Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции.

2020-08-20 104
Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сертификация

1.Сущность сертификации и основные определения: "сертификация соответствия», «сертификат соответствия», «знак соответствия».

2. Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции.

3. Основные цели и принципы Системы сертификации ГОСТ Р.

4. Организационная структура Системы сертификации ГОСТ Р.

5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров.

6. Схемы сертификации и схемы декларирования продукции.

7. Обязательная и добровольная сертификация.

8. Порядок проведения сертификации продукции.

9. Правила использования знака соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р.

10. Сертификация средств измерений.

11. Законодательные и нормативные основы сертификации в РФ. Основные положения Федерального Закона «О техническом регулировании» по сертификации.

12. Цели и задачи сертификации. Современные тенденции развития сертификации.

13. Государственный реестр системы сертификации.

14. Роль сертификации в обеспечении качества продукции и защите прав потребителя.

15. Способы информирования о соответствии.

16. Помещения, испытательное оборудование, средства измерения, нормативная документация и персонал испытательных лабораторий.

17. Особенности организации обязательной и добровольной сертификации в соответствии с требованиями Закона РФ «О техническом регулировании».

18. Формы подтверждения соответствия: добровольная сертификация, декларирование соответствия, обязательная сертификация.

19. Объекты сертификации - продукция (услуги), процессы, системы менеджмента качества.

20. Задачи сертификации с точки зрения межгосударственных, политических, торгово-экономических и социальных экономических отношений.

21. Задачи и функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, федеральных органов исполнительной власти, центральных органов системы сертификации, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

22. Испытательные лаборатории и предъявляемые к ним требования.

23. Административная и организационная структура органа по сертификации, система управления документацией и система обеспечения качества работ по

сертификации.

24. Система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

25. Контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий.

26. Сертификат соответствия. Знак обращения па рынке. Знак соответствия.

27. Схемы сертификации в сфере услуг. Применение схем сертификации в сфере услуг.

28. Цели и объекты сертификации в сфере услуг.

29. Этапы проведения сертификации услуг.

30. Обязательная сертификация услуг.

31. Сертификация в сфере туристской индустрии.

 

1.Сущность сертификации и основные определения: "сертификация соответствия», «сертификат соответствия», «знак соответствия».

В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют пред­приятия различных форм собственности, наиболее эффективным способом гарантии, качества продукции и услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, является сертификация.

Это следует из сущности самого понятия сертификации и той организационной системы, которая создается для ее реализации. Понятие "сертификация соответ­ствия" было сформулировано специальным Комитетом Совета Международной Организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в Руководство № 2 ИСО, выпущенное в ноябре 1982 г. Пересмотренное Руководство ИСО/МЭК 2, вышедшее как совместное издание ИСО и МЭК (Междуна­родная электротехническая комиссия) без существенных изменений воспроизводит определение этого понятия, Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1947 году. Её целью является содействие стан­дартизации в мировом масштабе. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации. ИСО разрабатывает свои стандарты и другие документы на продукцию, терминологию, классификацию, организационную деятельность.

Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона документаль­но удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требо­ваниям.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Сертификат соответствия — документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и удостоверяющий то, что должным образом идентифициро­ванная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия (по сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертифика­ции и указывающий, что соответствующая продукция, процесс или услуга соответ­ствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

 

Законодательные и нормативные основы сертификации в РФ. Основные положения Федерального Закона «О техническом регулировании» по сертификации.

Полномочия Госстандарта России в области сертификации определяются:

- Постановлением Правительства РФ № 498 от 07.05.99 г.;

- Законом "0 сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. № 5151-1;

- Законом "О защите прав потребителей" от 17 февраля 1992 г. (редакция от 17.12.99 г.);

- "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда" от 06 августа 1993 г. № 5600-1.

Основным документом законодательства РФ в области сертификации являлся до 01.07.2003 г. был Закон РФ "О сертификации продукции и услуг".

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стан­дартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV.Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Центральный орган системы сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее – испытательная лаборатория).

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий) – проверка, осуществляемая с целью установления продолжения соответствия продукции заданным требованиям, подтвержденным при ее сертификации.

Заявитель – предприятие, организация, лицо, обратившиеся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

Способ (форма, схема) сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (далее – схема сертификации).

Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции, требованиям, предъявляемым к данному виду продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).

Декларирование соответствия

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В отличие от сертификации декларирование осуществляется первой стороной, как правило, изготовителем.

Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью:

1.придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия;

2.снижение затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции;

3.ускорение товарооборота;

4.создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России в ВТО.

Декларирование как форма подтверждения соответствия со «слабой» доказательной базой распространялась до сих пор лишь на малоопасную продукцию, а для опасной применялась обязательная сертификация как более жесткая форма подтверждения соответствия, осуществляемая третьей стороной. Декларирование соответствия осуществляется по двум схемам: принятие декларации о соответствии на основании: а) собственных доказательств;

б) собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и/или аккредитованной ИЛ (центра), далее – третья сторона.

Обязательная сертификация  осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов. Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

Закон определял общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательном сертификации, состав участников обязатель­ной сертификации, их полномочия и обязанности, Участниками обязательной серти­фикации являются государственные органы управления, центральные органы си­стемы сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

Сертификация услуг.

Объектами сертификации услуг могут выступать: услуга; организация, предоставляющая

услугу; персонал, осуществляющий услугу.

Участники системы сертификации услуг:

Госстандарт РФ (руководящий орган); центральные органы; методические органы; испытательные лаборатории; аккредитованные органы посертификации.

Схемы сертификации услуг включают:

оценку оказания услуги; проверку оказанной услуги; инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Сертифицированную проверку услуг осуществляют эксперты аудиторы на месте оказания услуги. Сертификат соответствия оформляется в случае положительного итога проверки,

а при отрицательных итогах выдается постановление об отказе.

Сертификация

1.Сущность сертификации и основные определения: "сертификация соответствия», «сертификат соответствия», «знак соответствия».

2. Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции.

3. Основные цели и принципы Системы сертификации ГОСТ Р.

4. Организационная структура Системы сертификации ГОСТ Р.

5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров.

6. Схемы сертификации и схемы декларирования продукции.

7. Обязательная и добровольная сертификация.

8. Порядок проведения сертификации продукции.

9. Правила использования знака соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р.

10. Сертификация средств измерений.

11. Законодательные и нормативные основы сертификации в РФ. Основные положения Федерального Закона «О техническом регулировании» по сертификации.

12. Цели и задачи сертификации. Современные тенденции развития сертификации.

13. Государственный реестр системы сертификации.

14. Роль сертификации в обеспечении качества продукции и защите прав потребителя.

15. Способы информирования о соответствии.

16. Помещения, испытательное оборудование, средства измерения, нормативная документация и персонал испытательных лабораторий.

17. Особенности организации обязательной и добровольной сертификации в соответствии с требованиями Закона РФ «О техническом регулировании».

18. Формы подтверждения соответствия: добровольная сертификация, декларирование соответствия, обязательная сертификация.

19. Объекты сертификации - продукция (услуги), процессы, системы менеджмента качества.

20. Задачи сертификации с точки зрения межгосударственных, политических, торгово-экономических и социальных экономических отношений.

21. Задачи и функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, федеральных органов исполнительной власти, центральных органов системы сертификации, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

22. Испытательные лаборатории и предъявляемые к ним требования.

23. Административная и организационная структура органа по сертификации, система управления документацией и система обеспечения качества работ по

сертификации.

24. Система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

25. Контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий.

26. Сертификат соответствия. Знак обращения па рынке. Знак соответствия.

27. Схемы сертификации в сфере услуг. Применение схем сертификации в сфере услуг.

28. Цели и объекты сертификации в сфере услуг.

29. Этапы проведения сертификации услуг.

30. Обязательная сертификация услуг.

31. Сертификация в сфере туристской индустрии.

 

1.Сущность сертификации и основные определения: "сертификация соответствия», «сертификат соответствия», «знак соответствия».

В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют пред­приятия различных форм собственности, наиболее эффективным способом гарантии, качества продукции и услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, является сертификация.

Это следует из сущности самого понятия сертификации и той организационной системы, которая создается для ее реализации. Понятие "сертификация соответ­ствия" было сформулировано специальным Комитетом Совета Международной Организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в Руководство № 2 ИСО, выпущенное в ноябре 1982 г. Пересмотренное Руководство ИСО/МЭК 2, вышедшее как совместное издание ИСО и МЭК (Междуна­родная электротехническая комиссия) без существенных изменений воспроизводит определение этого понятия, Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1947 году. Её целью является содействие стан­дартизации в мировом масштабе. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации. ИСО разрабатывает свои стандарты и другие документы на продукцию, терминологию, классификацию, организационную деятельность.

Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона документаль­но удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требо­ваниям.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Сертификат соответствия — документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и удостоверяющий то, что должным образом идентифициро­ванная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия (по сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертифика­ции и указывающий, что соответствующая продукция, процесс или услуга соответ­ствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

 

Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции.

Первым нормативным актом, направленным на создание системы сертификации в нашей стране, является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», изданный в феврале 1992 г. В измененном и дополненном Законе РФ "О защите прав потребителей" подтверждены и детализированы обязанности и полномочия феде­ральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осу­ществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), права потребителя на безопасность товаров (работ, услуг).

Основным документом законодательства РФ в области сертификации являлся до 01.07.2003 г. был Закон РФ "О сертификации продукции и услуг".

Закон определял понятие сертификации продукции как процедуры по под­тверждению соответствия продукции установленным требованиям. Это опреде­ление не противоречит определению документа ИСО/МЭК 2. В нем сохранена сущ­ность данного там понятия. Условия идентификации продукции и участия третьей стороны обеспечиваются требованиями к организации и порядку проведения серти­фикации, которые в общем виде сформулированы в законе.

Закон предусматривал два вида сертификации — обязательную и доброволь­ную.

Обязательная сертификация должна осуществляться в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами Российской Федерации.

Закон определял общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательном сертификации, состав участников обязатель­ной сертификации, их полномочия и обязанности.

Добровольную серти­фикацию может осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в установленном порядке.

Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реали­зуемой на территории Российской Федерации, могут реализовывать ее только при наличии сертификата соответствия.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.