История вопроса и цель командировки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История вопроса и цель командировки

2021-01-29 111
История вопроса и цель командировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Чаунское РайГРУ поступили заявки В.Ф. Уварова и С.И. Баскина, в которых авторы сообщают о крупном месторождении серебра, расположенном будто‑бы на Чукотке.

Заявка В.Ф. Уварова /приложение 1/ повествует о том, что где‑то на водоразделе рек Малый Анюй и Чаун, на краю лесов, находится серебряная гора, которая «повсюду режется ножом». Эти сведения В.Ф. Уварову сообщили, как он пишет, в 30‑х годах ломуты рода Дехлянки в поселке Усть‑Белая Анадырского района. Уваров считает, что серебряную гору легко найти визуально, т. к. она, по его мнению, выделяется среди других именно тем, что она серебряная.

Заявка С.М. Баскина /приложение 4 / основана на изученных им архивных материалах, изложенных в сборнике Н.С. Орловой «Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века», издание Географгиз 1951 г. В этой заявке Баскин сообщает, что на реке Нелога имеется серебреное месторождение, которое представлено… «жильным серебром, заключенном в породу горы и россыпью, прорезанной глубоким яром с отвесными стенами». Под рекой Нелогой Баскин подразумевает р. Раучуа /Б.Бараниха/, где и предлагает предпринять поиски серебряного месторождения.

Решением НТО СВГУ Чаунскому РайГРУ было предложено организовать поиски серебряного месторождения с учетом заявок С.И. Баскина и В.Ф. Уварова.

С этой целью в 1960 г. был организован Заверочный отряд, который проводил работы в бассейна р. Раучуа и в бассейне рч. Кйтеп‑Гуйтеньрывеем /правый приток рч. Китепвеем, впадающий в Восточно‑Сибирское море западнее устья р. Раучуа/.Серебряныкх рудопроявлений ни на одном из участков отрядом обнаружено не было. Подробно результаты работ изложены в отчете Заверочного отряда за 1960 год.

Поиски легендарного серебряного месторождения в 1961 году предполагалось продолжать и, согласно проекта, произвести их на водоразделе рек: Чаун – Анадырь – Малый Анюй. При этом, в первый этап работы, согласно проекта, входило изучение архивных в литературных материалов исторического характера, опрос местного коренного населения с целью уточнения района поисков, а также, и в первую очередь, установление соответствия легенда действительности.

Для этого исполнитель работ был командировки в г. Магадан, в Анадырь и в Усть‑Белую, где в библиотеках, музеях, геологических организациях, в колхозе рос. Усть‑Белая и в беседах с отдельными лицами выявил несостоятельность легенды о серебряной горе.

 

2. Сушествует‑ли легенда о серебряной горе?

 

Всякая легенда, передает‑ли она миф или давно минувшую действительность, живет в народе, который, собственно, и слагает легенда, страдающие исторический путь его развития. Современное коренное население Чукотки ничего не знаето серебряном месторождении. Не знают и ничего не слыхали об этой легенда оленеводы района Восточной Тундры, оленевода Чаунского и Анадырского районов; коренное население Чукотки вообще рассказы о серебряном месторождении или о серебряной горе принимает как новость. Следовательно, никакой легенды о серебряном месторождении или серебряной горе не существует. Есть слухи, обросшие до легенды.

В пос. Усть‑Белая автор данной записки выступил перед собранием колхозников /выступление переводилось на язык коренного населения/, опросил отдельных лиц и убедился, что никто из коренных жителей о серебряном месторождении ничего не знает. Именно в пос. Усть‑Белая, как пишет В.Ф. Уваров, он впервые узнал о серебряной горе и именно в этом поселке им были предприняты практические меры, опять как он сам пишет, для розыска этой горы. Старожилы, на которых ссылается В.Ф. Уваров, умерли. Иван Зиновьевич Никулин, сын Зиновия Никулина, у которого на квартире Уваров составлял акт о факте открытия серебряной горы, ничего об этом факте не знает, хотя Уварова и все его дела хорошо помнит т. к. ему, Ивану Никулину, было тогда 25 лет. Опрос коренного населения производил несколько раньше, работник Анадырского райкома ВЛКСМ тов. Собольков, который также никаких сведений о серебряном месторождении у народа не почерпнул. Административные, общественные, партийные и комсомольские работники и руководители ничего о серебряном месторождении не знают и не получали об этом никаких сообщений от коренного населения, кроме того, что им известно из заявки Уварова.

Сведения из заявки Уварова, подкупают многих легкостью открытия огромных запасов серебра; эти сведения передаются из уст в уста среди круга передовых людей, обретают видимость легенды и привносятся коренному населению, которое выказывает по этому поводу удивление и недоумение. В популяризации этой легенды сыграл роль и главный геолог Сеймчанского РайГРУ тов. С.М. Абаев, который по оплошности поделился сомнительными данными из заявки Уварова с корреспондентами «Огонька». На страницах последнего / № № 5,6 за 1661 год/ появилось сообщения о «мягкой горе».

Знаменитый исследователь Чукотки – энтограф и лингвист – В.Г. Богораз /псевдоним – Н.А. Тан / в своей монографии «Чукчи» описывает все события в жизни коренного населения Чукотки, происшедшие с начала XVII века вплоть до Октябрьской революции. В этом неповторимом труде подробно излагаются вопросы экономики населения, быта, культуры, языка, религии, первые знакомство и взаимоотношения с русскими казаками и промышленниками, приводятся подробные данные о Семене Дежневе и других полярных мореходах и землепроходцах, о ясаке, собираемом с коренного населения в пользу царя, о ярмарках на Малом Анюе и проч. проч. Нет такой стороны в жизни племен населяющих Чукотку, которая не была бы предельно полно освещена В.Г. Богоразом. ИМ собраны все легенды, сказки, предания, поверья, пословицы, которые на протяжении многих веков жили в народе; в монографии «Чукчи» только на редкой странице можно не встретить какой либо легенды, сказки или рассказы. (Книга имеется в Краеведческом музее в г. Магадане.)

В.Г. Богораэ отмечает, что три века тому назад коренное население испытывало острую нужду в железе, имеется указание о рудопроявлениях меди. Но не в одной легенде, ни в одном предании и даже в сказке не упоминается о серебре.

В книге известного историка И.П.Магидовича «Очерки по истории географических открытый», издания Учпедгиза 1956 г., описывается проникновение русских на Северо‑Восток и, в частности, на Чукотку, взаимоотношения русских с коренным населением, торговля, сбор ясака, открытия рек, путешествия и деятельность Семена Дежнева и проч. проч. Изложенное в книге И.П.Магидовича базируется на архивных материалах. Никакого упоминается о серебре или «серебряной легенде» у И.П.Магидовича не встречается.

Авторы популярных исторических рассказов о Северо – Востоке, о походах Семена Дежнева, такие как С.Марков, В.Кедров и другие в своих повествованиях ни слова не упоминают о серебре, хотя сведения о полезных ископаемых в этих рассказах приводятся не редко.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что легенды о серебряном месторождении или «Серебряной горе» среди коренного населения не существовало в прошлом и не существует в настоящее время. Единственным источником, из которого могла искусственно вырасти легенда, является сборник архивных материалов И.О. Орловой, о котором сказано ниже.

 

3. Что известно из архивных документов о серебре на Северо‑Востоке.

 

Данные о серебре, которое будто‑бы добывалось в начале XVII века на Северо‑Востоке изложены, как уже сказано выше, Н.С. Орловой в книге «Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века». Ниже приводятся все эти данные, без исключения, которые в какой‑то степени касаются серебра.

«9‑го декабря 1641 г. Якутский воевода П.Головин сообщил в Сибирский приказ о походах Постника Иванова и Аничка Никитина на реки Яну и Индигирку и о плавании по морю Прова‑Лааарева и Елисея Бузы для поисков реки к востоку от устья Лены. В этой отписке сообщается, что по Индигирке, на юкагирской земле есть серебро, но где именно – неизвестно» / стр.21–22 /.

«В 1641‑42 г.г. казаки получили известие о том, что на реке Нелога, к востоку от Колымы, есть серебро. По тем временам это было сведением первостепенный важности» /стр 28/.

«В следующем 1644 году были получены новые сведения о серебряной руде, а также о жемчуге.

29 сентября 1644 года ленский служилый человек Лавр Григорьев и сын боярский Иван Ерастов сообщили о сведениях полученных от колымского князька Аманата / залоаженика – А.М./ Порочи о северо‑восточных сибирских реках и о серебряной руде».

«В этом же документе сын боярский Иван Ерастов и ленский служилый человек Лавр Григорьев рассказали, что от р. Нелоги / это всё та же Нелога и Нерога /…» от вершины пошла река Чюндона, а впала де та река Чюндона «близко моря в Ковыму реку» /док.№ 31/. На этой реке Нелоге живут у устья юкагиры / на Чундоне /. Как известно, Чундон, или Чеыдон, впадает на в р. Колыму, а в Охотское море, в северной его части. Однако важно, что в 1644 г. уже появились известия о том, что «где‑то около Колымы имеется р. Чендон» / стр. 23 /.

«Под Нелогой /Нерогой/, видимо, разумеется р. Нерега. Как видно из док., „Нелога“ находится к востоку от Колымы, кроме того „от… вершины её пошла р. Чундона“ – р. Чендона впадает в Охотское море недалеко от р. Парень. Долина Колымы на участке между Балыгачаном и Сугоем сужена горами. На этом участке Колыма делает петлю, наиболее приближаясь к Охотскому морю. Наибольшее приближение равняется 300–350 км в районе вблизи устья р. Бохапчи к Тауйскому заливу и вблизи р. Каркондона к зал. Шелехова. Нерега, являясь прав. притоком Бахапчи, подходит к побережью Охотского моря». /Стр. 552/.

Из приведенных документов видно, что историки вполне определенно указывают на месторасположение реки Нелоги, на которой добывалось будто‑бы серебро – это река Нерега, приток Бохапчи, впадающей справа в Колыму в её верхнем течении.

Ниже приводятся донесения служилых казаков, основанные на опросах заложников из местного населения.

«А юкагирская де, государь, землица людна и Индигирская река рыбна, будет де, государь, вперед на йндигирской реке в юкагирской землице и 100 человек служилых людей, и тем де людям мошно сытым быть рыбою и уверены без хлеба… Да у юкагирских же де, государь людей, серебро есть, а где они серебро емлют, того он, Посничко, не ведает» И про иных де ему многие землицы юкагиры рассказывали. А подлинно де, «государь, он Посничко, про те землицы рассказать не умеет, потому мало их юкагирского языку знал», /стр. 100–101 /.

Служилый человек Лавр Григорьев в 1644 г. сказывал: к нему привезли приказ Якутского воеводы Головина Петра Петровича в 1642 году Митьке Михайлову Ерилу. «А в том де наказа написано – ведено ему, Митьке проведывать про серебряную руду и распрашивать иноземцев накрепко против юкагирского шамана речей, которого привез Елена Буза – на которой реке серебряная руда и сколь далече от Ындыгирской реки»… «И тот де ковымский князей ему, Лаврушке», в распросе сказывал: есть де река Нелога за Ковымою рекою впала в море своим устьем; а на той реке Нелоге блиско моря в горе утесе руда серебряная; а люди де живут у той горы пешие де на одном месте в земляных юртах, а род де у них да язык свой, не юкагири, а называютца де они нанками, Да те же люди в реках берут одекуй белой, а тово де у них одекую много‑ А от де реки Нелоги от вершины пошла река Чюндона, а впала де та река Чюндона блиско моря в Ковыму реку; а люди де по той реке Сун/пья/ живут юкагиры, а в вершине де живут на той реке люди род свой, рожи у них писаные. И с Нелоги де реки приходят натты от серебряные руды на ту Чундону на вершину к писаным рожам торговать, временем де с ними и дерутца. А продают де те нелогские люди писаным рожам серебро да одекую, а те де писаный рожи им продают олени да бабы. А серебра де и одекую у тех нелогских людей много. И он де, Лаврушка, казал ему шаману одекую белой да бисер И шаман де сказал – не таков де на Нелога реке одекуй белой лутче де русково одекую и бисеру. А сказывает де той шаман, что у, них тот одекуй сам видал и жена де ево‑видала. И по шамановым де распросным речам чаем тово одекую жемчугом.

«Да он же де, Лаврушка, распрашивал про тое же реку Нелогу юкагирского аманата князя Шенкодея шамана /без/ Ковымского аманата Порочино. И тот де Шенкодей шаман в распросе сказал против всех речей ковымского княэца шамана про ту реку Нелогу и про серебряную руду те же речи слово в слово. А толмачил де те речи распросные баба тунгуска, У /збер/ чик, которая в толмачах в – Ындигирской реки» / стр. 125–126 /.

«152 году / 1643 г.‑А.М./ на Индигирской реке спрашивал красноярский казак Ивашко Падионов Ерастов у ковымского аманата у шамана. Пороче, что слыхал ли ты где есть серебряная руда и на коей реке. И он сказал – есть де река Нелога за Комывою рекою, впала в шоре своим устьем, а от дои де реки Нелоги от вершины пошла река Чундона, а впала де та река Чундона блиско моря в Ковыму реку, вверх идут по Ковыме реке с левые стороны; а по той реке снизу живут юкагирские люди, а в вершине и по Каменю живут акнемила, писаные ж рожи, и те мужики сходятся с теми людьми, которые люди живут на Нелоге реке, у серебряные руды, а род не нелогских мужиков называют натты, и то писаные рожи с ними де торгуют и дерутца, а те нелогские мужики пешие сидячие и серебра у них много, да оне ж нелогские мужики по рекам берут белой одекуй в воде. И мы ему казали белой одекуй и бисер, и он сказывает‑ ваш де одекуй плохой, там де лутче и цветиной, а мы чаем быть жемчуг. А те нелоские мужики сказывают, что серебро у них на Нелоге реке от моря недалеко, а висит де из Яру соплями. И те нелогские мужики от той серебряные руды сопли отстреливают томарами и стрелами, а инако де оне нелогские мужики на Кмени серебра добывать не умеют. Да он же ковымской аманат шаман Пороча сказывал сколько в Ковыму реку пало рек. Снизу, вверх идучй, на правой реке пала Улгандона, да на левой же стороне, вверх идучи, пала река Олюнга, а на правой стороне пала река Алач, на левой же руке пала река Коборой» / стр. 127/.

Изложенные архивные документы исчерпывают все, что их известно о серебре на Северо‑востоке в сборнике Н.С. Орловой. Из этих документов видно, что донесения казаков целиком базируются на показаниях заложников. Сами служилые люди не только не добрались до серебра, но и не получили сколь нибудь удовлетворительных данных о месторасположении серебряного месторождения. Показания заложников сомнительны и неточны еще и потому, что в то время многие реки не были открыты, не совсем было известно какая река куда впадает. Так, заложник Пороча / который, кстати, сбежал от служилых людей / считал, что река Чундон впадает в Колыму, тогда как она впадает в Охотское море. Поэтому поводу Михаил Стадухин – уже тогда докладывал царю перешедши на Пенжину:

«И с той реки перешел я, холоп твой, с товарищами своими на Изигу реку. А по Изиге реке живут многие коряцкие люди, а вверх Изиги ту же реку зовут Нондоном, а живут ходынские мужики юкагиры» /стр.157 /.

В донесениях Михаила Стадухина нигде не упоминается о серебре. В архивных материалах / сборник Н.С Орловой/ не говорится когда, где и в каком виде служилые люди обнаружили серебро у местного населения.

Анализируя приведенные архивные документы можно вполне допустить, что три века назад какое‑то племя занималось разработкой самородного серебра, но расположено это затерянное / и возможно отработанное / месторождение не на Чукотке, о чем говорят документы, а в области побережья Охотского моря или в бассейне верхнего течения р. Колымы.

Многочисленные раскопки, произведенные на Чукотке: в последние годы известным археологом Н.Н. Диковым не обнаружили серебра ни в виде утвари, ни в виде украшений. В те далекие времена происходил обмен товарами между приамурскими, прибайкальскими и северо‑восточными /колымскими/ племенами. Последние в качестве товара поставляли соболей. Серебро могло быть заведено на северо‑восток из Приамурья или из Селенгинской Даурии. Об этом имеются такие документы. «А та река течет в Китайское государство, а имени тунгусы той реке не ведают. Да на той же реке мугалы емлют серебряную руду; а у той руды серебряной на той же реке стоит Китайского государства порубежной город, а серебро в Браты идет из Мугал; а покупают брацкие люди то серебро у мугал на соболи»/стр. 109 /.

«И про серебро де сказывал, что у тех де бородатых людей, у даур, есть и те будто дауры русских людей желают видеть, для того, что называютца им братьями» /стр. 140/.

Совершенно не отрицая геологических перспектив Северо‑Востока на серебро можно и допустить, что серебро завозились сюда в числе других товаров, как и бронза, три тысячи лет тому назад.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.