Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-08-20 | 170 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
До сих пор мы излагали, главным образом, теоретическую часть грамоты рисования: правила перспективного построения, законы светотени и тоновых отношений, задачи и процесс самого изображения. Все эти правила и законы являются общими и одинаково применимыми при изображении любых предметов или объектов: натюрморта, интерьера, пейзажа, головы и фигуры человека.
Теперь перейдем к практическому рисованию отдельных натурных постановок, чтобы на конкретных примерах закрепить теоретические- знания, приобрести специальные практические навыки: развить глаз в восприятии пропорций, светотени, тона и выработать необходимую для реалистического изображения способность цельного видения.
НАТЮРМОРТ
Термин «натюрморт» происходит от французского — «nature morte» — (мертвая природа) и обозначает изображение предметов быта, фруктов и овощей, животных и птиц.
Натюрморт является самостоятельным видом изобразительного искусства, утверждающим поэзию и красоту мира будничных вещей. В учебных постановках натюрморт благодаря своей специфике дает возможность хорошо усвоить грамоту рисунка и живописи: правила перспективного и конструктивного построения предметов, тоновую лепку формы, научиться выявлять главное, существенное и подчинять ему второстепенное, а также познакомиться с элементами композиции.
Рисование Процесс рисования учебного натюрморта
группы складывается из нескольких задач: 1) пере-
геометрических дача пропорций, 2) передача взаимнограс-
тел положения предметов в пространстве, 3) пра-
вильное построение перспективы, 4) лепка светотенью объемной формы каждого предмета, 5) передача пропорциональных натуре тоновых отношений между предметами, 6) обобщение.
|
Рис. 21 |
Составим группу предметов из гипсовых геометрических тел, разнообразных по форме и размерам (рис. 21, 22), и рассмотрим последовательность ее изображения. Построение обязательно начинается с обобщенной формы всей группы, с определения ее масштабов и места по отношению к размерам листа бумаги, то есть с композиционного расположения. При этом надо исходить из целостного восприятия всей группы предметов. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций предметов и их взаимного расположения. Так цилиндр ближе вазочки, следовательно он на рисунке располагается ниже. Чем дальше
Рис. 22
предмет, тем на рисунке он будет располагаться выше. Сравниваем размеры всех предметов по высоте и ширине. По возможности находим точки схода параллельных линий и переходим к точному построению перспективы каждого предмета. При этом нельзя полностью построить один предмет, потом приняться за другой. Наметив высоту и ширину одного предмета, сейчас же намечаем положение другого и т. д. Определяя пропорции предметов и строя их в перспективе, можно одновременно слегка прокладывать тени. Это будет способствовать более точной передаче пропорций предметов.
На данном этапе работы необходимо все время сравнивать величины отдельных предметов и их частей между собой и в отношении целого. При этом надо смотреть на все одновременно и видеть целое, тогда легче будет определить пропорции предметов и их частей.
Когда нанесены границы падающих и собственных теней, переходим к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче его объема и материала. Этих необходимых качеств реалистического рисунка можно добиться только в том случае, если все тени, полутени и света на предметах, фоне и поверхности стола мы будем наносить в пропорциональных натуре отношениях. Для этого следует определить в натуре самые темные и самые светлые места.
|
В данном натюрморте самое темное место — собственная тень на цилиндрической вазе, а самое светлое — основание горизонтально лежащего цилиндра, так как оно ближе всего к источнику света и лучи света падают на него под прямым углом. Начинать штриховать надо с самой темной тени. В данный момент очень важно правильно найти общее тоновое состояние. Ведь отношения тонов можно взять в более светлой гамме или более темной; отношения будут пропорциональными, но правдивого впечатления от натуры, состояния освещенности мы достигнем только в случае верно найденного общего тона.
Чтобы определить общее тоновое состояние и силу тона самого темного места, можно временно поставить рядом с натюрмортом предмет очень черного цвета, например пузырек с тушью, и сравнить самое темное место натюрморта с этим предметом. Мы ясно увидим, что этот предмет будет значительно темнее. Если бы этот пузырек входил в нашу натурную постановку, то следовало бы начать тушевать с него и взять во всю силу черноты карандаша. В данном натюрморте нет такого темного тона и, следовательно, мы не должны его наносить. Поэтому собственную тень на вазе и падающую тень от куба и цилиндра мы берем не во всю силу карандаша. Таким же образом можно определить степень светлоты самого светлого места, положив рядом с натюрмортом очень белый предмет — кусочек мела или лист белой бумаги. Сравнив этот предмет с самым светлым местом, мы будем знать, можно ли в этом месте оставить бумагу незакрашенной.
Наметив определенный тон исходного самого темного места, силу каждой другой тени нужно сравнивать с этим тоном и с другими тенями. Так, например, собственная тень на цилиндре светлее падающей тени от него, но темнее фона, поверхности стола и т. д. Сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места между собой. Свет на левой грани куба слабее, чем самое светлое место — круглое основание горизонтального цилиндра, но светлее фона.
,
Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они видны. Правильно взятое отношение тона фона к тону предметов способствует передаче пространства и материальности предметов. Обычно та часть фона, которая находится с теневой стороны предмета, кажется более светлой, чем часть, находящаяся за освещенной стороной. Это явление светового контраста надо учитывать при рисовании. Утемне-ние фона около освещенной части предмета и высветление его у теневой дает возможность контрастнее выявить свет и тень.
|
Покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего штрихами с нажимом, соответствующим каждому тону, а направление штрихов должно соответствовать характеру той поверхности, которая изображается в рисунке. Если, например, на цилиндр наносить штрихи во всевозможных случайных направлениях, это не будет способствовать передаче гладкой, круглой поверхности цилиндра. На рис. 21, 22 видно, что штрихи наносятся по форме, следуя ее изгибам и закруглениям (ваза, конус). Падающие тени заштрихованы в двух направлениях, одно из которых соответствует направлению света. Темная грань куба заштрихована перекрещивающимися параллельными линиями. Может быть выбрано и другое направление штрихов, но важно, чтобы в каждом случае они совпадали с направлением поверхности форм (вертикально, горизонтально, с наклоном и т. д.).
Рисуя с натуры, мы должны следить за отношениями предметов не только по величине и силе света, но и по четкости, контрастности границ поверхностей предметов. Четкость границ поверхностей, контрастность их везде разная. Левая освещенная грань конуса близка по силе света к фону, поэтому она мягко «прикасается» к нему. Граница правой грани куба почти слилась по тону с фоном, а верхний край конуса резко выделяется на фоне.
Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. На конусе, идя от света к тени, каждый новый миллиметр поверхности постепенно утемняется, причем самое темное место собственной тени будет находиться не на правой, видимой границе поверхности конуса, а несколько отступя от нее. Справа у контура собственная тень высветляется рефлексом. Особенность светотени предметов, ограниченных плоскостями, заключается в том, что каждая плоскость имеет свой определенный тон, отличный от тонов других плоскостей. На границе светлой и темной поверхности, в силу краевого контраста, светлая поверхность будет выглядеть немного светлее, а темная — темнее.
|
После того как объемная форма всех предметов тщательно проработана, необходимо перейти к последней стадии работы— к обобщению рисунка. В процессе проработки каждого отдельного предмета мы могли увлечься отдельными деталями и сделать их слишком четкими и заметными. По этой причине предметы второго плана могут зрительно вырываться на передний план. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое, которое существует в натуре, надо смотреть на все
Рис. 23
одновременно, воспринимать цельно, оценивая в этот момент силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов является основным условием реалистического изображения.
Кратко повторяем последовательность рисования с натуры:
1. Композиционное расположение предметов на листе бу
маги. Общий набросок всей натурной постановки.
2. Построение перспективы и передача пропорций каждого
отдельного предмета, их взаимное расположение.
3. Тщательная светотеневая проработка объемной формы
предмета: света, полутени, тени, рефлекса, взятых в правиль-
|
ных тоновых отношениях с соответствующими участками других предметов.
4. Обобщение рисунка: удаление несущественных деталей, проверка тоновых отношений. Уточнение воздушной перспективы.
Упражнения.
Нарисуйте несколько натурных постановок, составленных из 3—4-х геометрических тел: куба, шара, цилиндра, конуса, призмы, пирамиды. Освещайте их по-разному: сбоку, спереди и сзади. Если нет простых геометрическх тел, то составляйте натюрморты из предметов домашнего обихода, близких по форме к геометрическим телам: ведро, чемодан, мяч, различные сосуды (рис. 23).
Начинающему рисовальщику надо выполнить много натюрмортов, составленных из различных предметов быта. После того как будут хорошо изучены принципы построения перспективы, метод работы от общего к деталям и тоновое изображение простых предметов, можно переходить к рисованию сложных объектов: интерьера и пейзажа.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!