Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-10-20 | 83 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Рассмотрено и УТВЕРЖДАЮ
Рекомендовано
На заседании кафедры Декан факультета
конфликтологии ЮФУ (зам.декана по учебной
Протокол №________ работе)
«____»___________2010 г. _____________________
Зав. кафедрой__________ _____________________
«____»_____________2010 г.
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины «Религиозно-этнические и политические аспекты борьбы с терроризмом»
Магистерской программы «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью».
Составитель: д.ф.н., профессор И. П. Чернобровкин
Ростов - на - Дону
2010
I. Объяснительная записка.
Организационно-методический раздел.
Место курса в структуре учебного процесса. насидьственных
Учебный курс «Религиозно-этнические и политические аспекты борьбы с терроризмом» относится к циклу базовых и предназначен для магистров 1 курса, обучающихся по магистерской программе «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитеррористической деятельностью».
Изучение методологических и теоретических основ исследования терроризма в этнорелигиозных конфликтах - необходимое условие подготовки профессионалов в области управления антитеррористической деятельностью. Программа учитывает объем и особенности одновременно изучаемых в семестре курсов и спецкурсов, закладывает необходимые основы и условия для предстоящей научной и профессиональной деятельности выпускников - магистров в данном направлении.
|
Цель курса.
Основной целью курса является овладение студентами теоретическими знаниями и методологическими подходами к анализу системы мер государственного противодействия этнорелигиозному терроризму, что означает формирование необходимых для будущего специалиста в области управления антитеррористической деятельностью компетенций: владение методологией современной конфликтологии; знаниеобщих подходов, методов и понятий; позволяющих анализировать причины терроризма в этнорелигиозных конфликтах в современном мире и в России, применяемые и возможные государственные меры устранения конфликтогенных факторов. Изучение данного курса даст студентам умение методологически ориентироваться в конфликтологической экспертизе, определять динамику этнорелигиозного терроризма, основных действующих сил конфликта, выявлять стереотипы и механизмы конфликтогенного поведения, определять среду и очаги насильственной конфронтации.
Знание целей, принципов, мер государственного противодействия терроризму в РФ, умение оценивать условия эффективности борьбы с нелегитимным политическим насилием создаст хорошую теоретико-методологическую основу для дальнейшей научной и практической работы.
Задачи курса.
Задачами курса «Религиозно-этнические и политические аспекты борьбы с терроризмом» является научить магистров:
-использовать общенаучные и частные методы изучения этнорелигиозных конфликтов как источника терроризма;
-пользоваться базовыми понятиями, раскрывающими связь затяжного этнорелигиозного конфликта и терроризма;
|
-осуществлять сравнительный анализ разных теоретических подходов изучения терроризма в этнорелигиозном конфликте;
-критически анализировать идеологию политического фундаментализма;
-использовать метод моделирования в изучении государственного противодействия терроризму;
-анализировать нормативно-правовую основу, принципы, меры и направления развития российской системы противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте.
-анализировать опыт предотвращения этнорелигиозного конфликта.
Это необходимые компетенции магистров в области управления антитеррористической деятельностью.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника и требования к уровню освоения содержания курса.
В процессе изучения данного курса студенты получают навыки теоретического анализа и эмпирической оценки условий эффективности общегосударственной системы противодействия этнорелигиозному терроризму в Российской Федерации, что поможет магистрам стать профессионалами-аналитиками в области конфликтного управления.
По завершению курса «Религиозно-этнические и политические аспекты борьбы с терроризмом» студенты должны квалифицированно владеть следующими понятиями и категориями: общенаучные и частные методы изучения этнорелигиозного конфликта; методы прогнозирования исхода этнорелигиозного конфликта; этническая группа; этногрупповая динамика; этнорелигиозный конфликт; этнорелигиозный терроризм; примордиализм; инструментализм; конструктивизм; интегральный подход; идеология политического фундаментализма; религиозный трансформизм; этнический миссианизм; воинствующий исламский политический фундаментализм; принципы, субъекты и меры общегосударственной системы противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте; нормативно-правовая основа российской системы противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте; направления совершенствования российской системы противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте; стратегии предотвращения этнорелигиозного конфликта как источника терроризма.
Изучение данного курса будет способствовать формированию необходимых профессиональных компетенций магистров.
4. Формы организации учебного процесса и контроля уровня освоения программы курса.
|
Для осуществления цели и задач курса используется следующие формы организации учебного процесса.
Лекции – для изложения основных методов, методологических подходов, понятий, источников и тенденций этнорелигиозного терроризма, комплекса мер государственного противодействия терроризму, условий эффективности антитеррористической деятельности.
Семинарские занятия – для расширения и углубления знаний студентов по проблематике конфликтного управления, анализа угроз этнорелигиозных конфликтов и терроризма на Юге России, оценки факторов эффективности государственных стратегий, получения навыков публичных выступлений и антитеррористической пропаганды.
Самостоятельная работа – для более подробного и углубленного изучения основной и дополнительной литературы, подготовки рефератов, докладов и дипломных работ.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Религиозно-этнические и политические аспекты борьбы с терроризмом»
№ | Название темы | Лекции,консуль-тации | Практ.заня-тия | Само-стоятельная-работа | Всего часов |
Раздел1.Этнорелигиозный конфликт-источник терроризма | |||||
1. | Предмет и методы изучения этнорелигиозных конфликтов. | 2 | 2 | 12 | 16 |
2. | Этнорелигиозный конфликт и терроризм. | 2 | 2 | 12 | 16 |
3. | Теоретические подходы к объяснению причин затяжных этнорелигиозных конфликтов. | 4 | 4 | 18 | 26 |
Раздел2.Противодействие терроризму в этнорелигиозном конфликте | |||||
4. | Идеология политического фундамен-тализма: критический анализ. | 2 | 2 | 12 | 16 |
5. | Модель государственного противо-действия терроризму в этно-религиозном конфликте.. | 2 | 2 | 12 | 16 |
6. | Российская система противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте. | 2 | 2 | 12 | 16 |
7. | Стратегии предотвращения этно-религиозного конфликта как источника терроризма. | 2 | 2 | 12 | 16 |
Всего по курсу: | 16 | 16 | 90 | 122 | |
Форма контроля: экзамен | |||||
III. Программа курса
«Религиозно-этнические и политические аспекты борьбы с терроризмом»
|
Сколько признаков этногруппы указано в следующем определении: «Этногруппа – динамическая часть общества, члены которой воспринимают аскриптивные и генотипические признаки как объединяющую платформу и верят в общую историю»
2 признака
3 признака
4 признака
5 признаков
VI. Тезисы лекций
Тема 1. Предмет и методы изучения этнорелигиозных конфликтов.
Практическая актуальность проблемы противодействия этнорелигиозному терроризму в современном мире и в РФ обусловлена следующими тенденциями:
1.Распространение в нынешнем мире затяжных этнорелигиозных конфликтов (ЭРК), сопровождающихся терроризмом.
2.Рост угрозы национальной и международной безопасности со стороны этнорелигиозного терроризма. В конце ХХ – начале ХХI века РФ, как и весь мир, пережила масштабные атаки со стороны международного и внутреннего терроризма. Россия столкнулась с захватами школы в Беслане, здания «Норд-Оста» в столице, вооруженным нападением на Нальчик, взрывами домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, взрывами метро в Москве, а также другими жестокими преступлениями террористического характера на Юге России. Не менее масштабные теракты произошли во многих зарубежных странах: в США – 11 сентября 2001 г. (атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон, унесшие жизни 2749 и 184 человек соответственно), в Испании – в марте 2004 г. (серия взрывов в пригородных электричках Мадрида, в результате которых погиб 191 и ранены более 1900 человек), в Великобритании – в июле 2005 г. (взрывы в Лондоне, 56 погибших и свыше 800 раненых). Отмечаются все более масштабные теракты в Ираке и Афганистане (количество единовременных жертв зачастую превышает 100 человек).
3. Качественное изменение этнорелигиозного терроризма, превратившегося из индивидуального в массовый. Главным объектом террора становятся не только представители государства и местного самоуправления, но и все общество; основными средствами устрашения стали убийства не конкретных людей, а неопределенного, как можно более широкого, круга лиц.
4. Динамичное развитие этнорелигиозного терроризма. Расширяется пропаганда идеологии воинствующего политического фундаментализма, происходит постоянное развитие форм и методов осуществления террористической деятельности, установление связей и обмен опытом между террористическими группировками, в том числе с использованием глобальной коммуникационной сети Интернет.
Вследствие выше названных тенденций, объектом научного анализа является терроризм в ЭРК в современном мире, а предметом анализа избирается государственное противодействие терроризму в ЭРК.
Совокупность методов изучения проблемы этнорелигиозного терроризма может быть условно разделена на общие и частные. Общие методы задают схему конфликтологического анализа и охватывают методы ситуационного анализа, ивент-анализа (анализ конфликтных событий) и компаративного анализа. Например, ситуационный метод задает следующую схему:
|
• определение параметров конфликтной ситуации;
• определение внутренних и внешних причин этнорелигиозного конфликта;
• анализ условий обращения конфликтных сторон к терроризму;
• оценка факторов эффективности противодействия терроризму;
• прогнозирование исхода конфликта.
Частные или стандартные методы применяются на отдельных этапах исследования проблемы. К частным методам относятся теоретические и эмпирические методы, а также моделирование.
Поскольку источником терроризма является затяжной ЭРК, необходимо прогнозирование исхода конфликта. Прогнозирование означает исследование условий, событий и процессов управленческой стратегической активности, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получаем представление о возможных результатах сдерживания этнорелигиозного терроризма в будущем. В прогнозировании исхода ЭРК конфликтологи руководствуются следующими принципами - альтернативности, комплексности, непрерывности и верификации прогноза.
К методам прогнозирования исхода ЭРК относятся: 1) индивидуальная экспертная оценка; 2) коллективная экспертная оценка; 3) метод комиссии; 4) метод экстраполяции. Типы прогнозов исхода ЭРК различаются на целевые, темпоральные, модельные и экспертные прогнозы.
VII. Глоссарий
Борьба с этнорелигиозным терроризмом - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта, мотивированного идеологией политического фундаментализма.
Глубокое предупреждение этнорелигиозного конфликта - разновидность превентивной деятельности, направленной на корневые источники конфликта, например, слабое экономическое развитие, глубокое социальное расслоение, коррупция и этническая дискриминация, пропаганда политического фундаментализма, слабое местное правительство, отсутствие элементов гражданского общества; глубокое предупреждение этнорелигиозного конфликта означает долгосрочную комплексную систему мер социально-экономического, политического, юридического и информационного характера, направленную на предотвращение конфликта.
Затяжной этнорелигиозный конфликт -конфликт, длящийся десятилетия, в котором наблюдается чередование мирных соглашений и вооруженной борьбы в неизменной структурной ситуации.
Индивидуальная экспертная оценка в конфликтологии – метод прогнозирования исхода конфликта; конфликтологи, политики и политические аналитики посредствам интервью или докладных записок высказывают вероятностные суждения об исходе конфликта и о мерах конфликтного управления.
Инструментализм - теоретический подход, объясняющий возобновление терроризма в этнорелигиозном конфликте острой конкуренцией этнополитических элит и структурными условиями трансформирующегося общества, недостаточностью правительственных мер предотвращения насилия.
Интегральный подход -теоретическая схема объяснения распространённости этнорелигиозного терроризма; в трансфомирующемся обществе глобализированного мира происходит ослабление способности органов государства и местного самоуправления противодействовать терроризму и урегулировать затяжной этнорелигиозный конфликт.
Информационно-психологическое противодействие этнорелигиозному терроризму - выявление и ликвидация центров идеологической поддержки террористов; идеологически дифференцированное воздействие на этническое население, террористов, субъектов их поддержки и противников; переориентация СМИ на противодействие пропаганде политического фундаментализма и культивирование в социальной практике, особенно среди молодёжи, норм толерантного поведения.
Конструктивизм - теоретический подход, объясняющий возобновление терроризма в этнорелигиозном конфликте влиянием идеологии политического фундаментализма.
Коллективная экспертная оценка в конфликтологии - метод прогнозирования исхода конфликта; включает сбор и обобщение индивидуальных экспертных оценок.
Контрпропаганда - поддержка авторитета федеральных, региональных и местных органов власти, противодействующих этнорелигиозному терроризму, дискредитация лидеров, цели и тактики радикальных организаций политического фундаментализма.
Легкое предупреждение этнорелигиозного конфликта - разновидность превентивной деятельности, направленной на предотвращение вероятного возникновения насилия в конфликте средствами раннего урегулирования конфликта; к средствам относятся посредничество, дипломатическое вмешательство, миссия наблюдателей; также называется оперативной превентивной деятельностью.
Метод экстраполяции в конфликтологии - метод прогнозирования исхода конфликта; означает проецирование на будущее (с учетом изменения количественных показателей) тенденций конфликта и конфликтного управления, которые действуют в настоящем времени.
Модель государственного противодействия терроризму - типовая схема взаимодействующих структур и применяемых мер, создаваемая на основе анализа нормативно-правовой базы и практики противодействия терроризму в странах антитеррористической коалиции.
Научное прогнозирование – процесс разработки прогноза; в конфликтологии прогнозирование означает исследование условий, событий и процессов управленческой стратегической активности, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем конфликте, получаем представление о возможных исходах конфликта в будущем.
Научный прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.
Общие методы конфликтологии – методы задающие схему конфликтологического анализа; к общим конфликтологическим методам относятся: ситуационный метод, ивент-анализ, компаративный анализ и др.
Политический фундаментализм -идеология и практика терроризма и экстремизма, стратегически направленные на переход от светского к теократическому режиму.
Предупреждение этнорелигиозного конфликта - предвидение и раннее реагирование на этнорелигиозное напряжение в государстве; реагирование может осуществляться с помощью стратегий легкого или глубокого предупреждения.
Примордиализм – теоретический подход, объясняющий вовлеченность не элитных масс в этнорелигиозный конфликт ущемлением чувства этнического и религиозного достоинства.
Религиозный трансформизм -принцип идеологии политического фундаментализма, требующий выведения норм политического устройства из основ религии и преобразования светской власти в теократическую.
Частные (стандартные) методы конфликтологии - методы, применяемые на отдельных этапах исследовательской программы; к частным методам относятся: теоретические методы (интерпретация, аналогия, метод идеальных типов и др.), эмпирические методы (наблюдение, анализ документов, опросы, количественные методы), моделирование (качественные, формализованные, смешанные модели).
Этническая группа – это: динамическая часть общества, члены которой воспринимают аскриптивные и генотипические признаки как объединяющую платформу, верят в общее происхождение или общую историю и ради своих целей способны к самоорганизации для взаимодействия с обществом на дополняющей или альтернативной основе.
Этническая категория- имеющая этноним группа людей с отличительными этническими признаками.
Этническая общность –группа, воспринимающая свои аскриптивные и генотипические признаки объединяющей основой; к аскриптивным признакам этногруппы относятся традиционная территория проживания, отличающиеся язык и культура - обычаи и религия; генотипическими признаками считаются расовые признаки, напр., цвет кожи.
Этническая организация - этнообщность, имеющая группу с инструментальными целями.
Этнический миссианизм - принцип идеологии политического фундаментализма, требующий признания богоизбранности данного народа, его особой роли в человеческой истории.
Этнорелигиозная общность – этногруппа, подчеркивающая свою религиозную отличительность при взаимодействии с обществом.
Этнорелигиозное напряжение – проблемы, лежащие в основе отношений этнорелигиозных общностей, ведущие к прерывности сотрудничества и к недоверию, а также к накоплению ресурсов конфронтации.
Этнорелигиозный конфликт - борьба между этногруппами за материальные ресурсы, власть и общественное признание, в которую вовлечено государство и в которой одной или обеими сторонами используется идеология политического фундаментализма для оправдания стратегии и тактики конфронтации.
Этнорелигиозный терроризм - обращение радикальных участников этнорелигиозного конфликта к идеологии политического фундаментализма и практике устрашающего прямого физического насилия против населения, применяемого в целях воздействия на принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления и изменения политического режима.
VIII. Список рекомендуемой литературы.
Основная литература:
1.Закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006г.
2. Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.
3.Авксентьев В.А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А.В.. Региональная конфликтология: концепты и российская практика. М.,2008.
4.Аклаев А.П. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М.,2005.
5.Белоножкин В.И., Остапенко Г.А. Информационные аспекты противодействия терроризму. М., 2009.
6.Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. М., Ростов н/Д, 2007.
7.Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2003.
8.Матишов Г.Г., Авксентьев В.А, Батиев Л.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. 111. Ростов -на- Дону, 2008.
9.Международная безопасность и проблемы терроризма. Учебное пособие. Отв. ред. А. Г. Володин, В.Н. Коновалов. Ростов н/Д; М., 2002.
10.Природа этнорелигиозного терроризма. Под ред. Ю.М. Антоняна. М.,2008.
11.Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, проблемы, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук. авт. колл. А.-Н.З. Дибиров, Г. К. Сафаралиев. Махачкала, 2009.
12.Соснин В.А. Психология современного терроризма. М.,2010.
13.Терроризм. Правовые аспекты противодействия/ Под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.,2007.
14.Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов -на -Дону, 2003.
15.Этноконфессиональные конфликты на Северном Кавказе: от конфронтации к сотрудничеству/ Под ред. М.Ю. Попова, Краснодар,2010.
Дополнительная литература:
1.Авксентьев В.А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. М.,2007.
2.Акаев В. Х. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность.- Центральная Азия и Кавказ.2000. №3.
3.Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.
4. Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика. М.,2008.
5.Брюс Хофман. Терроризм – Взгляд изнутри. – М., 2003.
6.Буртный К.П. Современный политический терроризм. М., 2003.
7.Гордлевский А. Международный терроризм - угроза безопасности России // Ориентир. – 2002.
8.Гусейнов А.Г. Природа этнополитических и конфессиональных конфликтов на Северном Кавказе и в Дагестане// Многоэтничные сообщества в условиях трансформаций: опыт Дагестана. Материалы международной научной конференции. Москва, 25-27 мая 2004 г.
9.Дикарев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. СПб., 2006.
10.Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. Ростов-на-Дону, 2005.
11.Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
12.Дугин А.Г. Кавказский узел// Современные проблемы геополитики Кавказа. Ростов-на Дону, 2001.
13.Ислам и политика на Северном Кавказе. Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов-на-Дону, 2001.
14.Кобзева С.В.Медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники // Полис. 2008. № 1. С. 33-49
15.Кулиев В.Д. Проявление политического и религиозного экстремизма в исламе// Актуальные проблемы противодействия национализму и экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т./ Под ред. А.-Н.З. Дибирова и др. Махачкала, 2008. Т.1.
16.Миркискин В., Кратюк Д. Терроризм как социально-политическое явление и угроза безопасности России // Ориентир. – 2004.
17.Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах межнациональных контактов// Социолог. исслед. 2006. №10
18.Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал.А. Религиозно-политический экстремизм//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2003.№4.
19.Пронина Е.Е. Гражданское общество и СМИ: к единству в борьбе против терроризма// Медиальманах. 2006. № 3.
20.Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессиональные конфликты и вызовы ХХ1 века). Материалы международной научно-практической конференции/ под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006.
21.Соколовский С.В. Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.
22.Сосин В.А., Нестик Т.А. Психология современного терроризма: социально-психологический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2008
23.Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.
24.Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы. / Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюкова. – М.: МЦНМО, 2002.
25.Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа(материалы круглого стола)// Вопросы философии. – 2005. - №6.
26.Ханбабаев К.Б. Этапы и трансформация идеологии религиозно-политического экстремизма в постсоветском Дагестане//Вестник Центра исследований проблем терроризма.№2(8).Ставрополь, 2006.
27.Ханбабаев К.М. Религиозный фактор в процессе миротворчества и народной дипломатии на Северном Кавказе. Махачкала, 2003.
28. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. –«Полис», 1994, №1.
29.Голубев В.А. Кибертерроризм – понятия, терминология, противодействие. – http:// www/crime-research.ru/articles/Golubev0804/
30.Лукацкий А.В. Кибертерроризм: за и против (Центр исследований компьютерной преступности). – http://www.infosec.ru
31.Мотуз О.В. Виртуальный терроризм – реальность нашего времени. - http://www.confident.ru
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Рассмотрено и УТВЕРЖДАЮ
Рекомендовано
На заседании кафедры Декан факультета
конфликтологии ЮФУ (зам.декана по учебной
Протокол №________ работе)
«____»___________2010 г. _____________________
Зав. кафедрой__________ _____________________
«____»_____________2010 г.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!