Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-08-21 | 92 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сыктывкарский лесной институт-филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального
о бразования «Санкт-Петербургский государственныйлесотехнический университет имени С.М. Кирова»
Факультет заочного обучения
Кафедра: «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Курсовая работа
По дисципл ине: «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделия»
По теме: «Обеспечение безаварийной эффективности автомобилей»
Выполнил: Антоновский Л. Н.
студент факультета заочного
Обучения, бюджетная форма
Обучения,
Курс, № группы 15 70
Специальность: СТиТМиО
№ зач. книжки: 080461
Проверил: Якимов Ю.В.
Сыктывкар 2013
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Цели и задачи курсового проекта…………………………………………………..4
2. Исходные данные……………………………………………………………………5
3. Теоретическое обоснование темы………………………………………………….6
3.1 Назначение, свойства и качество автомобиля и системы ВАДС ……………6
3.2 Безотказность, живучесть, безопасность и безаварийностьавтомобиля……..9
3.3Эффективность автомобиля и системы ВАДС…………………………………10
3.4 Скорость и безаварийная эффективность автомобиля………………………...12
4. Тягово-тормозной паспорт автомобиля УАЗ- 3163 «Патриот»…………………...13
4.1 Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя……..13
4.2 Расчет и построение тяговой части паспорта…………………………………19
4.3 Прогноз тяговой динамичности и эффективности автомобиля……………..26
4.4 Теоретические основы, расчет и построение тормозной части паспорта…..28
|
Библиографический список……………………………………………………………………32
Приложение 1 …………………………………………………………………………………..33
Введение
Курсовой проект предназначен для студентов кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство», обучающихся по специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», а также может быть использовано студентами других инженерных специальностей.
В пособии приведены необходимые исходные данные для выполнения курсового проекта или курсовой работы (в зависимости от срока обучения) по определению и оценке показателей безаварийной эффективности автомобилей, указаны алгоритм и методики расчетов, объем и сроки выполнения, а также необходимые справочные данные.
В первом разделе пособия сформированы цель, задачи и объем курсового проекта или курсовой работы. Второй раздел посвящен выбору исходных данных для последующих расчетов. Третий раздел содержит теоретическое обоснование темы проекта (работы). В четвертом разделе приведены методика построения тягово-тормозного паспорта автомобиля и прогноз тормозной динамичности и безопасности автомобиля и системы ВАДС. Пятый раздел посвящен анализу динамических процессов автомобиля по графикам разгона, обгона и экстренного торможения.
Цель, задачи и объем курсового проекта
Целью выполнения курсового проекта является углубление и закрепление знаний по устройству автомобилей, теории их эксплуатационных свойств и рабочих процессов, а также оценки приспособленности к эффективному и безаварийному использованию в условиях автопредприятия.
Задачами курсового проектирования являются:
1.Конкретизация, углубление и закрепление знаний всего курса «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий» через оценку безаварийной эффективности автомобиля заданной модели в условиях выбранного автопредприятия.
|
2.Развитие творческих способностей при решении инженерно-эксплуатационных задач в области автомобильного транспорта.
3.Закрепление знаний основ проектирования и расчета шасси автомобиля.
Развитие убудущихавтоинженеров способности кратко и точно формулировать задачи, их обоснование, варианты и алгоритмы решения
Исходные данные
Автомобиль УАЗ 3163 «Патриот» с двигателем ЗМЗ-40905
Тип двигателя | 4 - тактный с впрыском топлива |
Экологический класс | Евро-4 |
Расположение и число цилиндров | 4L |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 95,5 94 |
Рабочий объем, л | 2,7 |
Степень сжатия | 9,1 |
Максимальная мощность двигателя, кВт | 94,1 |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | 4600 |
Максимальный крутящий момент, кНм | 209,7 |
Частота вращения, соответствующая макс. крутящему моменту, мин-1 | 2500 |
Удельный расход топлива, | 305 |
Коэффициент коррекции | 0,945 |
Тип кузова | |
Количество мест | 5(9) |
Длина, мм | 4700 |
Ширина, мм | 2100/1953 |
Высота,мм | 1900/2000 |
Колесная база, мм | 2760 |
Колея передняя, мм | 1600 |
Колея задняя, мм | 1600 |
Снаряженная масса автомобиля | 2070 |
на переднюю ось | 1150 |
на заднюю ось | 975 |
Полная масса, кг | 2670 |
Передаточные числа трансмиссии на передаче: | |
первой | 4,155 |
второй | 2,265 |
третьей | 1,428 |
четвертой | 1 |
пятой | 0,880 |
Гл.передачи | 4,11 |
Колесная формула | 4х4 |
Максимальная скорость, км/ч | 150 |
Контрольный расход топлива, л/90 км/ч | 10,8 |
Размеры шин | 225/75 R16 |
Автомобиля
Безотказность автомобиля как его свойство «непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки» [4, с.2] постепенно превращается в «ресурсный отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния», но может внезапно и скачкообразно превратиться в «эксплуатационный отказ, возникающий по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации» [4. с.4], а также в перемежающийся эксплуатационный отказ (ПЭО) – «многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера» [4. с.4],например, блокировка (ωт = 0) и Ю3 (S = 1) колес при торможении на скользкой (φ < 0,4) дороге, вызывающие переходы устойчивость ↔ неустойчивость автомобиля на дороге, управляемость ↔ неуправляемость автомобиля водителем, имеющим высокий уровень профессионального мастерства и персональный «почерк следами юза» не только на скользких, но и сухих, чистых и шероховатых покрытиях.
|
Переходы «устойчивость ↔ неустойчивость» и управляемость ↔ неуправляемость, задаваемые мастером-водителем в опасной дорожной обстановке, превращают безотказный автомобиль в живучий, а при условии достаточности времени проявления живучести, - в безаварийный объект системы ВАДС. «Как ни печально, но большинство водителей беззащитны в аварийной ситуации и чаще всего реагируют на нее естественной защитной реакцией – резким торможением, которое отнимает у них последнюю возможность сохранить управляемость автомобиля. Это не вина водителя, а беда, потому что арсенал его мастерства очень скуден, а профессиональный опыт не всегда может помочь в конкретной дорожной ситуации» [5, с.35].
Автомобиль как потенциальный источник опасности, обычно реализует свою «потенцию» в опасность и аварию в процессе управления водителем, не знающим своих контраварийных возможностей и не обладающим «чувством автомобиля», не умеющим предсказывать поведение других участников дорожного движения, прежде всего пешеходов и «крутых» нарушителей Правил дорожного движения.
Двигателя
При найденных значениях максимальной мощности двигателя
Nе, max=91,4кВт при частоте вращения коленчатого вала nN=4600мин-1 и максимального крутящего момента Ме,max = 0,2097кН∙м при частоте вращения коленчатого вала nм = 2500 мин-1 определяем:
- мощность при максимальном крутящем моменте
Nе, м = 0,105 Ме,maxnм = 0,105*0,2097*2500=55,05 кВт; (4.1)
- крутящий момент при максимальной мощности
кН∙м (4.2)
- коэффициенты приспособляемости к допустимой кратковременной перегрузке
1.11 (4.3)
|
и уменьшению угловой скорости
=1.84 (4.4)
а также коэффициенты
= = 0,903 (4.5)
= 1,21 (4.6)
= 1,11 (4.7)
На листе формата А4 строим поле внешней скоростной характеристики двигателя, имеющей в начале координат нулевые значения n (горизонтальная шкала), Nе и Gт (левая шкала), Ме и gе (правая шкала), по значениям Nе, max и Ме, max выбираем удобный масштаб n, Nе, и Ме и пунктирными вертикалями, проходящими через значения n ~ 600…800 мин-1, nм, nN и nхх, делим поле характеристики на интервалы.
Ттаблица 4.1:Расчетная внешняя скоростная характеристика двигателя
n,мин-1
| nxx | n<nM | nM | n >nM | n<nN | nN | n>nN |
600 | 1000 | 2500 | 3200 | 3900 | 4600 | 5300 | |
Nе, кВт | 11,34 | 21 | 55,05 | 73,92 | 81,9 | 91,4 | 83,48 |
Ме,кН∙м | 0,18 | 0,2 | 0,21 | 0,22 | 0,2 | 0,19 | 0,15 |
ge, г/кВтч | 320 | 317 | 302 | 293 | 293 | 305 | 317 |
ηe | 0,26 | 0,26 | 0,27 | 0,28 | 0,28 | 0,27 | 0,26 |
Gт, кг/ч | 3,629 | 6,657 | 16,625 | 21,659 | 23,997 | 27,877 | 26,463 |
n/nN | 0,13 | 0,22 | 0,54 | 0,7 | 0,85 | 1 | 1,15 |
кп | 1,05 | 1,04 | 0,99 | 0,96 | 0,96 | 1 | 1,04 |
|
Принимаем и записываем в таблицу 4.1 удобные значения n>nм и
n<nN, отмечаем их на графике и подставляем в формулу
, (4.8)
в которой значения коэффициентов
а + в - с = 1 (4.9)
0,903+1,21-1,11=1
определены ранее по формулам (4.5) – (4.7), а Кр – коэффициент коррекции равен 0,970
Ме600 = 0,189*[0,903+1,21*(600/4600)- 1,11(600/4600)2]*0,945 =0,18кНм
Ме1000 = 0,189*[0,903+1,21(1000/4600)- 1,11(1000/4600)2]*0,945 =0,2кНм
Ме3200 = 0,189*[0,903+1,21(3200/4600)- 1,11(3200/4600)2]*0,945 =0,22кНм
Ме3900 = 0,189*[0,903+1,21(3900/4600)- 1,11(3900/4600)2]*0,945 =0,2кНм
Ме5300 = 0,189*[0,903+1,21(5300/4600)- 1,11(5300/4600)2]*0,945 =0,15кНм
Найдем мощность при остальных крутящих моментах
Nе, 600 = 0,105*0,18*600 = 11,34 кВт;
Nе, 1000 = 0,105*0,20*1000 = 21 кВт;
Nе, 3200 = 0,105*0,22*3200 = 73,92 кВт;
Nе, 3900= 0,105*0,2*3900= 81,9 кВт;
Nе, 5300 = 0,105*0,15*5300=83,48 кВт;
Используя ряд дискретных значений
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | |
Кп | 1,03 | 0,99 | 0,97 | 0,96 | 0,96 | 0,97 | 1,00 | 1,04 |
и ряд подобных отношений в таблице 4.1, определяем методом интерполяции значения коэффициента Кn и удельного расхода топливаge, n =305г/кВтч
ge, n = Кn∙ ge,N, (4.12)
ge600 = 1.05*305 = 320г/кВтчge3200 = 0.96*305 = 293г/кВтч
ge1000 = 1.04*305 = 317г/кВтчge3900 = 0.96*305 = 293г/кВтч
|
ge2500 = 0.99*305 =302г/кВтчge5300 = 1.04*305 = 317г/кВтч
часового расхода топлива
Gт,n = ge,n∙ Nе,n∙10-3 (4.13)
Gт600 = 320*11,34*10-3 = 3,629кг/чGт3900 = 293*81,9*10-3 = 23,997кг/ч
Gт1000 = 317*21*10-3 =6,657кг/чGт4600 = 305*91,4*10-3 = 27,877кг/ч
Gт2500 = 302*55,05*10-3 = 16,625кг/чGт5300 = 317*83,48*10-3 = 26,463кг/ч
Gт3200 = 293*73,92*10-3 = 21,659кг/ч
При низшей теплоте сгорания топлива Нu =44 МДж/кг определяем эффективность КПД
. (4.14)
ηe600 = 3600/(320*44) = 0,26ηe3900 =3600/(293*44) = 0,28
ηe1000 = 3600/(317*44)= 0,26ηe4600 = 3600/(305*44) = 0,27
ηe2500 = 3600/(302*44)= 0,27ηe5300 = 3600/(317*44) = 0,26
ηe3200 =3600/(293*44) = 0,28
Все найденные, принятые и рассчитанные значения показателей таблицы 4.1 проверяем «на безошибочность» через их «принадлежность» кривым Ne = f(n), Me = f(n), Gт = f(n), ge= f(n) и ηe= f(n), находим и устраняем ошибки в найденных, принятых и расчетных значениях этих показателей созданного и эксплуатируемого автомобильного двигателя, как правило, малозависимого от шасси автомобиля – его трансмиссии, ведущих колес, несущей, управляющей, тормозной и других систем.
Энергетическая эффективность автомобиля любого класса и транспортного назначения в самом общем виде описывается формулой (3.12), содержащей в правой части только десять показателей, среди которых сомножители ηe и ηвк имеют по два нулевых значения – при минимальной и максимальной загрузке, зависимой от трансмиссии, условий (ψ) и режима (j) дорожного движения.
Трансмиссия как трансформатор, распределитель и передаточный механизм вращательного движения от двигателя к ведущим колесам предназначена для согласования их скоростных характеристик, определяющих основные показатели назначения автомобиля – его мгновенную действительную скорость υа, определяемую по формуле (3.2), и скоростной диапазон
. (4.15)
Это требуемое от автомобиля отношение его быстроходности к тихоходности превышает коэффициент приспособляемости двигателя (4.4) в несколько раз и при вынужденно больших значениях nN и rк вынуждает конструктора задавать трансмиссии функцию понижающего трансформатора – ступенчатого, бесступенчатого или комбинированного.
В современных условиях мирового роста производства и приобретения автомобилей автоконструкторы стремятся передать основные операторские функции водителя «бортовому» компьютеру и в связи с этой тенденцией автоматизируют все системы управления автомобилем, в том числе его коробкой передач – традиционно – ступенчатым трансформатором вращательного движения, имеющим ряд передаточных чисел:
1. Арифметический ряд, обеспечивающий постоянное приращение скорости при разгоне (переходе с низших передач на высшие):
Δυа = υ2 – υ1 = υ3 – υ2 =…= υn – υn-1 = const (4.16)
2. Геометрический ряд, обеспечивающий равенство отношений передаточных чисел коробки передач на смежных передачах:
(4.17)
3. Динамический ряд, обеспечивающий наибольшую интенсивность разгона неравенством
q1>q2> …>qn. (4.18)
4. Гармонический ряд, обеспечивающий тягачу постоянное приращение тягового усилия при переходе с высших передач на низшие:
ΔРкр = Рn – Pn-1 = …= Р2 – Р3 = Р1 – Р2 = const (4.19)
5. Мощностной ряд, обеспечивающий наибольшее использование мощности двигателя на наиболее «ходовых» (часто используемых) передачах.
Мощность, подводимая (переносимая) двигателем к трансмиссии транспортного автомобиля, обычно равна мощности его двигателя Ne, а мощность трансформированная, распределенная и переносимая к ведущим колесам,
(4.20)
и при больших значениях ведущих моментов Мв зависит от коэффициента продольного сцепления φх i каждого ведущего колеса с дорогой и коэффициента блокировки kбмежколесного дифференциала.
Коэффициент блокировки как отношение момента трения внутри дифференциала к моменту на его корпусе (ведомом зубчатом колесе пары, в которую обычно встроен межколесный дифференциал), в обычных четырехсателлитных дифференциалах не превышает значения kδ < 0,1, равного допустимой ВСН 24-88 разности коэффициентов сцепления φхi по ширине проезжей части автомобильных дорог и улиц. Однако локальное оледенение проезжей части порождает разность коэффициентов сцепления левых и правых колес Δφх i>>kδ и превращает трансмиссию в привод только одного ведущего колеса, имеющего наименьший коэффициент сцепления φх i
и скорость υхв = υа = 0 при удвоенной дифференциалом угловой скорости 2ωв.
При испытаниях автомобиля на стенде ведущие колеса вращают беговые барабаны и подводят к ним измеряемую мощность
, (4.21)
зависимую от полезной массы mг и полной массы автомобиля mа. При этом КПД двигателя, трансмиссии и ведущих колес автомобиля
(4.22)
можно измерить при разных значениях отношения mг/mа и определить зависимость КПД автомобиля (3.13) от перевозимой массы mг.
Если одновременно с измерением мощности Nδ, подводимой ведущими колесами к беговым барабанам, измерять эффективную мощность двигателя
, (4.23)
то при таком эксперименте можно определить произведение КПД
. (4.24)
Раздельное измерение этих КПД возможно только после весьма трудоемкой подготовки трансмиссии к измерению «входных» и «выходных» крутящих моментов и угловых скоростей. При эксплуатации автомобилей необходимо знать и всесторонне повышать их результирующий КПД (3.12).
При поверочном динамическом расчете автомобиля реальную сумму параллельных потоков мощности (4.20) заменяем одним потоком, подобным мощности Nδ в формуле (4.24), а КПД трансмиссии определяем расчетом по формуле
, (4.25)
где ηц и ηк – соответственно КПД цилиндрических и конических пар зубча-
тых колес и подшипников их валов; принимаем ηц = 0,98 и
ηк = 0,97;
ηкш – КПД карданного шарнира; принимаем ηкш = 0,995;
На всех не прямых передачах постоянная часть формулы (4.25) имеет значение
ηтр = 0,98∙0,97∙0,995 = 0,945,
а на прямой передаче (четвертой) ηтр,_ = 0,98∙1∙ 0,995 = 0,975
Библиографический список
1. Вахламов В.К. Автомобили: Конструкция и эксплуатационные свойства: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. _М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 480 с.
2. Вахламов В.К Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства /В.К. Вахламов – М.: Изд.центр «Академия», 2004 – 528 с.
3. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.: Машиностроение, 1989. – 240с.
4. Лопарев А.А., Якимов Ю.В. Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий. Учебно-методическое пособие для спец. 190630 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», Сыктывкар, 2013-98с
5. Машиностроение. Энциклопедия: учебник для технических вузов / В.Ф. Платонов. В.С. Азаев. Е.Б. Алекандров [и др.].; под ред. В.Ф. Платонова. – М.:Машиностроение, 1997. – 688 с.
6. Туревский, И.С. Теория автомобиля [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / И.С. Туревский. – М.:Высш. шк., 250. – 240 с.: ил.
Сыктывкарский лесной институт-филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального
о бразования «Санкт-Петербургский государственныйлесотехнический университет имени С.М. Кирова»
Факультет заочного обучения
Кафедра: «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Курсовая работа
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!