Глава III. Период новых дворцов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава III. Период новых дворцов

2020-08-20 88
Глава III. Период новых дворцов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новый этап в истории дворцовых цивилизаций Крита продолжался с 1700 по 1400 г. до н.э. Это время можно считать своеобразным "золотым веком" в истории государства минойцев. Крит в этот период переживал экономический и культурный расцвет.

Отличительной чертой позднедворцовой эпохи является главенствующая роль кносского дворца. Кносс лежал в 4 кмот моря, занимая площадь 1800 на 1500 метров, и по этому параметру он в два раза превосходил дворец Маллии и в два с половиной раза Фестский дворец. Население Кносса и его гавани достигало примерно 100 тыс. жителей. Поздний дворец Кносса имел в длину 150 и в ширину 100 м. Этот дворец, открытый археологом А. Эвансом, согласно преданию, принадлежал царю Миносу. Легендарный правитель Крита, по одной из версий, был сыном Зевса и Европы, по другой - Ликастия и Иды. Когда умирает его усыновитель Астерион, он решает захватить власть над Критом и объявить себя царем. Он был уверен, что быть правителем - это его предназначение, и сами боги благоволят ему. Минос просит у Колебателя Земли Посейдона ниспослать ему животное для жертвоприношения, и Посейдон посылает к нему быка чудесной красоты. Минос стал царем, однако решил оставить быка, предназначенного для жертвоприношения, себе, и заклал другого. Разгневанный Посейдон насылает на быка бешенство, а жене Миноса Пасифае внушает неестественную страсть к этому быку. У Пасифаи рождается кровожадный Минотавр - чудовище с туловищем человека и головой быка. Минос поселил Минотавра в своем дворце, который греки называли "Лабиринтом". После того, как афиняне убили сына Миноса Андрогея, на Афины была наложена дань: они должны были каждый девятый год отправлять в Лабиринт, из которого невозможно было выбраться, по 7 юношей и 7 девушек. Этой ужасной дани был положен конец, когда во время ее третьей уплаты знаменитый афинский герой Тесей убил Минотавра.

Минос был первым из властителей, создавших флот. Он стал правителем островов Кикладского архипелага, первым основал на них большую часть критских колоний, изгнал народ карийцев. Минос начал борьбу с пиратами, которая проходила довольно успешно и позволяла ему увеличить доходы своей державы. По мнению Аристотеля, Минос смог утвердить свое владычество над морем благодаря выгодному географическому положению острова Крит. Он писал, что остров "соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопонесса, с другой - от Азии, именно от Триопийской местности и Родоса". Минос разделил Крит на три части, в каждой из которой основал город. Этими городами были Кносс, Фест и Кидония.

Раскопки А. Эванса показали, что греческие сказания о Лабиринте не являются чистейшим вымыслом, а имеют под собой реальную почву. Археологи обнаружили в Кноссе огромный комплекс зданий общей площадью 16 тыс. кв. метров. Этот комплекс состоит из трех сотен помещений, назначение которых могло быть самым разнообразным. Планировка кносского дворца действительно напоминает запутанный Лабиринт. Жилые комнаты, помещения для хозяйственных нужд, коридоры, соединяющие их, световые колодцы, внутренние дворики - все они расположены, кажется, без всякой системы, хаотично, выглядят как нагроможденные друг на друга отдельные элементы.

Но определенный схема в структуре дворца Миноса все-таки прослеживается. В центральной части дворца имеется большой прямоугольный двор, вымощенный крупными гипсовыми плитами. Судя по всему, он использовался для религиозных, культовых целей, а не для хозяйственных потребностей. Все остальные помещения были связаны с центральным двором и входили в состав кносского дворцового комплекса. С запада и востока от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четвертого этажа, залами, комнатами, внутренними двориками, коридорами и световыми колодцами.

Следует учитывать, что Кносский дворец не один раз приходилось восстанавливать и перестраивать из-за мощных землетрясений, которые случаются на Крите примерно каждые пятьдесят лет. Новые помещения пристраивались к старым, отдельные постройки объединялись в единый жилой массив, который группировался вокруг центрального двора, образовывались длинные ряды-анфилады из "нанизанных" друг на друга комнат и кладовых.

Установлено, что Кносский дворец был оснащен системой водоснабжения и канализацией. Археологами были обнаружены каменные желоба, по которым нечистоты выводились за пределы дворца, и водопроводы, благодаря которым был постоянный доступ к питьевой воде. Канализацией и водопроводом оборудовались роскошные ванные комнаты. Любопытно и наличие во дворце Кносса хорошо продуманной системы вентиляции и освещения. Здание было насквозь прорезано специальными световыми колодцами, которые снабжали светом и воздухом нижние этажи дворца. "Проводниками" света и воздуха также были открытые веранды и большие окна.

Большую часть нижнего этажа Кносского дворца занимали кладовые, в них хранились съестные припасы. В западной части здания находился коридор, по обе стороны от которого вплотную друг к другу располагались узкие вытянутые камеры с огромными сосудами, сделанными из глины - пифосами. Эти западные склады могли вмещать 420 пифосов общей емкостью в 246 тыс. л зерна, вина или оливкового масла. В них могли храниться и другие продукты. Всех этих запасов продовольствия жителям дворца хватало на долгие годы.

Вышеприведенные факты позволяют составить представление о масштабности дворцового хозяйства в Кноссе. Хозяйства других новых дворцов Крита также отличались высоким уровнем функционирования и впечатляющими размерами сосредоточенных в них богатств. Так, в Маллии кладовые различной конфигурации и вместимости занимали как минимум третью часть от общей площади дворца. В дворцовых кладовых Като Закро хранились огромные запасы импортного дорогостоящего сырья. Слоновые бивни и минойские таланты (бронзовые слитки в виде растянутой шкуры быка) были обнаружены в западном крыле дворца.

Развалины Кносского дворца таили в себе множество произведений искусства и художественного ремесла. Найденные археологами, они позволяют судить об уровне развития минойского искусства. Среди находок можно выделить замечательные расписные вазы, которые украшались красочными изображениями морских животных (например, осьминогов), ритоны - священные каменные сосуды в виде головы быка, статуэтки из фаянса, правдоподобно и выразительно изображающие людей и животных, золотые перстни, резные печати из драгоценных камней и другие ювелирные изделия, отличающиеся необычайным уровнем технического совершенства и красотой художественного решения.

Любопытна минойская настенная живопись, служившая украшением для внутренних покоев, коридоров и портиков дворца. На фресках критяне изображали морских животных, птиц, растения, а также обитателей дворца. Эти фрески позволяют понять, какова была одежда людей, живших в Кносском дворце в эпоху дворцовой цивилизации. Одежда мужчин была простой, часто она могла представлять собой только набедренную повязку Но некоторые из них, видимо, наиболее знатные, носили на голове красивый убор из перьев птиц, а на шее и руках - золотые браслеты и ожерелья. Женщины надевали туго затянутые корсеты и огромные юбки, которые были похожи на колокол и имели множество оборок. Кроме того, те же фрески дают информацию о ритуальных церемониях, которые проводились на так называемой "сценической площадке Кносса". Эта площадка служила местом действия для различного рода торжественных процессий, культовых обрядов, танцев, спортивных игр, кулачных боев и других зрелищных действий. Одни люди, изображенные на фресках "коридора процессий", торжественно шествуют, неся на вытянутых руках священные сосуды, предназначенные для возлияния богам, другие принимают участие в ритуальном танце вокруг священного дерева. Фрески Кносского дворца обладают рядом особенностей, отличающими их от других фресок подобного жанра: высокое колористическое мастерство, обостренное чувство художников, создавших их, и совершенно выдающееся искусство в передаче движения людей и животных.

Упомянутая выше "сценическая площадка Кносса" могла вмещать до 800-900 зрителей. Предназначавшаяся для обслуживания культовых празднеств и обрядов отдельных родов и руководящей части общинного населения, она по праву может считаться самым ранним в истории театром. На ней проводились такие театрально-зрелищные действия, как инсценировка "церемонии брака", культовый танец "Минотавр", земледельческая процессия молотильщиков и гончаров, процессия, связанная с заупокойным культом и другие.

Важным религиозным ритуалом, связанным с главнейшим минойским культом бога-быка, была так называемая минойская тавромахия, или игры с быками. Некоторые фрески в Кносском дворце изображают впечатляющие сцены сопряженных со смертельным риском состязаний человека и разъяренного быка. Участвующий в обряде тавромахии совершал прыжки через несущегося прямо на него свирепого животного и даже проделывал серию прыжков на его спине и рогах. Игры с быками на Крите были коллективными, в них участвовали, как мужчины, так и женщины, но на ранней ступени развития критского общества в тавромахии, скорее всего, могли участвовать только женщины, так как в то время еще слишком сильным было влияние матриархата. Бык играл большую роль в производственно-хозяйственной деятельности критян, он являлся священным символом плодородия. Изображение бычьих богов как символа божественного быка можно было встретить практически в каждом святилище минойцев. Кроме того, он наносился на крыши дворцов в качестве апотропея - защитника от зла.

На остров Крит часто обрушивались стихийные бедствия. Помимо землетрясений, порой бывавшими чудовищно разрушительными, критяне страдали от частых морских штормов и засухи, обрекавшей на жестокий голод и ужасные эпидемии. Минойцы обращались с молитвами к различным богам и богиням, которые могли спасти от губительных сил природы, надеясь пробудить их милосердие. Одной из центральных фигур минойского сонма богов была Великая Богиня - "владычица", известная под именем Кибела. Она почиталась как божество плодородия и считалась великой матерью всех людей, животных и растений. Критская Великая Богиня являлась олицетворением женственности и материнства, символом вечного обновления природы и мощи Земли.

Виновником землетрясений минойцы считали владыку моря, великого Колебателя Земли - Посейдона. Море и земная твердь содрогались от ударов его трезубца. Критяне стремились смилостивить разгневанного бога, несущего им кару за их грехи, и приносили ему обильные жертвы, в том числе и человеческие. Вполне возможно, что упоминавшиеся выше священные игры с быком также могли служить для предотвращения землетрясений.

Археологи нашли в развалинах Кносского дворца огромное количество разнообразной культовой утвари: статуэтки, изображавшие Великую Богиню, священные символы бога-быка, такие, как ритон в форме головы быка и двусторонние церемониальные топоры-лабрисы, некоторые из которых были выше человеческого роста (возможно, само слово "лабиринт" произошло от названия этого предмета, являвшегося в том числе символом царской власти), а также алтари и столы для жертвоприношений. Многие помещения во дворце использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. К ним относятся крипты - тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам. Сама архитектура дворца, такая необычная и своеобразная, была насквозь пронизана сложной религиозной символикой. Это утверждение справедливо и для настенной живописи, и для других произведений минойского дворцового искусства. Все это свидетельствует о об огромном значении религии в жизни минойцев. Она откладывала отпечаток практически на все стороны деятельности критского общества. Сами дворцы, по сути, были своеобразными храмами. Царь, владыка Кносса, одновременно исполнял функцию верховного жреца, а его супруга, царица, стояла во главе жриц культа Великой Богини. Таким образом, критский царь был теократом, то есть монархом, соединяющим в своих руках светскую и духовную власть. О существовании на Крите царя-жреца говорят большие залы с колоннами и пилястрами, располагавшиеся на каждом этаже дворца. Дело в том, что в одном из таких залов, существовавшего в западном крыле Кносского дворца, находился трон и культовый символ власти - лабрис, а также скамья, предназначавшаяся для придворной знати. Прежде чем вступить в тронный зал, нужно было совершить ритуальное омовение (для этой цели в вестибюле перед входом в зал стояла порфировая чаша) и только после этого можно было предстать перед священным ликом царя. Важно отметить, что не было найдено ни одного изображения царя-жреца Кносса. Это связано именно с фактором "неприкосновенности" владыки Крита, лицезреть которого было не позволено простому смертному.

Могущество Крита, хранимого Великой Богиней, в большой степени произрастало из процветающей торговли, как посреднической, так и товарами собственного производства, которая все больше становилась ориентированной на страны Малой Азии и материковую Грецию. В таких условиях выгодное географическое положение Кносса способствовало его выдвижению на центральные позиции. Он играл ведущую роль в прибрежной меновой торговле, о чем свидетельствует начавшееся в конце XVII в. до н.э. строительство сети дорог на Крите, которые образовывали связь между всеми критскими дворцами и сходились в Кноссе. Таким образом, Крит стал централизованным государством, великой морской державой, объединенным под властью Кносского царя.

В XVI в. до н.э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в бассейне Эгейского моря. Господство Крита на море позволило ему включиться в транзитную посредническую торговлю. Критские торговые фактории создаются на Родосе, Самосе и Милете.

Корабли минойцев, ходившие под парусами и на веслах, отличались маневренностью и высокой скоростью передвижения. На этих быстроходных суднах обитателям Крита удавалось добираться до берегов Сицилии, Южной Италии и даже Пиренейского полуострова. В этот период они вступают в тесные торговые отношения с Египтом и Сирией. Связи с Сирией имели важное значение в контексте торговли металлами. Минойцы активно экспортировали шерсть, ткань, керамику, ремесленные изделия. Без сомнения, Крит был сильнейшей морской державой на всем восточном Средиземноморье, "владычицей морей" той эпохи.

Расцвет сельского хозяйства, ремесла и, как следствие, торговли на Крите в период новых дворцов обусловлен развитием централизованного дворцового хозяйства. Прибавочный продукт, поступавший во дворцы от зависимого, эксплуатируемого населения, создал условия для становления и дальнейшего подъема богатой минойской культуры. Однако этот расцвет культуры был ограничен пределами роскошных критских дворцов. Экономическое и культурное развитие поселений, формировавшихся вокруг дворцов, было очень низкого уровня и безнадежно отсталым по сравнению с теми же дворцами.

Типичным примером рядового поселения городского типа, в котором концентрировалось ремесло, может служить Гурния, расположенная на побережье Мирабелло, в северо-восточной части Крита. Это поселение занимало небольшую площадь в 1,5 га. Оно состояло из нескольких десятков домов небольших размеров с крайне примитивной конструкцией. Дома строились очень компактно и группировались в отдельные кварталы. Данная застройка была конгломератного типа, дома внутри кварталов ставились вплотную друг к другу. Жители поселения занимались сельским хозяйством, кузнечным и гончарным ремеслом, рыболовством, торговлей и облагались различными натуральными и трудовыми повинностями. В Гурнии существовала резиденция наместника с большими складскими помещениями. Знать, располагавшаяся в господском доме, собирала поставки сельскохозяйственной и ремесленной продукции, производимой местным подвластным населением, а затем отсылала их во дворец. Из других подобных поселений можно отметить деревню крестьян и ремесленников, в центре которой находился минойский особняк Ватипетрос, а также небольшой рыбацкий поселок на острове Псейра, в котором также имелся господский дом.

После 1500 г. до н.э. в культуре Крита наблюдаются признаки упадка. Причины этого следует искать в узком экономическом базисе критского производства. В его основе лежали отрасли сельского хозяйства (земледелие, скотоводство) и рыболовство. На острове Крит было невозможно поливное земледелие с высоким уровнем урожайности, и потому количество пригодных для обработки земель было невелико. Прибавочный продукт, создаваемый критянами, в основном шел на обеспечение обитателей дворцов. Это приводило к постепенному обнищанию сельского населения, которое усугублялось с возрастанием дворцового населения. На Крите разводилось огромное количество овец и коз, активная торговля их шерстью и шкурами обеспечивала дворцам постоянный и довольно весомый доход. Но для такого масштабного разведения этих животных требовалась большая площадь земли, которая могла обрабатываться земледельцами. К концу новодворцового периода дворцовое хозяйство постепенно становится все более децентрализованным в связи с увеличением числа господских домов в эксплуатируемых поселениях - придворная знать обладала всей полнотой власти в сфере сбора и распределения прибавочного продукта, предназначавшегося для дворцовых хозяйств, и уже могла владеть частной собственностью, созданной на основе сельскохозяйственного и ремесленного производства.

Совокупность всех этих причин привела к постепенному и неотвратимому упадку минойской цивилизации. Но в середине XV в. до н.э. этот объективный процесс был ускорен в разы - на Крит обрушило всю свою разрушительную силу одно из величайших стихийных бедствий в истории человечества. На острове Тира, расположенном в 110 км к северу от Крита, произошло грандиозное извержение вулкана Санторин. Именно это событие, по мнению греческого археолога Спиридона Маринатоса, стало причиной гибели критских дворцов и поселений. Извержение было настолько мощным, что центральная часть острова ушла под воду. Возможно, что затонувший остров Фера стал прообразом легендарной Атлантиды, описанной в диалогах Платона. Атлантида представляла собой остров, который "превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые", и на нем возникло "удивительное по величине и могуществу царство" Извержение вулкана вызвало огромное цунами, его волны докатились до Крита и обрушились на северное побережье острова. Подводные толчки привели к землетрясениям, которые довершили катастрофу вместе с выброшенным вулканическим пеплом. После этого на опустошенную критскую землю с территории материковой Греции вторгаются греки-ахейцы и покоряют оставшееся в живых немногочисленное и деморализованное местное население.

В период новых дворцов произошло объединение Крита под властью правителя Кносса, была создана великая критская морская держава. Эта эпоха была временем наивысшего расцвета критской государственности и культуры. Но объективные причины, связанные с процессами, протекавшими в социально-экономических отношениях дворцов и сельских поселений, привели к упадку Крита, который усугубился природной катастрофой и довершился ахейским завоеванием.


Заключение

 

Первые государственные образования на острове Крит возникли в конце III тысячелетия до н.э. Они объединяли несколько общин с одним административным центром, который одновременно был средоточием религиозного культа. Таким центром являлся дворец. Дальнейшее развитие этих небольших образований привело к созданию крупного территориального государства, объединявшего не только весь Крит, но и ряд островов южной части Эгейского моря и восточных прибрежных областей Балканского полуострова. Вся эта обширная территория входила в состав морской державы Миноса, легендарного критского царя, чей дворец, согласно греческим преданиям, представлял собой запутанный Лабиринт, в котором жил ужасный Минотавр.

Освоение моря играло огромную роль в развитии дворцовых цивилизаций Крита. Во II тыс. до н.э. создается критская морская держава, устанавливаются морские торговые контакты с Египтом, Сирией и другими странами.

Сохранившиеся вещественные памятники ремесла и искусства позволяют составить представление о высоком уровне развития минойской культуры. Вазы стиля Камарес, ритоны, лабрисы, дворцовая настенная живопись - все это поражает оригинальностью художественного замысла, великолепием, богатством красок, техническим совершенством изготовления.

Религия имела большое значения для минойцев. В милосердии морского владыки Посейдона они искали спасения от землетрясений и штормов, плодородие земли было даром Великий Богини-Матери. Священные тавромахии, религиозно-театральные процессии и представления, обожествляемая фигура царя - таковы основные особенности минойских религиозных верований.

Теократическая монархия критских царей принимала минимальное участие в организации производства. Сельские общины, группировавшиеся вокруг дворцов, жили в условиях примитивного быта и были лишь объектом их насильственной эксплуатации. Это противоречие дворцом с обширным царским хозяйством и эксплуатируемыми общинами определило внутреннюю слабость критского государства, стало причиной его упадка.

Гибель минойской цивилизации в результате природной катастрофы и последовавшего за ней ахейского вторжения ознаменовало собой конец великой эпохи в истории Древнего Мира. Колыбель европейской цивилизации, на протяжении нескольких веков определявшая развитие Эгейского мира, канула в пучину времени.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.