Ребята, я постаралась скомпилировать свои конспекты с тем, что есть в Интернете. Читайте, размышляйте, запоминайте. Повесть входит в программу. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ребята, я постаралась скомпилировать свои конспекты с тем, что есть в Интернете. Читайте, размышляйте, запоминайте. Повесть входит в программу.

2020-08-20 103
Ребята, я постаралась скомпилировать свои конспекты с тем, что есть в Интернете. Читайте, размышляйте, запоминайте. Повесть входит в программу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребята, я постаралась скомпилировать свои конспекты с тем, что есть в Интернете. Читайте, размышляйте, запоминайте. Повесть входит в программу.

По окончании изучения данного материала пишем сочинение по типу № 9 (2 автора, 2 произведения).

Темы в конце материала.

История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение исконно русских традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревушки, писатель не мог остаться в стороне и написал повесть «Прощание с Матерой».

Тема – деревня и ее жители в ожидании переезда и затопления.

Композиция – повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей.

Жанр: это повесть. Произведение «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». «Деревенская проза» включает в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описываются насущные проблемы человека, его незатейливые запросы. НО повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием. Писатели поднимали важные проблемы по сохранению старых традиций, касающихся памяти прошлого, связи поколений, смысла жизни.

Направление – Реализм.

Проблематика: вымирание деревень, экологические проблемы, нравственный выбор героев (как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху»), совесть, связь поколений, семейные отношения. Философская проблема: вечный поиск смысла жизни.

Сюжет повести:

Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь жителям становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя (кульминация повести)

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Им противопоставлены люди безнравственные.

Пример: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал: умер в первые недели переезда.

Молодые мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничто не держит.

Сюжет.

С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Мы видим и главную героиню, настоящую хранительницу старых традиций.

  Завязка повести: все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

                Характеристика героев “Прощание с Матерой”

                        Главные герои

Дарья Пинигина Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.
Павел, сын Дарьи Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.
Андрей Пинигин   Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему неинтересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея. Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.
Богодул   Странный, одинокий житель Матеры. Старик, заросший, как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном бараке, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере
Настасья и Егор Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.
Катерина Зотова   Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно лжет. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.
Петруха Сын Катерины, “прижитый” от женатого. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно лжет, чтобы показать свою «значимость», пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

                              Второстепенные персонажи

Воронцов Председатель совхоза, ответственный за переселение людей с острова. Чужой для местных человек, они его не уважают. Вступают в схватку во время уборки кладбища и прогоняют людей, разрушающих могилы.
Хозяин острова   Дух Матеры, маленький зверёк, которого никто не видит. Он знает всё про остров, оберегает его, знает будущее. Перед трагедией показывается на глаза только Дарье Пинигиной, но она, убитая горем из-за сожжения избы, не замечает Хозяина.

 

 

Смысл названия:

 Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый».

  Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира.

Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия.

«Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием.

                      Еще о проблематике и героях.

 Распутин затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных.

1. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

2. С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

3. Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей».

Мы видим в произведении три поколения.

К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

 «Распутинские старухи» - это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести.

Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить. Она многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких. Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё. Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия.

Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому. Так Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего.

 Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

 Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

Ребята, я постаралась скомпилировать свои конспекты с тем, что есть в Интернете. Читайте, размышляйте, запоминайте. Повесть входит в программу.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.