Ты можешь больше, чем ты думаешь — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ты можешь больше, чем ты думаешь

2020-08-21 125
Ты можешь больше, чем ты думаешь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Томас Армстронг

Ты можешь больше, чем ты думаешь

 

Издано с разрешения Free Spirit Publishing

 

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

 

Original edition published in 2014 by Free Spirit Publishing, Minneapolis, Minnesota, USA. http://www.freespirit.com under the title: You’re Smarter Than You Think. All rights reserved under International and Pan-American Copyright Conventions.

© Text. Thomas Armstrong, 2014

© Illustrations. Free Spirit Publishing, 2014

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

 

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

 

Ваш ребенок может все

Пэг Доусон и Ричард Гуар

 

Мифы воспитания

По Бронсон и Эшли Мерримен

 

Эмоциональный интеллект ребенка

Джон Готтман

 

Ребенок-оптимист

Мартин Селигман

 

Введение

Почему ты можешь больше, чем ты думаешь

 

Ты считаешь себя умным? Да и что это вообще значит? Многим кажется, что умный ребенок – тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей – это тот, кто:

• бегло читает;

• быстро решает примеры;

• может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;

• разбирается в компьютерах.

 

Ну а как ты считаешь – что значит быть умным?

Скажу одну вещь, которая, возможно, тебя удивит: интеллект – это не только хорошие оценки, высокие результаты в тестах и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом – в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Прочитав эту книгу, ты поймешь, что можно быть умным в самых разных областях.

В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. IQ означает «коэффициент интеллекта»; это балл, набранный при выполнении теста. Многие люди считают, что нет лучшего способа измерить интеллект. В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания. Возможно, ты даже проходил его.

Однако тесты неидеальны и существует множество качеств, которые они не в состоянии оценить. Например, тесты не могут предсказать, кем ты станешь, когда вырастешь, и чего добьешься в жизни. Вопросы теста могут быть предвзятыми, то есть отражать мнение придумавших его людей. Они часто не дают возможности продемонстрировать разные грани человеческого интеллекта. Как правило, в центре их внимания находится умение считать и понимать слова, но они упускают из виду другие важные вещи – музыкальные и творческие способности, любовь к природе, умение общаться.

В последнее время люди начали сомневаться в том, что IQ-тест эффективно измеряет интеллект. Одним из таких сомневающихся был психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер. Отчасти благодаря проделанной им работе в наше время сформировалось совершенно иное представление о том, что же на самом деле означает быть умным.

 

Немного об этой книге

 

Каждая из девяти глав подробно рассказывает о каждом из девяти видов интеллекта. Читая о них, отмечай, какие из описаний больше всего подходят тебе, а в каких ты узнаешь черты своих друзей, родных и даже учителей. Эта книга поможет узнать, что ты собой представляешь и кем можешь стать. Ты сможешь научиться лучше понимать окружающих и находить с ними общий язык. Речь идет о твоих братьях и сестрах, родителях, друзьях, учителях и всех остальных. Ты поймешь, что у каждого человека есть сильные стороны и каждый по-своему подходит к решению тех или иных задач. Возможно, прочитав эту книгу и понаблюдав за своей сестрой с развитым телесным интеллектом, ты научишься лучше играть в баскетбол; узнаешь что-то новое от учителя, обладающего логическим интеллектом, и сможешь лучше понять своего друга, у которого преобладает внутренний интеллект.

У меня есть для тебя хорошая новость: все девять видов интеллекта у тебя уже есть. Серьезно! Нельзя обладать всего одним видом. В той или иной степени в тебе развиты все стороны ума, описанные в этой книге. Это не означает, что ты хорош во всем (такие гении редко встречаются), но определенные способности в каждой из областей у тебя, безусловно, имеются. Читая о разных видах интеллекта, начнешь видеть в себе каждый из них. Значит, ты уже в девять раз умнее, чем тебе казалось до того, как ты прочел эти строки!

И еще кое-что, что тебя обрадует.

Каждый из видов интеллекта отличается от остальных, но все они равноценны. Ни один не лучше и не важнее другого.

Какими бы ни были твои способности и в какой бы сфере они ни проявлялись, их можно изучать, укреплять и развивать. Развить вербальный интеллект может как тот, кто даже не знает, как пишется «вербальный», так и будущий автор бестселлеров. Это всего лишь один пример, но, надеюсь, ты понял, о чем я.

Возможно, ты уже знаешь, что у тебя получается лучше всего. Однако твои способности не ограничены только этой сферой. Например, если ты обладаешь развитым телесным интеллектом – это очень здорово, поздравляю! – это вовсе не означает, что ты не можешь любить читать, потому что это относится к другому виду интеллекта (вербальному).

Даже в одной области интеллект проявляется по-разному. Например, при развитом вербальном интеллекте можно быть прекрасным оратором, но не слишком хорошо владеть письменной речью. При развитом телесном интеллекте – отлично плавать, но посредственно играть в футбол. Поработав над собой, ты сможешь усовершенствовать как сильные, так и слабые стороны.

Любое действие вовлекает разные виды интеллекта. Например, может показаться, что для того, чтобы нарисовать картину, достаточно иметь образный интеллект. Но это не так! Тут нужен и телесный интеллект – чтобы овладеть различными техниками живописи; и природный интеллект – чтобы глаз замечал даже мелкие детали; и внутренний интеллект – иначе откуда возьмутся идеи? Так и со всеми другими видами деятельности, будь то актерская игра, сочинение рассказов, хоккей или компьютерное программирование.

Девять видов интеллекта присущи всем людям. Неважно, кто ты, откуда родом, сколько тебе лет, где ты вырос, – в тебе в той или иной степени присутствует каждый из видов интеллекта. Будешь ли ты их развивать, зависит только от тебя.

 

Свидетельства применения множественного интеллекта можно обнаружить в любой жизненной ситуации. Например, посмотри на своего соседа, у которого прекрасный сад, – это природный интеллект и образный. Или на своего брата, который постоянно что-то пишет в дневнике, – это вербальный интеллект. Или на маму, которая любит петь, – вот тебе и музыкальный интеллект. Возможно, у твоего школьного учителя математики есть логический интеллект, а у учителя обществоведения – социальный. У твоего друга, умеющего жонглировать, развит телесный интеллект, а у того, кто начал свое дело, – внутренний. Проявления множественного интеллекта можно заметить и у водителя школьного автобуса (телесный), и у продавца в магазине (социальный). Куда ни посмотри – дома, в школе, на улице – везде люди задействуют разные грани своего интеллекта.

Девять видов интеллекта отчасти можно сравнить с нотами в октаве: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре. Люди – как разные песни, составленные из одних и тех же нот. Если ты максимально задействуешь все грани своего интеллекта, твоя прекрасная песня, непохожая на песни других людей, зазвучит на весь мир! И эта книга поможет тебе в этом.

 

 

Глава 1

Вербальный интеллект

 

 

Проверь себя:

Любишь ли ты читать?

А рассказывать истории?

Сочинять рассказы или стихи?

Изучать иностранные языки?

У тебя большой словарный запас?

Ты пишешь без ошибок?

Любишь ли ты писать письма – бумажные и электронные?

Нравится ли тебе обсуждать различные понятия?

Ты хорошо запоминаешь имена и факты?

Любишь ли ты игры со словами – анаграммы, шифры, скрабл, кроссворды?

Если тебе интересна какая-то тема, стараешься ли ты прочитать о ней и узнать больше?

Нравятся ли тебе игры с сочетаниями слов – каламбуры, скороговорки, стихи?

 

Если ты ответил «да» хотя бы на один из этих вопросов, ты наделен вербальным интеллектом в том или ином его проявлении.

 

 

Устная речь

 

Одно из проявлений вербального интеллекта – умение общаться. Устная речь – его основа. А как проще всего общаться? Говорить и слушать! Два действия, которые почти каждый из нас совершает ежедневно. Зачем люди говорят? Чтобы делиться впечатлениями, вдохновлять, убеждать, вести за собой, учить и радовать. Для этого нужно очень много слов!

Подумай о том, как часто в течение дня ты прибегаешь к устной речи. Ты разговариваешь со школьными друзьями и отвечаешь на вопросы учителей, споришь с братом по самым разным поводам и объясняешь младшей сестре, как решить задачу по математике. При помощи слов ты можешь убедить людей поддержать благотворительную программу или принять участие в сборе средств в пользу твоей школы. Все это проявления вербального интеллекта.

Даже если ты не очень хорошо читаешь и пишешь, твой вербальный интеллект может ярко проявляться в устной речи. Многие люди, которым в свое время навесили ярлык «дислексия» и которых называли «неспособными к чтению», стали прекрасными рассказчиками, ораторами, актерами, комиками и политиками. Взять хотя бы актеров Тома Круза и Киру Найтли, комиков Вупи Голдберг и Джея Лено, певицу Шер и музыканта Джона Леннона.

 

Люди, которые заикаются, тоже могут стать прекрасными ораторами, рассказчиками и актерами. Вот несколько примеров знаменитостей, для которых заикание не стало помехой на пути к успеху: Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании в период Второй мировой войны), Эмили Блант (актриса, играла в фильме «Меняющие реальность»); Джеймс Эрл Джонс (голос Дарта Вейдера в «Звездных войнах»).

 

Если ты умеешь говорить и слушать, то, скорее всего, именно к тебе обращаются, когда нужно выступить с речью. Возможно, ты успел прослыть хорошим рассказчиком или блистательно выступаешь с докладами. Впрочем, может быть и так, что тебя пугает перспектива ответа перед классом или выступления перед группой людей. Что ж, в этом ты не одинок. Многие – в том числе и взрослые – не любят этого делать.

Почему нам порой бывает так трудно говорить? Кто-то просто не любит привлекать к себе внимание или боится сморозить какую-нибудь глупость.

 

Письменная речь

 

Чтение – одна из самых удивительных вещей на свете. Простые чернильные отметки на странице… как получается найти в них смысл? Взгляни на слово «кот». Всего три символа, но стоит их прочитать, и в голове возникает образ твоего кота или других котов, которых ты знаешь или видел!

Как всего три символа способны вызывать в воображении такой отклик? Никто точно не знает. Ученые до сих пор до конца не поняли, как именно, глядя на символы на странице, мы улавливаем их значение.

Умение читать открывает перед нами сотни дверей в мир знаний и воображения. Сидя на диване или за школьной партой, можно перенестись в Древний Египет, оказаться в ракете, летящей в открытый космос, или на борту подводной лодки, плывущей на огромной глубине. Читать книгу – все равно что погрузиться в совершенно иной мир.

 

Ученые выяснили, что люди, которые общаются при помощи языка жестов – например, страдающие полным или частичным отсутствием слуха, – задействуют участки мозга, отвечающие за вербальный интеллект.

 

У кого-то есть любимые писатели – Боб Стайн[1], Джоан Роулинг, Уолтер Дин Майерс[2], Беверли Клири[3], – и они стараются прочесть все книги этих авторов. Кто-то предпочитает книги определенного жанра – детективы, фантастику, вестерны, любовные романы, поэзию и пьесы. Кому-то нравятся не выдуманные, а реальные истории – и они читают книги и журналы о животных, природе, исторических событиях, автомобилях и космических экспедициях. А кто-то просто читает то, что нравится.

Какие книги больше всего нравятся тебе?

Можно читать для того, чтобы почерпнуть определенную информацию или просто для удовольствия. Иногда люди делают и то и другое.

Бывают тексты, которые ты обязан прочесть по школьной программе, – учебники, дополнительные материалы и книги. Какие-то из них могут быть тебе действительно интересны, а какие-то нет. Столкнувшись с малоинтересной темой, ты, скорее всего, попытаешься как можно быстрее добраться до нужной информации. В этом тебе поможет «выборочное чтение». Ищи ключевые слова и предложения, в которых раскрывается тема (обычно это первое предложение абзаца), просматривай заголовки и подзаголовки глав. Кроме того, понять основной смысл текста помогают картинки и таблицы.

Если же ты хочешь получить удовольствие от чтения, постарайся читать не торопясь. Не спеши или даже нарочно читай медленно, смакуя слова и сюжет. Время от времени делай паузу и прислушивайся к тому, как слова звучат у тебя в голове; представляй пейзажи из книги и размышляй над ее идеями. Как правило, писатели очень тщательно подбирают слова, чтобы речь их персонажей была более живой. Если включить воображение, то можно услышать звук падающих капель, треск костра, порывы ветра.

Попробуй прочитать вслух отрывок из своей любимой книги. Какими будут голоса твоих персонажей? Произнесенные вслух слова кажутся тебе более смешными или, наоборот, серьезными? Попробуй записать то, как ты воспринимаешь сюжет, что думаешь о высказывании одного из персонажей. Возможно, чтение подбросит тебе пару идей и у тебя появится желание сочинить свою историю, нарисовать персонажей, разыграть сцены из книги. Все это – проявления вербального интеллекта.

 

Лауреат Нобелевской премии по литературе Сол Беллоу рассказывал, что ему на ум приходили целые абзацы с расставленными знаками препинания, словно их зачитывал чей-то голос! Поэтесса Эми Лоуэлл писала, что «чувствует» слова – они «приходят» к ней в форме ощущений.

 

Чем больше человек читает, тем сильнее он хочет выражать свои мысли, сочинять истории и записывать их. Одни «слышат» то, что хотят записать, у других в воображении возникают образы, и они описывают то, что видят. Кому-то писать помогают ощущения, а кому-то – происходящие события и люди.

Начав писать, ты поймешь, что у тебя есть свой «голос» – что-то, что делает твой текст уникальным, только твоим. Этот голос будет звучать во всем – в стихах, рассказах и даже в записях в дневнике. Он отражение того, кто ты есть и что ты делаешь. Но не стоит беспокоиться о том, как именно он звучит, или о том, есть ли он вообще. Главное – что ты уже начал писать. Ведь так легко отложить писательство на потом или отвлечься на другие занятия… Особенно когда кажется, что из этого все равно ничего не выйдет. Так что прекращай играть в видеоигры и раскладывать носки в шкафу – садись и попробуй написать что-нибудь!

Писать можно обо всем – о первом, что приходит в голову. О скейтбординге и старшем брате, математике или шоколадном мороженом – неважно! Выбери тему и пиши пять минут без перерыва. Не зацикливайся на правописании и знаках препинания – ты всегда сможешь проверить свой текст и исправить ошибки.

Через пять минут прочитай то, что написал. Возможно, что-то покажется тебе глупым, но в написанном ты найдешь интересные слова и фразы. Впоследствии они могут стать основой для стихотворения, рассказа или сочинения. Такой процесс называется «свободным письмом». Многие писатели используют его, чтобы сдвинуться с мертвой точки.

Подобно тому как актеры черпают вдохновение из наблюдений за окружающими их людьми, писатели слушают то, что говорят другие. Научись слушать – и у тебя появится множество источников вдохновения для написания стихов, а диалоги в рассказах станут более естественными.

 

А если слова – твой конек?

 

Допустим, ты щедро одарен вербальным интеллектом. Это прекрасно! Но у меня есть для тебя новость: ты можешь развивать его и дальше! Используй чтение, чтобы улучшить свои ораторские навыки, и устную речь, чтобы научиться лучше писать.

Вербальный интеллект, которым ты обладаешь, поможет тебе улучшить свои способности и в других областях, что, несомненно, пригодится и в учебе, и в жизни.

 

Для развития музыкального интеллекта: придумывай и записывай слова и стихи к песням – это поможет тебе запомнить мелодию и ритм.

 

Для развития логического интеллекта: «проговаривай» про себя логические задачи. Например, решая задачу по математике, рассуждай про себя: «Так, посмотрим, сначала делим, потом умножаем, потом…» Если с математикой возникают проблемы, попробуй сформулировать задачу словами или записать свои мысли и вопросы в дневнике.

 

Для развития образного интеллекта: читая, представляй персонажей и окружающую их среду. Попробуй нарисовать пейзаж, карту и даже героя. Так тебе будет проще понять сложные идеи из книги.

 

Для развития телесного интеллекта: играй в школьных спектаклях или разыгрывай сценки с друзьями. «Вживайся» в роль своего героя: представляй, как он ходит, сидит и даже чихает! Старайся двигаться как он.

 

Для развития социального интеллекта: используй устную речь, чтобы развлечь своих собеседников или убедить их принять определенную точку зрения. Отмечай, какие слова ты используешь в разговоре со сверстниками. Все ли слова понятны? Ты общаешься дружелюбно? Или твои слова способны оттолкнуть от тебя другого человека? Пиши письма тем, с кем хочешь познакомиться поближе и чему-то научиться.

 

Для развития внутреннего интеллекта: заведи дневник. С его помощью анализируй свои эмоции, ставь цели и изучай свои реакции на окружающих тебя людей и события.

 

Для развития природного интеллекта: возьми пример с людей древнего мира и сочини миф, объясняющий любое природное явление или что-то из того, что тебя окружает. Почему не ладят кошки и собаки? Как звезды появились на небе? Почему трава зеленая?

 

Для развития философского интеллекта: читай священные книги разных религий (христианскую и иудейскую Библию, Коран, сочинения Конфуция, Бхагават-гиту, учение Будды). Записывай в дневник свои мысли и чувства. Напиши короткий рассказ, стихотворение или пьесу о смысле и цели жизни. Инсценируй свое сочинение с друзьями.

 

 

Заглянем в будущее

Глава 2

Музыкальный интеллект

 

 

Проверь себя:

Ты любишь петь?

А слушать музыку?

Играешь на музыкальном инструменте?

Умеешь читать ноты?

Легко запоминаешь мелодии и песни?

Можешь сразу узнать песню и отличить ее от другой?

Можешь на слух определить звучание отдельных музыкальных инструментов в оркестре?

Напеваешь себе под нос, когда думаешь или занимаешься делами?

Улавливаешь ритм в окружающих тебя звуках?

Любишь издавать разные звуки (напевать, хлопать в ладоши, щелкать пальцами, постукивать ногой)?

Сочиняешь свои песни и рэп?

Запоминаешь факты, придумывая песни о них?

 

Если ты ответил «да» хотя бы на один из этих вопросов, значит, ты наделен музыкальным интеллектом.

 

 

Как научиться слушать?

 

Есть люди, которые не умеют петь и играть на музыкальных инструментах, но любят слушать музыку. Однако слышать звуки и слушать музыку – не одно и то же. Лишь внимательно вслушиваясь, а не просто слыша, можно развить музыкальный интеллект. Когда мы слушаем музыку, мы улавливаем мелодию, ритм и тональность. Мы можем различить звучание музыкальных инструментов и то, как они используются в композиции.

Вспомни свои любимые песни, группы и музыкальные стили. Разным людям нравится самая разная музыка: рок, джаз, рэп, хеви-метал, регги, госпел, блюз, классическая музыка, кантри, этническая, фолк, танцевальная, техно и поп – и это еще не всё! Слышал все эти стили? А хочешь услышать? Почему? Почему нет? Какую музыку ты любишь? Какие у тебя любимые музыканты, певцы, группы? Почему они тебе нравятся? У каждого исполнителя свой уникальный музыкальный интеллект. Но и у тебя тоже: ведь ты тоже обладаешь способностью понимать музыку, различать ее аспекты и получать удовольствие, слушая ее.

Слушать и понимать музыку не значит просто размышлять о ней и анализировать ее. Важно то, какие эмоции она у тебя вызывает. Композиторы часто сочиняют музыку, подразумевая определенный эмоциональный настрой. Одни в этот момент сами находятся во власти эмоций, другие просто хотят вызвать определенную эмоциональную реакцию у аудитории. И, конечно, когда ты слушаешь музыку, то на восприятие оказывают влияние твои собственные переживания и твой опыт.

 

Если бы ты рос среди аннангов в Нигерии, то к пяти годам знал бы уже сотни песен! Песня – важный способ общения между членами племени. Есть песни для работы, для отдыха, боевые, свадебные и даже для заключения сделок! Тому, кто их не знает, будет трудно понять, что происходит в общине.

 

Для кого-то музыка – способ поднять настроение или успокоиться. Другим она служит источником вдохновения. Отметь, что ты чувствуешь, когда слушаешь разную музыку. Какая музыка делает тебя счастливым и наполняет энергией? Какая навевает грусть и заставляет злиться? Какая помогает сосредоточиться, настраивает на дружелюбный лад, на размышления, расслабляет или будоражит воображение?

Некоторые люди слушают музыку, потому что она помогает им лучше запоминать материал и хорошо учиться. Есть много способов подобного использования музыки, я расскажу о них чуть позже.

 

Некоторые стили классической музыки – особенно музыку барокко[10] – советуют слушать во время учебы. Считается, что она улучшает концентрацию и память. Некоторые учителя даже ставят ее в классе, чтобы ученики больше запоминали и лучше учились.

 

 

Сочинение музыки

 

Для многих людей музыка – способ поделиться своими идеями и эмоциями. Сочинение музыки и написание собственных песен – еще одно проявление музыкального интеллекта. Спонтанная импровизация на пианино, серьезные пьесы для скрипки, песни для группы – все это сочинение музыки.

Не думай, что создание музыкальной композиции или написание песни – это непременно что-то серьезное и «глобальное». Песни могут быть как простыми, так и сложными – все зависит от тебя. Сочинять музыку – это, по сути, придумывать последовательность нот и ритмов, которые тебе нравятся, и затем их просто обыгрывать. Подумай, какие звуки или шумы ты любишь – пусть они послужат тебе вдохновением. Уловить ритм можно в шуме стройки и в звуках стиральной машины и сочинить под него рэп. Гроза способна вдохновить на сочинение фортепианной композиции, имитирующей звук падающих капель дождя.

 

Американский композитор Джордж Гершвин однажды сказал: «Я часто слышу музыку в самом сердце шума». Лучшие из своих музыкальных идей он черпал именно в шуме города: в звуках отбойного молотка на городских улицах, грохоте машин на фабриках, реве автомобильных моторов на оживленных дорогах.

 

Возможно, ты не слишком прислушиваешься к звукам окружающего мира, потому что музыка звучит у тебя в голове. Ты можешь исполнить ее, «оживить»? Напевай мелодию, выстукивай ритм на дне перевернутого ведра, бренчи на гитаре, пока не подберешь аккорд, который звучит так, как надо. С чего бы ты ни начал, не торопись, дай себе возможность поиграть, подурачиться со звуками в свое удовольствие. Помни: ты сочиняешь только для себя. Издавай звуки, которые кажутся тебе подходящими.

Если захочешь поделиться своей композицией с другими, для начала сыграй ее для друзей и родных. Если понравится – не останавливайся на этом, выступи перед большой аудиторией, например в школе. Если ты действительно хочешь исполнять свою музыку перед людьми, поищи конкурсы талантов или узнай, проводятся ли в местных кафе вечера, когда любой может занять микрофон и сцену («вечер свободного микрофона»). Так ты познакомишься с людьми, которые тоже любят сочинять и исполнять свои песни и музыку. Отличный способ развить музыкальный интеллект!

 

Некоторым людям платят за то, что они издают смешные звуки! Артисты-звукоподражатели могут от и до озвучить фильм – единственные звуки, которые им не удается воссоздать, это выстрелы и взрывы. Шаги, чавканье, хлопанье дверей, хлюпанье слизи инопланетянина – все это работа звукоподражателя. Артисты прибегают к любым средствам, чтобы воспроизвести нужный звук для фильма, – например, облизывают собственные руки, чтобы получить звук поцелуя!

 

 

А если ты почти Моцарт?

 

Даже если ты уже используешь свой музыкальный интеллект, его можно развивать и раскрывать и дальше. Например, если тебе нравится слушать музыку, попробуй научиться играть на музыкальном инструменте или освоить нотную грамоту. Уже умеешь играть? Возьми несколько уроков профессионального уровня или попробуй научиться играть на другом инструменте – возможно, он понравится тебе не меньше, чем тот, на котором ты играешь сейчас, а то и больше! Сочиняй песни и играй их людям. Если до сих пор ты выступал один, попробуй сыграть в группе, в школьном или местном оркестре. Не можешь найти? Организуй его сам!

Используя свои музыкальные способности, ты сможешь развить и другие сферы интеллекта. Вот несколько советов, как это сделать.

 

Для развития вербального интеллекта: придумай песенку, которая будет помогать тебе заучивать правописание слов и новые слова. Ты наверняка учил в раннем детстве песню про алфавит? То же самое можно сделать и сейчас – только вместо букв алфавита будут новые слова, исторические даты или названия стран. Читая книгу или рассказ, представляй себе звуки. Например, если в книге описывается гроза, на минуту закрой глаза и попытайся внутренним слухом услышать раскаты грома.

 

Для развития логического интеллекта: запоминай математические объекты под музыку. Слышал песенку Multiplication Rock («Рок-н-ролльная таблица умножения»)?[12] Она объясняет, как умножать числа, и помогает запомнить таблицу умножения. Попробуй положить на музыку любые математические данные. Таблица умножения, таблица мер и весов – учить и запоминать факты под музыку гораздо легче!

 

Для развития образного мышления: слушай музыку различных стилей и отмечай, какие образы, эмоции и идеи у тебя возникают. Это могут быть лица знакомых людей, здания, простые формы, цвета. Послушай одну из своих любимых песен и попробуй сделать коллаж из изображений.

 

Для развития телесного интеллекта: двигайся под музыку. Движения могут быть абсолютно любыми – необязательно танцевальными! (Можно делать это там, где тебя никто не видит.) Если хочешь, дурачься, а хочешь, будь серьезным. Какие движения совершает твое тело? Выстукиваешь ритм ногой? Киваешь головой? Покачиваешь бедрами в такт музыке?

 

Для развития социального интеллекта: используй музыку как средство для общения с людьми. Если обычно ты музицируешь в одиночестве, попробуй сыграть в ансамбле или группе. Ходи на концерты и смотри, как слушают музыку другие. Предложи свою помощь на музыкальных мероприятиях – например, ты можешь раздавать программки.

 

Для развития внутреннего интеллекта: слушай музыкальные композиции, которые тебе нравились раньше. Насколько изменились твои музыкальные вкусы, восприятие песен, их смысла? Отмечай, какие эмоции возникают, когда ты слушаешь музыку. Составь плейлист любимых песен, способных повлиять на твое настроение – помочь тебе взбодриться или расслабиться.

 

Для развития природного интеллекта: слушай музыку на природе. Выйди из дома, попробуй услышать мелодию в пении птиц, ритм в гуле машин. Звучание каких музыкальных инструментов напоминают тебе звуки животных, насекомых, природы? А шум города? Слышишь ли ты в нем музыку?

 

Для развития философского интеллекта: напиши песню, которая отражает твои чувства и мысли о жизни. Спой перед зеркалом или друзьям. Собери друзей, которые увлекаются музыкой, чтобы сочинить композицию на философскую тему (жизнь и смерть, Бог, душа, правда, красота, свобода воли, справедливость). Исполните ее в школе или для соседей.

 

 

Заглянем в будущее

Глава 3

Логический интеллект

 

 

Проверь себя:

Тебе интересны цифры?

Ты любишь науку?

Ты легко решаешь математические примеры в уме?

Любишь разгадывать головоломки?

Тебе нравится считать?

А разбираться в том, как работают компьютеры?

Ты пытаешься угадывать количество предметов (например, драже в банке)?

Ты легко запоминаешь числа и статистические данные (счет в бейсболе, спортивные результаты, высоту самых больших зданий в мире)?

Тебе нравятся логические игры и игры-стратегии?

Ты замечаешь связь между действиями и их результатами (причинно-следственные связи)?

Любишь поломать голову над логическими задачками?

А представлять информацию в виде графиков и таблиц?

Твой компьютер не только для игр?

Если ты ответил «да» хотя бы на один из этих вопросов, ты наделен логическим интеллектом в том или ином проявлении.

 

 

Развиваем научное мышление

 

У математики и науки много общего – и та и другая призваны находить решение задач. И научный, и математический ум требует: 1) внимания к деталям; 2) умения распознавать закономерности и 3) способности видеть взаимосвязи.

 

Английское слово science – наука – происходит от латинского scientia, что означает «знание».

 

По сути, наука – не что иное, как наблюдение за окружающим миром и создание теорий, объясняющих его устройство. Наблюдать можно за чем угодно: за крошечными жучками во дворе или за огромными звездами в небе. Рассматривая предмет через микроскоп или телескоп, ты собираешь данные. Чем больше ты подмечаешь, тем больше данных накапливается.

Ученые создают гипотезы, чтобы объяснить то, что видят. Гипотезы – это недоказанные теории, нуждающиеся в проверке. Для этого в арсенале у ученых есть различные методы сбора данных, они помогают им доказать теорию или опровергнуть ее. Иногда теория подтверждается частично. Нередко, чтобы проверить гипотезы и собрать больше данных, ученые прибегают к экспериментам. Этот процесс называется научным методом. Его можно использовать снова и снова – сколько угодно раз, пока не найдется ответ.

 

Существует множество ветвей науки – океанография (наука об океане и его системах), биология (наука о живых существах), зоология (наука о животных), энтомология (наука о насекомых), морская биология (наука о животных и организмах, обитающих в воде), геология (наука о камнях и почве), вулканология (наука о вулканах), ботаника (наука о растениях), астрономия (наука о звездах, планетах и небесных телах), оптика (наука о свете и его свойствах).

 

Приведу пример использования научного метода. Представь, что ты идешь по тропинке в парке и видишь отверстие в земле. Откуда оно взялось? Ты начинаешь угадывать: его могли бы проделать змея, суслик, сурок, мышь или лев. (Ну ладно, лев – это, конечно, слишком!) Ты присматриваешься к норке внимательнее и решаешь, что, пожалуй, суслик или сурок в нее не пролезут – слишком маленькая. Так что эти гипотезы ты отвергаешь. Значит, это змея или мышь… Некоторое время ты наблюдаешь за норой – вдруг оттуда кто-то появится? И вот наконец ты видишь мышь – она высовывает из норы свой нос! Значит, змея там точно не живет. Чуть позже в нору забегают три мыши. Так у тебя появляются дополнительные данные, подтверждающие, что перед тобой мышиная нора. Конечно, нельзя исключить и то, что где-то глубоко в норе затаилась змея или другое животное (возможно, устроила засаду, поджидая мышей). Но в целом ты собрал достаточно достоверную информацию, подтверждающую твою гипотезу: это отверстие проделала мышь. (По крайней мере в данный момент эту нору населяют мыши. Отверстие, вполне возможно, проделал другой зверек – но это уже тема для отдельного исследования.)

 

Небо голубое из-за солнечного света. Солнечный свет состоит из множества цветов, хотя обычно кажется нам белым. Некоторые из них лучше проникают сквозь воздух, пыль и газы (то есть земную атмосферу). Голубой свет рассеивается воздухом и пылью в наименьшей степени. И голубое небо, которое ты видишь, – это голубой свет, «вычлененный» из белого воздухом в нашей атмосфере.

 

Если в обычной жизни ты постоянно выстраиваешь последовательные логические цепочки, то, возможно, тебя ждет будущее ученого. Те, у кого развито научное мышление, в школе увлеченно изучают физику, химию и биологию, любят разрабатывать проекты для школьных научных выставок и проводить эксперименты. Как правило, у них есть различные научные приборы – увеличительное стекло, микроскоп, телескоп.

 

Они могут быть прирожденными наблюдателями: из тех, кто все время задает вопросы об окружающем мире. Почему небо голубое? Почему растения зеленые? Откуда берется радуга?

Они следят за последними новостями из мира науки: о причинах вымирания динозавров, о появлении новых теорий возникновения Вселенной, об открытии новых видов животных и растений в глубинах океана. Им нравится изучать, как наука находит применение в области технологий – в освоении космоса, лазерной хирургии, сфере искусственного интеллекта.

Если ты тоже хочешь знать, как все устроено и как другие люди – в том числе ученые – используют логическое мышление, значит твой логический интеллект громко заявляет о себе.

В наши дни новые открытия появляются каждый день, и с каждым днем их становится все больше. Впрочем, вопросов без ответов и нерешенных научных загадок при этом не становится меньше, поскольку каждое открытие порождает череду новых вопросов. Так что ученым всегда будет чем заняться!

 

Некоторым людям трудно овладеть обычным языком (английским, французским, испанским, немецким), но они легко осваивают компьютерные языки. Отчасти это объясняется тем, что за использование речи и компьютерного языка отвечают разные участки мозга. «Речевой» отдел мозга может работать не очень хорошо, а отвечающий за логику – отлично.

 

 

А если ты гений логики?

 

Для того, кто обожает все, что связано с логическим интеллектом, существует немало новых и интересных способов его развить. Логика тем и хороша, что ее осваивают поэтапно, от простого к сложному. Если ты любишь математику – начни изучать более сложные математические понятия. Увлекаешься наукой? Придумывай научные эксперименты и участвуй в ярмарках идей; попробуй познакомиться с настоящими учеными, расспроси их о том, чем они занимаются и что изучают. Нравятся компьютеры? Начни изучать их как отдельную ветвь науки. Если ты создал свою страничку, попробуй сконструировать более сложный сайт. Освоил лого? Изучи более сложный компьютерный язык (например, Java или С++).

Логический интеллект, которым ты обладаешь, поможет тебе улучшить свои способности и в других о


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.