Внутренняя резонаторная полость: экипировка голоса — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Внутренняя резонаторная полость: экипировка голоса

2021-01-29 54
Внутренняя резонаторная полость: экипировка голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Голосовой собор человека уникален

Голосовой собор человека – не застывшее сооружение: ему присуща изменчивость и приспособляемость. Вибрация, сформировавшаяся на уровне гортани, направляется в воздушное пространство резонаторов. Путешествие вибрации начинается на уровне слизистой голосовых складок и ложных голосовых складок, именуемых также складками преддверия. Ложные складки симметричны, параллельны голосовым складкам и расположены над ними в нескольких миллиметрах. Между складками преддверия и голосовыми складками расположены желудочки гортани. Эти желудочки совсем крохотные, всего 5 мм в глубину. Они усиливают вибрацию, но они слишком маленькие, чтобы играть главную роль в резонансной полости. Однако они принимают участие в смазке голосовых складок. Ложные складки достались нам в процессе эволюции. Мы видели их роль и значение в главе об эволюции голоса. У человека ложные складки способны развиваться. Так, если вы занимаетесь тяжелой атлетикой, эти складки приобретают особое значение для создания повышенного торакального давления воздуха, поступившего в легкие. Данный вид спорта профессионалам голоса строго противопоказан. Движения, которые приходится выполнять тяжелоатлетам, нарушают путь вибрации голосовых складок, так как ложные складки излишне уплотняются и гипертрофируются. То же самое происходит, если вы играете на гобое, кларнете или аналогичном по устройству инструменте. У певца, кларнетиста или трубача тяжелая работа. Только Луи Армстронг выполнял ее с легкостью. У него был отек и гипертрофия ложных голосовых складок, которые придавали его голосу неповторимое звучание.

Продолжим наш путь и прибудем в полость резонаторов у мужчин. Она создана из двух различных материалов. Из кости и хряща образованы стационарные резонаторы, называемые синусами, а также носовая перегородка и сосцевидные отростки височной кости (выступ на височной кости черепа, расположенный за ушной раковиной); к гибким резонаторам, пластичным, растяжимым и способным сжиматься, относятся полости носа, язык, глотка, рот и гортань. Пластичные полости регулируют, изменяют, вылепливают звук, который становится голосом. Движения нашей нижней челюсти и языка однозначно относятся к анатомическим факторам, оказывающим наибольшее влияние на нашу резонаторную полость и губы.

Нёбо состоит из твердого нёба и его продолжения – мягкого нёба, играющего роль ударной поверхности резонаторной полости, от которой отражаются вибрации, сформировавшиеся на уровне голосовых складок. Позади мягкого нёба, над язычком, находится полость, заполненная аденоидами, мелкими грануляциями, расположенными между носом и горлом. Аденоиды могут исказить голосовой резонанс и сделать голос гнусавым. Аденоиды обычно исчезают в семилетнем возрасте. Если они не исчезают, голос приобретает носовой оттенок, также появляется мокрота, которая стекает в горло. Если вы зажмете нос, на пути вибрации больше не встретится верхняя резонаторная полость. Передача звука ухудшится. На верхнем уровне лицевой части черепа не сможет сформироваться ни один обертон. Такие же последствия может иметь искривление носовой перегородки.

Клодин пением вылечила синусит

Клодин, колоратурное сопрано, вылечила свой синусит весьма любопытным способом. Клодин, профессиональная певица сорока лет, пришла ко мне на консультацию по поводу проблем с голосом, спровоцированных слизистыми выделениями на голосовых складках. Проблемы возникали регулярно, весной и осенью. «Как вам известно, вот уже несколько лет в апреле и октябре у меня начинаются трудности с голосом и продолжаются две-три недели. Но сейчас уже начало июня, а выделения, появившиеся в начале апреля, не прекращаются до сих пор. Также у меня появились неприятные ощущения на уровне синусов, прямо под глазами. Я не пришла к вам раньше, потому что обычно мне удавалось справляться с ними за пару дней, делая специальные голосовые упражнения. Однако сегодня они больше не помогают». Признаюсь, я не очень понял, как вокализы могли вылечить синусит, если у Клодин действительно было именно это заболевание. Я попросил ее продолжить рассказ. «Исполняя отдельные вокализы на низких частотах, я ощущала вибрацию в синусе, и струйка слизи скользила из синуса к носу вперед и назад». Итак, сопрано создало специфический резонанс костной перегородки гайморовой пазухи, и эти частоты способствовали эвакуации межсинусовой слизи. Точно так же под действием вибрации в определенном ритме на столе перемещаются песчинки, размеренно и однонаправленно.

Запустить шпиона в синус и горло

Что происходит в синусах при пении или разговоре? В 1990-е годы я придумал прикрепить к видеофиброскопу Pentax крошечный микрофон и исследовать правую, а потом левую гайморовы пазухи. Исследование, проведенное с участием десяти певиц и певцов, позволило мне записать голос во время разговора и во время пения. Изнутри полости синусов чистые, пустые, наполненные воздухом под давлением, равным давлению окружающей среды. Это их нормальное состояние. Напомним, что синусных резонаторных полостей много. К ним относятся гайморовы пазухи, которые мы намеревались исследовать, а также фронтальные решетчатые ячейки и клиновидная пазуха – в отличие от гайморовых непарная. Мне очень хотелось узнать, каков звук внутри тела.

Видеофиброскоп и его шпионский микрофончик аккуратно введен в полость носа, а затем в синус. Запись началась. Каждый певец повторял фразу из известной песни: «Братец Яков, братец Яков,/ Спите ль вы, спите ль вы? / Звоните к заутрене, звоните к заутрене…» С помощью сонографа исследуем в реальном времени звуковое сообщение, для того чтобы проникнуть в тайну обертонов лицевого отдела черепа. Сначала записываем фразу проговоренную, а затем спетую. Результат удивительный. Синус молчит у всех певцов. Перегородка, без сомнения, вибрирует, но изнутри «синусный дом» изолирован от шума. Я был настолько удивлен, что каждый тест выполнил дважды. Как нам наглядно показала Клодин, лечившая пением свой синусит, костистая перегородка вибрирует изолированно, у нее свой собственный резонанс. Это кажется парадоксальным, тем более что педагоги по вокалу всегда говорят: «Пой в маску…» В этом специфическом термине ничего парадоксального нет. Заставьте вибрировать камертон, потом поставьте его на рабочий стол, и стол начнет резонировать. Таким образом, метафора проекции голоса на вершину тела имеет право на существование.

Этот эксперимент побудил меня пойти дальше по пути исследования голосовой вибрации. Я опускал своего вибрационного шпиона к голосовым складкам, останавливая его в 5 мм над ними, в преддверии гортани, там, где зарождается голос. Потом я просил артистов, ставших вместе со мной исследователями внутреннего голоса, произносить а, э, и, о, у, затем спеть и проговорить одну и ту же фразу. Как вы думаете, какой результат принес мне мой верный шпионский микрофон? Звук, перехваченный во время путешествия в недрах гортани, оказался еще более удивительным: все гласные, вся фраза, как пропетая, так и проговоренная, имела только одно звуковое выражение «ммм», словно вы произносили звук с закрытым ртом. Я приподнял микрофон, поместив его позади мягкого нёба: гласные едва слышны. Я поместил его впереди мягкого нёба и рядом с языком: резонаторная полость оформила «ммм», появились а, э, и, о, у. Их можно легко узнать. Следовательно, собственный звук голосовых складок без резонаторов мало что значит.

Резонаторная полость на уровне рта не только структурирует звук, поступающий в нее, но и усиливает его. Резонаторная полость прекрасно играет роль естественного звукового усилителя, при этом качество и радиус действия голоса будут достаточно велики даже при малейшем усилии, без форсирования голоса. Звуковая струя фонтана, бьющего из голосовой щели, вылетает в резонаторное пространство. Ее направление, ее форма регулируются прежде всего язычком, а затем корнем языка. Когда оба этих рельефа постепенно сгладятся, вибрационное движение пойдет беспрепятственно. Теперь оно может рикошетировать на твердое нёбо, крышу собора нашего голосового инструмента.

Язык: согласные и гласные

Язык, центральная часть нашей резонаторной полости, необходимой для создания звука, играет основную роль не только при глотании, но и при фонации. Без него нет никаких гласных, никаких согласных. Его подвижность уникальна. С легкостью выдвигаясь вперед, он может шевелиться, изменять форму, изгибаться, вытягиваться по собственному желанию. Общий объем его постоянен, но, когда мы наблюдаем за его движениями в резонаторной полости, объем его кажется нам в высшей степени изменчивым. Оперному певцу этот феномен хорошо знаком, ибо он добивался этой изменчивости с помощью различных вокальных упражнений. Когда кончик языка становится узким и коротким, спинка языка утолщается. Когда язык отходит назад, за нижние резцы, задняя часть его кажется маленькой. Чем большее значение приобретает корень языка, чем больше выгибается спинка языка, тем больше язык оттесняет назад свободное пространство, расположенное прямо над голосовыми складками, и уменьшает диаметр вибрационного канала. Напротив, когда мы произносим, широко разинув рот, звук а, язык, расположившийся за нижними зубами, становится совершенно плоским, голосовой канал полностью раскрывается. Интенсивность певческого голоса может быть максимальной. Когда корень языка отодвигается назад и закрывает гортань, вокализ получает опору. Упражнением на растяжение для этого участка мышц нашего тела, позволяющим по-настоящему растянуть резонаторную полость, является зевание.

Губы: уникальная деталь внешности человека

Губы, высвобождающие финальное звучание фонемы, являются переходной ступенью между нашим внутренним миром звуков и внешним миром вибрации. В животном мире внешний вид губ человека уникален. У обезьяны губы подвернуты внутрь. Они представляют собой две тоненькие каемочки, не имеющие никакой сексуальной привлекательности. А каковы они у человека? Только у представителя рода человеческого губы развернуты наружу, четко очерчены и изогнуты. А что касается женщин, так тут целые истории. Мода неоднократно требовала вмешательства эстетической хирургии, когда в губы закачивали силикон, чтобы придать им пухлость и, соответственно, чувственность. Но если такое моделирование выполнено некачественно, оно может нарушить, изменить и испортить певческий голос, особенно при образовании согласных, требующих смычки губ, как, например, б, п или м. Губы придают фонеме окончательное звучание. Они являются существеннейшей составляющей голосообразования. Доказательство – возможность «чтения» по губам.

Зубы выдают возраст голоса

Рот – дверь, через которую выходит голос, – ограничен зубным рядом, а далее – губами. Рот человека в возрасте, лишенный зубов и деформированный, больше не позволяет произносить некоторые фонемы. Губы прилипают к деснам, и язык не может произнести отдельные согласные. Для поддержания «молодого» голоса надо соблюдать гигиену зубов, а при необходимости прибегать к протезам типа зубных имплантов. Чтобы подражать речи стариков, пародистам приходится зажимать губы между зубами.

Лицо, голос и команда

Лицо и голос неразделимы. В образовании внятной речи участвуют несколько десятков мускулов, главные из которых расположены на уровне губ и челюсти. Это здание находится под управлением нашего мозга и впечатляющей армады нервов, активаторов механического управления резонаторными полостями.

Подъязычный нерв (нерв № XII) обеспечивает подвижность языка и образование почти всех согласных и всех гласных. Тройничный нерв (нерв № V) руководит движениями челюсти. Он изменяет объем пространства нашей резонаторной полости и отвечает за лицевую чувствительность. Языкоглоточный нерв (нерв № IX) контролирует движения глотки, часть двигательной активности языка, подвижность мягкого нёба, способствует образованию полных и неполных носовых звуков, а также чувствительности глотки. Он же управляет слюноотделением. Блуждающий нерв (нерв № Х) контролирует движения мягкого нёба и голосовых складок. Он оказывает действие на сердце, сосуды, легкие и пищеварительный тракт. Это нерв стресса: он повышает уровень кислотности в желудке, сушит горло перед произнесением речи, устраивает сердцебиение перед важной встречей. Наконец, лицевой нерв (нерв № VII) отвечает за выражение лица и распоряжается подвижностью губ, последней границей нашей резонаторной полости. Однако все зависит от дыхания, играющего основную роль в образовании голоса, и наших абдоминальных мышц (движения мышц шеи и плеча, а также дыхательную мускулатуру контролируют спинномозговые нервы).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.