Удивительные приключения подмастерье Хлапича — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Удивительные приключения подмастерье Хлапича

2021-01-29 96
Удивительные приключения подмастерье Хлапича 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Маленькому читателю

 

Эта история, которую я вам сейчас расскажу, посвящена удивительному путешествию подмастерье Хлапича.

И хотя Хлапич был мал ростом – как оно в шутку говорится: «паренёк с локоток» – был он весёлый как птичка, храбрый как Королевич Марко,[1] умный как книга, а добрый – как солнце. Благодаря всем этим качествам, которыми, несомненно, обладаешь и ты сам, мой читатель, ему удалось преодолеть много страшных испытаний и пережить много разных опасностей.

Конечно, поначалу путешествие Хлапича мало чем отличалось от простой детской прогулки и ты вправе спросить: «Зачем Хлапичу было нужно столько храбрости и мудрости в таком лёгком путешествии? Неужели нужна храбрость чтобы водить за узду запряженного ослика?», или: «Разве нужна мудрость – чтобы найти потерявшуюся гусыню?»

 

 

Но не спеши! Открою тебе, что с каждым днём путешествие Хлапича становилось всё опаснее, а приключения всё страшнее, как это чаще всего и случается. И узнав о них, ты мой читатель, непременно воскликнешь: «Какое счастье, что Хлапич такой добрый, умный и храбрый, честный и трудолюбивый!»

Да, конечно! Иначе как бы он преодолел все трудности и опасности?

Впрочем, если ты даже очень храбрый и такой же умный, это вовсе не значит, что тебе надо бежать из дома. Ведь, Хлапич пустился в путь только потому, что ему было очень плохо в доме мастера Мркони. Да и кто знает, всякому ли на его пути улыбнётся удача, как она улыбнулась Хлапичу? Я вот, например, до сих пор удивляюсь, что его путешествие так хорошо закончилось…

Поэтому, лучше садись поудобнее и слушай! Или читай, если ты такой взрослый и образованный, что умеешь читать сам!

 

 

Глава первая

У мастера Мркони

 

I

Подмастерье Хлапич

 

Жил‑был на свете один маленький ученик сапожника, и не было у него ни отца, ни матери. И звали его – Хлапич.[2]

Роста он был небольшого, как говориться – «паренёк с локоток», а нравом – веселый, как птичка. Целыми днями сидел он в своих рваных штанах и красной рубашке на маленькой треногой табуретке, какие обычно бывают у сапожников, и приколачивал набойки на сапоги и башмаки, да шил опанки,[3] а за работой весело насвистывал и пел.

Служил Хлапич у сапожных дел мастера Мркони,[4] который мастером‑то был отличным, но на вид был страшен, а нрава мрачного и свирепого. Был он так высок ростом, что головой задевал стропила мастерской. Волосы его походили на львиную гриву, усы свисали до плеч, а голос был зычен и груб, как у медведя.

 

 

Когда‑то, говорят, случилось в жизни этого мастера большое несчастье. Не просто несчастье, а такое горькое горе, что не хватило ему всех его сил, чтоб горе это пережить и с ним смириться. И с той поры стал он совершенно бессердечным человеком. Жаль, но оказывается, бывает и так… Что за беда приключилась с мастером Мрконей, мы еще узнаем, конечно, но в самом конце этой книги.

Итак, мастер Мрконя был человек бессердечный и совсем несправедливый. Когда он был зол, а зол он был всегда, он вымещал свою злость на своих подмастерьях, а особенно доставалось наименьшему из них – Хлапичу, на которого кричал он, ни за что – ни про что, и ругался последними словами.

У мастера была жена. В отличие от своего мужа она была очень доброй. И в ес жизни приключилась большая беда, но от этого она стала ещё добрее, и сердце её было преисполнено жалости и любви. Она очень привязалась к Хлапичу.

Но она так боялась мужа, что когда приносила Хлапичу кусок свежего хлеба, всегда прятала его под передник, потому что злобный мастер строго запретил кормить подмастерьев свежим хлебом, а распорядился давать им только старые черствые корки.

И штаны у Хлапича были совсем драные, такие драные, что жена мастера выпросила у мастера разрешение сшить Хлапичу новые штаны из зелёного сукна, оставшегося от старого передника мастера. Хлапич в этих зелёных штанах сильно был похож на зелёного лягушонка и другие подмастерья потешались над ним во всю! Поэтому он не любил эти штаны, но мастер Мрконя строго приказал ему носить их по воскресеньям. Что делать!? И тогда Хлапич, чтобы никто над ним не подшучивал, решил, что будет подшучивать над собой сам. Так, всякий раз, надевая эти зелёные штаны, он квакал как лягушка: «ква‑ква!» И, действительно, его товарищи больше не потешались над ним, а только смеялись над его шуткой. А это ведь совсем другое дело!

Конечно, «квакал» он только когда рядом не было мастера Мркони – увидав такое непочтение, мастер, пожалуй бы, моментально выгнал парнишку из дома – уж это точно!

Вот так и жил Хлапич у мастера Мркони, и жизнь его трудно было назвать счастливой. Неизвестно, сколько бы всё это ещё продолжалось, если бы не случился с ним вот какой случай…

 

 

II

Лаковые сапожки

 

Как‑то один богатый господин заказал мастеру Мркони изготовить лаковые сапожки для своего маленького сына.

Сапожки получились на загляденье – сделанные из лаковой кожи, они сияли как солнце! Но когда господин со своим сыном пришли за сапожками и мальчик обул их, оказалось что они ему тесны. Господин потребовал, чтобы мастер всё исправил, а тот, вместо того чтобы разъяснить, что лаковую обувь надо просто немного разносить – страшно рассердился и поругался с клиентом. Тогда господин не стал ни платить, ни забирать эти сапожки, а рассердившись, ушёл.

И только за ним захлопнулась дверь, мастер Мрконя в бешенстве заорал на Хлапича:

«Это ты, такой‑сякой, всё испортил! Это ты, лентяй и бестолочь, виноват в том, что сапожки жмут!» И схватив сапоги, стал бить ими Хлапича по спине. Это было уже совсем нечестно, так как мастер сам кроил и шил эти сапожки, и Хлапич никак не мог быть виноват в том, что они тесны – ведь он только гвоздики забивал в подмётки по указанию мастера – и всё. Но когда мастер был в ярости, он совершенно не разбирал где правда, а где кривда…

Хорошенько поколотив Хлапича, он зашвырнул сапоги в угол и, прокричав, что больше не хочет их видеть, и что пусть завтра утром кинут их в огонь! – вышел из мастерской. Но у самого порога он обернулся, погрозил Хлапичу своим огромным кулачищем и громогласно прокричал: «Сапоги сгорят, но ты, лентяй, ещё мне за них заплатишь!» Это означало, что завтра Хлапича выпорют.

Когда вечером этого дня Хлапич ложился спать, он не насвистывал, не напевал, как обычно, а был тих как мышь, печален и задумчив.

Спал Хлапич на кухне, на полу возле печи. Там у него был жёсткий соломенный матрац, старое потрёпанное одеяло и огарок свечи, воткнутый в картофелину, – никакого подсвечника у него, понятно, не было.

Лег Хлапич на свой соломенный матрац, погасил свечу, которая еле высовывалась из картофелины, и стал размышлять. Думал Хлапич, думал и решил, что этой же ночью он сбежит от мастера Мркони и пойдет по свету – куда глаза глядят! Конечно, это было рискованное и очень опасное дело, но другого выбора у него не было. Одним словом, Хлапич принял решение, и как говорится, если уж подмастерье что‑то задумал – то, хоть умрет, а выполнит…

 

III

Побег

 

Самой глубокой ночью, когда все крепко спали, Хлапич встал. Вокруг было темным‑темно, как в колодце.

Тихо, как мышь, он прокрался из кухни в мастерскую. Там он зажёг огарок свечи и сразу по полу во все стороны, врассыпную, бросились мыши, самые, как вы понимаете, настоящие – большие любители грызть кожу, хранившуюся в мастерской. Но Хлапич даже не думал о них. Ему пред стояло еще очень много дел.

Сначала он нашёл лист бумаги и большой сапожный карандаш. Усевшись на свою треногую табуретку, он принялся писать прощальное письмо мастеру:

 

Господин, мастер. Вы хотели бросить сапожки в огонь – мне это было бы очень жаль, поэтому я ухожу ходить по свету – разнашивать сапожки, чтобы они не были тесными. Будьте добрее с Вашими другими подмастерьями. Давайте им супу побольше и хлеба помягче. А сапожки я Вам верну.

Хлапич.

 

Над этим посланием он возился очень долго, так как он хоть и был грамотным, но писать особо не умел, и буквы у него получались большими и горбатыми, как груши.

Написав письмо, Хлапич приколол его к переднику мастера Мркони, висевшему на стене и принялся за другое письмо:

 

Дорогая Госпожа!

Спасибо Вам за Вашу доброту. Я ухожу бродить по свету – сам не знаю куда. Буду Вас помнить, и буду помогать каждому встречному, так, как и Вы мне всегда помогали.

Ваш Хлапич.

 

И он приколол письмо к фартуку хозяйки, также висевшему тут на стене.

Затем, он взял свою красную кожаную сумку и начал укладывать в нес всё то, что могло пригодиться ему в пути. Сначала он положил краюшку хлеба и кусочек солонины. Это был его вчерашний ужин, но вечером он был так расстроен, что не мог есть. Потом он положил в сумку свой большой синий платок, шило, моток дратвы и несколько кусочков кожи. Хлапич был хоть и мал, но считал себя почти что настоящим сапожником, а сапожник без шила и дратвы – как солдат без ружья! Ещё он прихватил с собой свой острый сапожный нож.

Вот и всё – других пожитков у него и не было.

Когда всё это было сложено, Хлапич стал одеваться в дорогу.

Он надел красную рубашку и свои парадные зелёные штаны, при этом он едва не заквакал – так привык он к этой шутке. Но спохватившись, что мастер Мрконя спит в соседней комнате – зажал себе рот рукой.

Затем Хлапич подпоясался куском веревки и наконец – достал из угла лаковые сапожки, те самые из‑за которых он получил трёпку. Одев их, Хлапич чуть не засвистел от радости – таким счастливым он себя почувствовал в этих сапожках – красивых и удобных! Но как тут засвистишь, если за стеной храпит хозяин? Надев сапожки, Хлапич взглянул на свою старый картуз и понял, что имея на ногах такие чудесные сапожки, совершенно невозможно таскать на голове такую рванину. Тогда он взял кусок лаковой кожи, оставшейся от сапог, и быстро сшил себе новый картуз. Шить ему было легко, он умел работать с кожей. А что ж тут не уметь! Ведь он, пусть и мал ещё, а всё же – сапожник!

Картуз вышел – что надо! И тоже сиял как солнце. И вот, водрузив картуз на голову, Хлапич понял, что готов в путь! На нём были его парадные зелёные штаны, красная рубаха, чудесные лаковые сапожки, блестящий картуз и красная сумка за плечами.

Выглядел он, ну, – прямо как генерал какой‑то фантастической армии!

Тихо, прислушиваясь к каждому шороху, Хлапич вышел из мастерской во двор.

Посреди двора сидел на цепи пёс Бундаш.[5] Хлапич и Бундаш были закадычные приятели, и всё же Хлапич не пошёл попрощаться с ним, зная, что пёс встретит его радостным лаем. И как не было жалко Хлапичу, вот так расставаться с другом, он решительно пошёл к воротам.

В то время, когда Хлапич стоя во дворе, размышлял – обнять ему Бундаша напоследок или нет, в своей комнате начал кашлять мастер Мрконя. Кашлял мастер во сне. Вчера он так громко орал на Хлапича, что у него заболело горло. Но Хлапич этого не знал и страшно испугался, решив, что мастер проснулся. «Беги Хлапич, беги! Беги, что есть мочи!» – сказал он себе, и побежал.

Быстро отворив огромные ворота, которые к счастью не были заперты, он выскочил на улицу.

Вокруг царил кромешный мрак, и дома казались огромными – почти до самого неба. Вокруг не было ни души: город спал, и все его жители мирно спали в своих кроватях. Хлапич поправил на плече свою сумку и быстро зашагал по тёмным улицам.

Вот так Хлапич сбежал от мастера Мркони…

 

 

 

Глава вторая

Первый день путешествия

 

I

Маленький молочник

 

Хлапич всё шёл и шёл по длинным улицам ночного города. Он хотел уйти как можно дальше от дома мастера Мркони – так далеко, чтобы тот никогда не смог его найти.

К тому времени, когда он достиг противоположного края города – наступил рассвет и уже не было так темно. На последней улице, ведущей к городским воротам, Хлапич увидел старика, который вёз на тележке, запряжённой маленьким осликом, крынки полные молока. Это был старый молочник.

Тележка, и ослик были забавными, а крынки весело позвякивали, но Старик казался усталым и грустным.

Вот тележка остановились рядом с большим трехэтажным домом, таким высоким, что в окна верхнего этажа заглядывал месяц. Старик взял большую крынку и попытался отнести сё в дом, но был он так слаб, что еле дотащившись до первой ступени крыльца, едва не упал. Обессиленный, он опустился на порог дома и застонал.

Как раз в это время рядом и оказался Хлапич, в своих парадных зелёных штанах, красной рубахе, лаковых сапожках и блестящей кепке. Увидав его, Старик так удивился, что даже перестал стонать.

– Дедушка, давайте я помогу вам! – сказал Хлапич.

– А ты кто такой? – спросил молочник.

Хлапичу, понятно, совсем не хотелось рассказывать о своём мастере Мркони, и он шутя ответил:

– Зовут меня подмастерье Хлапич. А послал меня сам Король – разнашивать его сыну вот эти сапожки, а также помогать всем и каждому, кому в его королевстве нужна помощь!

Старику понравилась хлапичева шутка, и он рассмеялся.

– Так, на какой этаж надо отнести молоко? – поинтересовался Хлапич.

– На третий, только тебе же тяжело будет, ты вон какой маленький… – ответил Старик.

Хлапич хоть и был мал ростом, но сил ему было не занимать! Он легко подхватив здоровенную крынку, легко, как пёрышко, понёс её в дом, вверх по лестнице.

На лестнице царил полный мрак.

Но, несмотря на это, Хлапич и его большая крынка благополучно миновали первый, потом второй и, наконец, достигли третьего этажа. Этот этаж располагался так высоко, что в его окна всё ещё глядел месяц.

На лестнице было совершенно темно, и в этой темноте находился ещё кто‑то, совсем чёрный. Такой чёрный, что его было совершенно невозможно заметить, если бы не два глаза, ярко‑алые и сиявшие, как две горящие свечки.

А это была кошка и это её глаза сверкали в темноте как две свечки.

– Будьте добры, – обратился Хлапич к кошке очень вежливо – я тут принёс молоко и, если Вас не затруднит, не могли бы Вы показать мне дорогу.

Кошка, которой видимо понравилось такое к ней обращение, лениво шевельнула хвостом, потянулась и медленно направилась к одной из двух выходивших на лестничную площадку дверей.

Хлапич нащупал на стене кнопку звонка и позвонил.

Служанка, отворившая дверь, конечно, ожидала увидеть старого молочника, а когда перед ней оказался Хлапич в своём сияющем картузе – очень удивилась! От неожиданности она вскрикнула и всплеснула руками. Этим она страшно напугала кошку, которая с перепугу вскочила Хлапичу на голову, но не удержавшись на скользкой лакированной коже его картуза, свалилась сначала ему на спину, а оттуда – в таз полный воды, стоявший тут же. Таз перевернулся и громыхая покатился вниз по лестнице.

Жаль, что вы не видели эту картину: орущая кошка; скачущий по ступеням таз; Хлапич, пытающийся увернуться от разлившейся воды; и служанка, хохочущая так, что стекла в окне дребезжат!

– Ой! Не могу! – заливалась служанка, большая любительница похохотать. – Вот чудо! Кто ты? Мальчик или попугай? И вообще, куда подевался молочник?

– Не беспокойтесь, барышня – ответил Хлапич вежливо – это я, подмастерье Хлапич, принес вам молоко. Старик очень слаб и не смог подняться по лестнице. И было бы лучше, если бы Вы, барышня, перестали так кричать…

Посмотрев на Хлапича, который еле доставал ей до пояса, служанка расхохоталась ещё сильнее.

Не переставая смеяться, она взяла у Хлапича молоко, перелила его в кувшин, а когда Хлапич с пустой крынкой начал спускаться по лестнице, пошла с ним, прихватив свечу, чтоб освещать ему дорогу – вот как развеселили сё слова нашего подмастерья.

– Барышня, а почему бы Вам самой не спускаться вниз за молоком? Раз уж Вы изволили меня провожать, то наверное, и за молоком могли бы сходить? – говорил Хлапич служанке, пока они спускались вниз по лестнице. – Вы же знаете, что старик очень слаб и не может ходить вверх‑вниз. Помогите ему!

Смущённая служанка, которой эта мысль раньше даже не приходила в голову, пообещала Хлапичу, что отныне она сама будет спускаться за молоком. А обрадованный Хлапич, стараясь быть примерно‑вежливым, обещал ей принести из своего путешествия букет наилучших полевых цветов – в подарок, из благодарности…

Выйдя из дома на улицу, Хлапич попросил у старика разрешения и дальше разносить молоко, и тот, видя что тележка ещё полным‑полна, с радостью и благодарностью согласился.

Старик остался ждать на ступенях, а наш маленький подмастерья, подхватив ослика под уздцы, пустился по городу с тележкой. Дело оказалось не таким уж сложным – умный ослик прекрасно знал, куда именно надо доставить молоко и безошибочно останавливался перед нужными воротами. Хлапич был так поражен умом ослика, что даже спросил потом Старика, с чего это, такое образованное животное люди начали называть – «ослом»?

Старик, хотя и был очень стар, но не знал ответа на этот вопрос Хлапича.

– Наверно, очень давно это началось. Тогда, когда я только родился – ослы уже носили это имя, а почему – сказать не могу… – поразмыслив, ответил Старик.

Такой ответ явно не устроил Хлапича и он даже пожалел, что не очень учён: «Будь я пограмотнее, точно написал бы книгу о том, что умных животных надо называть красивыми и умными именами, а слово „осёл“ лучше оставить для тех, кто это название заслуживает!»

А умный ослик, которого совершенно не заботило, как его называют люди и что именно о нём говорят и думают, просто останавливался перед нужными воротами и покорно ждал пока Хлапич, схватив крынку с молоком, как вихрь взлетал по ступеням и возвращался.

Благодаря Хлапичу работа шла так быстро, что очень скоро тележка опустела. Все крынки, кроме одной маленькой, предназначенной на завтрак молочнику – были пусты. Обрадованный Старик от всего сердца поблагодарил мальчика, напоил его свежим молоком и вмести со своим осликом, и звенящей пустыми крынками тележкой, пустился своим путём. А Хлапич посмотрел ему вслед, как другу, и тоже пошёл своей дорогой.

Пока он разносил молоко, давно наступил белый день. Улицы наполнились людьми – город окончательно проснулся. Пора было уходить и Хлапич, не оглядываясь, вышел за городские ворота…

 

Дело близилось к полудню. Город давно скрылся за поворотом. Предместья уступили место одиноким хуторам, потом исчезли и они, а Хлапич всё шёл и шёл.

 

«Слава Богу!» – думал наш подмастерье, устроившись под высоким деревом и оглядевшись по сторонам. Вокруг были только поля, перемежавшиеся тенистыми рощами да бесконечная дорога, бежавшая и бежавшая вперёд, словно приглашая Хлапича в новую, неизвестную ему жизнь, полную удивительных, ещё неведомых, событий и невероятных приключений.

Солнце припекало и Хлапича, совсем не спавшего в эту ночь, сморил сон. Он положил под голову свою красную сумку и улёгся в высокой траве.

Хотя трава была мягкая, всё же спать на земле было не слишком удобно. Но Хлапич сладко спал, свернувшись калачиком, как заяц в траве.

И пусть себе спит. Сейчас его ничего не беспокоит, ведь мастер Мрконя далеко, а главное, что Хлапич и сам ещё не знает, сколько всего, и плохого, и хорошего ему предстоит встретить на своём пути.

Наверное, если бы знал, – вряд‑ли спал бы так‑мирно и беззаботно…

 

 

II


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.