Практические занятия, семинары — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Практические занятия, семинары

2021-01-29 57
Практические занятия, семинары 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    УТВЕРЖДАЮ Декан факультета права и финансов ___________Б.И. Ровный ___ ____________ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к ООП от _____________ № _______

дисциплина Риторика для юристов

для направления 030900.62 «Юриспруденция»

 

профиль подготовки уголовно-правовой

 

форма обучения очная

кафедра-разработчик уголовного права и уголовного процесса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», утвержденным приказом Минобрнауки от 4 мая 2010 года № 464.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и уголовного процесса (протокол № ___ от ______________)

 

Зав. кафедрой разработчика,
к.ю.н., доцент                           _________________   Ю.А. Мерзлов

 

 

Уч. секретарь кафедры,
к.ю.н., доцент                            _________________   С.А. Дробот

 

 

Разработчик программы,
преподаватель                          _________________   Ю.Р. Сельвестру

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой уголовного права и уголовного процесса

                                                     

к.ю.н., доцент                           _________________   Ю.А. Мерзлов

 

Челябинск 2013


1. Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Риторика для юристов» − формирование и развитие коммуникативных навыков, достижение риторической грамотности будущих специалистов в области права. Задачи: 1. расширение общегуманитарного кругозора студентов в рамках правовой риторики; 2. приобщение к основам современного риторического образования; 3. знакомство с мастерством публичного выступления, основными законами современной риторики; 4. подготовка будущих юристов к произнесению судебной речи; 5. формирование представлений об основах полемического мастерства; 6. формирование умений и навыков в области делового общения.

Краткое содержание дисциплины

Предмет, цели и задачи курса. Основные исторические этапы развития риторики. Риторический канон классической риторики. Понятие и виды речи. Судебная речь− как жанр ораторского искусства. Тема, цель, тезис выступления. Композиция судебной речи. Средства речевого воздействия в судопроизводстве. Основное содержание судебной речи. Основы полемического мастерства в профессиональной деятельности юриста. Основы мастерства беседы и спора. Стратегии, тактики, приёмы спора. Теория аргументации. Общение в юридической практике. Язык и стиль юридических текстов. Культура речи юриста. Взаимодействие оратора и аудитории. Типология ораторов. Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении. Речи сторон в уголовном судопроизводстве. Реплика. Напутственное слово председательствующего. Особенности прений сторон в суде присяжных. Речи представителей сторон в гражданском процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ Перечень последующих дисциплин, видов работ
Теория государства и права Правоохранительные органы   Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс), Гражданский процесс, Арбитражный процесс

Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:

Студент способен: – анализировать социально значимые проблемы и процессы; – реализовывать нормы материального и процессуального права; – юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

− способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); − стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); − владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

а) знать:

понятие правовой риторики, основные законы риторики как науки о речевом воздействии и гармонизации общения, риторический канон и судебное красноречие, риторические приемы, особенности делового общения.    

 

б) уметь:

проводить риторический анализ услышанного и прочитанного текста (записи судебной речи юристов); формировать текст с учетом его адресата; видеть риторические неудачи и просчеты в речи; управлять вниманием аудитории; использовать разнообразные риторические приемы, чтобы сделать текст доступным и выразительным; аргументировать свою точку зрения; вести дискуссию и эффективного участвовать в ней; использовать возможности риторики для предотвращения конфликтов и разного рода коммуникативных неудач; анализировать и составлять процессуально-правовые документы, письма, нормативные акты; совершенствовать языковую, стилистическую и коммуникативную компетентность.

 

в) владеть навыками:

максимально полно возможностями русского языка и риторическими приёмами; нормами русского литературного языка, навыками стилистического редактирования, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, навыками устной речи, как диалогической, так и монологической (беседа, консультирование, переговоры, совещание, судебное состязание, допрос, выступление в суде).

Объем и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

Вид учебной работы

Всего
часов

Распределение по семестрам в часах
Номер семестра
2
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Аудиторные занятия 54 54
Лекции (Л) 36 36
Практические занятия, семинары и (или) другие виды аудиторных занятий (ПЗ) 18 18
Лабораторные работы (ЛР) 0 0
Самостоятельная работа (СРС) 49 49
Работа с учебной литературой 20 20
Подготовка устных выступлений 20 20
Подготовка рефератов 9 9
Подготовка к экзамену 0 0
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) 5 5
Консультация 3 3
Проверка рефератов 2 2
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зач. Зач.

5. Содержание дисциплины


 раздела

Наименование разделов дисциплины

Объем занятий по видам в часах

Всего Л ПЗ ЛР
1 Общая часть 38 28 10 0
2 Отдельные виды судебных речей 16 8 8 0

Лекции

№ лекции № раздела  Наименование или краткое содержание лекционного занятия Кол-во часов
1 1 Предмет, цели и задачи курса. Основные исторические этапы развития риторики. 2
2 1 Риторический канон классической риторики. 2
3 1 Понятие и виды речи.  
4 1 Судебная речь− как жанр ораторского искусства. 2
5 1 Тема, цель, тезис выступления.  
6 1 Композиция судебной речи. Средства речевого воздействия в судопроизводстве. 2
7 1 Основное содержание судебной речи.  
8 1 Основы полемического мастерства в профессиональной деятельности юриста. Основы мастерства беседы и спора. Стратегии, тактики, приёмы спора. 2
9 1 Теория аргументации.  
10 1 Общение в юридической практике.  
11 1 Язык и стиль юридических текстов. 2
12 1 Культура речи юриста.  
13 1 Взаимодействие оратора и аудитории. Типология ораторов. 2
14 1 Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении.  
15 2 Речи сторон в уголовном судопроизводстве. Реплика. 2
16 2 Напутственное слово председательствующего. 2
17 2 Особенности прений сторон в суде присяжных. 2
18 2 Речи представителей сторон в гражданском процессе. 2

Лабораторные работы

Не предусмотрены

5.4. Самостоятельная работа студента и ее контроль

Выполнение СРС

Контроль СРС

Вид работы и содержание задания Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) Кол-во часов Форма контроля Содержание контроля Кол-во часов
Работа с учебной литературой Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2008. Мельников И.И. Судебная речь. Пособие для участников судебных прений по уголовным делам. М., 2005. 20 Консультация Устный опрос 2
Подготовка устных выступлений http://hatituli.ru/ 20 Консультация Устный опрос 2
Подготовка рефератов Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов н/Д., 2008. Грановская Л.М. Риторика. М., 2004. Губаева Т.В. Язык и право. М., 2003. Закомлистов А.Ф. Судебная этика. М., 2002. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2002. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. М., 2001. Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике. М., 2008. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. М., 2002. Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 1998. Шипунов С. Харизматичный оратор. М.: Университет риторики и ораторского мастерства, 2007. 9 Проверка рефератов Устный опрос 1

6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    УТВЕРЖДАЮ Декан факультета права и финансов ___________Б.И. Ровный ___ ____________ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к ООП от _____________ № _______

дисциплина Риторика для юристов

для направления 030900.62 «Юриспруденция»

 

профиль подготовки уголовно-правовой

 

форма обучения очная

кафедра-разработчик уголовного права и уголовного процесса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», утвержденным приказом Минобрнауки от 4 мая 2010 года № 464.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и уголовного процесса (протокол № ___ от ______________)

 

Зав. кафедрой разработчика,
к.ю.н., доцент                           _________________   Ю.А. Мерзлов

 

 

Уч. секретарь кафедры,
к.ю.н., доцент                            _________________   С.А. Дробот

 

 

Разработчик программы,
преподаватель                          _________________   Ю.Р. Сельвестру

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой уголовного права и уголовного процесса

                                                     

к.ю.н., доцент                           _________________   Ю.А. Мерзлов

 

Челябинск 2013


1. Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины «Риторика для юристов» − формирование и развитие коммуникативных навыков, достижение риторической грамотности будущих специалистов в области права. Задачи: 1. расширение общегуманитарного кругозора студентов в рамках правовой риторики; 2. приобщение к основам современного риторического образования; 3. знакомство с мастерством публичного выступления, основными законами современной риторики; 4. подготовка будущих юристов к произнесению судебной речи; 5. формирование представлений об основах полемического мастерства; 6. формирование умений и навыков в области делового общения.

Краткое содержание дисциплины

Предмет, цели и задачи курса. Основные исторические этапы развития риторики. Риторический канон классической риторики. Понятие и виды речи. Судебная речь− как жанр ораторского искусства. Тема, цель, тезис выступления. Композиция судебной речи. Средства речевого воздействия в судопроизводстве. Основное содержание судебной речи. Основы полемического мастерства в профессиональной деятельности юриста. Основы мастерства беседы и спора. Стратегии, тактики, приёмы спора. Теория аргументации. Общение в юридической практике. Язык и стиль юридических текстов. Культура речи юриста. Взаимодействие оратора и аудитории. Типология ораторов. Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении. Речи сторон в уголовном судопроизводстве. Реплика. Напутственное слово председательствующего. Особенности прений сторон в суде присяжных. Речи представителей сторон в гражданском процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ Перечень последующих дисциплин, видов работ
Теория государства и права Правоохранительные органы   Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс), Гражданский процесс, Арбитражный процесс

Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:

Студент способен: – анализировать социально значимые проблемы и процессы; – реализовывать нормы материального и процессуального права; – юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

− способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); − стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); − владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

а) знать:

понятие правовой риторики, основные законы риторики как науки о речевом воздействии и гармонизации общения, риторический канон и судебное красноречие, риторические приемы, особенности делового общения.    

 

б) уметь:

проводить риторический анализ услышанного и прочитанного текста (записи судебной речи юристов); формировать текст с учетом его адресата; видеть риторические неудачи и просчеты в речи; управлять вниманием аудитории; использовать разнообразные риторические приемы, чтобы сделать текст доступным и выразительным; аргументировать свою точку зрения; вести дискуссию и эффективного участвовать в ней; использовать возможности риторики для предотвращения конфликтов и разного рода коммуникативных неудач; анализировать и составлять процессуально-правовые документы, письма, нормативные акты; совершенствовать языковую, стилистическую и коммуникативную компетентность.

 

в) владеть навыками:

максимально полно возможностями русского языка и риторическими приёмами; нормами русского литературного языка, навыками стилистического редактирования, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, навыками устной речи, как диалогической, так и монологической (беседа, консультирование, переговоры, совещание, судебное состязание, допрос, выступление в суде).

Объем и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

Вид учебной работы

Всего
часов

Распределение по семестрам в часах
Номер семестра
2
Общая трудоемкость дисциплины 108 108
Аудиторные занятия 54 54
Лекции (Л) 36 36
Практические занятия, семинары и (или) другие виды аудиторных занятий (ПЗ) 18 18
Лабораторные работы (ЛР) 0 0
Самостоятельная работа (СРС) 49 49
Работа с учебной литературой 20 20
Подготовка устных выступлений 20 20
Подготовка рефератов 9 9
Подготовка к экзамену 0 0
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) 5 5
Консультация 3 3
Проверка рефератов 2 2
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зач. Зач.

5. Содержание дисциплины


 раздела

Наименование разделов дисциплины

Объем занятий по видам в часах

Всего Л ПЗ ЛР
1 Общая часть 38 28 10 0
2 Отдельные виды судебных речей 16 8 8 0

Лекции

№ лекции № раздела  Наименование или краткое содержание лекционного занятия Кол-во часов
1 1 Предмет, цели и задачи курса. Основные исторические этапы развития риторики. 2
2 1 Риторический канон классической риторики. 2
3 1 Понятие и виды речи.  
4 1 Судебная речь− как жанр ораторского искусства. 2
5 1 Тема, цель, тезис выступления.  
6 1 Композиция судебной речи. Средства речевого воздействия в судопроизводстве. 2
7 1 Основное содержание судебной речи.  
8 1 Основы полемического мастерства в профессиональной деятельности юриста. Основы мастерства беседы и спора. Стратегии, тактики, приёмы спора. 2
9 1 Теория аргументации.  
10 1 Общение в юридической практике.  
11 1 Язык и стиль юридических текстов. 2
12 1 Культура речи юриста.  
13 1 Взаимодействие оратора и аудитории. Типология ораторов. 2
14 1 Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении.  
15 2 Речи сторон в уголовном судопроизводстве. Реплика. 2
16 2 Напутственное слово председательствующего. 2
17 2 Особенности прений сторон в суде присяжных. 2
18 2 Речи представителей сторон в гражданском процессе. 2

Практические занятия, семинары

№ занятия № раздела  Наименование или краткое содержание практического занятия, семинара Кол-во часов
1 1 Понятие и виды речи. 2
2 1 Тема, цель, тезис выступления. 2
3 1 Композиция судебной речи. Средства речевого воздействия в судопроизводстве. 2
4 1 Основы полемического мастерства в профессиональной деятельности юриста. Основы мастерства беседы и спора. Стратегии, тактики, приёмы спора. 2
5 1 Теория аргументации. 2
6 2 Речи сторон в уголовном судопроизводстве. Реплика. 2
7 2 Напутственное слово председательствующего. 2
8 2 Особенности прений сторон в суде присяжных. 2
9 2 Речи представителей сторон в гражданском процессе. 2

Лабораторные работы

Не предусмотрены

5.4. Самостоятельная работа студента и ее контроль

Выполнение СРС

Контроль СРС

Вид работы и содержание задания Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) Кол-во часов Форма контроля Содержание контроля Кол-во часов
Работа с учебной литературой Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2008. Мельников И.И. Судебная речь. Пособие для участников судебных прений по уголовным делам. М., 2005. 20 Консультация Устный опрос 2
Подготовка устных выступлений http://hatituli.ru/ 20 Консультация Устный опрос 2
Подготовка рефератов Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов н/Д., 2008. Грановская Л.М. Риторика. М., 2004. Губаева Т.В. Язык и право. М., 2003. Закомлистов А.Ф. Судебная этика. М., 2002. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2002. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. М., 2001. Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике. М., 2008. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. М., 2002. Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 1998. Шипунов С. Харизматичный оратор. М.: Университет риторики и ораторского мастерства, 2007. 9 Проверка рефератов Устный опрос 1

6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.