Образец морфологического разбора местоимения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Образец морфологического разбора местоимения

2020-10-20 182
Образец морфологического разбора местоимения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив. (С.Есенин)

I. Кому – местоимение, не называет предмет, а указывает на него, отвечает на вопрос «кому?».

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма – кто.

2. Постоянные признаки:

а) относительное;

б) местоимение – существительное.

3. Непостоянные признаки:

а) в форме дательного падежа.

III. Синтаксическая функция – косвенное дополнение.

 

I. Той – местоимение, указывает на признак предмета, не называя его, отвечает на вопрос «какой?».

II. Морфологические признаки.

 1. Начальная форма – та (радость).

 2. Постоянные признаки:

а) указательное;

б) местоимение – прилагательное.

 3. Непостоянные признаки:

а) в форме творительного падежа

б) в форме женского рода            Согласуется с существительным «радостью»

в) в форме единственного числа

III. Синтаксическая функция – согласованное определение.

 

Поэзия, ты до творенья мира

Явила свой непостижимый лик! (А. Кононов)

I. Ты – местоимение, указывает на предмет, отвечает на вопрос «кто?».

II. Морфологические признаки:

 1. Начальная форма – ты.

 2. Постоянные признаки:

а) личное;

б) местоимение – существительное;

в) второе лицо.

 3. Непостоянные признаки:

а) именительный падеж;

б) единственное число.

III. Синтаксическая функция – подлежащее.

 

I. Свой – местоимение, указывает на признак, отвечает на вопрос «чей?».

II. Морфологические признаки:

 1. Начальная форма – свой.

 2. Постоянные признаки:

 а) притяжательное;

 б) местоимение – прилагательное;

 3. Непостоянные признаки:

 а) мужской род

 б) единственное число      согласуется с существительным «лик»

 в) винительный падеж

III. Синтаксическая функция – согласованное определение.

 

Куска лишь хлеба он <нищий> просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку. (М. Лермонтов).

 

I. Кто-то – местоимение, указывает на предмет, отвечает на вопрос «кто?».

II. Морфологические признаки.

 1. Начальная форма – кто-то.

 2. Постоянные признаки:

 а) неопределённое;

 б) местоимение – существительное.

 3. Непостоянные признаки:

 а) именительный падеж.

III. Синтаксическая функция – подлежащее.

 

I. Его – местоимение, указывает на признак, отвечает на вопрос «чью?».

II. Морфологические признаки:

 1. Начальная форма – его.

 2. Постоянные признаки:

 а) притяжательное;

 б) местоимение – прилагательное.

III. Синтаксическая функция – несогласованное определение.

 

 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТЕСТЫ ПО

ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ, ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ

Задание 1.

От данных слов образуйте прилагательные, объясните их правописание:

  а) немец, матрос, ткач, киргиз;

 б) глина, ветер, искусство, туман;

 в) курица, лошадь, страус.

Задание 2.

Выделите притяжательные прилагательные. С помощью каких суффиксов они образованы?

Берёзовый, китовый, отцов, пушкинский, заводской, мамин, школьный, соседкин, волчий, гусиный, человечий, львиный, дедов, материнский.

Задание 3.

Выделите имена прилагательные с переносными значениями, определите их разряд. Употребите прилагательные в переносном значении в сочетании с другими существительными.

Острый нож – острый ум.

Сухой пирог - сухие слова.

Сладкий кисель – сладкая улыбка.

Богатый человек – богатый язык.

Задание 4.

Образуйте от имён прилагательных простые формы сравнительной и превосходной степени. В каких случаях невозможно образовать простую форму и почему?

Бедный, низкий, хороший, исхудалый, высокий, краткий, нежный, волчий, кожаный.

Задание 5.

Объясните значение прилагательных в разных сочетаниях, подобрав к ним синонимы (отдельные слова или целые выражения).

Крепкий (дерево, человек, одежда, сон, чай). Тихий (голос, шаг, ветер, нрав, жизнь).

Задание 6.

Употребите числительные в нужном падеже.

1. Частное от деления 6864 на 6 равно 1144.

2. Библиотека университета ежемесячно пополняется 300 книгами.

3. Разность между 87 и 58 составит 29.

4. Это небольшой старинный город с 4675 жителями.

Задание 7.

Запишите предложения. Укажите в них числительные.

1. Скотинины, чета седая, с детьми всех возрастов, считая от тридцати до двух годов…2. Она приветствий двух друзей не слышит – слёзы из очей хотят уж хлынуть. 3. И вот она одна. Всё тихо. 4. Пора вставать, седьмой уж час. 5. Здесь барин сиживал один. 6. Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит… 7. Все трое бледны и угрюмы, и мир весёлый им не в пир.

Задание 8.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

1. Да, я б смягчился, если б увидал одну слезу…одну…нет! Смех был мне ответом. (М. Лермонтов)

2. В огромной книге жизни ты прочла один заглавный лист, и пред тобою открыто море счастия и зла. (М. Лермонтов)

3. Я на даче один. Мне темно за мольбертом, и дует в окно. (И. Бунин)

4. Одна, печальна под окном, озарена лучом Дианы, Татьяна бедная не спит и в поле темное глядит. (А. Пушкин)

5. Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть. (М. Лермонтов)

Задание 9.

Употребите данные существительные с числительными полтора или полторы.

Булка, литр, батон, тонна, центнер, килограмм, сантиметр, рубль, сутки, неделя, четверть, задание.

Задание 10.

Просклоняйте дробные числительные с существительными.

Две пятых площади, одна третья часть, полтора метра, полторы нормы, полтора килограмма.

Задание 11.

Составьте предложения со словами тысяча, миллион, миллиард. Обратите внимание на грамматическую особенность этих слов.

Задание 12.

Найдите «четвёртое лишнее». По какому признаку «четвертое лишнее» отличается от трех остальных слов?

1. Первый, другой, третий, четвертый.

2. Семилетний, пятикилометровый, трехтысячный, двухмесячный.

3. Полтора, полтораста, девяносто, пятьдесят.

4. Один, семь, миллион, тысяча.

5. Пятьдесят, одиннадцатый, двести, трехтысячный.

6. Один, миллион, триллион, биллион.

7. Тройка, сотня, четверть, тысяча.

8. Оба, семеро, двое, множество.

Задание 13.

Объясните роль и смысл местоимения КТО в приведённым отрывке.

     Блажен, кто смолоду был молод,

     Блажен, кто вовремя созрел,

     Кто постепенно жизни холод

     С летами вытерпеть умел;

     Кто странным снам не предавался,

     Кто черни светской не чуждался,

     Кто в двадцать лет был франт иль хват,

     А в тридцать выгодно женат;

     Кто в пятьдесят освободился

     От частных и других долгов,

     Кто славы, денег и чинов

     Спокойно в очередь добился,

     О ком твердили целый век:

     N.N. – прекрасный человек. (А.Пушкин)

Задание 14.

Перепишите предложения, ставя, где следует, дефис. Местоимения подчеркните, объясните их правописание.

1. Прекрасный человек двоюродный ваш брат. Но крепко набрался каких(то) новых правил. 2. Вы что(то) (не)весёлы стали. 3. Нельзя ли пожалеть об ком(нибудь) другом? 4. (Не)грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее. 5. … И нас за (ни)кого считает. (А.Грибоедов)

Задание 15.

Определите разряд местоимений, укажите устаревшие их формы.

1. Воспоминания! как острый нож оне. 2. Ответа не хочу, я знаю ваш ответ. Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. 3. Сама довольна тем, что ночью всё узнала. 4. И я в чины бы лез, да неудачи встретил, как может быть никто и никогда…5. Чему он рад? Какой тут смех? 6. Вакансии как раз открыты; то старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты. 7. Сказала что-то вскользь, а ты, я чай надеждами занесся, заколдован. 8. Который же из двух? 9. Недаром, Лиза, плачу, Кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу! (А.Грибоедов)

Задание 16.

Сделайте морфологический разбор по одному местоимению каждого разряда. Укажите разряд и падеж местоимений.

1. В это время из дамских благовонных уст к нему устремилось множество намёков и вопросов, проникнутых насквозь тонкостию и любезностию. 2. Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова. 3. В произнесённых им невзначай каких-то сухих и обыкновенных словах нашли колкие намеки. 4. На стук его в дверь не было никакого ответа. 5. Вечер оказался таким, каким его утро обещало. 6. Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было. 7. Чичиков вспомнил, что Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться. (Н. Гоголь)


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.