Вуду: тело как медиум голоса — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вуду: тело как медиум голоса

2021-01-29 57
Вуду: тело как медиум голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лидвин

Март 1997 года, юг Бенина. Лидвин, секретарша, восемнадцать лет. Ее сразила жестокая лихорадка. Без сознания, в судорогах, ее на «скорой» доставили в Котону, столицу Бенина, где многие исповедуют культ вуду, и поместили в больницу; за ее лечение взялся доктор Конрад Риппман, врач и этнолог из Гамбурга. Причина лихорадки у больной – «дурной воздух», буквальный перевод словосочетания mal aria, малярия. У девушки оказалась малярия, болотная лихорадка. Ей прописали необходимое лечение, и лихорадка прошла. Но у нее продолжало болеть все тело, болела голова, не проходила усталость. Начались нарушения сна. Она похудела. Понизился гемоглобин. Мать девушки встревожилась. Вся семья ее, ревностные католики, молилась день и ночь. Прошло несколько недель, а Лидвин все еще не могла работать. Она настолько ослабела, что не могла самостоятельно передвигаться. Западная медицина оказалась бессильна.

В отчаянии ее мать обратилась к Унону Джале, шаману-целителю, практиковавшему культ вуду. Семья возмутилась. Как она могла согласиться на проведение каких-то псевдомистических обрядов? Как могла вовлечь в них дочь? Но мать решительно отправилась с дочерью к Унону Джале. Осмотрев умирающую девушку, шаман вынес суровый вердикт. Речь шла о кризисе «предодержимости», или vodun d’asi. Лидвин покинула город. Дом в нескольких часах пути от Котону почти на три месяца стал жилищем Лидвин. Здесь практиковали целители вуду. Шаман согласился подготовить и провести обряд и избавить девушку от злых духов. О больной заботились два адепта.

Прошло три месяца. Мать держалась в стороне. Когда спустя несколько недель она снова увидела Лидвин, она не поверила своим глазам. У девушки прошла слабость, она слегка прибавила в весе. Лидвин выиграла сражение с демонами. Это была победа добра над злом. Но на пути к выздоровлению ей надо пройти самый главный этап. Обновленная Лидвин должна возродиться, иначе она снова заболеет. Лидвин стала адептом вуду. Во время готовящейся церемонии ей предстояло пройти «посвящение» своему божеству-защитнику. В августе 1997-го Унон Джале объяснил доктору Конраду Риппману, что Лидвин одержима демоном. Поверить в это было сложно. Как Plasmodium falciparum, паразит, вызывающий малярию и, как следствие, сильнейшую лихорадку, может быть связан с духами? Ответ шамана был прост. Духи спровоцировали заражение. Они лишили Лидвин сил. Даже после того, как лихорадка прошла, они продолжают терзать ее. А изначальной причиной одержимости явилась болезнь из-за несчастной любви.

Надо изгнать из девушки злого духа, преодолеть границу болезни и войти в мир выздоровления. Лидвин жила в убежище последние дни. Приготовления заключались в известном обряде, «большой церемонии»: расслабляющая ванна с ароматическими травами, пение и грохот барабанов. Она прошла различные стадии обряда: возбуждение, спад, чередование танца и неподвижности, упадок сил. Затем стадия пред-одержимости уступила место трансу. Теперь в состоянии одержимости может наступить перелом. Девушка была готова. Перелом – это завершение инициации, позволяющей прежней Лидвин, одержимой злыми духами, умереть. Это «смерть вуду». Она воскреснет. Настал великий день, Унон Джале ввел ее в круг танцовщиц, исполняющих танец вокруг алтаря божества-покровителя, который примет ее: Дануа-Вото, божество войны и культа Вани-Вата. Жрец-целитель руководил Лидвин. Не упуская ее из виду, он внимательно наблюдал за каждым ее движением, каждым ее жестом. Он ждал, когда ее голос, отражение ее эмоционального состояния, заговорит с ней, укажет ей дорогу к исцелению. Голос Лидвин позволит освободить ее. Менялся темп неумолчных барабанов и танцев. Лицо девушки преобразилось. Ее левая нога застыла на месте. Она впала в транс. Внимание. Она стала что-то говорить на странном языке. Тембр голоса был низкий. Голос божества-покровителя Дануа-Вото. Он потребовал у Джале живую курицу. Наступила мертвая тишина, и Лидвин принесла курицу в жертву, издавая при этом какие-то гортанные звуки. Ее горло судорожно сжималось. Слова, предназначенные божеству Дануа-Вото, произнесены. Жители деревни, присутствовавшие при этой сцене, образовали вокруг Лидвин круг и вслушивались в звуки, исходящие из ее уст. Постепенно Джале с помощью слов вернул Лидвин в мир живых. Она вышла из транса. Обряд завершился. Прошел почти час. Лидвин, исцеленная, вернулась к матери, в лоно семьи, в общество. Настало время ритуальной трапезы. Человеческий голос позволил проникнуть в таинственный мистический мир духов. В какой-то мере это был реванш шамана-целителя Унона Джале над наукой Запада. В Бенине здоровье, согласно воззрениям вуду, зависит от гармонии между богами, предками и средой, окружающей человеческое существо.

Так что же произошло на самом деле? Как можно объяснить измененное состояние сознания? Как Лидвин могла физически почувствовать «одержимость»? Исследование доктора Риппмана дает простое и логическое объяснение. Концентрация внимания Лидвин на определенных участках тела повлекла за собой выброс эндорфина, хорошо известного гормона эйфории, секреция которого происходит на уровне гипоталамуса. Быстрое отрывистое дыхание вызвало гипервентиляцию и способствовало состояниям гиперактивности и изнеможения. Изменения концентрации кислорода и уровня эндорфина в организме создали биохимические и биоэлектрические изменения в головном мозге, вызвали усиленное потоотделение, расширение зрачков, судороги, ступор. Человеческий голос, центр слухового восприятия, воздействие ритмичной музыки барабанов, необычайно воинственные голоса певцов сформировали мучительные ощущения, доходящие до головокружения и возбуждения церебральных речевых зон. Подобные разумные объяснения обнадеживают. Во время транса голос Лидвин отражал ее глубинное эмоциональное состояние. Она освободилась – во фрейдовском понимании термина. Рассказанный случай свидетельствует о воздействии человеческого голоса на внутреннее «я», на церебральную «физику» индивида, доказательством чему служат сакральные культовые песнопения, способные спровоцировать состояние транса.

Пение задает ритм человеческой жизни, отмечая рождение, крещение, бракосочетание и смерть. Человеческое существо становится одержимым голосами, орудием духов, и, согласно верованиям, пришедшим к нам из Африки, в его тело вселяются голоса предков. Самые зрелищные и впечатляющие обряды, связанные с одержимостью духами, можно увидеть у племен, населяющих Бенин и пограничные с ним страны. Этот регион Африки можно считать колыбелью вуду, откуда впоследствии культ экспортировали, в частности на Гаити.

Голос и дух

В вуду насчитывается почти четыре сотни богов. «Сначала был Олорум, бог Неба, он правил на Солнце, а Солнце согревало воду; Земли тогда не было. Олорум дал своему сыну Обатола огромный шар, и тот опустил его на воду. Этим шаром была Земля. Шар разбился, и посреди воды образовались горы и долины».

Согласно верованиям вуду, боги обитают вдали от нас, но рядом с нами всегда есть духи. Душа любого живого существа не умирает, а участвует в жизни мира духов. Сначала душа живет в образе предка, потом начинается реинкарнация. Душа отделяется от тела. Подобное поверье бытует в Африке и в Индии. Из него следует, что во время транса очень важна одержимость тела и медиума голосом. Тело служит проводником между духами, богами и предками. Медиум входит в экстаз, от греческого ekstasis — «выйти из себя». Такой способностью обладает шаман. Встреча шамана с предком во время экстаза требует определенной подготовки, определенного ритуала, включающего в себя пост, молитвы, повторяющиеся песнопения. Одержимый голосом предка, шаман воспроизводит не только его голос, но и мимику, и жесты. Он имитатор. Возбуждение медиума оказывает воздействие на коллектив, и не составляет особого труда направить энтузиазм присутствующих в религиозное русло. Но довольно быстро они догадываются об обмане. Симуляцию заметить не трудно. Фальшивого шамана разоблачают. Во время транса тело медиума потеет, раскаляется, постоянно пребывает в движении. Его голос меняется, приобретает чужой тембр и несвойственные ему обертоны. Поведение шамана может стать неадекватным. Иногда опытным адептам приходится защищать его от самого себя. Он убивает курицу или ягненка и пьет их кровь, становится нечувствительным к боли и огню. Он находится в пограничном состоянии, а его движения и голос можно принять за конвульсии безумца. Но, как только он «проснется», выйдет из состояния транса, голос его становится обычным, а мозг стирает все воспоминания. Полная амнезия всего, что только что произошло. Голос является высвобождением его «я».

Голос: внутренняя сила

Одно из пограничных проявлений голоса скорее в прямом, нежели переносном смысле, хорошо известно во многих боевых искусствах. Это «киай» – крик, который убивает. Потрясающий голосовой выброс, мощный и очень короткий. Он создается вибрацией плотно сомкнутых голосовых складок. «Киай» – очень быстрый, осознанный, решительный крик. Согласно японским учителям, среди которых ближе всех к нам Окисава, в основе киай – космическая энергия. Мобилизация и концентрация этой находящейся в нас энергии является результатом долгого обучения физическим и ментальным приемам. Киай возможен после контролируемого вдоха и глубокой концентрации. Он обладает исключительной освобождающей мощью. Вся сила, вся мышечная и ментальная энергия мобилизуются за несколько десятых секунды. Согласно Кристиану Тиссье и Пьеру Бло, «сила киай – это одновременно и нападение, и защита». Крик подавляет противника, и тот, получив в упор звуковой и ментальный удар киай, на несколько секунд впадает в ступор. Удар формируется при помощи резонанса, вибрационного шока в ухе, и волн, затопляющих церебральный мир. Киай действует прицельно. Он поражает лицо, на которое направлен, обездвиживает противника, находящегося на боевом расстоянии. Во время тренировок по карате движения борцов на татами постоянно меняются. Скользящие прыжки переходят в непродолжительную стойку. Во время стойки борец буквально врастает в пол. Он неподвижен, целеустремлен. За пятнадцатую долю секунды он издает возглас «киай», которым на мгновение парализует противника, что позволяет ему из стойки перейти в атаку. Атака стремительная и в момент удара производит впечатление застывшей картинки. Сила в последнем звуке крика, в последнем выдохе, кулак – всего лишь стрела, которую выпустил лук. Киай уничтожает любой ответный удар, позволяет получить преимущество над противником и уничтожить не только его физическую, но и ментальную силу. Совсем как в певческом голосе, источник киай расположен под пупком, там, где рождается сила дыхания. Так как киай зависит прежде всего от ментальной силы, чтобы понять его и овладеть его техникой, понадобится не менее шести лет. Киай практически приближается к сакральному звуку человеческого голоса. Жесткая вокализация синхронно приводит в действие ментальное и рациональное, силу мышц и вибрационной волны, физическую силу и концентрацию внимания. Быстрый как молния крик, дарующий безграничную свободу, – предельный выброс энергии человеческого голоса.

Магия голосов и мифы

В мифологии малийского племени догонов великий творец обладает властью над словом. Он создал первозданную плаценту, оплодотворил эту плаценту, а потом отдал ее своему избраннику Дину, который стал совершенствовать человеческий голос.

Голос чарует, соблазняет. Границы могущества неосязаемого звука человеческого голоса определить сложно. С момента появления на свет новорожденный создает первое дыхание жизни. Это возвратно-поступательное движение, вдох-выдох, инь и ян нашего существования – свидетельство жизненной гармонии. Последний выдох – это наш последний вздох, последний шепот нашего голоса. Голос сопровождает нас и в безмолвии на протяжении всего нашего существования. В сложной механике нашего музыкального инструмента – гортани – и нашего дирижера – головного мозга – можно найти множество выражений: от лепета до пространных речей, от пения до крика, от смеха до плача.

Голос бывает нежным, теплым, чувственным. Также ломаным, гипнотизирующим, металлическим, соблазнительным. Иногда пресным, бесцветным. Это неизменный переводчик наших чувств. Голос существует в пространстве и времени; он существовал и будет существовать, но стоит ему прозвучать, как он тотчас уходит в прошлое. В сакральных действах он равен музыке, искусству и пению. Он постоянно эволюционирует. Соборы, храмы и церкви и по сей день слышат его обертоны. Голос, проводник наших эмоций, подобно слезам, выдает нашу грусть.

Разговорная или певческая речь позволяет передавать слова, она также является носителем нашего внутреннего «я». Афина придумала флейту, Гермес создал лиру, Аполлон играл на лире на Олимпе и очаровывал богов. Гермес придумал пастушью дудку, звуки которой обладали колдовской силой. Пан сделал флейту, тростниковую свирель. Но музыкальный инструмент – струнный и духовой одновременно – создали музы. Это Голос, Орфей, сын Аполлона и Каллиопы, музы с чудесным голосом, Орфей, выросший во Фракии, краю певцов и музыкантов.

Одиссей просил свою команду крепко привязать его к корабельной мачте, чтобы не последовать за сиренами, притягивавшими его своим чарующим пением. Его спутники заткнули себе уши воском, чтобы не слышать, не слушать, не попасть под гипноз голосов сирен. Чаровницы-сирены, полуженщины-полурыбы, музыкантши и певицы, заманивали моряков к себе, чтобы усыпить их и погубить.

Аргонавты тоже встретили на своем пути сирен с их чарующим пением. Но Орфей взял лиру и заиграл на ней, заглушив голос сирен, и таким образом спас экипаж. Вернувшись в свою родную Фракию, Орфей женился на Эвридике, которая спустя несколько дней умерла от укуса змеи. Чтобы спасти любимую, Орфей спустился в царство Аида и там игрой на лире очаровал пса Цербера. Колесо Иксиона перестало вращаться. Лица фурий, богинь мрака и страха, оросились слезами, а Орфей продолжал играть на лире, чтобы вернуть к жизни Эвридику. Звуки музыки исторгли из очей бога подземного мира тяжкие слезы, и он сдался мольбам Орфея и согласился отдать Эвридику.

Очарование голоса, важность слов, музыка лиры в греческой мифологии воплощают сакральный характер самого главного – жизни и голосовой вибрации.

Эхо также очень интересовало древних греков. Звук, который отражается от стены то один раз, а то и все двадцать, очень странный. Горы разговаривают! Эхо, жена Нарцисса, не имела ни вокальной, ни музыкальной харизмы Орфея. Однако ее чарующий голос отвлекал Геру, когда Зевс изменял ей. Гера была вне себя от ярости. Эхо, жертва очарования собственного голоса, испытала на себе гнев супруги Зевса. Участь ее была решена. «Ты больше никогда не заговоришь первой, тебе достанется последнее слово, которое скажет твой собеседник, и ты будешь повторять его до бесконечности» – таков был вердикт богини. Отныне Эхо больше не могла вербализировать свою мысль, а лишь повторяла чужие слова. Ее голос – это повторение того, что сказал другой. Став зеркалом голоса, она перестала существовать, так как больше не могла творить. Нарцисс погиб в зеркале видимости, Эхо – в зеркале вибрации.

Зевс, бог, обладающий самым мощным голосом, повелевает всеми голосами. Его голос воплощает власть. Его речь – это muthos, голос, коему подвластно общественное слово, в отличие от epos, голоса социально менее влиятельного. Зевс повелел Гефесту смешать глину и воду и слепить Пандору. Боги наделили Пандору человеческим голосом. Согласно Платону, голос имеет природное происхождение; согласно Эпикуру, членораздельная речь с осмысленными словами и фразами дана человеку от природы. Так же думал и Диоген. Греки считали голос субстанцией физической, исходившей из сердца и представлявшей мысль. Голос, служивший единственным средством общения между богами и людьми, не был создан богами. У него нет никакого телесного начала, никакое физическое препятствие ему не преграда. Его происхождение берет начало в двух источниках, как и каждое явление, нуждающееся в своей противоположности: ад и рай, ночь и день. Голос имеет демоническое происхождение, ибо наносит удары воздуху, которым мы дышим, и происхождение божественное, так как неосязаем и является средством общения.

Особенным влиянием обладал голос оракулов. Оракул Сивилла предвещал появление божественного голоса. Есть основания полагать, что ее пророчества представляли собой беспрерывный поток слов и фраз, произнесенных в очень высоком регистре. Голосовая волна выплескивалась из гортани и была доступна для понимания. Сивилла могла зачаровать. Похоже, она обладала даром полифонического пения, потому что ее описывают как говорившую одним голосом, но на нескольких языках. Изо рта ее вылетали звуки, многократно отраженные эхом.

Тогдашние колдуны и чародеи во время заклинаний следовали любопытному голосовому правилу. Им приходилось воспроизводить шумы и звуки, имитировать существование отдельных богов. Они учились управлять резонаторными полостями. Создавали впечатление, будто бог удаляется или приближается. Это были чревовещатели и дифоники. Их голос околдовывал слушателей. Они повторяли «с», когда взывали к Эросу, «е» когда взывали к Психее. Сказано же: «Возьми магнитный камень и вырежи Афродиту, Психею и Эроса, слушающих волшебные голоса. А на другой стороне вырежи Психею и Эроса, которые обнимают друг друга своими звуками. Когда рисунок нанесен и освящен, положи камень под язык, поверни и произноси заклинание». Чародей голоса воспроизводил звуки животных, вой ветра, человеческий голос. Он вел диалог с богами, пел с людьми и с помощью голоса стал связующим звеном между божеством и человеком. Голос, главная отличительная черта человека, будь то внутренний голос или тот, что слышен, – основа молитв.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.