Глава 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе XVIII столетия. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе XVIII столетия.

2020-08-20 234
Глава 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе XVIII столетия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Творчеству Стерна посвящена обширная библиография, однако в целом современное стерноведение больше внимания уделяет первому произведению Стерна «Тристрам Шенди». Серьезное изучение творчества Стерна началось лишь в ХХ в. Подробной интерпретации «Сентиментального путешествия» была посвящена монография австралийского ученого Р. Бриссендена «Страдающая добродетель. Сентиментальный роман от Ричардсона до Сада», в которой автор в полемике с А. Кэшем отстаивает в данном романе приоритет чувства, отвергая концепцию А. Кэша «Стерн-рационалист XVIII в.». Наряду с исследованием истоков стерновского романа английскую критику занимала проблема вклада Стерна в свете эстетических и этико-философских исканий. Одной из таких популярных тем является анализ нетрадиционного решения проблемы романного времени. Одной из важнейших проблем стерноведения является также проблема соотношения позиций автора и повествователя. Именно в свете этой проблемы возникают все новые и новые критические прочтения «Сентиментального путешествия». Одни критики предпочитают совмещать Стерна-человека, Стерна-писателя и условного повествователя Йорика. Другие, напротив, доказывают, что сам автор не разделяет чувственно-патетической позиции своего героя-рассказчика, упрекая Стерна в неискренности, желании писать на потребу сентиментально настроенной публики. Э. Дилуорт в монографии «Несентиментальное путешествие Лоренса Стерна» развеял миф о «чувствительном Стерне». А. Кэш в монографии «Комедия моральных чувств в творчестве Стерна» в полемике с данными выводами выдвигает свою интерпретацию «Сентиментального путешествия» на основе cопоставлений высказываний Йорика с текстом проповедей Стерна, делая вывод, что Стерн противопоставляет спонтанной чувствительности Йорика стабильную добродетель таких персонажей, как монах, старый французский офицер, хозяин осла, с чем трудно согласиться, поскольку Йорик - не менее добродетелен.

В советском литературоведении затрагивались самые различные аспекты творчества Стерна. В. Шкловский одним из первых в стерноведении обратил внимание на актуализацию Стерном приемов создания романа: «Вообще у него педалировано само строение романа, у него осознание формы путем нарушения ее и составляет содержание романа». Проблемы мировоззрения Стерна были затронуты И. Верцманом и М. Тронской, а А. Елистратова во вступительной статье к изданию Стерна в серии «Библиотека всемирной литературы «впервые обратилась к его жанровой специфике, отметив, что если «Тристрам Шенди» был пародией на классической роман XVIII в., то «Сентиментальное путешествие» было не менее откровенной пародией на традиционный жанр путешествия - один из самых устоявшихся и почтенных жанров тогдашней литературы[1]».

В русской и зарубежной литературе ученые уделяли внимание проблеме изображения времени в романе, соотношению позиций автора и героя, жанровой специфике романа и др. Данная тема учеными не освещена, поэтому она актуальна.

Цель работы: рассмотреть черты поэтики сентиментализма в романе Л. Стерна «Сентиментальное путешествие»

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- рассмотреть форму, приемы и основные мотивы повествования;

- определить стилевое своеобразие повествования и найти в нем черты поэтики сентиментализма;

- рассмотреть психологический аспект изображения героя.

Предмет исследования: черты поэтики сентиментализма.

Объект исследования: роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие».

Практическое значение: работу можно использовать при подготовке к практическим занятиям в вузе.


Глава 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе XVIII столетия.

Глава 2. Отражение концепции сентиментализма в поэтике романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие»

Заключение

 

«Сентиментальное путешествие» Л. Стерна по содержательной стороне относится к психологическому роману сентиментализма. Форма, которую он придает своему произведению, является формой свободно текущего литературного процесса, не связанного сюжетом, правилами организации пространственно-временной структуры и иными канонами, однако и эта форма является фикцией. Организация повествовательной структуры и композиции произведения Стерна подчинено собственной строгой логике, обусловленной внутренней задачей: вывести образ абсолютно субъективного повествователя.

Разрушая форму путешествия, мемуаров, классического романа, Стерн создает новый тип психологического романа. Его самоповествование – это ироническое подглядывание за самим собой. Изображение природы, обращение к внутреннему миру человека, принцип сострадания, сочувствия, лирические отступления, размышления героя и следующие за ними выводы доказывают, что роман написан в стиле сентиментализма. Сам Йорик относит себя к категории сентиментальных путешественников. Но в чувствительности Йорика есть ирония. А.Г. Яковлева считает, что роман «Сентиментальное путешествие» разрушает сентиментальный канон. В романе уникально сочетаются остроумие и чувствительность, скептицизм и жизнерадостность, что выходит за границы сентиментализма. «Сентиментальное путешествие» частично относится к сентиментализму, это произведение шире данного литературного направления.

Таким образом, «Стерн открыл повествовательному искусству новые перспективы; причем многие выводы из находок писателя были сделаны не только его младшими современниками, но и значительно позже - также романтиками и реалистами последующего времени»[43].


Список использованной литературы:

 

1. Атарова К.Н. Монография. Лоренс Стерн и его сентиментальное путешествие. - М.: Высшая школа, 1980.

2. Атарова К.Н. Стерн и европейский роман первой четверти 20 в.// Писатель и жизнь. - М.: 1987.

3. Верцман И.Е. Лоренс Стерн. Из истории реализма на Западе. - М.: Изд-во АН СССР, 1941. С.133-188.

4. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения, М.: 1966.

5. Кочеткова Н. Сентиментализм и Просвещение. //Русская литература. М.: 1983. - № 4.

6. Краткая литературная энциклопедия в 7 т. Под ред. Суркова А.А.- М.: Советская энциклопедия, 1964.

7. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В., Николаева П.. - М., 1987.

8. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии, М.: 1983.

9. Стерн Л. Сентиментальное путешествие, М.: 1968.

10. Стерн. Л. Сентиментальное путешествие. Воспоминания. Письма. Дневник. Пер. и примеч. А. Франковского. Пред. И. Верцмана. - М., Гослитиздат, 1940.

11. Толстой Л. Полн. собр.соч. T.46. - М., 1934.

12. Тронская М. Романы Лоренса Стерна. - М.: 1940.

13. Шкловский В. О теории прозы, М., //Советский писатель, 1983.

14. Шкловский В. Повести о прозе, М.: 1966.


[1] Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения М: 1966, с. 16.

[2] Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В. Кожевникова, П. Николаева. - М.: 1987, с. 307.

[3] Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В. Кожевникова, П. Николаева. - М.: 1987, с. 309.

[4] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 581.

[5] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 581.

[6] Там же, с. 566.

[7] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 652.

[8] Там же, с. 609.

[9] Шкловский В. Повести о прозе, М.: 1966, с 193.

[10] Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи просвещения: проблемы типологии, М.: 1983, с. 80.

[11] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 624.

[12] Там же, с. 652.

[13] Там же, с. 559.

[14] Шкловский В. О теории прозы // Советский писатель, М.: 1983, с. 250.

[15] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 579

[16] Шкловский В. Повести о прозе, М.: 1966, с. 258.

[17] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 258.

[18] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 574.

[19] Там же, с. 586.

[20] Л. Толстой. Полн. Собр. Сочинений, Т. 46. – М.: 1934, с. 82.

[21] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 545.

[22] Там же, с. 589.

[23] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 554.

[24] Там же, с. 584.

[25] Там же, с. 619.

[26] Шкловский В. Повести о прозе, М.: 1966, с. 235.

[27] Шкловский В. Повести о прозе, М.: 1966, с.232.

[28] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с.557.

[29] Там же, с. 544.

[30] Атазарова К. Н. Монография. Лорес Стерн и его «Сентиментальное путешествие». - М.: Высшая школа, 1980, с. 47.

[31] Л. Стерн. Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 594.

[32] Стерн Л.Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 591.

[33] Там же, с. 608.

[34] Там же, с. 591.

[35] Шкловский В. Повести о прозе, М.: 1966, с. 132.

[36] Елистратова А. А. Английский роман эпохи просвещения. – М.: 1966, с. 71.

[37] Стерн Л.Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 559.

[38] История зарубежной литературы XVIII века. Под ред. З. И. Плавскина. - М.: Высшая школа, 1991, с. 95.

[39] Стерн Л.Сентиментальное путешествие, М.: 1968, с. 642.

[40] Там же, С. 553.

[41] Елистратова А. А. Английский роман эпохи просвещения. – М.: 1966, с. 71.

[42] История зарубежной литературы XVIII века. Под ред. З. И. Плавскина. - М.: Высшая школа, 1991, с. 97.

[43] Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения, М.: 1966, с. 72.

Введение

 

Творчеству Стерна посвящена обширная библиография, однако в целом современное стерноведение больше внимания уделяет первому произведению Стерна «Тристрам Шенди». Серьезное изучение творчества Стерна началось лишь в ХХ в. Подробной интерпретации «Сентиментального путешествия» была посвящена монография австралийского ученого Р. Бриссендена «Страдающая добродетель. Сентиментальный роман от Ричардсона до Сада», в которой автор в полемике с А. Кэшем отстаивает в данном романе приоритет чувства, отвергая концепцию А. Кэша «Стерн-рационалист XVIII в.». Наряду с исследованием истоков стерновского романа английскую критику занимала проблема вклада Стерна в свете эстетических и этико-философских исканий. Одной из таких популярных тем является анализ нетрадиционного решения проблемы романного времени. Одной из важнейших проблем стерноведения является также проблема соотношения позиций автора и повествователя. Именно в свете этой проблемы возникают все новые и новые критические прочтения «Сентиментального путешествия». Одни критики предпочитают совмещать Стерна-человека, Стерна-писателя и условного повествователя Йорика. Другие, напротив, доказывают, что сам автор не разделяет чувственно-патетической позиции своего героя-рассказчика, упрекая Стерна в неискренности, желании писать на потребу сентиментально настроенной публики. Э. Дилуорт в монографии «Несентиментальное путешествие Лоренса Стерна» развеял миф о «чувствительном Стерне». А. Кэш в монографии «Комедия моральных чувств в творчестве Стерна» в полемике с данными выводами выдвигает свою интерпретацию «Сентиментального путешествия» на основе cопоставлений высказываний Йорика с текстом проповедей Стерна, делая вывод, что Стерн противопоставляет спонтанной чувствительности Йорика стабильную добродетель таких персонажей, как монах, старый французский офицер, хозяин осла, с чем трудно согласиться, поскольку Йорик - не менее добродетелен.

В советском литературоведении затрагивались самые различные аспекты творчества Стерна. В. Шкловский одним из первых в стерноведении обратил внимание на актуализацию Стерном приемов создания романа: «Вообще у него педалировано само строение романа, у него осознание формы путем нарушения ее и составляет содержание романа». Проблемы мировоззрения Стерна были затронуты И. Верцманом и М. Тронской, а А. Елистратова во вступительной статье к изданию Стерна в серии «Библиотека всемирной литературы «впервые обратилась к его жанровой специфике, отметив, что если «Тристрам Шенди» был пародией на классической роман XVIII в., то «Сентиментальное путешествие» было не менее откровенной пародией на традиционный жанр путешествия - один из самых устоявшихся и почтенных жанров тогдашней литературы[1]».

В русской и зарубежной литературе ученые уделяли внимание проблеме изображения времени в романе, соотношению позиций автора и героя, жанровой специфике романа и др. Данная тема учеными не освещена, поэтому она актуальна.

Цель работы: рассмотреть черты поэтики сентиментализма в романе Л. Стерна «Сентиментальное путешествие»

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- рассмотреть форму, приемы и основные мотивы повествования;

- определить стилевое своеобразие повествования и найти в нем черты поэтики сентиментализма;

- рассмотреть психологический аспект изображения героя.

Предмет исследования: черты поэтики сентиментализма.

Объект исследования: роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие».

Практическое значение: работу можно использовать при подготовке к практическим занятиям в вузе.


Глава 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе XVIII столетия.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.