Психосоциальные теории старения: ролевая теория, теория обмены ролей, теория стратификации возраста, теория социального обмена, теория событий жизни, теория меньшинства, теория субкультуры. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психосоциальные теории старения: ролевая теория, теория обмены ролей, теория стратификации возраста, теория социального обмена, теория событий жизни, теория меньшинства, теория субкультуры.

2020-08-21 737
Психосоциальные теории старения: ролевая теория, теория обмены ролей, теория стратификации возраста, теория социального обмена, теория событий жизни, теория меньшинства, теория субкультуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное общество породило несколько вариантов социальных теорий старения, общая цель которых – обосновать социально- философскую позицию пожилого человека и отношения общества к нему.

Социальные теории старения имеют практическое значение для социальной работы. Опираясь на различные теории, социальные работники вырабатывают программы адаптации к старости. Разнообразие теорий дает более емкое представление о процессе старения, что позволяет адаптировать программу адаптации к старости к индивидуальным потребностям индивида, повышая уровень социального обслуживания пожилых людей.

 

· «Ролевая теория старения».

 

Это теория возникла из идеи, фокусированной на приспособление человека к ролям, превалирующим в обществе.

 

Говоря о старении, акцент в этой теории сделан на приспособлении человека к смене роли на последнем этапе жизни.

 

Возрастные ограничения бывают как:

 

· формальными, выраженными законами и правилами (выход на пенсию),

 

· неформальными, выраженными общественным мнением, субкультурой (пожилой человек практически заканчивает учиться, пожилые люди редко вступают в брак и др.).

Пожилые люди, так же как и молодежь, должны быть подготовлены к ролям, свойственным возрасту, а также к их потере или прекращению.

 

Например, потери роли мужа или жены, отца или матери, кормильца, опекуна, начальника, независимого человека.

 

Пожилому человеку и связанным с ним молодым людям следует помочь освоить новые социальные роли: пенсионера, дедушки или бабушки, зависимого человека, вдовца/вдовы или заботливого и внимательного внука/внучки, кормильца, помощника.

 

Рассмотрим это на примере роли дедушки или бабушки, во взаимодействии с которыми у подростков больше всего возникает конфликтных ситуаций. Пожилой человек, не освоивший роль бабушки или дедушки, продолжает вести себя авторитарно, как мать или отец, финансово содержащий семью. Вместе с тем все члены семьи понимают, что его финансовые возможности на пенсии ограничены (хотя и не у всех), потенциалы здоровья не те и он уже физически зависим от других членов семьи, поэтому и его роль во многих семье уже не так значима. Некоторые подростки это чувствуют и во многих случаях, пользуясь зависимым положением пожилого человека, унижают его.

 

! Следует отметить, что в некоторых случаях потеря прежних ролей может сделать пожилого человека свободным в последние годы его жизни.!

 

Например, незамужние женщины, бездетные вдовы, занимающие с молодого возраста активные общественные роли, ограничивающие их поведение, при их потере в пожилом возрасте становятся более свободными.

 Или пожилые мужчины, которые с возрастом, наконец, освобождаются от бремени финансовой поддержки семьи, начинают вести более свободный образ жизни.

 В таких случаях потеря прежней роли! не носит негативный! характер, но вместе с тем необходимо, чтобы появились новые позитивные социальные роли, которые бы заполнили образовавшийся вакуум.

Принципиально важным для реализации межпоколенного подхода в социальном воспитании является то, чтобы пожилой человек в своей новой роли не должен быть только её объектом (зависимым), а превращался бы в её субъект, играл посильную, значимую роль.

Говоря о социальных ролях, следует отметить, что они тесно связаны с рождением, полом, этнической принадлежностью, классом человека. Есть группы ролей, изначально ставящие человека в выигрышное или проигрышное положение. Например, рождение человека в богатой или бедной семье. Проигрышные роли тяжелым образом сказываются на судьбе человека, часто делая его незащищенным от бедности.

Вместе с тем, пожилой возраст может дать человеку поразительные роли, сделать любого счастливым в это время жизни. Это, прежде всего, касается половых ролей. Пожилые женщины более жизнестойки, чем мужчины, эмоционально более спокойные и способные позаботиться о себе. И это несмотря на то, что они чаще живут в одиночестве, а многие имеют финансовые трудности. Возможно, дискриминация в течение всей жизни сделала их более жизнеспособными, позволила сохранить больше сил в пожилом возрасте. Поэтому пожилые женщины начинают больше ценить себя, учатся это делать, становятся независимыми.

v ТЕОРИЯ ОБМЕНА РОЛЕЙ

 

! С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости!

 

«Теория непрерывности» также включает в себя теорию ролей.

 

Согласно этой теории старение представляет собой процесс последовательной смены ролей. Пожилые люди берут на себе новые роли вместо тех, от которых они должны отказаться, приспосабливаясь, таким образом, к окружающему миру.

Удовлетворение от жизни оценивается постоянством стиля жизни. В межпоколенных проектах можно создавать различные роли для пожилых и молодых людей, которые позволят им гармонично жить рядом друг с другом.

 

 

! Индивидуальный опыт человека на каждом этапе жизни подготавливает его к освоению ролей и функций следующего этапа.!

v Теория возрастной стратификации.

· (Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве.)

Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е., по их мнению, о бщество разделено в возрастном и социальном отношении.

Основанием для такой стратификации является, прежде всего, хронологический возраст.

В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы: как

· общественный статус старых людей

                                                

· индивидуальные перемещения из одного возрастного страта (периода) в другой

 

· механиз­мы распределения социовозрастных ролей

 

· взаимоотношения с прочими возрастными группами.

 

Большинство старых людей не участвуют в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением.

Таким образом, данная теория также способствует отношению к старости как к периоду, обладающему определенным, неизбежным недостатком, а именно: отсутствием контроля над ситуацией.

Если говорить о социальной политике государства, то в этом случае все вопросы, касающиеся жизни пожилого человека будут решены как бы для него, но без него, без учета его реальных желаний и потребностей.

v Теория социального обмена

! Считает, что более свободный образ жизни с небольшим количеством обязанностей может считаться одним из преимуществ старости.!

«Теория социального обмена». Эта Теория была создана в 60-е годы XX века учеными Тибаутом и Келлей (Tuibaut and Kelly), которые утверждали, что власть, определяемая ими как контроль над другими, происходит от зависимости одного человека от другого.

Зависимость рассматривается как состояние беспомощности, вызванное несправедливостями социальной среды.

 

Они называют это “контроль над судьбой”, обращая внимание на то, что одним из распространенных недостатков зависимости является забота, которую необходимо проявлять при взаимодействии с тем, от кого человек зависит.

 

! Необязательно при этом проявлять максимум активности.!

 

Зависимость пожилых больше связаны с дисбалансом социального обмена, чем с потребностями общества или выбором пожилых людей.

 

Поскольку у пожилых меньше ресурсов и возможностей, ими управляют те, кто имеет инициативу, в данном случае подростки. Альтернативой зависимости является атмосфера уважения и согласия, которая достигается в межпоколенных проектах во взаимоотношениях пожилых и молодых.

 

И в то же время ее сторонники не согласны с тем, что активность должна быть снижена до минимума. Они считают, что как теория активности, так и теория освобождения являются предписывающими теориями и слишком увлечены ценностными оценками того, что значит благополучно стареть.

v «Теория событий жизни».

 

Эта теория фокусируется на различных моделях событий жизни, стрессах, депрессиях, которые они вызывают. Можно выделить, по крайней мере, две модели событий жизни:

 

· переходная эпоха 

· стабильные социальные условия.

 

История развития человечества подтверждает, что в мире периодически наблюдаются переходные       эпохи, времена политических, интеллектуальных и эмоциональных брожений. Конец XX века в России яркий тому пример.

 

Политическая система, экономический порядок, обычаи и нравственные нормы, долгое время считавшиеся абсолютными и непогрешимыми, отвергнуты как неадекватные, устаревшие, даже нереалистические.

 

Пожилые люди тяжелее всех переживают такие эпохи и периоды нестабильности, с горечью обнаруживая, что идеи, принципы которыми они дорожили, уже не в почете или объявлены фальшивыми.

Молодые же люди, которые осваивают новые ценности (или не осваивают), критичны, а порой агрессивны в отношении ценностей, идеалов, образа жизни пожилых людей, что ведет к конфликту представителей разных поколений, глубокой депрессии и стрессам пожилых людей и требует особых межпоколенных проектов для их преодоления, влияющих как на представителей старшего, так и молодого поколения.

Времена стабильных социальных условий также не исключают глубокого стресса и депрессии. Жизнь любого человека является цепью различных событий, в том числе и негативных. Само событие, в том числе и негативное, не всегда ведёт к разрушительным последствиям, но по мере того, как они накапливаются, возникает серьёзная необходимость в специальных межпоколенных проектах.

 

Пожилой человек может пережить смерть друзей, членов семьи, но накапливаются и такие, может быть не катастрофические потери, как, например, потеря волос, зубов, слуха, возможность получить половое удовлетворение, ловкости и др.

 

Взглянув, как-то на себя в зеркало, пожилой человек может не увидеть того «молодца и красавца», каким он раньше был и, естественно, болезненно реагирует на такие потери, что может стать причиной глубокого стресса и депрессии

 

v Теория меньшинств (эйджизм)

Рассматривает людей пожилого воз­раста как группу меньшинства в структуре населения, что пред­полагает дискриминацию, низкий социальный статус и другие явления, характеризующие социальные меньшинства.

Например, “Теория меньшинства” рассматривает пожилых людей как особую группу меньшинства в населении.

 

Меньшинства, как известно, имеют более низкий социально-экономический статус, подвергаются дискриминации, являются объектом предубеждения других слоев, поколений населения, в нашем случае молодых людей, подростков.

 

Отсюда возникает так называемый “эйджизм”, основанный на использовании негативных стереотипов и обобщений во взглядах на людей в зависимости от их возраста.

 

Эта форма дискриминации людей пожилого возраста созвучно понятии “ геронтофобия ”, характеризующему негативные чувства людей, вызывающие отвращение к пожилым.

 

Достаточно известно бытующее у определенной части молодых людей, подростков мнение о ненужности пожилых людей, которые свое отжили и должны освободить «место под солнцем» молодым. «Когда же ты помрешь!» - это далеко не единичное и самое циничное высказывание молодых людей, сказанное в сердцах.

 

Существует ряд терминов, например, “возрастная сегрегация”, которая объясняет изолированность людей друг от друга, основанную на возрасте.

 

Данная изолированность случается в “серых” (седых) кварталах городов, возникает при выходе пожилых людей на пенсию и основана на различных потребностях, интересах людей разного возраста в образе жизни, социальных и иных службах.       

 

«Возрастная дискриминация» раскрывает несправедливое отношение к человеку по возрастному признаку. Особым проявлением геронтофобии может служить теоретическое обоснование идеи эвтаназии пожилых в последний период их жизни, перед смертью. Согласно эвтаназии врач имеет право с согласия неизлечимо больного клиента прервать его жизнь.

 

Эта теоретическая идея, противоречащая идеям христианства, справедливо критикуется во всём мире. Ее следование может логически привести к геноциду пожилых людей, когда врачи уже будут играть не главную роль. Отметим, что в ряде стран (например, в Голландии в 2001 году) эвтаназия получила парламентскую поддержку.

v Теория субкультуры.

 Рассматривает пожилых людей как небольшую социальную группу со своей особой культурой, объединяющей их, поэтому между стариками устанавливается особенная близость по интересам, увлечениям, воспоминаниям, что, в свою очередь, ведет к обособлению от представителей других возрастных групп, в том числе от родственников и близких.

! Теория субкультуры (А.Роуз). Культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных когорт.!

 

Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп.

 

В практическом плане А.Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

 

Два важных фактора - особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе, и исключение их (или ограничение) из взаимодействия с другими группами насе­ления - дали толчок для образования символической теории субкультуры А. Роуза.

 

Автор утверждает, что культура пожилых - особая, определяющаяся такими факторами, как вы­ход на пенсию, снижение семейных контактов, общие заботы и проблемы, болезни и недомогания, организация учреждений для пенсионеров, влияние сложившихся в обществе стереотипов престарелых людей и др., порождающими субкультуру старости.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.