Теория и методика преподавания иностранных языков и культур  — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур 

2020-10-20 102
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур  0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

  «УТВЕРЖДАЮ» Директор института гуманитарных наук                    _________________ Т.В. Цвигун         «____» _____________ 2016 г.   «СОГЛАСОВАНО» Директор департамента образовательных программ и образовательной политики   ____________ Д.Г. Житиневич «___» ___________ 2016 г.  
   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Античная литература»

 

Направление подготовки: 45.03.02 «Лингвистика»

Профиль подготовки:

Перевод и переводоведение

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур 

Теория и практика межкультурной коммуникации

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Год обучения: 1

 

Форма обучения: очная

 

 

Калининград – 2017

 

 

Список основной и дополнительной учебной литературы

Список художественных текстов для обязательного прочтения

Греческая литература

1. Легенды и мифы Древней Греции (10 любых мифов).

2. Гомер. Илиада.

3. Гомер. Одиссея (I, V, VIII, IX, XIX, XXIII песни).

4. Гесиод. Труды и дни.*

5. Греческая классическая лирика (по 3 стихотворения каждого поэта):

— Элегия - Каллин, Тиртей, Солон, Мимнерм, Феогнид Мегарский;

— Ямб – Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский;

— Эпиграмма – Архилох, Симонид Кеосский;

— Монодийная – Алкей, Сафо, Анакреонт;

— Хоровая – Алкман, Стесихор, Ивик, Пиндар, Вакхилид.

6. Эсхил. Персы*. Прометей прикованный*. Орестея.

7. Софокл. Эдип-царь. Антигона*.

8. Еврипид. Медея. Ипполит.

9. Аристофан. Всадники*. Мир*. Облака.

10.  Платон. Пир. Федр.

11.  Аристотель. Поэтика.

12.  Менандр. Третейский суд *

13.  Лукиан. Разговоры богов.* Зевс трагический.* О кончине Перегри­на.*

14.  Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Демосфен – Цицерон. Македонский - Цезарь).

15.  Александрийская поэзия (Каллимах – 10 стих., Феокрит 10 стих.).

16.   Лонг. Дафнис и Хлоя.

17.  Гелиодор. Эфиопика.

 

Римская литература

18.  Плавт. Хвастливый воин*. Комедия о горшке.* Псевдол.

19.  Теренций. Свекровь*. Братья.                                      

20.  Цицерон. Речи против Катилины.* Об ораторе. Брут.* Оратор.*

21.  Лукреций. О природе вещей.* (+ 1 книга – в полном объёме).

22.  Катулл. Лирика (20 любых стихотворений).

23.  Вергилий. Буколики (1, 2, 3, 4 эклоги), Энеида.*

24.  Гораций. — Эподы (5 любых - на выбор),

Сатиры (2 любых - на выбор),

Оды (5 любых – по одной из 5 книг од. + 30-я ода из Книги 3 «Создан памятник мной…/ «К Мельпомене»),

— «Наука поэзии/Послание к Писонам» - в полном объёме.

25.  Овидий. Любовные элегии (любые 2 элегии), Метаморфозы.* Скорбные элегии (2 – любые). Письма с Понта (2 – любых).

26.  Сенека. Медея. Агамемнон*. Фиест*.

27.   Петроний. Сатирикон.

28.  Марциал. Эпиграммы (50 эпиграмм из разных книг).

29.  Ювенал. Сатиры.*

30.   Апулей. Метаморфозы или Золотой осел.

 

Примечание. Тексты, отмеченные звездочкой (*), можно читать по хрестоматии. Тексты подчёркнутые – читать в полном объёме!

Основная

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. для бакалавров: учеб. для вузов / Б.А. Гиленсон; Моск. гор. пед. ун-т. Москва: Юрайт, 2014. 904 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). (Бакалавр. Базовый курс). Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта:ч.з.N1(1), Сетевой ресурс(1), ч.з.N4(1).

2. Лосев А. Ф. Античная литература [Текст]: учеб. для вузов / А. Ф. Лосев [и др.]; под ред. А. А. Тахо-Годи, 1997/2001. 542 с. 129 экз. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, УБ(128), ЧЗ4(2), ЧЗ1(1).

Дополнительная

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

2. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1980. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(4), ЧЗ1(1).

3. Античная литература. Греция. Антология. М.: Высш. шк., 1989. Ч.1-2. Точки доступа: КОУНБ.

4. Античная литература. Рим. Хрестоматия / сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 1981. Точки доступа: КОУНБ.

5. Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(2).

6. Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Высш. шк., 2001. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, УБ(48), ЧЗ2(1), ЧЗ1(1).

7. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону: Феникс. Т. 1-2. 1994. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(2), ЧЗ1(1), ЧЗ2(1).

8. Вулих Н.В. Овидий. М., 1996. Точки доступа: КОУНБ.

9. Головня В. История античного театра. М.: Искусство, 1972. Точки доступа: КОУНБ.

10. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. 240 с. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1), ЧЗ1(1).

11. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. СПб., 1995. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

12. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. СПб., 1995. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

13. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, Каб. филос. и логики (1), НА(1).

14. История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1983. Т.1. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1), НА(2), ЧЗ4(1).

15. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

16. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1), НА(3), ЧЗ4(1).

17. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Соратник, 1996. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1).

18. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ2(1), ЧЗ1(1), НА(2).

19. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ2(1).

20. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. Точки доступа: КОУНБ.

21. Лосев А.Ф. Античная драма. М., 1970. Точки доступа: КОУНБ.

22. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976/2000. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1), ЧЗ4(1).

23. Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

24. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2005. 208 с. Точки доступа: КОУНБ.

25. Полевой В.М. Искусство Греции. М., 1970/1984. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1), АХЛ(2).

26. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1).

27. Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль. М.: Наука, 1989. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1).

28. Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963. Точки доступа: КОУНБ.

29. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, АХЛ(1).

30. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989/2002. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1), НА(2), ЧЗ4(1).

31. Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. Часть I. М., 1993. 208 с. Точки доступа: КОУНБ.

32. Федоров Н.А. Греческая лирика. М., 1963. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

33. Федоров Н.А. Греческая трагедия. Изд-во МГУ, I960. Точки доступа: КОУНБ.

34. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М.: Наука, 1991. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

35. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1).

36. Шталь И.В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады». М., 1975. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(4),ЧЗ1(1).

37. Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1), ЧЗ1(1).

38. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1).

39. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: типология художественного мышления и образ человека. М.: Наука, 1977. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1).

40. Элиаде Мирча. Аспекты мифа. М., 2000. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ2(1).

41. Ярхо В.Н., Полонская K.П. Античная лирика. М., 1967. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(9), ЧЗ1(1), ЧЗ4(1).

42. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия: Пособие по спецкурсу. М., 1979. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(1), ЧЗ1(1).

 

Справочная

43. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М., 1988. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, СБО(1), НА(1).

44. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1994. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, НА(3), ЧЗ1(1), ЧЗ2(1), СБО(1), ЧЗ4(1).

45. Словарь античности. М., 1994. Точки доступа: Библиотека БФУ им. И. Канта, ЧЗ1(1), ЧЗ2(1).

 

Примечание. Подробный список литературы дается в разделе практических занятий.

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к практическим занятиям

Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие — одна из форм изучения программного материала курса. Она направлена на подготовку высококвалифицированных профессиональных филологов с университетским образованием.

Подготовку к занятиям следует начинать с внимательного изучения соответствующих разделов учебных пособий и учебников, далее — следует изучать специальную литературу и источники, работать с таблицами, схемами, написать доклад, если студент получил такое задание. Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе, студент проходит школу работы над источниками и теоретической литературой, получает навыки самостоятельной работы над письменным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргументировать выводы.

Форма практических занятий во многом определяется его темой. Практика показывает, что основные формы занятий следующие: беседа на основе составленного преподавателем плана (она наиболее приемлема при обсуждении одного из теоретических вопросов по проблемам темы или монографии), коллоквиум по разделу учебника или одной из монографий (коллоквиум предполагает, прежде всего, проверку знаний по определенной теме, источникам, разделу курса); подготовка письменного доклада студентом, его устный доклад и обсуждение его на практическом занятии.

 

Планы практических занятий

 

Практическое занятие № 1 (4 часа)

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

1. Особенности лирики как рода литературы.

2. Время и условия возникновения греческой лирики.

3. Принципы классификации древнегреческой лирики. Ее основные жанры.

4. Декламационная лирика: Архилох, Тиртей, Каллин, Солон, Мимнерм, Феогнид.

5. Песенная лирика: Алкей, Сапфо, Анакреонт.

6. Греческая лирика и проблемы лирического героя.

 

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ

1. Римское общество и культура последнего века республики.

2. Цицерон и его роль в развитии литературы.

3. Поэма Лукреция «О природе вещей». Источники, основные идеи, ком­позиция и стиль поэмы.

4. Римский александризм. Поэты-неотерики.

5. Катулл: биография и литературная деятельность. Его литературная судьба.

АНТИЧНЫЙ РОМАН

    1. Время и место возникновения античного романа. Его генеалогия (греческий и римский романы).

2. Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Его виды.

    3. Анализ текстов: Лонг «Дафнис и Хлоя». Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел»:

а) тема, проблемы, идейный смысл;

    б) особенности композиции: фабула, сюжет, система образов, значе­ние вставных эпизодов;

в) стилистическое своеобразие романов.

Подготовка к выполнению спецвопроса или контрольной работы

Правила оформления «Библиографии» и постраничных сносок

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

  «УТВЕРЖДАЮ» Директор института гуманитарных наук                    _________________ Т.В. Цвигун         «____» _____________ 2016 г.   «СОГЛАСОВАНО» Директор департамента образовательных программ и образовательной политики   ____________ Д.Г. Житиневич «___» ___________ 2016 г.  
   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Античная литература»

 

Направление подготовки: 45.03.02 «Лингвистика»

Профиль подготовки:

Перевод и переводоведение

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.