Этапы развития коррекционной педагогики как отрасли — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этапы развития коррекционной педагогики как отрасли

2021-01-29 256
Этапы развития коррекционной педагогики как отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы развития коррекционной педагогики как отрасли

По Малофееву Н.Н.

В становлении национальных систем специального образования можно выделить общие для всех стран этапы: предысторию и формирование предпосылок (0), развертывание специальных образовательных учреждений и законодательное оформление систем (I), развитие и дифференциацию систем (II), свертывание специальных учреждений и создание новых организационных основ системы специального образования (Ш).

Древняя Греция и Рим

Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. В основе мира лежит не бог, не дух, а материал. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».Заслуга – большое значение в процессе воспитания принадлежит упражнениям, важность примеров окружающих ребенка людей. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений.

Платон (5 – 4 в. до н.э.) – идеалист. Причины болезни он видел в наказании, ниспосланном с неба. У Платона также находим отражение проблем общего воспитания детей. Большое значение в воспитании придавал игре.

Первое же упоминание о речевых расстройствах в литературе Древней Греции есть у Геродота (425 г. до н.э.). Описал речь царя Бата (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). Считают, что «баттаризм» производное от имени царя.Но есть и другая версия – баттар – греч. – спотыкание, заикание. А Киранский царь «Батт так назван потому что он был заика или таким притворялся, чтобы лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель».

Наиболее полные сведения из Гиппократа (377 г. до н.э.) – основоположника античной медицины. Для Гиппократа болезнь – проявление жизни организма, а не проявление божественной воли, злого духа.

У Гиппократа есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит».

В целом заслуга Гиппократа:

1) попытка классифицировать речевые расстройства;

2) главенствующая роль мозга;

3) описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции и звукообразования);

4) описание отельных расстройств слуха, голоса и речи.

5) рекомендовал использовать при дифференцированной диагностике различных болезней особенности расстройств слуха, глосса и речи.

Природу речевых недостатков Аристотель рассматривал очень узко – в неправильном строении и недостаточной подвижности органов артикуляции.

В педагогических сочинениях Аристотель рассматривает вопросы умственного, физического, нравственного воспитания, роль семьи в воспитательном процессе. Но не упоминает о недостатках речи. Почему? Речевые расстройства в те далекие времена относились к разряду болезней и потому принадлежали вниманию врачей.

Плутарх (46 – 120 г.г.) – греческий писатель. Ему принадлежит наиболее полное описание дефектов речи, которыми страдал Демосфен (334 – 322 г. до н.э.) – стр. 20 – 21 (?)

В работах Плутарха находим 2 примера, показывающих особенности формирования правильной речи. 1-й – относится к системе развития речи у юных спартанцев; 2-й – к системе перевоспитание неправильной речи (заикания, косноязычия) у Демосфена.

Ава Корнелий Цельс (301 – 125 г. до н.э.) – ученый, энциклопедист, врач – причина речевых расстройств в нарушении строения и подвижности периферической части речедвигательного механизма. Приемы устранения – хирургические, терапевтические и речевые упражнения.

Клавдий Гален (130 – 200 г.) – врач и естествоиспытатель. После Гиппократа самый крупный теоретик античной медицины. Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы.

По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь.

Гален разделил расстройства голоса и речи.Первые происходят от «страдания» гортани и ее мышц, вторые – от поражения языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражения ЦНС.Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического характера.

Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 г.г.) – оратор, крупный представитель педагогической мысли. Он придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего детства. «Указывал на необходимость правильного речевого окружения, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизношения» (с. 25).

Вот взгляды древнегреческих ученых – весьма разнообразны и рекомендации своеобразны – водолечение, массаж, хирургические вмешательства, горячие изливания, кровопускания, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). А Цельс, видя, что хирургическое вмешательство не приносит желаемый эффект, указывал на необходимость каких-то речевых упражнений.

Заключение

Несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов – определений этих расстройств. Термины-определения создавались в народе по принципу описания дефекта или по созвучности с ним.

Расстройства речи относились к болезням, недугам, изурочениям, ниспосланным на человека высшими силами или злым духом, или злыми людьми. Поэтому преодоление и лечение недугов (вих числе и речевых расстройств) было связано с суевериями, обрядовыми ритуалами, заклинаниями, знахаротвом.

Первая славянская медицинская литература (лечебники, травники, вертограды), отражавшая накопленный в народе многовековой опыт наблюдений за разным действием сил природы на организм человека и впитавшая опыт врачей Древнего Востока, также носила следы «суеверных пережитков и грубого невежества», но именно в них встречаются впервые попытки дифференцированно подойти к лечению разных расстройств речи и слуха и некоторые действительно полезные советы в этом отношении.

Общественное положение на Руси детей с тяжелыми речевыми расстройствами определялось отношением к ним как к «убогим», и помощь ограничивалась рамками благотворительности со стороны духовенства и отдельных частных лиц.

Таким образом, истоки логопедии как науки о речевых расстройствах и методах их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

 № 8 Переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями, открытие первых специальных школ для глухих и слепых.

Анализ литературных источников показывает, что в период с XII до XVIII веков западноевропейские государства проходят путь от осознания необходимости призрения людей с отклонениями в развитии до осознания возможности обучения некоторых из них (глухонемых и слепых).

Началом периода условно можно считать открытие первых приютов для слепых в Баварии (1198) и Франции (1260) по инициативе монархов-полководцев. Известно, что воинственный баварский курфюрст, потерявший зрение в результате травмы на поле боя, учредил богадельню для ослепших солдат. Инициатива Людовика IX Святого (1214 - 1270) также была обусловлена особым отношением короля, дважды возглавлявшего крестовые походы, к ослепшим воинам-крестоносцам.

Таким образом, начало новому периоду отношения государства к лицам с отклонениями в развитии было положено решениями монархов обеспечить инвалидам войны светское призрение.

 В этот период, названный историей эпохой Возрождения, невиданного продвижения достигли частные науки – математика, механика, оптика, химия, астрономия, география, анатомия и физиология человека, медицина, расцветало искусство, углублялось образование.

 Среди естественнонаучных дисциплин значительные успехи были достигнуты в области анатомии и физиологии человека, в медицине.. Испанцы – мыслитель и педагог Х.Л. Вивес (автор книги «О душе и жизни»), врач и философ Х. Уарте («Исследования способностей к наукам») – предложили использовать метод наблюдения и индуктивный метод для постижения особенностей развития ребенка, индивидуальных различий между людьми и их способностей.

Великие преобразования рассматриваемой эпохи не могли не отразиться на формировании новой, прогрессивной педагогики. Выдающиеся гуманисты Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель де Монтень (1533-1592) и другие подвергли критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставили ей воспитание, которое развивает ребенка умственно и физически, формирует у него высокие нравственные качества. Мыслители-энциклопедисты Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639), выдвигая идеи утопического социализма, сформулировали принципы равенства всех людей в получении образования, которые оказали существенное влияние и на общественное положение детей с нарушениями развития, и на расширение их прав.

Преодолению средневековых взглядов на возможности детей, имеющих сенсорные и интеллектуальные нарушения, способствовали исследования, которые «… помогали уточнению понимания сущности умственной отсталости, глухонемоты, обоснованию правильного понимания взаимоотношения органов слуха (глухота) и речевой деятельности ребенка (немота). Не меньшая роль принадлежала представителям медицинских знаний в области изучения зрительного анализатора и дефектов речи» [2].

Практика обучения глухих устной речи остро ощущала необходимость знаний в области фонетики: описание артикуляции звуков речи давало в руки экспериментаторов исходные положения к разработке методов искусственной постановки звуков у неслышащих, а впоследствии, в логопатологии, открывало возможности сопоставления артикуляции в норме и при нарушениях произносительной стороны устной речи. По данным М.В. Гординой (2006)[3], первые описания фонетики новых языков появляются в XVI в. и

 конкретные методики, особые приемы обучения. Предметом их внимания является вторичный дефект и педагогические пути его коррекции. Учителя строят свои методы обучения, опираясь, прежде всего, на современные им философские идеи, в меньшей мере интересуясь первичным биологическим дефектом и его этиологией.

№  9 Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах выдающихся просветителей и педагогов

 Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци

Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».

О необходимости развития речи, о связи развития речи и разума Каменский даже дает ряд практических советов – «Нужно проявлять одинаковую заботу о развитии разума и речи, чтобы и ум и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».

Указывал и на пользу точного использования слов. Писал, что ничего не обозначающие слова бесполезны и речь тем лучше, чем более она содержит вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку…».

Каменский делает попытку определить начало развития речи у ребенка, ступени развития языка. Он считает, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 мес., но обычно это наблюдается в конце первого года.

При этом он указывал уже на неравномерность речевого развития к разных детей: «Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают другие в пять лет едва делают то же самое».

Дает рекомендации родителям: необходимо с первого – второго года жизни обучать произносить слова; начиная с легких: тетя, мама, папа и др. Каменский указывает, что для рационального занятия языками существуют 3 ступени: лепет (отдельные слова); связная речь, красноречие. Полезно организовывать разговоры детей вне обычного времени занятий.

Указывал и на условия формирования правильной речи – хорошо развитое слуховое восприятие. Рекомендовал давать в руки свирель, бубен, струнный инструмент, чтобы ребенок, свистя, звеня, треща, приучал слух к восприятию различных звуков или даже подражал им».Каменский подчеркивал необходимость воспитания чистой в звуковом отношении речи.

При развитии фразовой речи следует приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо: приучать твердо держать мысль в пределах предложений темы, а не отклоняться в сторону.

Каменский обращает внимание и на воспитание выразительной речи, на воспитание соответствующей характеру речи жестикуляции. Для этого знакомить с поэзией, заучивать как можно большее количество маленьких стихотворений.Особое внимание обращал на развитие умеренности пользования речью. Обращал внимание и на развитие голоса ребенка.

Есть указания и на подготовку к обучению письменной речи На 4-м или 5-м году жизни следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель – педагог 18 столетия. Оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Считал – человек испорчен современным обществом. Отсюда его утопический план индивидуального воспитания – вдали от цивилизации «на лоне природы».

В его педагогических произведениях находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению, суждения осязания самые надежные. И если осязание может заменить зрение, то почему бы ему не заменить до некоторой степени и слух. Ведь звуки возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания. Утверждал, что, приучая себя, можно слушать целую арию пальцами.

Далее Руссо указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики. По его мнению, человек обладает голосом 3 родов: а) голосом говорящим или членораздельным; б) голосом поющим или мелодичным; в) голосом патетическим или выразительным, который служит языком страстей и одушевляет пение и слово. И в настоящее время мы знаем, что просодический компонент один из важных компонентов речи. Речь непонятна из-за нарушенной просодики.

Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить.

В своих советах уделяет внимание неторопливости в развитии речи у детей. Самое большое зло происходит от той стремительности, с которой учат говорить прежде времени детей. Детям, которых слишком торопят говорить, нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить. Торопливость в обучении детей чуть ли ни главная причина всех речевых недостатков.

При воспитании чистоты речи и словарного запаса Руссо указывал, что ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить только такие, которые может выговорить членораздельно.

Таким образом, идеи Руссо построены на основе естественного и природосообразного воспитания детей.  

Иоган Генрих Песталоцци (1746 – 1827) один из крупнейших представителей мировой демократической педагогики. Он разработал методику начального обучения речи, счету, измерению.

В 1803 г. вышла его книга «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить». Большую роль в развитии логического мышления он отводил слову, развитию речи ребенка.

Говоря в целом о значении речи в развитии человека, Песталоцци указывал, что эту важную для формирования мыслительных способностей человеческую способность к речи следует рассматривать главным образом как вспомогательную силу человеческой природы, предназначенную помочь нам плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Язык важнейшее средство познания.

Развитие способности к речи, учил Песталоцци должно идти у ребенка с самой колыбели в ногу с развитием способности к наблюдению «...час рождения ребенка является первым часом его обучения». Поэтому уже с колыбели, до того, как минет год, нужно ежедневно произносить в его присутствии простые слоги, а не представлять всецело развитию органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию.

Он прослеживает и определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик – первое проявление способности ребенка к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие связи с членораздельностью человеческой речи. Лишь много месяцев спустя эти звуки начинают походить на гласные и согласные. Далее мать должна побуждать ребенка к тому, чтобы он почувствовал охоту лепетать, повторяя вслед за матерью (доводить до слуха ребенка то громкие, то тихие звуки, то нараспев, то смехом и т.д.).

Итак, называя первым элементарным средством обучения детей речи звук, Песталоцци определил 3 средства обучения:

- обучение звуку, или средства развития органов речи;

- обучение словам, или средства ознакомления с отдельными предметами;

- обучение речи, или средства научиться ясно выражаться о предметах и обо всем...

Таким образом, у Песталоцци мы находим отражение его взглядов: 

- на значение речи в общем развитии;

- последовательность развития речи (онтогенез);

- последовательность, в которой обучать речи;

- роль сенсорного восприятия и речевой окружающей среды в развитии детской речи.

№ 10 Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах выдающихся просветителей и педагогов

 ЛОМОНОСОВ, УШИНСКИЙ И ДР.

Среди русских просветителей, которые уделяли значительное внимание вопросам воспитания, проблемам сохранения здоровья и борьбы с болезнями, следует указать Ломоносова, Радищева, Белинского, Ушинского, Добролюбова и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – реформатор русского языка и стиха, создатель русской грамматики, основатель отечественного языкознания.

Говоря о значении речи в целом, он писал, что каждый достаточно легко может усмотреть зависимость «блаженства рода человеческого» от слова.

Большую роль Ломоносов придавал обязательным упражнениям, вырабатывающим правильную и красивую речь. Соблюдать определенные правила речи, одно из правил – управление силой голоса.

Таким образом, Ломоносов в трудах коснулся вопросов, относящихся:

- к развитию русского языка;

- обратил внимание на органы речи;

- на образование различных звуков и зависимости от разного положения органов речи;

- видел зависимость чистой, правильной речи от специальных речевых упражнений;

- считал обязательным управлять силой голоса, следить за выразительной интонацией использованием пауз, умеренного темпа речи, за целесообразностью применения жестикуляции.

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) – писатель, философ – материалист, основоположник русского революционного просветительства. Огромное значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Речь Радищев называет «начальным способствователем усовершенствования рода человеческого». В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» он создает настоящий гимн слову, речи.

Развитие речи Радищев рассматривает в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формирования человека.

В этом трактате Радищев говорит и о письменной речи, которую он определяет, как произвольно начертанные знаки, как обозначают звук нами произносимый или слово.

Интерес представляют взгляды на возможность обойтись человеку без звучной речи.Человек в этом случае может говорить телодвижениями, но «сколь бы шествие разума без звучной речи было томно и присмыкающе».

Далее Радищев выражает очень важную мысль для нас о компенсаторных возможностях человеческого организма. «Истинно, что лишение одного чувства укрепляет какое-либо другое».

Таким образом, заслуга (основная) Радищева:

- рассматривал развитие речи в тесной связи с другими психическими процессами;

- четко высказана мысль о компенсаторных возможностях человека в речевом общении.

Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869) – выдающийся педагог. В педагогических сочинениях он выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговаривания постепенно вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания уделено созданию метода развивающих бесед. Он написал руководство по воспитанию детей «Наука до науки. Книжка дедушки Ирикея» (псевдоним Одоевского) – работал над нею всю жизнь.

Основная задача воспитания – развить ясность детских представлений, умение логически и последовательно мыслить.

Одоевский придавал громадное значение слову в воспитании. Много внимания уделяет речи самого воспитателя. «Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Как бы ни были обширны познания наставницы, как бы ни были прекрасны чувства и понятия, которые она желает внушить детям, все это остается бесплодным или приносит даже более вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, который может быть внятен и убедителен для ребенка». И очень ошибаются те наставницы, которые полагают, что разговоры с детьми не требуют особенности искусства».

Одоевский предупреждал воспитателей о трудности говорить с детьми так, чтобы они правильно понимали его. «Смысл слов там широк, значение, которое они им придают так произвольно, что даже взрослые не всегда хорошо понимают друг друга. А мы это недооцениваем – с детьми с ОНР нет словарной работы, четкого разъяснения значения слова. Нужно пользоваться толковыми словарями. Поэтому, говоря с ребенком, взрослый должен спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, соразмеряя свои шаги с шагом ребенка. Немалое значение в разговорах с детьми, указывал Одоевский, имеет краткость выражения. При этом Одоевский предостерегает от сухого и холодного тона.

Одоевский рекомендует не сразу отвечать на поставленный вопрос, а путем наводящих вопросов добиваться, чтобы ребенок нашел ответ посредством размышления и соображения». Проблематичное обучение. Советует, чтобы вопросы были просты и ясны, но не настолько, чтобы в них заключался готовый ответ, и ребенку не над чем больше подумать. (Принцип развивающего обучения). При этом учитывать индивидуальные речевые возможности ребенка. Не следует торопить ребенка «пусть лучше ребенок отвечает медленно, но правильно, обдуманно, нежели скоро, ошибочно».

При этом Одоевский определяет необходимые качества:

- речи самого воспитателя (доступность для понимания, выразительность, эмоциональность, внятность, убедительность, последовательность);

- ответов воспитателя на вопросы детей (ясные, полные, без небрежности или рассеянности, краткие);

- задаваемых вопросов детям (простота и ясность, но не столько, чтобы ребенку не над чем было подумать);

- ответов детей (неторопливость, обдуманность, точность, полные фразы и т.д.).

Таким образом, мы впервые находим четко высказанную мысль о требованиях к речи взрослых и обязательном условии воспитания правильной речи у детей.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Жизнь и деятельность, которая проходила в период глубокого кризиса крепостного строя, демократического подъема общественного движения. Труды Ушинского произвели переворот в русской педагогике. Его называли «отцом русской педагогики», «учителем русских учителей», «отцом народной школы».

Предметом воспитания К.Д.Ушинского является человек, поэтому необходимо педагогу вооружаться знаниями основных законов человеческой природы. Для логопедов важна такая мысль «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Вот почему логопсихология приобретает огромное значение.

Ушинский указывал на необходимость не только обучать ребенка, но и для лучшего обучения изучать его: его физические и психологические особенности. В правильном построении процесса обучения Ушинский особое значение придавал знанию таких психических процессов, как память, воля, эмоции, внимание. Как метко он писал о внимании: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Такую большую роль он придавал развитию внимания у нормально говорящих, тем более это необходимо для логопатов.

Ушинский различал уже активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) внимание, указывал на необходимость развития процессов внимания – которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Он подчеркивал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении 3 условий:

- если будет связано с жизнью;

- будет построено в соответствии с природой ребенка;

- если преподавание ведется на родном языке.

В педагогической системе Ушинского изучение родного языка и обучение ему занимает одно из важнейших, ведущих мест.

Ушинский пытается подойти к исследованию языка, речи с физиологических позиций. Он пишет, в разнообразных движениях, вызывающих речь человека, принимает участие не один какой-нибудь нерв, а «очень сложная система нервов и мускулов». Он называет нервы, участвующие в речи: тройничный, личной (лицевой), блуждающий, подъязычный и др. Даже указывает, к чему приводит нарушение того или иного нерва «Тройничный управляет движениями нижней челюсти, его парез приводит к нарушению движений челюсти».

Ушинский громадное значение в формировании речи отводил социальной среде: «Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь».

Огромное значение придавал развитию письменной речи. Более того, он разработал свой оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходным началом должна быть работа над звуками речи (звуковой аналитико-синтетический метод).

В главных чертах вышеназванный метод содержит следующие задачи:

1) приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв (здесь делается опора на зрительный анализатор; зрительная фиксация и запоминание букв);

2) приучить дитяти к описыванию отдельного звука в слове (развитие фонематического слуха);

3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков (развитие артикуляционной моторики, формирование чистого звукопроизношения);

4) --//-- останавливаться на словах и звуках, их составляющих (развитие звукового анализа);

5) --//-- и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание разлагать и складывать слова, произносимые, писанные и печатные (звуко-буквенный анализ, чтение и письмо).

В развитии речи ребенка Ушинский громадное значение придавал систематическим упражнениям (теперь это один из методов логопедического воздействия). Развитие речи может осуществляться только в упражнениях.Развитие устной и письменной речи Ушинский рассматривал как формирование навыка.

Ушинский, предъявляя требования к воспитанию правильной речи у ребенка, к числу ее недостатков относил не только неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фразовой речи, но и излишне гладкое пустоговорение.

Ушинский дает и рекомендации по организации занятий по устранению неправильной речи – в каждом классе выделить по 10 – 15 мин. на то, чтобы приучать учеников к ясному, отчетливому слогораздельному произношению фраз, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано.

Итак, какова же основная роль Ушинского в истории развития специальной педагогики (логопедии):

1. Всестороннее изучение человека как предмета воспитания.

2. Основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык.

3. Язык – не только средство общения, но и выполняет роль великого педагога.

4. Предложена оригинальная система при обучении детей чтению и письму.

В его системе находят отражение ряд дидактических приемов, являющихся актуальными и настоящее время: идти в обучении от звука к его буквенному изображению, от легкого к трудному и т.д. При этом он определяет и последовательность упражнений, развивающих зрительный анализатор и мелкую моторику руки, фонематический слух, артикуляционную моторику, звуковой анализ и звукобуквенный анализ.

В заключение следует отметить безграничную заслугу в создании основ общей педагогики, которые находят свое место и логопедии:

- всестороннее изучение ребенка;

- соблюдение в процессе обучения принципов;

- единство задач обучения и воспитания;

- всестороннего гармонического физического, умственного, нравственного и эстетического развития;

- сознательности и активности, посильности и последовательности, наглядности и прочности.

Широта охвата педагогических проблем позволяет считать Ушинского не только «патриархом русской педагогики», но и одни из основоположников специальной педагогики как науки о воспитании и обучении аномальных детей.

Заключение

 В заключение рассмотрим синтез вопросов, касающихся разных сторон речи человека.

1. Значение языка для развития человеческого общества и каждого человека в частности.

Эти проблемы находим в сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Радищева, Ушинского – где утверждается, что разум и речь – это то, что прежде всего отличает нас от животных.

2. Развитие языка.

 Ушинский. В возникновении языка первостепенную роль сыграло самонаблюдение человека: только обращая внимание на свой мыслительный процесс, человек смог создать отвлеченное понятие и вместе с ним слово.

Вторым фактором «психического источника речи» является наличие определенной социальной среды. «Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь».

3. Следующая проблема. Речь детей как объект изучения и воспитания.

Об этом мы находим в трудах Коменского, Песталоцци, Руссо, Ломоносова, Радищева, Одоевского, Ушинского и др.

Имеются сведения о роли речи в развитии ребенка, последовательности формирования детской речи, об устной и письменной речи, о речи воспринимаемой и речи звучащей, об предпосылках образования речи (психических и физиологических компонентах), о составных компонентах звучащей речи (звуки, слово, фраза, голос, выразительность, жестикуляция, мимика,темп).

4. Роль речи в развитии ребенка.

Работы Коменского, Руссо, Радищева, Песталоцци, Ушинского.

Например, Коменский и Руссо – умение ребенка хорошо говорить относили к обязательной составной части общего воспитания ребенка.

Радищев отметил, что развитие речи тесно связано с развитием его познавательных и умственных способностей.

Песталоцци отмечается, что «язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетие».

 Ушинский писал, что каждое новое поколение, овладевая без особого труда родным языком, «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поколений».

5. Последовательность формирвоания детской речи.

Коменский считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 мес, но обычно – в конце первого года.

Руссо отмечал: почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить.

Песталоцци: Крик – первое проявление его способности к речи. Крик, первые звуки (гуление), лепет – называет «подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи» - подготовительный период.

Ушинский  : работа по усвоению родного языка должна начинаться с самых первых дней, это одна их важнейших забот воспитателя.

6. Предпосылки (условия) образования устной речи.

Об этом писал Руссо, Песталоцци, Одоевский, Ломоносов, Ушинский. Они обращали внимание на то, что к числу обязательных факторов детской речи относятся: хорошее слуховое внимание, речевой слух, произносительные возможности.

№ 11. Создание параллельной образовательной системы- системы специального образования для трех категорий детей.

Признаки либерализации школьной политики усилились с начала царствования Александра II. В соответствии принятым уставом средних школ (1864) ликвидировалась классово-сословная дискриминация обучения. Позволялось учреждать начальные школы общественным инициативным комитетам, и такие школы объявлялись открытыми для всех социальных групп.

К числу достижений 60-х гг. отнести появление женских гимназий, создание земских народных школ, основанных на новых педагогических идеях и принципах. Народные школы отличались светлой и радостной атмосферой труда, уважения к личности ребенка, устремленностью к знаниям. Организация земских школ способствовала открытию школ для детей с нарушениями в развитии, в первую очередь для глухих, а позднее и для детей других категорий.

Педагогические взгляды и идеи Л.Н. Толстого: утверждение значимости свободного воспитания и уважения к личности формирующегося человека, принципов природосообразности, воспитывающего обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, опора на интересы ребенка, стремление к разнонаправленности и разнообразию методов обучения, требования доверительных взаимоотношений между учителем и учениками.

В начале XIX в. были открыты первые в России специальные училища (школы) для глухих (1806) и слепых (1807) детей, послужившие опорой для создания в последующие десятилетия целой сети подобных учебных заведений 

В конце столетия стали осуществляться практические мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в специальных лечебно-педагогических учреждениях.

Решающее влияние на становление специальной педагогики имела деятельность выдающихся русских просветителей, ученых, педагогов, воспитанных на идеях равенства, свободы и гуманизма.

 Расцвет российской науки и культуры во второй половине XIX в., школьные реформы и педагогические идеи 60-х гг. не могли не отразиться на развитии специальной педагогики и практики обучения детей с отклонениями в развитии.

Интенсивное развитие вспомогательных классов и школ для умственно отсталых детей прямо связано с введением в западноевропейских странах закона о всеобщем начальном образовании. Начав учить всех без исключения детей, государство вынуждено было создавать параллельную образовательную систему для детей, которые не в состоянии усвоить образовательный стандарт в установленные сроки. Именно так умственно отсталые выделяются в особую категорию детей, нуждающихся в специальном обучении.

Начало XX в. - время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта.

При определенных различиях между западноевропейскими странами общим для всех является принятие закона об обязательном всеоб


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.