Условные обозначения: чёрные кружки – базовый минимум темы; серые кружки – связь данной темы с другими вопросами; белые кружки – творческий подход к изучаемой теме. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Условные обозначения: чёрные кружки – базовый минимум темы; серые кружки – связь данной темы с другими вопросами; белые кружки – творческий подход к изучаемой теме.

2020-08-20 86
Условные обозначения: чёрные кружки – базовый минимум темы; серые кружки – связь данной темы с другими вопросами; белые кружки – творческий подход к изучаемой теме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДРУГАЯ СТОРОНА СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Сотрудничество всегда обратимо. Оно предполагает открытость, а тем самым, и возможность учиться друг у друга. Можно сказать, что эта «взаимная обучаемость» – самый верный признак реального сотрудничества.

Учитель начинает учиться у учеников, во-первых, своему педагогическому делу. Он видит разброс знаний, потому что он все время работает на группу, а не на усредненную единицу. У него складывается видение и понимание «пошаговых» усилий учеников: а, этот сделал такой шаг, этот такой, этот такой – и это обусловлено тем-то… Он постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, не тратя на это специальных усилий.

А во-вторых, он зачастую может совершенствоваться за счет учеников в знаниях и по своему предмету. Когда работа постоянно организуется от слабого к сильному и обратно – то сильного вы то и дело включаете в такое дело, с которым и сами не всегда справляетесь.

Например, я не считаю, что предметы школьные знаю уж очень хорошо. Множество учителей знают физику или математику лучше меня. Но я не считала для себя это в работе опасным. Группа сильных учеников зачастую может разобраться в той или иной предметной проблеме лучше учителя, и легко помочь ему в том, над чем ему самому пришлось бы долго биться.

Учитель ведь может и сам иногда к уроку не подготовиться. Мало ли что у него случилось в семье. Не говоря уже о той зарплате, которую ему платят, о необходимости искать попутные, боковые работы…

В привычных обстоятельствах для учителя неподготовленность к уроку оборачивается или серьезной проблемой, или необходимостью где-то явно схалтурить (заставить, например, учеников весь урок читать параграф учебника).

А если система учебных отношений налажена, то учитель может запустить эффективную и успешную работу ребят, даже когда пришел на урок, ничего не зная по его теме. Он может опереться на сильных ребят, на их умение анализировать и вычленять главное – и на общую привычку к определенным формам учебной работы.

Система «Большой дидактики и 1000 мелочей» не может напрямую помочь педагогу материально. Однако работа по ней делает сам процесс труда очень интересным, облегчая получение высоких результатов, защищает молодого педагога от профессиональных ошибок. Уменьшается время бесконечных сверхурочных дополнительных занятий и изнурительной проверки домашних заданий. Трата сил за ту же зарплату уменьшается, освобождая время для отдыха или дополнительного заработка.

 

СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ ЖИЗНЬ

 

Нормальная система работы позволяет учителю не заботиться отдельно об обучении, отдельно о воспитании. Их связь возникает спонтанно в меру того, как урок ощутимо становится частью детской жизни, а не вычеркнутым из нее временем.

Занимаясь своим основным педагогическим делом, своим предметом, учитель передает не только знания и любовь к этому предмету, но начинает влиять самой атмосферой успеха и доброжелательности на общее эмоциональное, социальное воспитание ребенка.

Исчезает эффект недоросля, переходящий в агрессивный экстремизм. Ведь агрессивность обычно возникает или из потребности мстить, или из необходимости испытывать себя, свою силу, свою волю, свою способность заставить других с собой считаться: искать пусть искаженную, но успешность.

Чтобы слабому не попасть под вредное влияние, а сильному суметь приложить свои силы на пользу сообществу – важно сделать личный опыт ученика обозримым и уважаемым для всего коллектива, добиться, чтобы суммарный опыт коллектива преобразовывался в личный опыт каждого.

Вот ход наших уроков: то и дело состязания, соревнования – но почти каждое из них предполагает сотрудничество разных по характеру интересов и уровню знаний людей. Постоянная возможность сравнивать позволяет видеть разброс подходов к делу – и ценность, продуктивность этого разнообразия. Так нарабатывается опыт делового и творческого взаимодействия личности и группы прямо на уроках, постепенно исключающий сами поводы для агрессивности.

Знать себя, окружающий мир и уметь жить в нем – таковы, как мне кажется, должны быть результаты нормального школьного обучения.

Жизнь вливается в школьный урок и через нее подтверждает насущность изучаемого вопроса. Вступление в любую тему на «дилетантском», ознакомительном уровне, уровне привлечения разнообразного увлекательного материала предполагает в том числе и поворот новой учебной темы лицом к знакомым ребятам вещам, явлениям и ситуациям, к сегодняшним обстоятельствам.

А завершающий уровень работы над темой, уровень творческих задач выводит уже к проблемному, исследовательскому взгляду на соприкосновения изученного с жизнью; здесь возникает сопоставление, а то и столкновение новых знаний с окружающими ребят обстоятельствами. Школьники учатся примерять свои силы и умения к анализу сегодняшних проблем. И вступят в жизнь не слепыми котятами.

 

ОСМЫСЛЕННАЯ РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ

 

Но в чем действительно трудно учителю, начинающему работать успешно? Учитель не имеет времени, чтобы самому изобретать стратегию и тактику к каждому уроку и на каждый день. Учителю трудно самому структурировать материал по уровням сложности. Выделить базовый минимум из каждой темы, набрать избыточную информацию, воспользоваться в достаточном объеме научно-популярной литературой или вариантами контрольных работ.

А ведь это каждый раз нужно решать: в новой теме базовым уровнем знаний можно считать то-то, главные связи у этой темы с темами такими-то и такими-то, вступительные «завлекательные» сведения (или эксперименты, «фокусы») и заключительные творческие задания по этой теме могут быть найдены там-то и там-то…

По совести – всё это дело не учителя, а методиста.

В этом месте – самая проблемная сторона перемен к сотрудничеству в работе учителя. Но здесь же и сильная сторона – потому что возникает очень ясная роль методических служб. На сегодняшний день они помощниками, как правило, не являются. Скорее, сегодня они сопутствующие службы, иногда помогающие, иногда мешающие, чаще нейтральные.

В нынешнем полухаотическом учебном процессе – методист ведь и помочь не в силах. Кто его знает, этого учителя, что у него сейчас происходит на уроке? Учитель идет от параграфа к параграфу. У него на тему десять часов, примерно параграф на час. Понято-непонято, началась следующая тема. Когда пришел контролер-методист, что он может посоветовать? Может, в этой теме все дети понимают нормально – а в прошлой провалы. Или наоборот? Какую предложить реальную помощь – кроме курсов, которые раз в пять лет организуют, и где пытаются что-то абстрактно объяснить.

В новой же ситуации учитель может обращаться к методисту с четким запросом: не просто «помогите» – а помогите в этом. А методисты видят, в чем учителю трудно, и чем конкретно могут помочь.

ОТ ПЕЧАЛЕЙ КОНТРОЛЯ К РАДОСТИ УЧИТЕЛЬСТВА

 

Учительская профессия самая массовая – учителей чуть не два миллиона. Большинство из них нуждаются в помощи, но тысячи методистов, которые призваны быть помощниками, выступают скорее контролерами. Увы, это очень соответствует тому, как учителя сегодня не столько помогают детям учиться, сколько контролирует выполнение учебных требований.

Учителю обычно не остается времени учить: он только задает, контролирует, придирается… А нормальная дидактическая система позволяет ему быть не контролером, а учителем.

Но его ждет радость учительства, радость, которая делает для него странными разговоры о непрестижности и неуспешности профессии. Успех провоцирует успех, а с ним и здоровье, и чувство удовольствия от жизни!

 

 

[КА1]


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.