы, но и ее конструкторы. Доработка системы К.3 с цилиндро‑коническим стволом велась в 1945―1946 гг. в городе Земмерда (Тюрингия) группой немецких конструкторов под руководством Ассмана. С советской стороны ее курировал инженер‑полковник Бутаков[11]. Отчет о работе над К.3 был утвержден 25 июня 1946 г.

В конце 1940‑х гг. в ряде конструкторских бюро (НИИ‑58, ОКБ‑172 и др.) интенсивно шли работы по проектированию цилиндрических стволов. При этом, надо полагать, был учтен и опыт создания уникальной системы К.3.

В 1942―1943 гг. фирма Круппа разработала несколько проектов 24‑см самоходной дальнобойной пушки К.4. Калибр пушки составлял 238 мм, длина ствола 17260/72 мм/клб. Пушка должна была стрелять снарядами весом 160 кг с начальной скоростью 1080 м/с на дистанцию 47 км. Угол вертикального наведения от 0° до +65°. Было разработано несколько вариантов установки. В качестве шасси предлагались ходовая часть 60‑см самоходной мортиры, шасси танка «Тигр I» (вес установки 65,5 т) и даже два танка «Тигр», у которых сняты баки, а между машинами смонтирована артиллерийская часть установки.

Фирма Круппа начала изготовление опытного образца 24‑см пушки К.4, но он был уничтожен в ходе воздушного налета союзной авиации в ночь на 26 июля 1943 г. На том все работы и прекратились.

Кроме того, над установкой К.4 на конкурсной основе работала фирма «Рейнметалл» и даже создала проект 122‑тонной самоходной пушки. Но дальше кульманов дело у них не пошло.

 

Зенитная артиллерия

 

 

Общие сведения  

 

В 1914―1918 гг. в Германии было создано несколько типов первоклассных зенитных орудий, в том числе 37‑мм автоматические пушки и пушки среднего калибра: 77, 88 и 105 мм. Однако по Версальскому договору Германии было запрещено иметь зенитную артиллерию вообще, а имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению.

Поэтому с конца 20‑х гг. до 1933 г. немецкие конструкторы работали над зенитными орудиями тайно как в Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. В начале 30‑х гг. в Германии создаются и зенитные части, которые в целях конспирации до 1935 г. носили название «железнодорожные батальоны». По той же причине все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в 1928―1933 гг., имели название «обр. 18». Таким образом, в случае запросов правительств Англии и Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 г., во время Первой мировой войны.

В годы Второй мировой войны большая часть зенитной артиллерии Германии входила в состав ВВС, остальная, меньшая, часть распределялась между сухопутными войсками и береговыми частями ВМФ. Речь здесь, разумеется, идет о наземных зенитных установках, а корабельные зенитные орудия – тема особая.

Войска ПВО Германии были включены в состав ВВС, и таким образом командующий ВВС объединял в своих руках все средства для отражения налетов авиации противника – и воздушные (истребительную авиацию), и наземные (зенитную артиллерию, прожекторы, аэростаты заграждения, службу воздушного наблюдения и т. д.). Ему же оперативно подчинялась и система гражданской (местной) ПВО.

Зенитные части, действовавшие на фронте и в ближайшем фронтовом тылу, были сформированы в зенитные бригады, дивизии и корпуса, входившие непосредственно в состав соответствующих воздушных флотов. Зенитные дивизии, осуществлявшие ПВО внутренних областей Германии, Австрии, Чехии и частично Польши, входили в состав воздушных округов.

К лету 1944 г. Германия насчитывала 22 зенитно‑артиллерийские дивизии и 6 зенитно‑артиллерийских бригад. Распределение этих соединений было таково: на территории воздушного флота «Рейх» в составе семи воздушных округов имелись 12 зенитно‑артиллерийских дивизий; на Восточном фронте 7 зенитно‑артиллерийских дивизий; на Западном фронте 3 зенитно‑артиллерийские дивизии; в Италии 3 зенитно‑артиллерийские бригады; в Норвегии 1 зенитно‑артиллерийская бригада; в Венгрии и на Балканах 2 зенитно‑артиллерийские бригады.

Структура частей и подразделений ПВО Германии постоянно менялась, поэтому я приведу лишь наиболее типичные примеры их организации.

Так, тяжелая батарея 11‑го моторизованного зенитного артиллерийского дивизиона, действовавшего в составе 134‑го зенитного артиллерийского полка на Восточном фронте, имела три взвода: приборный взвод, взвод тяжелых орудий и взвод легких орудий. Основное вооружение батареи: четыре 8,8‑см орудия, три 2‑см орудия, прибор управления огнем и радиолокатор.

Личный состав насчитывал 130 человек, в том числе 3―4 офицера, 20―25 унтер‑офицеров. Приборный взвод состоял из 1 офицера, 1 унтер‑офицера, 13―15 рядовых. Взвод тяжелых орудий


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.