Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-08-20 | 148 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Руководитель может пояснить свою мысль не только словесно, но и при помощи игры на инструменте. В практике репетиций приходится, как правило, осуществлять исполнительский показ не на инструменте, а голосом, пением. Совсем не обязательно иметь для этого красивый, поставленный голос.
Организационно – техническая сторона проведения репетиции
Руководитель оркестра должен быть организатором репетиционной работы. От того, насколько умело, быстро и продуктивно пойдёт работа на репетиции, зависит успех. Время репетиции ограничено. Руководителю оркестра, как правило, всегда не хватает ещё одной репетиции. Важно время использовать рационально. Поведение руководителя во время репетиции должно быть примером для учеников, побуждать их с большим рвением выполнять свою задачу. Следует быть подтянутым, организованным, собранным. Обучающиеся не должны видеть в нём проявления человеческих слабостей, утомления, раздражительности.
Отношение руководителя к коллективу должно быть корректным, лишённым грубости. Он не имеет права показывать своей досады, встречаясь с непониманием. Не следует также нервничать, когда какое-то место в партитуре долго не получается в оркестре. Надо передавать обучающимся свою уверенность в скором достижении хорошего результата. Хорошо, если руководитель похвалит усилия учеников, даже в том случае, если они ещё не привели к желаемому результату. Лучше отложить трудное место до следующей репетиции и поучить трудные места с детьми индивидуально.
Делая замечания, нельзя затрагивать самолюбия обучающихся. Следует избегать шаржирования, окарикатуривания, высмеивания действий ребенка. Простительна любая строгость и требовательность, но не насмешка.
|
Руководитель должен учитывать, что каждая остановка вызывает значительную потерю времени. Большое количество остановок приводит к потере тонуса работы. Остановившись, руководитель должен обязательно дождаться полной тишины и лишь после этого обратиться к оркестру. Останавливая коллектив, руководитель должен точно знать причину остановки, какое замечание необходимо сделать, по какому поводу, и с какого места начать повторение. Не всегда указание сразу реализуется детьми. Иногда они недостаточно поняли или не сумели выполнить требование из-за технической трудности. Поэтому надо повторить то же место, причём столько раз, сколько необходимо для овладения им. Однако, если руководитель видит, что это место так и не получается, необходима индивидуальная работа с учеником, он должен прекратить повторения и. сделав соответствующие замечания, продолжить работу над произведением. Так же нельзя допускать неисполнимых указаний, важно сохранять последовательность в отношении преодоления трудности выполнения задач. Руководитель должен точно соблюдать регламент репетиции, начинать и заканчивать вовремя, чтобы не утомлять обучающихся.
Методы репетирования
Конкретные условия работы требуют от руководителя разного внимания и разного слушания произведения. Необходимо охватить всё происходящее во время исполнения, распределить внимание на все группы оркестра. Направив внимание на одну сторону исполнения, можно упустить другие. Случается, что руководитель не замечает важных погрешностей исполнения только потому, что в этот момент его внимание отвлечено.
Руководитель должен направлять внимание на ту или иную сторону исполнения в зависимости от непосредственных задач, выдвигаемых данным этапом работы. Так при разучивании нового произведения внимание его в первую очередь должно быть обращено на корректирование нотного текста.
Далее условно можно установить такую последовательность: точность интонационной стороны нотного текста и точность ритма, неправильность которых ведут к искажению музыки; точность динамики, штрихов, артикуляции. Уравновешенность отдельных элементов произведения (мелодия, аккомпанемент, подголоски, орнамент и т. д.); точность фразировки, качество звучания и его экспрессия, и, наконец, его образность.
|
Направленность внимания отражает и последовательность шлифовки исполнения в процессе репетирования, последовательность от простого к сложному.
Направленность внимания на один объект отнюдь не говорит о том, что остальные должны быть выключены из поля зрения руководителя. Отрабатывая точность нотного текста, необходимо попутно обращать внимание на динамику и качество звука, на точность штрихов. Слушая одну группу, надо обращать внимание и на исполнение других групп. Надо замечать даже случайную ошибку в нотном тексте или неточность ансамбля. Однако всегда важно, чтобы в фокусе внимания находилась главная цель.
Руководитель не только должен заметить недостаток в исполнении, обнаружить ошибку, но и поставить «диагноз» – почему эта ошибка возникла и какими средствами её можно устранить.
Групповые репетиции
Групповые репетиции и индивидуальные занятия с обучающимися особенно важны при подготовке нового произведения. Применение групповых репетиций даёт возможность удвоить часы работы без увеличения часов занятости оркестра. Уже одно это говорит в пользу применения метода групповых репетиций. Групповые репетиции важны не только для корректировки нотного текста и проработки трудных мест партии. Они дают возможность более целенаправленно и плодотворно проводить работу и над художественной стороной произведения.
При освоении нового произведения, дети могут не вполне ясно осознавать своё место в общем звучании, роль своей партии. Объясняется это различным их местоположением в оркестре, а также окружением. Во время групповых репетиций дети, изолированные от других групп, лучше слышат и понимают то, что они играют сами, либо остальные голоса той же группы. Работая по группам, руководитель сам лучше вникает в исполняемое, слышит все тонкости. Конечно, руководитель частично пользуется приёмом изолирования одной группы оркестра от других и во время общей репетиции. Но применение этого приёма не может быть продолжительным.
|
Работа по группам проводится и в технических целях освоения каких-либо трудных мест для того, чтобы напрасно не утомлять обучающихся, голоса партий которых в данный момент не играют существенной роли.
Примерный план первых репетиций оркестра баянов и аккордеонов
На первой репетиции оркестра происходит знакомство руководителя и обучающихся. Первая встреча очень важна, нужно произвести на детей благоприятное впечатление. Сразу установить личный контакт с каждым учеником. Дети плохо представляют, что такое оркестр, а придут следующий раз лично к вам, если вы для них интересны.
На первой репетиции учеников нужно распределить по партиям. Первое занятие очень важное, нельзя ограничиваться только беседой об оркестре, надо сразу начинать играть. Но дети не знают партий, многие плохо читают с листа нотный текст, не знакомы с особенностями записи оркестровых партий. Поэтому на первой репетиции надо познакомить детей с простейшими схемами тактирования. Подбирать нужно такие упражнения, которые не вызовут у учеников сложности исполнения, чтобы всё внимание они могли сосредоточить на руке дирижёра.
Каждой партии надо предложить сыграть звук мажорного или минорного аккорда. Объяснить, как по руке нужно начать играть, затем показать окончание звука, добиться одновременного начала игры и окончания, научить детей слышать все звуки аккорда. Далее предложить играть звуки аккорда по руке целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями. Следующий этап работы – объяснение и показ простейших схем тактирования. После этого можно предложить ученикам сыграть звуки мажорного или минорного аккордов четвертными длительностями в этих размерах.
На первом занятии важно добиться синхронного исполнения четвертных длительностей всеми группами оркестра, одновременного начала и завершения аккорда всем оркестром.
На втором занятии оркестра необходимо приступить к разучиванию партий по группам. Во время разучивания партий, выявляются учащиеся, с которыми нужно работать индивидуально. На втором занятии, как правило, дети ещё не могут играть все вместе, поэтому после работы по группам на общей репетиции оркестра можно провести работу над динамическими оттенками. На звуках мажорного или минорного аккордов надо научить оркестр играть пиано. Ученики должны понять и твёрдо усвоить, как нужно повести мех, чтобы в оркестре звучало пиано и не было звукового «провала», так как качество инструментов зачастую плохое, и часто при слабом ведении меха звука нет вообще. Чтобы было интересно детям и они услышали ярче контрастность звучания динамических оттенков, надо объяснить, как сыграть форте, фортиссимо. При игре фортиссимо очень важно не допустить резкого, кричащего звука, когда инструменты звучат с надрывом, научить учеников правильно вести мех, чтобы звук был мощным, сочным, глубоким. Ученики должны прислушаться к своим инструментам, усвоить звуковые пределы инструмента, чтобы не испортить звучание произведения. Затем можно перейти к исполнению пиано и форте, меццо-пиано и меццо-форте. Одновременно с шлифовкой исполнения динамических оттенков, повторяются и закрепляются навыки, приобретённые на первом занятии.
|
Крещендо и диминуэндо так же можно учиться играть на звуках аккордов. Так же можно предложить ученикам исполнить мажорную гамму в восходящем движении крещендо, в нисходящем – диминуэндо. При исполнении гаммы сразу надо обратить внимание учащихся на то, что нельзя ускорять темп при исполнении крещендо и замедлять при диминуэндо. Как правило, эти упражнения учащиеся осваивают легко, им доставляет удовольствие играть вместе, слышать полное звучание оркестра, у них появляется стимул к продолжению работы.
На третьем занятии нужно продолжить работу по группам над текстовыми и техническими сложностями партий, и если ученики еще не готовы к совместной игре, на общей репетиции заняться с оркестром работой над штрихами на примере гаммы – стаккато, легато.
На первых порах синхронного исполнения по руке не получается, так как кто-то отстаёт, а кто-то вообще не умеет играть по руке. Руководитель должен запастись терпением, так как научить синхронному исполнению стаккато, ученический оркестр сложно. Необходимо научить учеников слышать паузу между звуками стаккато. Когда ученики начинают слышать паузы между звуками стаккато, исполнение значительно улучшается.
При исполнении легато важно, чтобы ученики слышали и осуществляли переход одного звука в другой строго по руке, иначе при одновременном начале и окончании звука оркестр будет звучать фальшиво, грязно.
Штрих портаменто можно объяснить математически, при исполнении гаммы этим штрихом тоже важно, чтобы ученики услышали паузы между звуками. При исполнении этих несложных упражнений руководитель может добиться хороших результатов, если будет настойчив и терпелив, и тем самым облегчит работу над штрихами и динамическими оттенками себе и ученикам при разучивании произведений.
|
Акценты учащихся нужно учить играть индивидуально, и только после этого переходить к исполнению всем оркестром.
Затем необходимо перейти к исполнению оркестром гаммы легато, стаккато, портаменто, добиваясь качественного исполнения штрихов, чтобы обучающиеся усвоили разницу в звучании штрихов и их исполнении.
На четвёртом занятии можно приступить к разучиванию произведения. К этому времени ученики должны освоить свои партии. Далее работа строится применительно к каждому произведению. И здесь можно дать только общие рекомендации:
- соблюдать принцип: от простого к сложному;
- не требовать от учеников всего сразу (точности штрихов, оттенков, фразировки);
- планировать работу над произведением;
- использовать показ сложных мест произведения;
- научить учеников слышать тему, аккомпанемент, подголоски, бас и т.д., а
также свою партию в звучании оркестра;
- развивать у учащихся творческую ответственность;
- добиваться качественного звучания произведения (точного исполнения нотного текста, штрихов, оттенков, выразительности исполнения).
В работе с музыкальным коллективом не может быть шаблона, неизменных, а, тем более, заранее предусмотренных приёмов. То, что хорошо для одного коллектива, не годится для другого, что возможно при работе над одним произведением, то недопустимо при работе над другим.
Успешность работы оркестра зависит целиком и полностью от личностных и профессиональных качеств руководителя.
В конечном итоге, каждый преподаватель ДМШ и ДШИ, руководит ли он оркестром или является преподавателем по классу ансамбля, всегда ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того, с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.
Ю. Г. Акимов
Класс ансамбля
В музыкальной школе
(ансамбли баянов и аккордеонов)
Понятие «ансамбль», означающее стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение, а также и само произведение, написанное для такой группы музыкантов. Нас интересует понятие «ансамбль» как стройное, согласованное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами. Определение «хороший ансамбль» характеризует слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников художественного коллектива; выражение «чувство ансамбля» (хорошо или плохо развитое) подразумевает способность музыканта к совместной игре и особые, специфические навыки ансамблевой игры.
Традиция совместного исполнения произведения на нескольких хроматических гармониках или баянах возникла с появлением инструмента. Создание первой хроматической гармоники в России относится к 70-м гг. прошлого столетия. В это время уже существовал семейный ансамбль гармонистов в семье создателя инструментов – Н.И. Белобородова.
Широкое распространение получили в профессиональном искусстве, в музыкальных учебных заведениях и в художественной самодеятельности дуэты, трио и квартеты баянистов; существуют также ансамбли, состоящие из большего количества участников. Ансамбли баянистов и аккордеонистов пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям.
Для ансамблей баянистов и аккордеонистов характерны слитное, несколько однородное по тембру звучание, обширный диапазон и большое разнообразие нюансов – от сильной, плотной звучности до самой нежной и тихой. Такие ансамбли в состоянии исполнять сложнейшие произведения, написанные для симфонического оркестра, не искажая их фактуры и голосоведения.
Большое значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы не вызывает сомнения. И главным здесь является привитие навыков ансамблевой игры, воспитание чувства ансамбля. Лучшие музыкальные школы на своих ежегодных отчётных концертах демонстрируют не только наиболее одарённых обучающихся – исполнителей на различных музыкальных инструментах, хоры и оркестры, но и хорошо слаженные инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.
Привитие навыков ансамблевой игры требует систематической, постепенной (от простого к сложному) и целенаправленной работы в классе ансамбля музыкальной школы в течение длительного времени.
Рассмотрим некоторые общие принципы, которыми должен руководствоваться педагог, ведущий занятия по классу ансамбля баянов.
Прежде всего необходимо сказать, что навыками коллективной игры могут успешно овладевать обучающиеся, которые уже усвоили основные приёмы игры на баяне или аккордеоне. Как правило, это достигается в первом классе школы. На этом же первоначальном этапе обучения педагог, еще не занимаясь с учеником непосредственно ансамблем, должен уделять внимание привитию навыков ансамблевой игры. Это может выразиться в совместном проигрывании обучающимся первого класса и преподавателем заданного учебного материала. Например, при изучении правой клавиатуры педагог исполняет партию левой руки, а ученик – партию правой руки, или наоборот.
Первое, с чего начинается работа ансамбля, – это подбор участников того или иного художественного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из обучающихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом. Совместная игра безусловно способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Но тем не менее педагог при отборе учеников для ансамбля должен обнаружить у его будущих участников общие черты, которые явятся предпосылкой формирования творческого лица художественного коллектива как единого целого. В этой связи необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у обучающихся различных классов и не находим её у обучающихся одного класса. Поэтому при организации ансамбля не следует руководствоваться формальным признаком принадлежности обучающегося ко второму, третьему или четвёртому классу, а придерживаться принципа, изложенного выше, и следить лишь за тем, чтобы индивидуальные качества каждого участника ансамбля дополняли друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские возможности будущего художественного коллектива.
При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям обучающихся. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае обучающийся будет слишком долго выучивать её, просто плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. И то и другое, естественно, не может способствовать формированию ансамбля как художественного коллектива.
Говоря об ансамбле как качестве исполнения, мы подразделяем это понятие на ансамбль динамический и ансамбль ритмический. Динамический ансамбль предполагает достижение в коллективе равновесия силы звучности каждой партии. В музыке редко можно встретиться с примерами одинаковой силы звучности мелодических и аккомпанирующих голосов. Обычно под ровностью звучания партий ансамбля подразумевается известное соотношение силы звука в мелодии и сопровождении. Как бы ни были важны подголоски, контрапункт, гармония или бас, они лишь дополняют мелодическую мысль. Но не следует и слишком сильно выделять мелодию: такое нарушение равновесия голосов граничит с искажением авторского текста, так как отдельные голоса заглушаются мелодией, «пропадают».
Большое значение для правильного соотношения голосов ансамбля имеет их расположение в партитуре «по вертикали». Если мелодический голос звучит в высоком регистре, то средние голоса могут быть свободными в выборе силы
звучности:
Если же мелодия проходит в том же регистре, что и другие голоса, то опасность её «исчезновения» увеличивается:
Вместе с тем в случае расположения мелодии в верхнем регистре нельзя забывать о конструктивной особенности баяна и аккордеона – более слабом звучании верхнего регистра по сравнению со средним.
Значительно затрудняется ровное проведение мелодической линии, когда она передаётся из одной партии в другую:
В этом или подобном примерах звучность аккомпанемента «по инерции» остаётся такой же, как и звучность мелодии. Исполнитель второй партии как бы продолжает наделять свою партию качествами ведущего голоса. За такими переходами педагогу следует следить особенно внимательно, вырабатывая в ансамбле ясную смену динамики и характера звучания.
Полноценность звучания мелодии во многом зависит от манеры исполнения аккомпанемента. Исполнители аккомпанирующих партий должны хорошо слышать мелодию и сопровождать её в полном соответствии с характером и фразировкой. Аккомпанемент не может быть безразличным к движению мелодии.
При исполнении ансамблем произведений полифонического склада каждая партия мелодически обогащается, становится в той или иной мере тематически важной. Поэтому возрастает роль партий, исполняющих средние голоса. Часто в ансамбле, исполняющем полифоническое произведение, участники стараются «перекричать» друг друга, с тем чтобы выделить кажущийся им важнейшим свой голос. Или, напротив, выделяется один голос, а звучание остальных превращается в аккомпанемент и приобретает вялый, пассивный характер. Педагогу в таких случаях особенно важно суметь определить значение и место каждого голоса, а также их динамическую связь.
Басовый голос в ансамбле, как правило, должен звучать тише мелодического, но в то же время громче средних голосов, создавая как бы фундамент для всего звучания, расположенного над ним. Часто в таких ансамблях, как квартет, квинтет, для исполнения басового голоса используют специальный инструмент: баян-бас, баян-контрабас или ножной бас. В других ансамблях басовая партия исполняется левой рукой на инструменте с готовым аккомпанементом. Партия левой руки в баянных ансамблях записывается двояким образом:
В первом случае каждый из участников дуэта имеет свою самостоятельную партию; в другом случае необходимо избрать: либо оба ансамблиста будут играть партию левой руки, либо – один из них. Лучшие результаты даёт дифференцированный подход – то есть после тщательного анализа содержания и формы произведения с учётом его фактуры педагог требует исполнения партии левой руки в некоторых частях произведения обоими исполнителями, а в некоторых – одним из них, причём это может быть удобнее либо 1-му, либо 2-му.
Понятие ритмического ансамбля предполагает абсолютно синхронную организацию звуковых элементов музыки всеми участниками ансамбля.
Требования динамического и ритмического ансамбля необходимо учитывать при размещении исполнителей: каждый ансамблист должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть всех участников ансамбля и быть слышимым и видимым каждым из них и, во-вторых, чтобы слушатель воспринимал весь ансамбль в целом, а не отдельные его партии.
Слушатель
Показанное на схеме расположение дуэта баянистов удовлетворяет этим требованиям. Кроме того, оно делает возможным более яркое донесение до слушателя звучания правой руки исполнителя 1-й партии (мелодия) и левой руки исполнителя 2-й партии (бас). |
Трио баянистов и аккордеонистов можно расположить двумя способами.
Слушатель
Первый вариант расположения трио даёт те же положительные результаты, которые указывались в пояснении к предыдущей схеме. Отрицательным же здесь является то, что исполнитель 3-й партии плохо слышит мелодию, исполняемую правой рукой 1-го баяна. Второй вариант ликвидирует этот недостаток, но он не способствует равновесию партий трио в восприятии слушателя, так как звучание 1-го баяна несколько заглушается 2-м и 3-м баянами.
Какое именно расположение лучше подходит для каждого ансамбля, должен решить педагог с учётом качества инструментов, силы звука у каждого исполнителя и т. п. Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать или выступать, – напротив, от расположения ансамбля зависит, какая аудитория должна быть избрана для репетиций или как нужно переоборудовать сцену для его выступления, Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого ансамблиста.
Весь процесс работы ансамбля в условиях музыкальной школы протекает под руководством преподавателя. И поэтому успех работы во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Прежде всего, он должен глубоко знать тот материал, который составляет репертуар исполнительского коллектива, и тщательно изучить каждое произведение, входящее в учебную работу ансамбля. Некоторые преподаватели считают, что достаточно прослушать запись произведения, следя глазами по партитуре, или ознакомиться с произведением, воссоздав внутренним слухом звучание музыки, чтобы быть готовым к проведению учебной работы с ансамблем. Однако это не так. Лишь проигрывание ансамблевой партитуры на инструменте позволяет педагогу наиболее полно усвоить материал. Если педагог не владеет инструментом настолько, чтобы исполнить всё произведение в необходимом темпе, то можно проигрывать отдельные партии частями в замедленных темпах. Ибо музыка, воспроизведённая на инструменте самим преподавателем, укладывается в его сознании легче и прочнее. Кроме того, становятся видны все трудности, которые могут встретиться в работе обучающихся, и педагог может заранее подготовить каждого ансамблиста к преодолению этих трудностей. Проигрывая произведение, нужно стремиться воспроизвести все динамические и агогические оттенки и фразировку, которые будут требоваться от участников ансамбля. Необходимо также научиться свободно и выразительно петь каждую партию ансамбля и общую мелодическую линию произведения с обязательным тактированием. Тщательно анализируя избранное произведение, преподаватель должен определить его форму, тональности, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп. Лишь в результате такого кропотливого труда он может составить план работы ансамбля над художественным произведением.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более чёткого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:
1) знакомство ансамбля с произведением в целом;
2) техническое освоение выразительных средств;
3) работа над воплощением художественного образа произведения.
Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить обучающихся с автором произведения; эпохой, в которую оно возникло; стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения; характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или в звукозаписи. Необходимо предупредить участников коллектива о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и сообщить о путях преодоления этих трудностей. После такой вступительной беседы можно устроить первое проигрывание всем составом ансамбля всего произведения в целом. Это проигрывание может проводиться как с листа, так и после предварительного ознакомления учеников с партиями по заданию преподавателя.
Погрешности первого исполнения не должны приковывать к себе внимание обучающихся и педагога на данном этапе. Большое значение при ознакомительном проигрывании имеет дирижирование. Не тактирование или счёт вслух, а именно дирижирование, которое передаёт характер произведения и тем самым способствует эстетическому восприятию его обучающимися.
На втором этапе работы над произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от ансамблистов овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной, увлекательной. Это вовсе не отрицает того, что на данном этапе разучивания произведения техника является главной задачей. Однако уже здесь следует уделять внимание художественной стороне, а на последующих этапах художественной работы – совершенствованию технического исполнения.
На втором этапе работы над произведением педагог может проводить как репетиции ансамбля, так и индивидуальные занятия с отдельными исполнителями.
Путь от первого ко второму этапу – это путь аналитический, от общего знакомства к отработке частных технических трудностей. Приступая же к работе над воплощением художественного образа, педагог должен помнить, что она является синтезом всей предыдущей работы. Здесь происходит слияние отдельных элементов в крупные части, которые, в свою очередь, объединяются в законченное произведение, но уже в ином качестве, чем вначале. На этом заключительном этапе работы над произведением будет уже неуместным применение формы индивидуального урока. Основной формой занятий здесь является репетиция всего ансамбля. Проведение репетиции всегда связано с многократным повторением отдельных мест произведения; однако не должно быть ни одного механического повторения без ясно поставленной цели. Ансамблисты должны всегда знать, для чего повторяется та или иная часть произведения, чего хочет добиться этим преподаватель. Ясно поставленная цель каждого повторения делает работу обучающихся осмысленной.
Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени ансамблистов. Поэтому очень важен темп репетиции: на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и чётко сформулированных замечаний педагога определённым исполнителям.
Говоря о заключительном этапе работы ансамбля над художественным произведением, нельзя не сказать об использовании технических средств, и прежде всего звукозаписи. Прослушивание участниками ансамбля своего исполнения как бы со стороны помогает обнаружить скрытые ошибки, неудачное исполнение отдельных мест, способствует более цельному охвату слухом каждого исполнителя звучания всего ансамбля. Причем запись и прослушивание должны быть многократными, от одной репетиции к другой, с тем чтобы участники ансамбля видели результаты своей работы в их развитии, движении. Полезно бывает сохранить записи исполнения одной и той же пьесы, произведенные на различных этапах работы над ней, и показать эти записи ансамблю уже в то время, когда работа над произведением завершается.
В течение всего процесса работы над художественным произведением ансамбль должен предполагать, что она будет вынесена за стены класса и завершится публичным выступлением. При всей тщательности подготовки ансамбля, концерт всегда приносит обучающимся нечто новое, неожиданное. Непривычная обстановка эстрады, зала, скопление публики и то, что исполнители становятся центром всеобщего внимания, настолько действуют на членов коллектива, что исполнение ансамбля становится в этих условиях качественно отличным от игры в обычной, классной обстановке.
Чтобы подготовить ансамбль к выступлению, необходимо предварительно поставить его в условия, близкие к концертным: организовать несколько репетиций в зале, где состоится выступление, пригласить на эти репетиции узкий круг слушателей из числа преподавателей школы или родителей, дать возможность ансамблю исполнить всю программу целиком, не прерывая исполнения, в том порядке и с теми промежутками между пьесами, которые должны иметь место на концерте. В процессе этих репетиций педагог вносит последние коррективы в исполнение ансамбля.
Кроме того, педагогу следует побеседовать с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении на эстраде – выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене не только создаёт определённое впечатление у публики, но и способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля, повышает чувство ответственности. Эту работу следует проводить даже в том случае, если данный ансамбль уже выступал в концертах ранее.
После концерта, на ближайшей встрече с ансамблем, педагог должен обсудить с обучающимися итоги выступления, обратив их внимание на допущенные ошибки. Таким образом, концертное выступление неразрывно связано с классной работой. Оно, с одной стороны; завершает работу над частью репертуара, а с другой – даёт новый материал для дальнейшей учебно-воспитательной работы
с ансамблем.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!