Если передаваемая взятка еще не принята должностным лицом либо вообще им отвергнута, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Если передаваемая взятка еще не принята должностным лицом либо вообще им отвергнута, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

2020-07-03 85
Если передаваемая взятка еще не принята должностным лицом либо вообще им отвергнута, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3. Дача взятки предполагает наличие прямого умысла. Взяткодатель сознает, что передает должностному лицу материальные ценности или предоставляет ему выгоды имущественного характера за совершение или несовершение определенных действий по службе или за покровительство либо попустительство по службе в его интересах.

Если взяткодатель считает, что вознаграждение передано должностному лицу, а на самом деле это лицо таковым не является либо хотя и является, но в силу своих служебных полномочий не может совершить ожидаемые взяткодателем действия по службе, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Как покушение на дачу взятки следует квалифицировать также случаи, когда лицо, вручило материальные ценности посреднику для передачи должностному лицу, а он, не намереваясь передавать, присвоил их. При этом не имеет значения, называлось ли посредником должностное лицо, которому предполагалось вручить взятку.

4. Субъектом дачи взятки может быть как частное, так и должностное лицо.

Как взяткодатели несут ответственность должностные лица, предложившие подчиненным по службе лицам добиться путем дачи взятки другому должностному лицу желаемого действия или бездействия по службе.

Лицо, вступившее по указанию своего руководителя в сговор с должностным лицом о выполнении за взятку определенных действий по службе и впоследствии передавшее ему взятку, является соучастником (пособником) дачи взятки.

Если указанное лицо только передает предмет взятки, зная о характере поручения, содеянное должно квалифицироваться как посредничество во взяточничестве.

5. Действия лица, передающего в качестве взятки похищенные им материальные ценности, квалифицируются по совокупности преступлений как хищение имущества и дача взятки.

6. Квалифицированными видами данного преступления являются дача взятки повторно, либо за заведомо незаконные действия(бездействие)по службе, либо в крупном размере (ч. 2 ст. 431), а также судимым за взяточничество (ч. 3 ст. 431).

7. Понятие повторности дачи взятки в целом аналогично повторности при получении взятки (см. п. 15 комментария к ст. 430).

Дача взятки одновременно нескольким должностным лицам образует повторность, если каждым должностным лицом выполнялось в интересах взяткодателя самостоятельное действие (бездействие) по службе. Если единое решение по службе принималось одновременно всеми должностными лицами, то передача соответствующего вознаграждения каждому из указанных должностных лиц не образует повторности дачи взятки.

8. Крупный размер взятки, “заведомо незаконное действие (бездействие)”, наличие судимости за взяточничество (см. соответственно ч. 2 примечаний к настоящей главе и п. 21 комментария к ст. 430).

9. Согласно примечанию к ст. 431 лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки (см. п. 18 комментария к ст. 430) либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Добровольное заявление взяткодателя о совершенном им преступлении предполагает обращение с соответствующим заявлением (устно или письменно) в милицию, прокуратуру, суд либо иной государственный орган независимо от мотивов такого решения взяткодателя, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении уже стало известно органам власти и взяткодатель об этом знал.

10. Освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку вследствие добровольного заявления о даче взятки или вымогательства взятки не означает отсутствия в действиях лица состава дачи взятки. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных должностному лицу в качестве взятки.

11. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случае, когда до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем правоохранительных органов с целью задержания с поличным взяткополучателя.

Суд в каждом случае вымогательства взятки должен обсудить вопрос о возможности возврата лицу, в отношении которого имело место вымогательство, переданного в качестве взятки и положительно решать этот вопрос, если лицо было вынуждено дать взятку для предотвращения вредных последствий правоохраняемым интересам.

 

Статья 432.

1. Посредничество во взяточничестве – это пособнические действия, предусмотренные настоящей статьей в качестве самостоятельного преступления и выражающиеся в непосредственной передаче предмета взятки от взяткодателя взяткополучателю.

Для квалификации действий посредника по ст. 432 не имеет значения, получил ли он за эти действия какое-либо вознаграждение от взяткодателя или взяткополучателя.

2. Посредничество во взяточничестве следует отграничивать от соучастия в даче или получении взятки. Для квалификации действий виновного как посредничества во взяточничестве необходимо, чтобы его роль ограничилась (сводилась) только передачей предмета взятки.

В тех случаях, когда лицо организует дачу взятки, подстрекает к этому либо иным образом способствует даче или получению взятки, содеянное квалифицируется как соучастие в даче или получении взятки (в зависимости от того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе оно действовало). При этом дополнительной квалификации содеянного по ст. 432 не требуется.

3. Посредничество во взяточничестве является оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части предполагаемой взятки.

4. Посредничество во взяточничестве предполагает вину в виде прямого умысла. Мотивы посредничества на квалификацию не влияют, но учитываются при назначении наказания.

5. Передачу посредником заведомо похищенного имущества следует квалифицировать по совокупности преступлений как посредничество и соучастие в хищении в виде пособничества, если посредник заранее знал, что предмет взятки будет похищен взяткодателем и обещал его передать взяткополучателю.

6. Субъектом посредничества во взяточничестве может быть как частное, так и должностное лицо.

7. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, в крупном размере, или лицом, ранее судимым за взяточничество, совпадает с аналогичными понятиями при получении и даче взятки (см. соответствующие комментарии к ст.430 и 431).

8. Учитывая характер посреднических действий под использованием посредником своих служебных полномочий следует понимать использование должностным лицом своего служебного положения в пределах предоставленных ему полномочий.

9. Согласно примечанию к ст. 432, виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступления добровольно заявил и о совершенном преступлении. Мотивы такого заявления значения не имеют. Требуется, чтобы такое заявление поступило до того, как соответствующим органам стало известно о совершенном преступлении, о чем указанным лицам было известно.

Если заявление о совершенном преступлении поступило после изобличения факта взяточничества, но посреднику или соучастнику данного преступления об этом не было известно, они подлежат освобождению от уголовной ответственности.

 

 

Статья 433.

1. В отличие от получения взятки ст. 433 предусматривает ответственность служащего государственного аппарата, не являющегося должностным лицом.

2. Предметом незаконного вознаграждения являются как и при взятке только материальные ценности (деньги, ценные бумаги, иное имущество) либо выгоды имущественного характера (см. п. 3 комментария к ст. 430).

3. С объективной стороны преступление выражается в принятии от дающего такого вознаграждения за использование виновным своих служебных обязанностей в интересах дающего при условии, что совершаемое по службе действие (бездействие) противоречит интересам службы, то есть по существу является незаконным.

Из буквального смысла текста диспозиции следует, что принятие служащим государственного аппарата вознаграждения за законные действия в интересах давшего вознаграждение, которые оно было обязано и могло выполнить в силу исполняемых по службе обязанностей, не образует состава данного преступления, хотя и не может быть одобрено с точки зрения этики служебной деятельности.

4. Использование служебных обязанностей вопреки интересам службы – это совершение таких действий, которые нарушают установленный порядок выполнения соответствующих обязанностей (выдача соответствующих справок, виз на исполнение, согласований при отсутствии для этого необходимых условий, неознакомление руководителей с поступившими заключениями и материалами, включение в готовящиеся документы заведомо недостоверных сведений, представление руководителю недостоверной информации относительно дел, находящихся на рассмотрении и т.п.).

5. Данное преступление является оконченным преступлением с момента принятия служащим хотя бы части из предполагаемого вознаграждения за исполнение своих обязанностей вопреки интересам службы в пользу дающего вознаграждение.

Для наличия состава преступления не имеет значения было передано вознаграждение до совершения соответствующего действия (бездействия) по службе или после их совершения. Важно установить, что вознаграждение было получено (соответственно передано служащему государственного аппарата) за исполнение служебных обязанностей вопреки интересам службы в пользу дающего вознаграждение.

Интересы (польза) дающего вознаграждение могут быть самые различные: добиться быстрого и положительного разрешения его вопроса, получить соответствующую визу (согласование) при отсутствии для этого достаточных оснований и т.п.

6. С субъективной стороны преступление предполагает наличие прямого умысла. Виновный должен сознавать взаимосвязь его действий по службе, совершаемых вопреки ее интересам, с получаемым вознаграждением.

7. Субъектом данного преступления являются только служащие государственного аппарата, которые, однако, по занимаемой должности не выполняют функций должностного лица (см. ч. 4 ст. 5). Понятие служащего государственного аппарата и перечень лиц, относящихся к этой категории установлен ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате».

К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Перечень таких лиц установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 1994 г., № 46 (СП Республики Беларусь. 1994. № 4. Ст. 39). В соответствии с указанным постановлением Министерству по труду и социальной защите населения Республики Беларусь предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения Перечня категорий работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата, и при необходимости вносить в него изменения.

Следует иметь в виду, что служащие государственного аппарата в соответствии с возложенными на них полномочиями могут выполнять функции должностного лица или не относиться к категории должностных лиц. К служащим государственного аппарата, не являющимся должностными лицами, относятся специалисты, ведущие специалисты, главные специалисты, референты, консультанты, помощники и т.п., то есть служащие государственного аппарата, наделенные соответствующими полномочиями для сугубо профессионального разрешения определенных вопросов.

8. Квалифицированными видами данного преступления являются принятие вознаграждения:

– повторно, то есть два или более раза. Понятием повторности в ч. 2 ст. 433 охватывается и совершение данного преступления лицом, имеющим судимость за совершение данного преступления. Не образует повторности получение обусловленного вознаграждения частями от одного лица, а также от нескольких лиц за удовлетворение посредством совершения одного действия (бездействия) по службе их общего интереса;

– путем вымогательства, то есть открытого требования о даче вознаграждения под угрозой использования своего служебного положения не только вопреки интересам службы, но и вопреки частному правоохраняемому интересу лица либо под угрозой несовершения требуемых по службе действий, которые ставят лицо в такие условия, когда оно вынуждено дать вознаграждение для предотвращения вреда его правоохраняемым интересам;

- группой лиц из числа служащих государственного аппарата, предварительно договорившихся о получении вознаграждения за использование своих служебных обязанностей вопреки интересам службы;

– в крупном размере (см. ч. 2 примечаний к настоящей главе).

 

Раздел XIV
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Глава 36.
Преступления призывников и военнообязанных

Статья 434.

1. Под мобилизацией Вооруженных Сил понимается перевод Вооруженных Сил государства, существующих в мирное время, на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей, охватывающей все Вооруженные Силы, и частичной, касающейся только какой-либо их части. Кроме того, мобилизация бывает опытной, учебной, проводимой в военное или в мирное время.

С объявлением войны или военного положения объявляется общая или частичная мобилизация для осуществления плановых мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и переводу отраслей народного хозяйства (общая мобилизация) с мирного на военное положение (ст.18 Закона Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 г.).

2. Военное время наступает с объявлением состояния войны или началом военных действий. Началом военных действий является день и час объявления войны или нападения (агрессии) на Республику Беларусь. Окончанием военного времени является объявленные день и час прекращения войны.

3. Объективная сторона данного преступления состоит в уклонении от призыва по мобилизации или от призыва в военное время, которое может выражаться в неявке без уважительных причин на призывной пункт, получении освобождения от призыва с помощью причинения себе телесных повреждений, симуляции болезни, подлога документов и других формах.

К уважительным причинам неявки на призывной пункт относятся болезнь лица, которая лишила его возможности личной явки на призывной пункт; препятствия стихийного характера (пожар, наводнения и т.п.), задержание призывника органами власти, смерть его близких, несвоевременное, не по его вине, вручение ему повестки о явке и т.п.

4. Уклонение от призыва – преступление длящееся. Состав является оконченным с момента истечения срока, назначенного для явки, но преступление продолжает совершаться пока уклонившийся от призыва не будет задержан или не явится сам.

5. С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом: лицо сознает общественно опасный характер своего деяния и желает уклоняться от призыва.

6. Субъект преступления – специальный. Им является военнообязанный, состоящий на воинском учете.

 

Статья 435.

1. В ст.57 Конституции указано, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяется законом. Таким законам является Закон Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 15 ноября 1992 г.

2. При отсутствии законных оснований для освобождения от призыва на срочную военную службу (ст.16 Закона Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе») уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин на призывной пункт в указанный в повестке срок.

3. Уважительными причинами неявки на призывные пункты признаются: болезнь гражданина, которая лишила его возможности личной явки на призывной пункт; смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, требующая ухода со стороны призывника; препятствие стихийного характера или иные, не зависящие от гражданина, обстоятельства, лишившие его возможности лично явиться в военный комиссариат. Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих компетентных органов (ч.5 ст.14 Закона Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 15.11.1992 г.).

4. Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу наступает, если такое уклонение совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (административная преюдиция).

5. Преступление признается оконченным с момента уклонения от очередного призыва на действительную военную службу.

6. Субъективная сторона заключается в прямом умысле: виновный сознает, что он уклоняется от призыва, и желает этого. Мотивы совершения преступления не влияют на его квалификацию.

7. Субъектом данного преступления являются граждане Республики Беларусь – военнообязанные, достигшие ко дню призыва 18 лет.

Закон Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 15.11.1992 г. перечисляет категории граждан, которые не подлежат призыву на срочную военную службу: признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время; отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы или исправительных работ; отбывшие наказание за совершение тяжкого уголовного преступления в исправительно-трудовых учреждениях; условно-досрочно освобожденные от назначенного судом наказания в исправительно-трудовых учреждениях; в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера – в течение срока действия этих мер; в отношении которых ведется дознание или следствие, или уголовное дело рассматривается судом, - до разрешения их дела органами внутренних дел, прокуратуры или суда.

8. Для квалификации по ч.2 статьи достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных отягчающих обстоятельств: 1) уклонение от призыва путем умышленного причинения себе телесного повреждения; 2) или путем симуляции болезни; 3) или путем подлога документов; 4) путем иного обмана.

9. Под причинением себе телесных повреждений понимается умышленное повреждение какого-либо органа или тканей собственного тела, осуществленное любым способом (напр., с помощью оружия, лекарственных веществ), в результате чего лицо признается негодным к несению военной службы. Вред здоровью может быть причинен как самим субъектом, так и другим лицом по его просьбе.

10. Под симуляцией болезни понимается изображение себя больным или приписывание себе несуществующих физических недостатков с целью освобождения от призыва на военную службу. Симуляция болезни может быть и результатом аггравации, т.е. преувеличения больным тяжести нарушения здоровья, в тех же целях.

11. Подлогом документов считается представление военнообязанным призывной комиссии фальшивых документов, позволяющих получить освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Документ может быть подделан как самим военнообязанным, так и другим лицом по его просьбе.

12. Иной обман предполагает любой другой обман с целью уклонения от призыва: явка на медицинское освидетельствование вместо призываемого другого лица, сообщение призывной комиссии ложных сведений о себе, подкуп должностного лица в целях освобождения от призыва и т.п.

13. Ответственность лиц, которые по просьбе виновного причиняют ему телесное повреждение, подделывают документы или оказывают иную помощь в совершении рассматриваемого преступления, наступает по ч.6 ст.16 и ч.2 ст.435.

 

Статья 436.

1. Служба в запасе заключается, помимо прочего, и в прохождении сборов военнообязанными лицами. Объективная сторона данного преступления выражается в уклонении от явки на сборы такими лицами.

2. См. комментарии к ст.435 п.п.2-5.

3. Субъективная сторона преступления выражается прямым умыслом: лицо сознает, что уклоняется от обязанности явиться на сборы, и желает этого.

4. Субъектом преступления является военнообязанный, т.е. лицо, состоящее в запасе.

5. О понятии отягчающих обстоятельств, предусмотренных в ч.2 статьи, см. комментарий к ст.435 (п.п.10-13).

 

Статья 437.

1. Гражданин Республики Беларусь обязан защищать Отечество и, соответственно, подлежит воинскому учету. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» военнообязанные должны строго соблюдать правила воинского учета: состоять на воинском учете по месту жительства; при убытии в другую местность сдать документы для снятия с воинского учета; по прибытии в другую местность сдать документы для оформления приема на воинский учет и др.

Уклонение от воинского учета составляет объективную сторону данного преступления, оно может выражаться в любой форме. Преступление считается оконченным с момента уклонения от воинского учета.

2. С субъективной стороны данное преступление может совершаться только с прямым умыслом: лицо сознает, что уклоняется от воинского учета, и желает этого. Мотивы совершения данного преступления не влияют на его квалификацию.

3. Субъектом преступления может быть призывник, т.е. лицо, приписанное к призывному участку, либо военнообязанный, т.е. лицо, состоящее в запасе. Обязательным признаком субъекта данного преступления является административная преюдиция.

 

Глава 37
Воинские преступления

 

Примечания:

 

1. Конституция Республики Беларусь устанавливает, что защита Республики Беларусь является обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь (ч.1 ст.57 Конституции). Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Республики Беларусь, и устанавливается воинская обязанность граждан Республики Беларусь. Предназначение Вооруженных Сил - отражение военной агрессии против Республики Беларусь, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.

К обороне страны, кроме войск и воинских формирований, входящих в состав Министерства обороны, привлекаются пограничные войска, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска Комитета государственной безопасности, воинские формирования других министерств и ведомств.

2. Понятие воинских преступлений основано на общем определении преступления, сформулированном в ст.11, но имеет и свои особенности, связанные с объектом и субъектом воинских преступлений.

3. Родовым объектом преступлений против военной службы (раздел ХIV, главы 36 и 37) является порядок прохождения воинской службы, который, согласно ч.2 ст.57 Конституции, определяется законом.

Содержание порядка прохождения воинской службы образуют права и обязанности, предусмотренные военно-правовыми нормами и возлагаемые на следующие категории лиц: призывников в связи с призывом их на военную службу; военнообязанных в связи с привлечением их на сборы; призывников и военнообязанных в связи с постановкой их на воинский учет; военнослужащих в связи с несением ими военной службы.

4. Групповым (видовым) объектом преступлений призывников и военнообязанных (глава 36) является порядок призыва на военную службу, привлечения военнообязанных на сборы и постановки призывников и военнообязанных на воинский учет (см. комментарий к ст.ст.434-437).

5. Групповым (видовым) объектом воинских преступлений (глава 37) выступает установленный порядок несения военной службы.

Военная служба предполагает исполнение военнослужащими как общих, т.е. единых для всех, так и специальных, характерных для конкретных сфер военно-служебной деятельности, обязанностей.

Конкретное воинское преступление непосредственно посягает не на весь установленный порядок несения военной службы, а на отдельные элементы, составные части этого порядка.

В установленный порядок несения военной службы как групповой (видовой) объект воинских преступлений в качестве непосредственных объектов преступных посягательств включаются: порядок подчиненности и уставных воинских взаимоотношений (ст.ст.438-444); порядок непрерывности прохождения военной службы (ст.ст.445-449); порядок несения специальных (охранных) видов военной службы (ст.ст.450-454); интересы военной службы (ст.ст.455, 456); порядок сохранения государственных секретов (ст.ст.457, 458); порядок сбережения военной техники и другого военного имущества (ст.ст.459-462); порядок использования опасных в эксплуатации военно-технических средств (ст.ст.463-465).

6. Субъектами воинских преступлений могут быть граждане Республики Беларусь, имеющие статус военнослужащего, и военнообязанные во время прохождения сборов.

Военнослужащие - лица, призванные либо добровольно (по контракту) поступившие на военную службу. Началом военной службы является день зачисления гражданина в список личного состава воинской части, окончанием - день истечения срока военной службы.

Военнообязанные во время прохождения сборов - это лица. находящиеся в запасе, которые периодически до установленного законом возраста привлекаются на сборы для подготовки и переподготовки к военной службе сроком до двух месяцев. В период сборов они проходят военную службу, на них распространяется действие воинских уставов. Началом их службы является первый день сборов, окончанием - последний день сборов.

7. Иные лица, не относящиеся к военнослужащим или военнообязанным во время прохождения сборов, могут нести ответственность за соучастие в воинских преступлениях лишь в качестве организаторов, подстрекателей или пособников. Исполнителями или соисполнителями воинских преступлений они быть не могут.

8. О преступном деянии, совершенном во исполнение приказа начальника, отданного по службе, см. комментарий к ст.40.

9. Глава 37 не содержит так называемых составов со смягчающими обстоятельствами (в отличие от УК 1960 г.), но при совершении некоторых деяний, не представляющих большой общественной опасности (см. комментарий к ст.12), при наличии смягчающих обстоятельств (см. комментарий к ст.63) лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к дисциплинарной ответственности.

10. Воинские преступления могут совершаться как в мирное, так и в военное время (на поле боя, во время боя) либо в боевой обстановке.

Военное время - период, когда государство находится в состоянии войны или вооруженного конфликта с другой страной. Состояние войны возникает с момента ее объявления высшим органом государственной власти либо с момента фактического начала военных действий.

Поле боя - пространство, на котором происходит или происходил бой. Это может быть наземная территория, водное или воздушное пространство.

Временем боя считается период фактического ведения боевых действий.

Боевая обстановка - оперативная ситуация, характеризующаяся вооруженным столкновением либо угрозой такого столкновения воинского подразделения с противником. Она может возникнуть как в военное, так и в мирное время (напр., при нападении на пограничную заставу).

 

Статья 438.

1. Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, руководства ими является единоначалие, как особый вид отношений между подчиненными и начальниками. В соответствии с ним подчиненный должен по вопросам службы беспрекословно повиноваться начальнику, который несет полную персональную ответственность за выполнение стоящих перед его подразделением задач и последствия отдаваемых им приказов и распоряжений. Беспрекословное повиновение подчиненных начальникам является одним из важнейших условий высокой боеспособности и боеготовности войск.

Единоначалие реализуется посредством отдачи приказов, которые служат средством управления личным составом. Неисполнение подчиненным приказа начальника ведет к срыву военных мероприятий и поставленных задач, в условиях боевой обстановки может повлечь неоправданные жертвы. Неисполнение приказа начальника, особенно в форме неповиновения, посягает на порядок подчиненности как важнейший элемент воинской дисциплины.

2. Под начальником понимается военнослужащий, а также военнообязанный во время прохождения сборов, который по своему служебному положению или воинскому званию имеет право отдавать подчиненным приказы и требовать их исполнения (см. комментарий к ч.6 ст.4).

Подчиненный - военнослужащий, входящий в состав строевого подразделения, отдела, службы, наряда, обязанный выполнять приказы своего руководителя; либо военнослужащий, имеющий воинское звание, в силу которого он обязан выполнять требования другого военнослужащего, обладающего соответствующим воинским званием начальника.

3. Приказ - обязательное для исполнения требование начальника, адресованное подчиненному. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в противном случае он не имеет законной силы. Начальник несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий (см. комментарий к ст.455) в отдаваемом приказе.

По форме приказ может отдаваться письменно, устно или по техническим средствам, хотя по отдельным вопросам службы (напр., финансовым, кадровым) установлена в качестве обязательной письменная форма, несоблюдение которой делает приказ незаконным.

Приказ может быть передан подчиненному непосредственно либо через иное лицо.

4. На военнослужащих полностью распространяются требования ст.40 о признании обстоятельством, исключающим преступность деяния, исполнение приказа или распоряжения (см. комментарий к ст.40).

5. С объективной стороны неповиновение выражается в открытом отказе от исполнения приказа начальника либо в ином умышленном неисполнении приказа.

Открытый отказ от исполнения приказа характеризуется тем, что подчиненный, получив приказ начальника, в категорической форме заявляет о своем нежелании исполнять его либо иным способом демонстрирует такое нежелание. Отказ от исполнения приказа может иметь место в присутствии третьих лиц, но может быть выражен начальнику и наедине, что на квалификацию деяния не влияет.

Необязательно, чтобы отказ от исполнения приказа был заявлен самому начальнику. Он может быть заявлен третьему лицу, передавшему приказ начальника.

Отказ от исполнения приказа следует отличать от пререкания, когда военнослужащий, проявляя недовольство полученным приказом, вступает в его обсуждение, но приказ выполняет. Пререкание является дисциплинарным проступком и не образует состава неповиновения.

Иное умышленное неисполнение приказа отличается от открытого отказа тем, что подчиненный как бы принимает приказ к исполнению, но затем сознательно не исполняет его. Умышленное неисполнение приказа может выражаться: в совершении действия, запрещенного приказом; в неисполнении действия, предписанного приказом; в отступлении от предписанных приказом времени, места и содержания действия, т.е. в неточном исполнении приказа.

6. Часть 2 ст.438 предусматривает повышенную ответственность за неповиновение, совершенное группой лиц, либо в военное время или в боевой обстановке, либо повлекшее тяжкие последствия.

О понятии группы лиц см. комментарий к ч.1 ст.17.

О понятиях военного времени, боевой обстановки см. п.10 комментария к примечаниям главы 37.

7. К тяжким последствиям могут быть отнесены: срыв боевого задания или операции; гибель людей или причинение им тяжких и менее тяжких телесных повреждений; уничтожение боевой техники или вывод ее из строя; причинение крупного ущерба воинской части и т.п.

8. С субъективной стороны неповиновение может иметь место лишь с прямым умыслом. Отношение виновного к тяжким последствиям (ч.2 ст.438) может быть выражено как умышленной, так и неосторожной виной. При этом необходимо учитывать особенности сочетания умысла и неосторожности (сложная вина) при совершении преступления (см. комментарии к ст.25).

9. Субъектом неповиновения может быть любой военнослужащий или военнообязанный во время прохождения сборов, находящийся в отношениях подчиненности с лицом, отдавшим приказ.

10. Неповиновение - состав формальный (кроме неповиновения, повлекшего тяжкие последствия). Преступление окончено с момента открытого отказа от исполнения приказа начальника или иного умышленного неисполнения приказа.

11. Неповиновение, повлекшее тяжкие последствия (ч.2 ст.438) - состав материальный, преступление окончено с момента наступления тех или иных последствий, которые оцениваются как тяжкие. При этом должна быть установлена причинная связь между неповиновением и наступившими последствиями.

 

Статья 439.

1. Рассматриваемое преступление отличается от неповиновения в форме иного умышленного неисполнения приказа по субъективной стороне, поскольку характеризуется только неосторожной формой вины.

2. Применительно к ч.1 ст.439, исходя из законодательного определения содержания вины в преступлении, не связанном с наступлением последствий (см. комментарий к ст.24), неосторожная вина в форме небрежности характеризуется тем, что виновный не сознает, что не исполняет приказ начальника, но по обстоятельствам дела должен был и мог это сознавать.

3. Иное содержание неосторожной формы вины приобретает применительно к материальному составу преступления, предусмотренного ч.2 ст.439, т.е. при неисполнении приказа, повлекшем тяжкие последствия.

В этом случае вина в форме легкомыслия имеет место тогда, когда виновный не совершает того, что предписано приказом (либо совершает не то, что нужно), предвидит наступление тяжких последствий своего действия или бездействия, и, сознавая это, без достаточных оснований рассчитывает на какие-либо обстоятельства, благодаря которым приказ будет выполнен и вредные последствия не наступят. Однако этот расчет не оправдывается, приказ остается невыполненным и тяжкие последствия его невыполнения наступают.

При небрежности, применительно к ч.2 ст.439, виновный не предвидит возможности наступления тяжких последствий своих действий или бездействия во исполнение полученного приказа начальника, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

4. См. также п.2, 3, 7, 9, 11 комментария к ст.438.

 

Статья 440.

1. Объективная сторона основного состава рассматриваемого преступления (ч.1 ст.440) характеризуется активными действиями, совершаемыми в двух формах:

- сопротивление начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности по военной службе;

- принуждение этих лиц к нарушению указанных обязанностей.

2. О понятиях "сопротивление" и "принуждение" см. комментарий к ст.ст.185, 363.

Эти действия могут быть совершены в отношении начальника см. п.2 комментария к ст.438) или иных лиц, исполняющих конкретные обязанности по военной службе (напр., сопротивление патрульному наряду при задержании военнослужащего, нарушающего общественный порядок в городе; принуждение часового покинуть пост).

3. Сопротивление всегда оказывается во время выполнения потерпевшим обязанностей по военной службе. Начальник признается исполняющим обязанности военной службы, когда он осуществляет свои служебные полномочия (руководит действиями своих подчиненных, проводит учебные занятия, беседует с подчиненными, готовит их к заступлению в наряд и т.п.). В отдельных случаях он может внезапно начать исполнение обязанностей по службе. Напр., начальник, встретив в городе своего подчиненного, нарушающего общественный порядок, потребует


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.