Перечень вопросов, выносимых на экзамен. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Перечень вопросов, выносимых на экзамен.

2020-10-20 92
Перечень вопросов, выносимых на экзамен. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перечень вопросов, выносимых на экзамен.

Предмет и метод ТГП. Её значение и место в системе юридических наук.

Предмет ТГП – специализированное изучение общих закономерностей возникновения, развития функционирования государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений, системно обеспечивающих организацию общественной жизни.

Методы ТГП – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получение научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

ТГП принадлежит к группе общественных наук, изучающих социальные явления в обществе. ТГП является основой всех юридических наук. ТГМ имеет методологическое значение. Методология ТГП – это применение объективно существующей системы способов и приемов исследования государственно правовых явлений.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Понятие и признаки государства.

Государственная власть – это прежде всего совокупность полномочий, представленных обществом государству (в лице системы определенных органов) для целенаправленного управления повседневной жизнью.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов[1].

· Разделение и организация населения по территориальному принципу.

· Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео)

· Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма)

· Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.

· Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Место и роль государства в политической системы общества.

Политическая система общества – совокупность политических организаций, связанных нормами и отношениями политико – правового характера, позволяющим в соответствии со своими убеждениями и целями участвовать в формировании и осуществления государственной власти.

Основным субъектом политической системы и объектом политической борьбы её участников является государство, которое объединяет и направляет социально значимое поведение своих граждан.

Положение государства в системе политической власти особое (центральное).

Своим существованием государство предотвращает самоуничтожение человечества в бесплодной борьбе различных социальных групп; вводит политическую борьбу в цивилизованное русло; направляет её на конструктивное решение как классовых, так и общесоциальных задач; обеспечивает порядок и целостность. Всей политической системы.

Понятие и сущность права.

Исходя из сущности права заложенного в КС – это система общественных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Классификация норм права.

1. По отраслям права нормы права подразделяются на нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

2. По сфере отношений гражданского общества нормы права делятся на нормы частного права и на нормы публичного права. Нормы частного права выражают интересы отдельных лиц и их объединений. Нормы публичного права объединяют нормы, регулирующие деятельность государства, его органов и должностных лиц.

3.По характеру содержащихся в правовых нормах правил поведения нормы права делятся на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия. К ним относятся нормы права о труде, о социальном обеспечении, на образование, на отдых и т.д.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные (должное, обязательное) действия. Таковы нормы осуществления процессуальных, брачно-семейных и других обязанностей.

Запрещающие нормы устанавливают запрет совершать недозволенные действия. Данные нормы требуют воздержания от совершения подобных действий.

4. По функциям права, целевого назначения правовых норм они подразделяются на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая условия заключения договора поставки товаров).

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-применительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.

5. По форме предписания нормы права подразделяются на категорические и диспозитивные.

Категорические нормы права содержат властные предписания, отступления от которых не допускается. Например, нормы трудового права, указывающие недопустимость замены отпуска денежной компенсацией.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, содержащееся в них.

6. По юридической силе нормативно-правовых актов, в которых изложены правовые нормы подразделяются на нормы законов и подзаконных актов.

7. По степени определенности различают: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы права представляют такие правила поведения, действия которых основывается на содержание специфических правил. Это правила дорожного движения, правила по технике безопасности, промышленной санитарии и т.п., на которых ссылаются соответствующие статьи УК.

Отсылочные нормы права непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

Основные элементы:

Нормы права - это основа механизма право­вого регулирования, остальные его элементы носят под норматив­ный характер.

Нормативно-правовой акт - документ, содержащий нормы права, оказывающий воздействие.на поведение людей путем уста­новления правового режима (регламентации).

Акты официального толкования -документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и разъясняющие смысл правовых норм. Например, пленумом Верховного Суда РФ.

Юридические факты - это ситуации, предусмотренные реаль­ной жизнью, влекущие за собой юридические последствия: возник­новение, изменение или прекращение правовых отношений.

Акты реализации права - это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм. права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях ме­ры возможного или должного поведения.

Акты применения права - это индивидуализированные, вла­стные предписания, направленные на регламентацию обществен­ных отношений. Например, решение суда по конкретному юриди­ческому делу.

Льготы заключаются в освобождении (полном либо частичном) от определенных обязанностей либо в предоставлении определен­ных преимуществ социально-нуждающимся слоям: пенсионерам, инвалидам, студентам и так далее.

Поощрения - форма и мера юридического одобрения социально-полезного поведения (повышенная стипендия).

Обязанность — это ограничение, которое выступает как вид и мера обязательного поведения. По своей сути, обязанность пред­ставляет собой долг, которому соответствует право другой стороны.

Запреты — это правовые ограничения, которые состоят в обя­занности воздержаться от противоправных действий. В сущности запрет — это обязанность, за спиной которой стоит на страже го­сударственное принуждение.

Наказание — это мера принудительного ограничения, содержанием которой является ограничение прав и свобод осужденного лица, вплоть до права на жизнь. Наказание как мера порицания применяется к виновному лицу от имени государства по приго­вору суда.

Объект правонарушения.

Поэтому под объектом правонарушения понимают общественные отношения, которым причиняется ущерб или ставятся под угрозу причинения вреда в результате правонарушения.

В теории права различают: общий, родовой непосредственный объекты.

Общий – совокупность общественных отношений, охраняемых нормами права, т.е. весь правопорядок в обществе.

Родовой – объект для отдельных групп правонарушений. Это часть общего объекта, включающая общественные отношения в определенной сфере жизнедеятельности людей (трудовые, семейные, имущественные).

Непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые непосредственно посягает правонарушитель и которым причиняется вред либо создается угроза его причинения.

Объективная сторона.

Объективная сторона – характеристика внешнего проявления правонарушения. Она определяется в конкретной правовой норме признаками, отражающими объективные свойства правонарушения: способ действия, место и время его совершения, последствия, вредные для личности, общества, государства. Для всех правонарушений объективная сторона характеризуется общественно опасным действием или бездействием.

Субъективная сторона.

Субъективная сторона (Далее, по тексту - СС) – характеристика внутренних свойств правонарушения. Выражается в психическом отношении лица к совершаемому правонарушению. Основной признак СС – вина, которая должна быть установлена для признания деяния правонарушением.

Субъект.

Субъект – лицо, совершившее правонарушение и способное понести за него установленную законом и другими правовыми актами ответственность. Субъекты физические лица (граждане, граждане РФ, иностранные, без гражданства – апатриды) и юр лица (государство в целом, его отдельные органы, предприятия, организации).

Физическое лицо характеризуется двумя обязательными признаками – вменяемостью и возрастом, по достижении которого лицо может подлежать юридической ответственности.

Система действующего уголовно-процессуального законодательства. Общая характеристика основных НПА. Правовая природа решений КС РФ и их назначение правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности.

Система действующего уголовно-процессуального законодательства. Общая характеристика основных нормативно-правовых актов. Уголовно-процессуальное законодательство – это весь комплекс нормативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство. Важнейшим из этих нормативных актов является закон.

Нормативно -правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Наибольшее значение для уголовного судопроизводства имеет такое полномочие Конституционного Суда РФ, как проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов. На практике такая проверка чаще всего производится по жалобам на нарушение прав и свобод граждан или по запросам судов(п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Его постановления с полным основанием могут считаться самостоятельным источником права, поскольку, по существу, создают судебные прецеденты, т.е. обоснованные в судебных решениях новые правовые нормы, обязательные в дальнейшем для применения всеми судебными и иными органами. В политико-правовом плане оно состоит в том, что правовая система государства приобретает благодаря им устойчивость, гарантированность от нарушений конституционного порядка. С технико-юридической точки зрения признание нормативного акта неконституционным обычно влечет его отмену компетентным органом и принятие другого акта, соответствующего решению Конституционного Суда.

Уголовно-процессуальные принципы – это юридически оформленные руководящие положения, закрепляющие наиболее общие и существенные свойства уголовного процесса, которые выражают его природу, социальную сущность и направленность, определяют основные правила уголовно-процессуальной деятельности.

Сущность уголовно-процессуальных принципов в том, что это не просто юридические идеи, а объективно необходимые общеобязательные критерии, определяющие характер уголовного судопроизводства в целом и позволяющие дать оценку уголовно-процессуальной деятельности и принимаемым решениям по уголовному делу.

Значение принципов уголовного судопроизводства заключается в том, что они служат достижению целей и задач уголовного судопроизводства. Если хоть один из принципов уголовного процесса будет нарушен, то осуществление задач уголовного судопроизводства будет невозможно. Например, нарушение принципа законности делает абсурдным разговор о справедливости судопроизводства в целом.

Принципы уголовного процесса могут быть классифицированы, по следующим основаниям:

· по степени общности (абстрактности) принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и институциональные;

· по источнику закрепления – закрепленные в международно-правовых актах, Конституции Российской Федерации (конституционные), УПК РФ (специфические);

· по сфере действия – организационные или судоустройственные (определяющие построение правоохранительной системы) и функциональные или судопроизводственные (определяющие процессуальную деятельность);

· по типам уголовного процесса – принципы розыскного и публично-состязательного судопроизводства.

Некоторые ученые считают, что не все принципы уголовного процесса равнозначны. Есть универсальные нормы-принципы, которые пронизывают все стороны уголовного судопроизводства, контролируют все его институты, и поэтому отступление от них всегда делает процесс недемократичным, несостязательным, несправедливым.

Полномочия прокурора в уголовном процессе регламентированы Законом «О прокуратуре» и УПК. Так, согласно ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. При осуществлении своих полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.

Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе возбуждать уголовные дела, поручать их производство следователю, органу дознания, дознавателю, принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, отказывать в возбуждении уголовных дел, осуществлять надзор за расследованием уголовных дел.

Прокурор уполномочен истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело, дать указание о расследовании, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и следователя. В ходе досудебного производства прокурор осуществляет функцию уголовного преследования.

По окончании предварительного расследования, прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела: обоснованно или предъявлено обвинение, правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого, правильно ли избрана мера пресечения, произведено ли исследование обстоятельств дела всесторонне, полно и объективно.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства.

Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения.

Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения (ст. 293 УПК).

Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест.

В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенных им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений.

Основания, условия и порядок избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Участие адвоката-защитника в судебном разбирательстве при рассмотрении судом ходатайства о заключении под стражу.

Основания для применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, как и основания иных мер пресечения, традиционно в теории уголовно-процессуального законодательства делятся на общие и специальные. Общие основания вытекают из всего содержания уголовно-процессуального закона, а специальные предусмотрены в статьях УПК Российской Федерации, относящихся к институту мер пресечения.

Общими основаниями применения меры пресечения являются:

  • 1) возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, за которое лицо подвергается мере пресечения;
  • 2) предъявление обвинения данному лицу в совершении преступления;
  • 3) в исключительных случаях - наличие обоснованных подозрений в отношении данного лица в совершении преступления.

Специальными основаниями применения меры пресечения являются обоснованные предположения, что обвиняемый (подозреваемый) может воспрепятствовать успешному судопроизводству по уголовному делу, а именно:

  • скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  • 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  • 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Основания и условия применения мер пресечения выполняют самостоятельную роль в правоприменительном процессе. Основания - это побудительные причины, достаточные для принятия решения о применении меры пресечения; условия же составляют данные об иных (сопутствующих) обстоятельствах, учитываемых при избрании меры пресечения. Условия применения мер пресечения также делятся на общие и специальные. К первым относятся те, которые должны учитываться при применении любой меры пресечения и обусловливать выбор одной из них. Специальными являются условия, в силу закона необходимые для применения конкретной меры пресечения, а также те, которые отражают правовые особенности избрания меры пресечения в отношении определенной категории обвиняемых и подозреваемых.

(В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. Решение суда о продлении срока содержания подсудимого под стражей может быть обжаловано в апелляционном порядке. Обжалование не приостанавливает производство по уголовному делу.)

 

 

Сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок рассмотрения и проверки сообщения о преступлении. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сущность данной стадии заключается в приеме, регистрации, учете и рассмотрении уполномоченными на то законом государственными органами и должностными лицами заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях с целью установления достаточных оснований для начала производства по уголовному делу.

Своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела является необходимой предпосылкой для быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, предотвращения преступлений и выполнения других задач уголовного судопроизводства.

Поводами к возбуждению уголовного дела (ч.1 ст. 94 УПК) являются:

1. Заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти или отдельных граждан.

2. Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным.

3. Явка с повинной.

4. Сообщения, опубликованные в печати. Под печатью понимаются периодические издания, которые выходят под постоянным названием, один и более раз в год на основании свидетельства о государственной регистрации, а также приложения к ним.

5. Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом признаков преступления означает, что эти органы независимо от чьих-либо заявлений и сообщений сами выявляют признаки преступления: прокурор — в ходе осуществления надзора; следователь — при расследовании дела; орган дознания — в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности; суд или судья — в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Основания к возбуждению уголовного дела предусмотрены в ч. 2 ст. 94 УПК: "Дело может быть возбуждено в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления". Сведения о признаках преступления содержатся в заявлениях и сообщениях, а также в материалах их проверки. Под признаками преступления следует понимать отдельные черты происшествия, характерные для преступления или для его материальных последствий. Это относится большей частью к элементам объективной стороны преступления и его объекту.

Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшим, даты и времени его принятия (талон уведомления).

1. Получение объяснении. Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса.

2. Истребование или получение необходимых предметов и документов. Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов. Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.

3. Производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований

Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.

Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.

Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она так же производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.

Наиболее часто специальные исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т. д. В этих случаях дознаватели и следователи широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство вышеуказанных исследований.

4. Производство следственных действий, по общему правилу, до возбуждения уголовного дела запрещено, кроме осмотра места происшествия, осмотра трупа, осмотра предметов и документов, освидетельствования, производства экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, которые можно производить в ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

УПК РФ Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

 

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.

75. Сущность и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования и их соотношение. Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и система.

Предварительное расследование – это вторая стадия российского уголовного судопроизводства, которая является последней в досудебном производстве.

Данная стадия начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Заканчивается после того, как орган расследования признает, что все следственные действия выполнены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, акта или постановления, составляется итоговый документ и после утверждения его прокурором уголовное дело поступает в суд, т.е. в судебное производство.

Вышеназванное позволяет определить значение данной стадии:

1. Устанавливаются все обстоятельства совершения преступления;

2. Появляется важнейший участник со стороны защиты – обвиняемый;

3. Формируется материалы уголовного дела и итоговый документ органов расследования, которые являются предметом рассмотрения в суде;

4. Доброкачественность добытых в данной стадии доказательств и законность проведенного расследования по уголовному делу создают предпосылки для правильного разрешения уголовного дела в суде;

5. Производство по уголовному делу пресекает дальнейшие преступные действия лица.

В уголовном процессе существуют две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Причем по всем преступлениям предварительное расследование должно проводиться следователями в форме предварительного следствия.

Предварительное следствие – это урегулированная УПК процессуальная деятельность предварительного следствия по установлению обстоятельств преступления, изобличению лиц его совершивших, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, освобождению невиновных от уголовной ответственности в целях решения задач уголовного процесса.

В уголовном процессе под дознанием понимается одна из форм предварительного расследования преступлений уполномоченными на то законом специальными государственными органами и должностными лицами и заключающегося в проведении неотложных следственных и других процессуальных действий для установления и закрепления следов преступления, розыску и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлении.

Понятие общих условий предварительного расследования. В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессуальные решения и действия дознавателя и следователя. Данные правила, сформулированные законом в соответствии с принципами уголовного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями.

Значение общих условий. Общие условия предварительного следствия включают положения, которые раскрывают назначение и содержание отдельных уголовно-процессуальных институтов предварительного следствия, обеспечивающих производство следственных действий в целях установления истины по уголовному делу.

Система (виды) общих условий предварительного расследования. Относительно системы правил, составляющих общие условия предварительного расследования, в литературе нет единства мнений. УПК РСФСР 1960 г., учитывающий необходимость защиты прав человека от незаконных репрессий, включал в число общих условий предварительного следствия наиболее важные положения, в значительной степени способствующие соблюдению прав и свобод личности. Например, о месте и сроке предварительного следствия (ст.ст. 132-133 УПК РФ), об обязанности удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела (ст. 131 УПК РФ), о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст. 140 УПК РФ) и другие. Данный УПК был прогрессивным явлением в правовой жизни России и с внесенными в него изменениями прослужил более 40 лет.

 

 

 76. Следственные действия: понятие, виды и система. Общие правила их производства и оформления.

Следственные действия – это производимые следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законом процессуальные действия, целью которых являются собирание и проверка доказательств.

В систему входят: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, личный обыск, выемка, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство судебной экспертизы.

По направленности: 1.Следственные действия, направленные на первоначальное получение доказательственной информации (осмотр, допрос, задержание и пр.). 2.Следственные действий, направленные на проверку ранее полученных доказательств (очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и пр.).

Условно, так как многие действия могут быть отнесены и туда, и туда.

По принятию решения: 1.Решение следователя или дознавателя. 2.Решение суда.

По процессуальному оформлению решения: 1.По устному решению следователя – все остальные. 2.По постановлению следователя (эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка) 3.По постановлению судьи (ч. 2 ст. 29).

По моменту производства: 1.Неотложные. 2.Последующие.

Общие правила производства следственных действий – закреплённые в нормах УПК правила общего характера, определяющие порядок, особенности производства следственных действий и гарантирующие соблюдение прав и свобод лиц, в них участвующих.

Система общих правил:

1. Для производства любого следственного действия должна быть совокупность фактического и юридического оснований (ст. 164 УПК).

2. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы лица (ст. 165).

3. Время производства следственных действий (ч. 3 ст. 164).

4. Недопустимостью применения насилия, угроз, создания опасности для жизни и здоровья участвующих лиц (ч. 4 ст. 164).

5. Участие понятых при производстве следственных действий (ст. 170) – обыск, выемка, предъявление для опознания – не менее 2-ух понятых.

6. Обязанность следователя разъяснить права участникам следственного действия и порядок его производства (ч. 5 ст. 164) – разъясняется каждый раз перед каждым следственным действием; разъясняется ход следственного действия и права участников в производстве данного следственного действия. Разъяснение производится в начале. О разъяснении делаются записи в протоколе проведения следственных действий.

77. Судебный контроль в стадии предварительного расследования. Участие адвоката в осуществлении судебно-контрольной деятельности.

Судебный контроль на стадии предварительного расследования - это деятельность суда (судьи) по проверке законности и обоснованности процессуальных решений и действий органов и должностных лиц предварительного расследования и возникающие при этом правоотношения. Предметом судебного контроля на стадии предварительного расследования является проверка соответствия принятых процессуальных решений и произведенных действий требованиям уголовного и уголовно-процессуального закона.

Участие адвоката в различных видах судебно-контрольного производства, ведущихся судом (судами) параллельно проведению оперативно-розыскных мероприятий, предварительному расследованию, прокурорскому надзору и ведомственному контролю, является составной частью его работы по уголовному делу на досудебных этапах уголовного судопроизводства как в форме защитника подозреваемого, обвиняемого, так и в форме представителя любого иного участника процесса.

С учетом того, что судебный контроль по отношению к собственно правосудию носит предупредительный и правообеспечительный характер, тактика поведения адвоката, участвующего в судебно-контрольном производстве, предопределяется его об


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.