Коллективность актерского творчества — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Коллективность актерского творчества

2021-01-29 156
Коллективность актерского творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Денис Александрович Шевчук

Актерское мастерство: самоучитель‑справочник

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=179214

Аннотация

 

Самоучитель посвящен вопросам профессиональной подготовки и воспитанию личности будущих актеров.

 

Здесь представлено большое количество методических разработок и упражнений, полезных как для театральных педагогов, так и для более широкой аудитории – может служить пособием для студентов театральных вузов, а также представлять интерес для психологов, педагогов, поступающих в театральные учебные заведения, журналистов, телеведущих, руководителей, специалистов по продажам, по работе с клиентами и всех тех, кто хотел бы знать, как становятся актерами.

 

Это первый и единственный в России систематизированный самоучитель по актерскому мастерству.

 

Денис Александрович Шевчук

Актерское мастерство: самоучитель‑справочник

 

Коллективность актерского творчества

 

Театр, являясь коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов различных творческих специальностей: это и актеры и режиссеры и музыканты и хореографы и многие другие. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических вида творчества, как, например литературы или живописи.

 

Особенно важное значение коллективность творчества приобретает в отношении актерских работ. Поэтому принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих «чувства локтя». Авторы данного самоучителя выражают сомнение, что предложенные в нем упражнения и этюды имеет смысл отрабатывать в одиночку: при этом какая‑то, может быть наиболее важная их составляющая, будет неизбежно утеряна. К индивидуальному использованию материалов самоучителя мы рекомендуем обращаться при наличии, как минимум, некоторого опыта сценической деятельности.

Упражнения по наработке коллективного «чувства локтя» у начинающих обучение актерскому мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы и должны занять важное место в начале работы коллектива (по опыту работы к ним необходимо обращаться на протяжении первого полугода обучения). Эти же упражнения целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции.

 

Менеджер – наемный управленец, начальник!

Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер, а максимум специалист!

Денис Шевчук

 

Помимо упражнений, приведенных ниже, эти цели достигаются с помощью любых, желательно связанных с перемещением в пространстве игр, носящих коллективный характер. Набор стержневых игр и игровых элементов, которые можно «вплетать» в выполнение любого упражнения, что украсит его и сделает полифункциональным.

 

Бессловестные элементы воздействия

 

Чтение книг – престижно, современно, выгодно.

Знания – тоже капитал, который всегда с тобой.

Шевчук Денис

 

Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.

 

Оценка

 

Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.

“"Оценка" – это момент, в течении которого нужно, образно говоря, «уложить в голову» нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.

Со стороны психической – это момент установления в сознании связи между интересами (общей целью) и тем или иным внешним, объективным явлением. В момент «оценки» общая субъективная цель, конкретизируясь, превращается в частную объективную цель, то есть в цель одновременно и объективную и субъективную… С внешней, мышечной стороны «оценка» – это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.

Труднее всего «уложить в голову» факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее «оценка», тем соответственно она длительней – тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.

Природа" оценки" родственна тому явлению, которое называют «удивляться». Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени «оценки», то есть длительные, трудные оценки.

 

Упражнения

 

 

Оценка

 

• Понаблюдайте за людьми, когда они что‑то неожиданное «увидели», «услышали», «узнали», «поняли», найдите у них момент физической неподвижности, “замирания”.[1]

• Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в процессе выполнения какого‑либо дела:[2] при чтении газеты, при ходьбе.

• Попробуйте сыграть этюд по схеме: что‑то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что‑то неожиданное – стало необходимо срочно заняться вновь возникшим, “новым” делом.[3]

• Сыграйте этюд по схеме: что‑то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что‑то неожиданное – стало необходимо внести “поправки” в свою деятельность, как‑то изменить ее для успешного достижения цели. Сыграйте этюд по схеме: что‑то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что‑то неожиданное – необходимо “скрыть” то, что данное обстоятельство серь6езно влияет на всю Вашу жизнедеятельность.[4]

• «Три дела одновременно». Наметьте три каких‑либо дела, требующие сосредоточенного внимания (Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону), выполняйте их “одновременно". Если получится добиться того, чтобы все три дела были для Вас достаточно важны (не отмахиваться ни от одного) "оценки” сами возникнут в неожиданных для Вас местах.

• «Важный разговор». После каждой реплики партнера делайте более или менее крупную оценку. Пулеметная очередь оценок. На любое слово партнера, на любой предмет сделайте ряд оценок с общим подтекстом «не может быть!», «неужели!».

• “Большая оценка”. Придумайте обстоятельство, кардинально меняющее судьбу Вашего персонажа (в любой пьесе, почти у каждого персонажа есть такие обстоятельства). Наметьте дело, которым занят персонаж до возникновения этого обстоятельства и после. Сыграйте момент долгой органичной неподвижности, в процессе которого, персонаж “уясняет" происшедшее и принимает решение заняться новым делом.

 

Пристройка

 

«ПРИСТРОЙКА начинается немедленно после „оценки“ – в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. „Пристройка“ – это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия.»

«Прежде всего „пристройки“ могут быть разделены на две группы: „пристройка“ для воздействия на неодушевленные предметы, и „пристройка“ для воздействия на партнера.»

"…"пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах … характер такой «пристройки» определяется прежде всего тем, какова будет, по представлению действующего, реакция партнера на последующее воздействие… Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.

Например, я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне."

«Таким образом, „пристройки“ для воздействия на живого человека можно разделить на группы: одну назовем „пристройки снизу“, другую – „пристройки снизу“… и среднюю, промежуточную группу „пристроек“ – „наравне“.»

"Пристройки «снизу» и «сверху» отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны…»

«Мускульная мобилизация пристройки „сверху“ противоположна мускульной мобилизации пристройки „снизу“. Пристраивающийся „снизу“ тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу»

«Пристройку „сверху“, наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера.»

«Пристройка „наравне“ характеризуется соответственно мышечной освобожденностью, или даже – разболтанностью, небрежностью.»

«„Пристройки“ обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они „автоматически“, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели.»

 

Упражнения

 

 

Пристройка

 

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три «пристройки»: «сверху», «снизу» и «наравне».

• Понаблюдайте нескольких людей за выполнением какого‑либо одного бессловесного действия (еда, поездка в транспорте, раздумье, в кино или у телевизора) попробуйте найти различия в поведении, которые можно было бы объяснить различным пристройками к объекту внимания. Если человек не размышляет в процессе этого дела, то все изменения поз связаны с его пристройкой, приспособлением своего тела к тому или иному материальному предмету.

• Сделайте то же наблюдение за поведением людей в общении.

• Умейка и неумейка. Понаблюдайте как одно и то же действие, связанное с пристройкой к материальному предмету, выполняет профессионал и новичок. Определите, в чем физически выражается разница между ними (характер пристроек, их длительность, концентрация внимания и т. д.), и покажите этюд, стараясь добиться максимальной выразительности показа. Наблюдающим следует следить, чтобы в погоне за яркостью, исполнитель ни в коем случае не терял «дела», которым занимается его персонаж. Это легко определится, когда исполнитель не следит благополучно или неблагополучно развивается его дело, т. е. «равнодушен» к проблемам, возникающим на пути его осуществления.

• Представьте себя “очень большой и важной персоной”, затем “очень маленькой и незначительной”, займитесь каким‑либо делом, сохраняя это ощущение, проследите как изменяется Ваше поведение при выполнении одно и того же дела с различными пристройками. Найдите то же ощущение в общении с партнерами.[5]

• Задумайте несколько поз (сидя, лежа, стоя, в движении). Опробуйте перходить от позы к позе в процессе выполнения какого‑либо дела, меняя пристройку к объекту внимения.

• Три дела одновременно. Выполняйте упражнение (описание см. в теме Оценка), выбрав три дела, требующие максимально различных пристроек тела (например, чинить часы – пристройка к мелкой, кропотливой работе с материальным предметом; разговаривать с начальником – пристройка к партнеру и готовиться к приходу гостей – пристройка к пространству).

• Начните какое‑либо дело в пристройке сверху, сделайте оценку на какое‑либо обстоятельство и продолжайте дело в пристройке снизу, и наоборот.

• “Вход в пристройке”. Выпоняйте вход в помещение в заданной пристройке, используя различные виды “входов”: к предмету, к делу, думая, от предмета.

• Делайте шестое упражнение, меняя пристройку после входа (сделав оценку на какое‑либо новое обстоятельство).

• “Психопат”. Меняйте пристройку на противоположную после каждой реплики партнера.

• “Царь горы”. Один из обучающихся отвечает на все реплики партнеров в заданной пристройке. Если кому‑либо удается “скинуть его с горы”, то на гору забирается он сам.

• “Повышение и понижение”. Завдумайте дело, требующее нескольких обращений к партнерам. Выполняйте упражнение поступенчато повышая (понижая) пристройку.

Найдите в известном всем драматургическом материале моменты бессловесного поведения (Входы, уходы, паузы и т. д.) и попробуйте сыграть их во всех видах пристроек.

При выполнении упражнения следует (также как и раньше) добиваться реальной занятости внимания каким‑либо делом, пусть, на первых порах, вроде бы и не свойственном играемому персонажу.

• Детские стихи. Выберите несколько детских стихов (например, Барто, Михалков, Чуковский и т. д.) и исполните их от лица какого‑либо их персонажа (или придуманного персонажа) с определенной пристройкой к слушателям.

Если удастся подобрать стихи с диалогом персонажей крайне полезно работать над ними, используя все варианты пристроек персонажей друг к другу.

 

Вес

 

«Многие особенности „пристроек“ (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела.»

«вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной – в отношении веса к силам человека …»

«Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды „окрыляют“ человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела… Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, „кверху“, облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки… Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.»

«Если с человеком происходит что‑либо значительное, то и вес его в той же мере меняется»

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три «веса»: тяжелый", «легкий» и «с достоинством».

 

Упражнения

 

 

Вес

 

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три «веса»: «тяжелый», «легкий» и «с достоинством».

• Понаблюдайте нескольких людей за выполнением какого‑либо одного бессловесного действия (еда, поездка в транспорте, раздумье, в кино или у телевизора) попробуйте найти различия в поведении, которые можно было бы объяснить различным ощущением «веса» собственного тела.

• Наблюдайте за особенностями поведения, выполнения каких‑либо дел, реакций, оценок людей уставших, очень пожилых, больных, чем‑то сильно огорченных. Найдите состояние «тяжести» тела, попытайтесь в этом состоянии что‑либо делать, говорить, двигаться и т. д. Наблюдайте за особенностями поведения, выполнения каких‑либо дел, реакций, оценок детей, людей, увлеченных чем‑либо, радостных. Найдите ощущение невесомости, «легкости» тела, «его отсутствия», попытайтесь в этом состоянии что‑либо делать, говорить, двигаться и т. д.

• Проследите за подробностями внешнего выражения процесса «огорчился» и «обрадовался», определите какие части тела тяжелеют и легчают раньше, какие потом.

• Попробуйте увидеть в жизни «тяжелые» и «легкие» руки, кисти рук, ноги, голову, взгляд, губы, копируйте это, следите, какие ощущения у Вас появятся при выполнении действий с заданным весом частей тела, удается ли Вам стать «другим» человеком.

• Найдите в окружающей жизни моменты изменения «веса», опишите их максимально подробно.

• Попробуйте сыграть изменение веса по схеме: что‑то делал – вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что‑то неожиданное – это оказалось большой неприятностью, расстраивающей Ваши планы («потяжелел») или большой радостью («полегчал»).

• Делайте предыдущее упражнение с обычными, повседневными вещами: книга, платок, лампа, чашка, зажигалка и т. д.

• Делайте это упражнение в реальном диалоге с людьми, отмечая, заметили ли они элементы «игры», «дуракаваляния».

• Наблюдайте за особенностями поведения, выполнения каких‑либо дел, реакций, оценок детей, людей с чувством собственного достоинства. Найдите ощущение достаточной «легкости» тела, в сочетании с контролем за элегантностью, красотой каждого движения, попытайтесь в этом состоянии что‑либо делать, говорить, двигаться и т. д.

• Добейтесь навыка «по собственному желанию» изменять вес собственного тела в любой момент времени, по любому поводу.

 

Мобилизация

 

С психической стороны «мобилизация» это та или иная концентрация внимания человека на цели. Мобилизации предшествует «мобилизованность» – степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. После уяснения цели, то есть «оценки», "мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию

Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины – позвоночника. Это – рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий – к тем и таким, какие потребуются, как только цель конкретизируется, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот‑вот возникну, которые возможны, вероятны на пути к цели.

 

Упражнения

 

 

Мобилизация

 

Мобилизацию или степень концентрации внимания на объекте удобно разделять на простую и сложную, а также на длительную и короткую

• Понаблюдайте за подготовкой спортсменов к старту, за особенностями поведения тела человека, готового поймать, схватить, побежать, и т. п. Определите, как отражается мобилизация (готовность) человека к какому‑нибудь физическому действию («простая мобилизация») в собранности внимания, спинной мускулатуре. Попробуйте сымитировать различные варианты мобилизации и последите за особенностями собственных реакций в состоянии высокой «простой мобилизации» на вещи имеющие отношение к объекту Вашей мобилизации и не имеющие.

• Понаблюдайте и имитируйте поведение тела человека в процессе важного для него разговора, выступления, спора. Найдите отличия в физическом выражении этой «сложной мобилизации» от «простой».

• Найдите в окружающей жизни моменты изменения мобилизации (концентрации и ослабления внимания), проследите последовательность изменения концентрации взгляда, мускулатуры. Сыграйте мобилизацию и демобилизацию.

• Обозначив степенью 0 – минимальную (т. е. полное отсутствие сосредоточенного внимания и соответствующая этому общая расслабленность тела) и степенью 10 максимально возможную мобилизацию тела найдите поступенчатое повышение, максимально подробно замечая физическое изменение тела в процессе выполнения упражнения.

• Делайте упражнение 4 на ходу, найдите максимально и минимально «целеустремленные» походки и промежуточные стадии.

• Делайте упражнение 4 в процессе любого бытового дела, разговора и т. д., следите как изменяется поведение при различных «степенях» мобилизации.[6]

• Понаблюдайте в жизни за поведением человека, занимающегося каким‑либо делом (чтение, уборка, и т. д.), найдите «периоды» роста интереса к делу и падения, отметьте физические проявления этого процесса.

• Наблюдайте то же, у людей в процессе общения.

• Найдите разницу между мобилизацией человека пристроенного к короткому, важному для себя делу и мобилизацией человека готового к тому, что в процессе выполнения дела может встретиться достаточное количество препятствий, проблем, потребующих некоторого времени для разрешения.[7]

 

 

Лепка фразы

 

Объектом словесного воздействия является сознание человека. Отличительные особенности действия, совершаемого словом, с наибольшей ясностью и полнотой обнаруживаются в случаях словесного воздействия на сознание партнера с целью переделать, перестроить его сознание, приспособить его к интересам действующего.

Все люди, говоря о чем‑нибудь между собой, «воздействуют» более или менее ярко и убедительно на сознание партнера картинами, которые по той или иной причине возникли и существуют в их сознании…действовать словами – это значит рисовать ими картину «не для слуха, а для глаза» партнера,… внедрять свои видения в сознание партнера. Чтобы действовать словами нужно, прежде всего, видеть, – отчетливо представлять себе то, о чем говоришь…

Внешняя сторона словесного действия – звучащая речь; в ней физически, материально реализуется психическая сторона процесса. Если человек страстно добивается своей цели – если ему очень нужно переделать сознание своего собеседника…; тогда его речь делается богатой интонационными красками, она начинает звучать выразительно. Чтобы нарисовать картину данными словами как только можно ярче, человек рисует ее не только разнообразными, но и контрастными красками, используя весь диапазон своего голоса.

Рисуемая словами картина, в зависимости от ее содержания, состоит обычно из частей, которые в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Воспроизвести речью такую картину невозможно иначе как по частям и по элементам, из которых они слагаются.

Для того чтобы быть понятной, рисуемая картина должна состоять не только из знакомых слушателю элементов, но и из знакомых ему связей между этими элементами… в безграничном множестве возможных связей между отдельными элементами рисуемых картин, можно выделить общие, повторяющиеся схемы: их можно назвать «общими логическими или интонационными конструкциями»

Внутренняя психическая сторона «лепки фразы» заключается в умении видеть не разрозненные или случайно связанные между собой элементы действительности, а цельную или единую картину, состоящую из взаимосвязанных частей.

Рисуемая словами картина должна запечатлеться в сознании партнера. Что именно в первую очередь и как самое главное должно запечатлеться в нем? На это указывает ударное слово каждой данной фразы. Субординация ударных слов в различных фразах при рисовании одной картины создает «перспективу речи», которая увлекает слушателей…

Умение произнести длинную фразу – это именно и есть умение расставить предметы в рисуемой картине так, чтобы, с одной стороны, зритель картины (слушатель) ясно увидел целое – взаимосвязь и взаимозависимость частей, с другой – каждую часть, фрагмент, предмет картины в том ее качестве и с той конкретностью, чтобы они служили целому, не утрачивая своей особенности.

В рисуемой словами сложной картине, сравнивая с живописью, можно отметить несколько типов расположения предметов, понимая «предмет» в широком смысле:

1. Ряд предметов однородных (иногда только по какому‑нибудь одному из признаков); а)их законченное, ограниченное множество; б) их неограниченное, уходящее в бесконечную перспективу множество. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ. Характерным признаком этой формы является своеобразно‑равномерное повышение (а иногда и понижение) голоса на каждом новом члене ряда, то есть после каждой запятой

2. Ряд предметов, отличных друг от друга, более или менее равнозначных в целой картине. СОПОСТАВЛЕНИЕ. Сопоставление двух предметов требует разности звуковых тонов голоса, привлекающая внимание слушателя к тому, что рисуемые предметы отличаются друг от друга.

3. Группировки предметов, противоположных друг другу по тому или иному качеству – картина контрастных представлений. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Основной принцип «лепки» противопоставлений заключается в создании наибольшей разности голосовых красок при изображении контрастирующих предметов, причем на первый план выходит не изображение самих предметов, а именно изображение контраста между ними. Важной особенностью противопоставлений является неразрывность фразы при «лепке», точка ликвидирует противопоставление и превращает его в сопоставление описательного характера.

4. Единый предмет на фоне других или несколько предметов, расположенных на разных планах; перемещение этих планов – демонстрация детали крупным планом и возврат ее в фон. ОСНОВА И ПОЯСНЕНИЯ. Временные отходы от сюжетной линии фразы, с целью уточнения, пояснения каких‑либо важных деталей, не укладывающихся в сюжет выражаются в «лепке» интонационными скачками голоса «вверх» или «вниз» относительно интонационного уровня сюжета. Переходы эти сопровождаются, обычно, небольшими паузами, в которых слышится тенденция рассказчика вернуться к сюжету (если такой тенденции нет, то фраза‑картина будет разбита точками на несколько отдельных несвязанных частей.

5. Бесконечная, следующая друг за другом смена разнообразных предметов‑картин, крепко связанных единой повествовательной последовательностью. ЭПИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Эпическая форма повествования может включать в себя множество интонационных конструкций, в том числе и вышеупомянутых. Главным ее признаком является «превращение всех точек в запятые», указывающих на то, что повествование еще не закончилось, что дальше будет показано нечто еще долее важное и интересное. Интонационно это достигается повышением каждой последующей фразы на одну высотную ступень голоса, а затем интонационного и смыслового скачка через несколько ступеней вниз. Эта интонационная форма в принципе бесконечна, ибо смысл ее в последовательности как таковой.

В словесной живописи к способам и средствам выразить свою точку зрения на рисуемые предметы и навязать ее слушателю относятся: паузы, повышения. Понижения, усиление и ослабление звука и темп. Именно этими средствами выделяются ударные слова. Чтобы выделить ту или иную часть рисуемой картины ее ограничивают паузами; чтобы показать крупным планом – замедляют темп ее рисования; чтобы сделать ее «светлой» – повышают голос; чтобы сделать ее «темной» – голос понижают. И наоборот: чтобы стушевать ту или иную деталь, не нужно выделять ее паузами; чтобы отнести те или иные места картины к фону, нужно увеличить темп.

Умение верно лепить фразу – эффективное вспомогательное средство в работе над построением яркой индивидуальной логики действий создаваемого образа.

 

Упражнения

 

 

Адреса

 

• Придумать предлагаемые обстоятельства (историю, предысторию), в которых человек (персонаж), занятый каким‑либо делом, обращается преимущественно к одному из шести адресов сознания партнера. Проследите, какими глаголами можно назвать Ваши действия, когда Вы апеллируете к вниманию, чувствам, воображению, памяти, мышлению, воле партнера. Отметьте, какие особенности мобилизации взгляда, отдельных частей тела и т. д., возникают при воздействии на разные области сознания.

• Набрав определенное количество глаголов, связанных с воздействием на партнера, например, укорять, дразнить, проверять и т. п., попробуйте определить, к воздействию на какие адреса сознания партнера они относятся и реализовать это в своем поведении.

• Придумайте предлагаемые обстоятельства, в которых персонаж произносит заданное слово (фразу), общую для всех учащихся, обращаясь к определенной области сознания партнера. Отметить, какие подтексты в звучании одного слова (фразы) возникают при разных, самостоятельно придуманных, историях.

 

Примечание. Работа над выразительностью, яркостью, разнообразием речевых воздействий необходимо с самого начала связывать с работой над телом исполнителя, то есть с характером мобилизации, и своеобразием пристроек. Неразрывность работы тела и голоса должна выразиться в понимании учащимися, того, что положение корпуса, рук, ног, направление взгляда, мимики и дыхания является формой для рождения и существования всех оттенков речевого воздействия.

 

• Исполнители задумывают несколько различных поз и, используя заданные адреса воздействий последовательно «приходят» в задуманные позы, в процессе общения с партнером.

• Смена. Учащимся вытягивают билеты, в которых указаны два (три) адреса воздействий. Каждый придумывает себе задачу и добивается в этюде ее решения, последовательно используя заданные адреса.

 

Примечание. Способ оправдания перехода от одного адресу к другому в принципе всегда импровизационен, но законы его построения универсальны: оценка, пристройка, новое воздействие на партнера. Пропуск хотя бы одной из этих ступеней выявляет «неправду». Длительность же ступеней может быть разной, в ней секрет появления несхожих характеров, даже при выполнении одной партитуры воздействий с одним текстом.

 

• Придумав историю (или лучше использовав историю, «родившуюся» в ходе занятий), например ссора в магазине, визит к начальнику за справкой и т. п. последовательно апеллировать к различным областям сознания партнера, отслеживая возникающие характеры персонажей.

• Угол зрения. Учащиеся вытягивают по билету, на которых написаны воздействий. Оговорив место действия и тему этюда, исполнители начинают этюд‑импровизацию, стараясь максимально удержаться в пределах полученного адреса.

 

Примечание. Достоинством этюда будет, если исполнители найдут возможность не «топтаться на одном месте», а развивать этюд, тему, что возможно, если хотя бы один из них будет заниматься каким‑либо делом (добиваться какого‑либо результата), связанным с остальными.

 

«Все воздействия на отдельные способности и свойства сознания партнера имеют общую, единую цель – воздействовать на сознание партнера в целом; а оно, в свою очередь, подчинено еще более общей цели – воздействовать на его поведение.»

«Чтобы изучить природу каждого из этих способов, его особенности, его отличия от других способов, нужно, пусть даже условно, взять каждый по отдельности – как специфический, малый по объему отрезок логики действия. Только тогда можно установить общие признаки и особенности этих способов – или, как мы будем для краткости называть их – простых (основных, исходных) словесных действий или нот.»

"… рассматривая определенные способы словесного действия… мы отнюдь не предполагаем ограниченного количества практически возможных применений этих способов и ограниченного числа возможных словесных действий вообще.

В этом отношении опорные словесные действия напоминают «семь спектральных цветов Ньютона»".

 

 

Пауза и монолог

 

Среди бесчисленной массы возможных объектов человеческого действия существует объект, резко отличающийся от всех остальных. Этот объект – собственное сознание каждого данного человека.

Воздействие, обработка этого объекта называется Логикой Сосредоточенного Думанья.

Думанье есть всегда результат того, что возникшее (или обнаружившее себя, или кажущееся, или грозящее возникнуть) обстоятельство не отвечает представлениям думающего об этом обстоятельстве или, что более характерно, не отвечает интересам думающего (может быть недостаточно отвечает им, грозит не отвечать им, кажется, что не отвечает и т. д.). Поэтому думая человек всегда решает ту или иную проблему, а проблема эта есть сложившееся в данный момент соотношение интересов этого человека и возникших перед ним обстоятельств (действительных, возможных, предполагаемых, кажущихся и т. д.).

Думанье, с точки зрения действия, как особый случай (разновидность, тип) логики действий включает в себя оценки, пристройки и воздействия. Но каждая из трех ступенек поведения, входя в эту специфическую разновидность логики действий, приобретает особый характер и со стороны своего психического содержания и, соответственно этому, со стороны внешней – мышечной, физически ощутимой.

Оценки приобретают содержание возникающих в памяти или в воображении ассоциаций, мыслей, идей, представлений и т. п., которые нужно связать с интересами субъекта, оценка эта. Как и всякая другая выражается в неподвижности, в остановке движения; но остановка эта вызывается не раздражением извне, не изменением во внешней среде, а возникновением новой мысли, нового образа, к которому привела предыдущая мысль.

Поскольку думанье есть решение какой‑либо проблемы, пристройка, следующая за оценкой, является пристройкой к делу, которое следует начать делать, если это решение явится окончательным. Если так и произойдет, значит процесс думанья завершен, если нет, значит сознание занято воздействием, в специфической логике поведения: думанье, выражающейся в проверке намечающегося решения или поиске нового решения проблемы.

Чем более сосредоточенно человек думает, тем важнее для него проблема, которую он решает, чем больше она затрагивает его существенные интересы, чем скорее ему надо решить ее, чем более противоречивы обстоятельства, которые ему нужно обдумать, тем соответственно яснее в его поведении будет обнаруживаться специфическая логика действий сосредоточенного думанья.

Казалось бы «логика действий» думанья, взятая с внешней, телесной стороны, не обладает большой выразительностью – она дает лишь самые общие и скудные представления о «жизни человеческого духа» думающего человека. Однако это не совсем так: логика эта, даже и без произнесения слов, может быть очень выразительна в контексте предыдущих и последующих действий этого человека и при условии учета тех обстоятельств, какие в данном случае заставили его задуматься. Тот факт, что данный человек в данных обстоятельствах задумался (или не задумался) может быть весьма красноречив.

 

Монолог

 

К упражнениям по теме Логика Поведения в монологе целесообразно приступать после освоения тем Лепка Фразы в логике словесного Воздействия и Простые словесные действия, однако перед началом работы над темой необходимо освежить навыки, полученные в теме Логика сосредоточенного думанья.

• Вспомнить из жизни и найти в литературе описания моментов «жизни человеческого духа», когда человек (персонаж) произносит какие‑либо слова не обращаясь ни к кому из присутствующих рядом (в одиночестве). Найти в литературе максимально подробные описания его поведения в эти моменты.

• Придумать несколько последовательных высказываний, отображающих ход решения какой‑либо проблемы. Исполнить этюд, используя бессловесные элементы действия в промежутках между высказываниями.

• Выполнять предыдущее упражнение, используя цепочку задуманных поз (индивидуальных или общих для всей группы).

 

Работа над монологом

 

Для групповой работы над монологом удобно взять один или два драматических монолога и работать над ними всем учащимся. Излишне говорить, что работа исполнителя будет тем успешнее, чем выше будет достигнут уровень мобилизации персонажа (чем важнее для него окажется произносимый текст, принимаемое решение).

• Разбить монолог на несколько кусков, исходя из предположения, что этот монолог есть поиск решения какой‑либо стоящей перед персонажем проблемы. Куски соответствуют приходящим персонажу в голову вариантам решения проблемы и осознаваемым препятствиям, которые могут помешать этому с соответствующими пояснениями и отступлениями. Технологически, в исполнении, это должно соответствовать моментам возникновения более значимых оценок и более резкого изменения параметров бессловесного действия между кусками, чем внутри куска.

• Придумать «ведущую» мизансцену и параметр каждого куска (например: сидя, в тяжелом весе, или на ходу, в пристройке сверху).

• Работа в заданном параметре (мизансцене). Учащемуся задается параметр бессловесных действий или мизансцена на кусок (вытягивает билет, считалочка). Он «на ходу» текстом монолога и своим поведением должен оправдать заданный параметр и мизансцену.

 

Примечание.<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.