Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-01-29 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СОЦИОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Составители:
Макарова Н.Н.
Маслова С.В.
Негруль С.В.
Рабочая тетрадь по курсу “Социология” разработана в соответствии с государственным стандартом. Курс входит в гуманитарно – социально – экономический блок дисциплин и является обязательным для изучения на факультетах и специальностях ТПУ. Рабочая тетрадь исходит из Государственных образовательных стандартов направлений и специальностей, изучаемых в Томском политехническом университете и соответствует Рабочей программе по курсу “Социология”.
Разработчики – Макарова Наталья Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Гуманитарный факультет ТПУ.
- Маслова Светлана Валериевна, к.ф.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Гуманитарный факультет ТПУ.
- Негруль Светлана Валериевна, к.соц.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Гуманитарный факультет ТПУ.
Студенту.
Эта рабочая тетрадь предназначена для помощи в овладении курсом “Социология”. Она включает все разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведен ниже).
Правила пользования тетрадью. Материал в рабочей тетради представлен в соответствии с порядком изучаемых тем. Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно, с использованием лекционного материала и материала учебного пособия. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную.
Систематическая работа над заданиями поможет Вам более предметно овладеть знаниями по социологии. Рабочая тетрадь – это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.
|
Автор буде рад Вашим предложениям и замечаниям по структуре и содержанию рабочей тетради.
Тема 1. Предмет и методы социологии как научной дисциплины.
1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.
Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:
Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения
Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов
________________________________________________________________________________
Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека
________________________________________________________________________________
Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей______________________________________________________________
2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.
Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.
Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Ключевым в социологии выступает понятие “социальное”. Как вы его понимаете? _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что является предметом изучения социологии?
· Закономерности природного характера
· Закономерности человеческого поведения
· Закономерности общественного развития
· Закономерности экономического развития
5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.
6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?
· Теоретический уровень определяет эмпирический
· Эмпирический уровень определяет теоретический
· Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии
· Они являются самостоятельными отраслями знания
7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.
Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.
Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Социальные законы отличаются от природных тем, что
· Независимы от сознания и желания людей
· Являются не постоянной величиной, а тенденцией
· Включают в себя повторяемость процессов и явлений
· Разделяются на общие и специфические
9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
|
Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. - ____________________________________________________
Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. - _____________________________________________
Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. - ________________________________
Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. - _______________________________________________________________
10. Категория социальное обозначает
· Независимость от природных факторов
· Взаимодействие человека и природы
· Природу взаимодействия людей в обществе
· Сочетание интересов людей
СОЦИОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Составители:
Макарова Н.Н.
Маслова С.В.
Негруль С.В.
Рабочая тетрадь по курсу “Социология” разработана в соответствии с государственным стандартом. Курс входит в гуманитарно – социально – экономический блок дисциплин и является обязательным для изучения на факультетах и специальностях ТПУ. Рабочая тетрадь исходит из Государственных образовательных стандартов направлений и специальностей, изучаемых в Томском политехническом университете и соответствует Рабочей программе по курсу “Социология”.
Разработчики – Макарова Наталья Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Гуманитарный факультет ТПУ.
- Маслова Светлана Валериевна, к.ф.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Гуманитарный факультет ТПУ.
- Негруль Светлана Валериевна, к.соц.н., доцент кафедры социологии, психологии и права, Гуманитарный факультет ТПУ.
Студенту.
Эта рабочая тетрадь предназначена для помощи в овладении курсом “Социология”. Она включает все разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведен ниже).
Правила пользования тетрадью. Материал в рабочей тетради представлен в соответствии с порядком изучаемых тем. Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно, с использованием лекционного материала и материала учебного пособия. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную.
|
Систематическая работа над заданиями поможет Вам более предметно овладеть знаниями по социологии. Рабочая тетрадь – это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.
Автор буде рад Вашим предложениям и замечаниям по структуре и содержанию рабочей тетради.
Тема 1. Предмет и методы социологии как научной дисциплины.
1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.
Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:
Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения
Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов
________________________________________________________________________________
Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека
________________________________________________________________________________
Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей______________________________________________________________
2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.
Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.
Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключевым в социологии выступает понятие “социальное”. Как вы его понимаете? _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что является предметом изучения социологии?
· Закономерности природного характера
· Закономерности человеческого поведения
· Закономерности общественного развития
· Закономерности экономического развития
5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.
6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?
· Теоретический уровень определяет эмпирический
· Эмпирический уровень определяет теоретический
· Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии
· Они являются самостоятельными отраслями знания
7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.
Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.
Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Социальные законы отличаются от природных тем, что
· Независимы от сознания и желания людей
· Являются не постоянной величиной, а тенденцией
· Включают в себя повторяемость процессов и явлений
· Разделяются на общие и специфические
9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. - ____________________________________________________
Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. - _____________________________________________
Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. - ________________________________
Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. - _______________________________________________________________
10. Категория социальное обозначает
· Независимость от природных факторов
· Взаимодействие человека и природы
· Природу взаимодействия людей в обществе
· Сочетание интересов людей
Тема № 2. Развитие социологического знания.
1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее
· Приоритет личности над обществом
· Приоритет общества над личностью
· Взаимозависимость личности и общества
· Структурное изучение общества
2. КТО ЭТО?
Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом - ______________________________
Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. - ________________________________________________________________________________
3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? - ________________________________________________________________________________
4.В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите представителей психологического направления в социологии. - _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор? - _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Автором концепции социального действия является
· Макс Вебер
· Огюст Конт
· Валентино Парето
· Чарльз Кули
7. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. КТО ЭТО?
Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. - _______________________________________________________________________________________________________________________________________
Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. - _______________________________________________
________________________________________________________________________________
9. Истоки идеи общественной солидарности лежат в
· Совместном договоре людей
· Общественном разделении труда
· Политической нестабильности общества
· Свойствах общественного сознания
10. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!