Словосочетание. Синтаксис слова и словосочетания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Словосочетание. Синтаксис слова и словосочетания

2020-10-20 71
Словосочетание. Синтаксис слова и словосочетания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекци и №3-4 (4 ч)

Словосочетание. Синтаксис слова и словосочетания

План

1. Краткая история вопроса о понимании словосочетания в лингвистике.

2. Словосочетание и его отношение к слову и к предложению.

3. Количественно-структурные типы словосочетаний.

4. Строение словосочетаний. Классификация по грамматическим типам.

5. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.

6. Грамматические связи в словосочетаниях.

7. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.

8. Цельные словосочетания.

 

Литература:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.К. Синтаксис. Пунктуация. «Просвещение», 1981 г.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М, «Высшая школа», 1978 г.

3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., «Высшая школа», 1986 г.

4. Скобликова Е.С. Современный русский язык. М, «Просвещение». 1979г.

 

Словосочетание и его отношение к слову и предложению

Основные признаки словосочетания:

 – словосочетание не является коммуникативной единицей, оно
входит в речь только в составе предложения;

 – словосочетание не обладает предикативностью, интонационной оформленностью и завершенностью;

– в отличие от слов словосочетание не воспроизводится в речи, а создается в процессе высказывания;

  – слово представляет собой цельно оформленную единицу, а словосочетание – раздельно оформленную (расчлененную);

– словосочетание по сравнении со словом более конкретно по характеру обозначаемого явления;

 – с/с отличается более сложной структурой, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное, другое — зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т. д.

  – словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм, которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания (например: тихое утро, хорошо учиться, учиться в школе, учиться писать, полный воды, очень полный и т. п.).

– парадигма с\с зависит от лексико-грамматических свойств главного слова, т. е. от принадлежности к той или иной части речи;

    –слово – лексическая единица, состоящая из морфем, словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью;

– в отличие от словосочетания у предложения имеется категория предикативности, модальности, синтаксического времени и интонационной завершенности и отсутствие названных признаков у словосочетания.

 

Не являются словосочетаниями:

а) сочетания существительных с предлогами: к лесу, около леса, мимо леса, над лесом, вдоль леса, по направлению к лесу и т. д. (это словоформы, или предложно-падежные сочетания);

б) сложные (аналитические) формы слов, так как они не представляют собой соединения двух знаменательных слов и обычно входят в систему форм слова (в парадигму слова), например: буду говорить (форма будущего времени), самый добрый (форма превосходной степени прилагательного), сходил бы (форма сослагательного наклонения) и т. п.:

в) фразеологизмы: бить баклуши (бездельничать), точить лясы (=болтать) и т. д.

г) предикативные сочетания – это сочетания подлежащего и сказуемого, то есть сочетания слов, образующих ядро предложения;

д) сочинительные сочетания, которые образуются из слов с формальной неподчиненностыо. В состав таких словосочетаний сочинительные сочетания входят как блок однородные члены. Например: (Лес и поле) зазеленели.

Модели:

а) согласуемое слово и существительное: красивая девушка, верстовой

столб, медвежья берлога, полезная работа, активное участие;

б) модели сущ.+сущ .: человек дела, девушка с характером;

в) сущ. + наречие: беседа наедине, езда верхом, волосы ежиком;

г) определительно-субъектное значение (значение определенного действия + деятель – родительный субъекта): распоряжение (чье?) начальника, упреки (чьи?) матери;

д) определительно-количественное: дом ( какой?) в три этажа, зеркало (какое?) во всю стену;

е) определительно-временные: прогулки (какие?) вечером, встреча (какая?) ранним утром;

ж) определительно-пространственные: ходьба (какая?) лесом, вид (какой?) с башни;

з) определительные причины: синяк (какой?) от ушиба, усталость (какая?) от внимания;

и) определительно-целевые: таблетки (какие?) от кашля, стол (какой?) для черчения;

к) значение совместности и взаимности: спор (какой?) между друзьями, договор (какой?) Англии с Америкой;

л) значение принадлежности кого-либо: книга (чья?) брата, дом (чей?) дедушки (предмет + лицо, к которому предмет принадлежит);

м) значение части от целого: крыша (какая?) дома, ножка (какая?) стула (часть предмета + весь предмет);

н) значение признака и его носителя: красота девушки, любопытство старушки (признак + лицо или предмет, обладающий этим признаком);

о) значение совокупности предметов: стая волков, груда камней, ряд столов;

п) взаимосвязь лица и учреждения: директор школы, староста класса;

р) сущ.+ инф., зависимое слово выступает в функции определения: решение (какое?) поехать, желании (какое?) учиться.

 2. Объектные отношения

проявляются в словосочетаниях, называющих действие или признак и предмет, по отношению к которому осуществляется действие  или проявляется признак. Зависимое слово обозначает объект, на который распространяется действие или признак. В предложении зависимое слово является дополнением.

1) Глагол + сущ. в вин. или род.пад.: главное обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое – объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, поймать зайца, ждать брата; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу, перебежать улицу.

2) Глагол + сущ. др. пад. без предлогов: с родительным части – выпить воды, купить молока; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, — возражать оратору, доверять товарищу, поклоняться красоте; с творительным орудия писать карандашом, рубить топором и т. д.

3) В качестве зависимых слов могут быть: местоимения, числительные, количественно-именные сочетания, субстантивированные прилагательные и причастия, зависимый инфинитив: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся, навестить больного; подать обедать, принести ужинать; дать закурить,

4) глагол + инфинитив: с глаголами волеизъявления – велеть сделать,
просить поговорить;

 5) прил.+сущ.: бодрый духом, похожий на отца, гордый победой;.

 6) отглагольное сущ.+ сущ. в род. падеже: защита (чего?) отечества;

 7) сущ. + сущ. в дат. и предл. пад. известие о приезде, доверие к людям, мысль об отъезде, рассказ счастье, мечта о подвиге.

Когда сочетаются сущ. +сущ.; глаг.+ сущ.; прил. + сущ., то между ними всегда синкретичные отношения.

Аппозитивные отношения

Слово appositio (лат.) означает «прикладывание». Аппозитивные отношения – это отношения между двумя существительными, одно из которых является приложением. Например: студент Петров, инженер-строитель, птица-тройка. Эти отношения напоминают субординативные определительные, но таковыми не являются, потому что это не соотношение предмета и признака, а двойное обозначение одного предмета, один денотат и два его обозначения (ср.: хороший студент, неуспевающий студент). Но если одно из существительных обозначает качественную характеристику другого, то отношения приближаются к определительным: утес-великан, птица-тройка. Представляют собой разновидность определительных отношений, они проявляются в сочетаниях с приложением: Женщина-дирижер; Родина-мать и т. д.

Синкретичные отношения

Проявляются в словосочетаниях, совмещающих несколько значении.

Отмеченных как главные: мечта о счастье – мечта (какая? о чем?) о счастье.  В словосочетаниях, как единицах более высокого уровня, элементы могут изменить свои значения под влиянием тех отношений,которые складываются между ними. Так, в словосочетаниях пальто матери, лодка с парусом и т. д. у зависимых существительных лексико-грамматическое значение предмета осложняется появлением значенияпризнака. Ср. также: клоун из цирка, девушка из города, парень из деревни, люди из захолустья (какие? откуда?), луч прожектор (какой? чего?) и т.

Цельные словосочетания

1. Наиболее употребительны количественно-именные словосочетания с главным словом – числительным: три пальмы, много песен, несколько минут и т. д. Например: Три патрона в обойме осталось (Багрицкий): В древней русской литературе мало имен, но много произведений (Жуков); Оленин убил пять штук фазанов (Л. Толстой); Трое суток кружил первый корабль-спутник над планетой, вызывая, восторг и восхищение землян (Степанов); К этой группе примыкают:

а) количественно-именные словосочетания, в которых главное слово существительное  – образовано от числительных: сотни дорог, десятки километров, множество ошибок и т. д., или сближается с ними по значению: большинство студентов, меньшинство избирателей, пара лошадей, часть книг и т. д. Например: С каждым словом у нас ассоциируется множество самых разнообразных представлений (Брюсов);

б) словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, обозначающим совокупность, меру, объем и т. д.: груда камней, стакан молока, метр сукна, стая волков, стадо коров, кусок неб.,

Одним из приемов разграничения цельных и свободных словосо­четаний может быть замена словосочетаний с управлением словосочетаниями с согласованием. Если при таком преобразовании сохраняется лексическая семантика словосочетаний, то предпочтительнее рассматривать каждое слово словосочетания как отдельный член предложения. Ср.: стая волковволчья стая; отара овецовечья отара; опушка леса  лесная опушка, но стакан молока (молочный стакан имеет другое значение); край села (селъский край имеет другое значение). Некоторые словосочетания вообще не допускают такой трансформации: метр сукна, килограмм творога и под. Такие словосочетания лучше рассматривать как один член предложения.

2. Особую группу цельных словосочетаний с общим значением избирательности образуют сочетания числительных (или местоимений) и существительных (или местоимений) с предлогом из: один из студентов, двое из группы, кто-нибудь из присутствующих, любой из нас и т. д. Например: Кто из детей не хочет стать взрослым? (Студеникин); Кого из водолазов вы пошлете в воду? (Конецкий); Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (Тургенев).

Часто зависимое слово в таких словосочетаниях распространяется прилагательным, которое при определенном коммуникативном задании также входит в состав члена предложения: Киеводин из древнейших городов. Ср. также: Надо понимать, что художественное творчествоэто один из видов человеческого труда, специфический вид труда, но все же один из видов труда (Фадеев).

З.Одним из видов цельных словосочетаний с общим значением совместности являются сочетания существительных или местоимений, объединенных предлогом с: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой и т. д. В саду березки с кленами встречают нас поклонами... (Матусовский); Нам с матерью удалось пробраться к грузовику, с которого выступала Александра Михайловна Коллонтай (Кантор). При таких словосочетаниях, выполняющих роль подлежащего, сказуемое имеет форму множественного числа, устанавливая тем самым равнозначность деятелей – соучастников действия. Цельные словосочетания этой разновидности синонимичны блоку подлежащего, состоящему из однородных членов, связанных сочинительным союзом: Мать и сын несколько раз появлялись на крыльце, но их отправляли домой (Яковлев).

При сказуемом в форме единственного числа Мать с сыном пошла гулять предикативное сочетание составляют лишь слова мать пошла, а словоформа с сыном имеет значение дополнения, управляется сказуемым и входит в словосочетание с сыном пошла (пойти с сыном). Особенно очевидно объектное значение словоформы типа с сыном при дистантном отграничении существительных или местоимений: Володька жил с мамой (Яковлев).

Словосочетания, имеющие эту же схему, могут быть и синтаксически свободными: На арене появился фрегат с черными парусами. (Яковлев) следующих предложениях словоформа с предлогом с входит в состав глагольных словосочетаний: Утки с тяжелым свистом летели на ночлег (Паустовский); Сюда мы ребятишками с пеналами и книжками входили и садились по рядам (Матусовский).

4.При характеристике человека часто в роли одного члена предложения (несогласованного определения, именной части сказуемого, обстоятельства образа действия и др.) выступают словосочетания, состоящие из словоформ с глазами, с носом, с лицом, роста и под. и определяющих их прилагательных: Пожилая женщина с мужским лицом и мужской прической стояла у письменного стола, курила, смотрела в пространство усталыми глазами (Бондарев); Это был уже немолодой, сухопарый, среднего роста человек с умным лицом и глубоко посаженными серыми глазами (Фогель).

Такие словосочетания могут быть и свободными, то есть каждый компонент их может выполнять в предложении функции отдельных членов предложения. Ср.: У нее было усталое лицо.Лицо у н ее было усталое.

Особую группу составляют сочетания существительных, объединяемых предлогами от и до, с и до в цельную структурно-семантическую единицу: Полет от Москвы до Ленинграда проходил с меньшим комфортом., чем до Москвы (Кочетов); Зреет рожь на жаркой ниве, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы (Фет).

Цельные словосочетания представляют собой составные (и сложные) сказуемые: начать петь, продолжать играть, хотеть учиться; рад поговорить, должен передать, готов поверить; нужно идти, лень идти, грустно слушать и т. д. Например: Верят там, где не могут знать (Луначарский); Кто создал богов?Мы, наша фантазия, наше воображение.

К ним близки словосочетания, в которых главное слово – существительное – обозначает начало, конец, середину явления, названного зависимым существительным: конец августа, середина лета, начало мая, начало войны и т. п. Например: Стоял конец сентября (Паустовский); В продолжение утра и середины дня он весь был погружен в арифметические расчеты (Л. Толстой);

7. Как один член предложения можно разбирать словосочетания, представляющие собой метафоры, перифразы и т. д. Например: С улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (Пушкин); По лицу земли туман стелется (Кольцов).

Домашнее задание:

Домашняя лабораторная работа.

Лекци и №3-4 (4 ч)

Словосочетание. Синтаксис слова и словосочетания

План

1. Краткая история вопроса о понимании словосочетания в лингвистике.

2. Словосочетание и его отношение к слову и к предложению.

3. Количественно-структурные типы словосочетаний.

4. Строение словосочетаний. Классификация по грамматическим типам.

5. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.

6. Грамматические связи в словосочетаниях.

7. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.

8. Цельные словосочетания.

 

Литература:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.К. Синтаксис. Пунктуация. «Просвещение», 1981 г.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М, «Высшая школа», 1978 г.

3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., «Высшая школа», 1986 г.

4. Скобликова Е.С. Современный русский язык. М, «Просвещение». 1979г.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.