Культурное содружество народов России — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Культурное содружество народов России

2020-08-20 201
Культурное содружество народов России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изобразительное искусство

Первая половина XIX в. является важнейшим периодом в развитии изобразительного искусства - скульптуры, живописи, архитектуры. Это был период расцвета изобразительного искусства, утверждения в нем новой тематики, новых форм и жанров.

Два крупнейших исторических события этого времени имели наибольшее влияние на развитие искусства.

1. Это, прежде всего, Отечественная война 1812 г. Война, вызвавшая небывалый патриотический подъем, показавшая величие и героизм народа в тяжелую годину испытаний, способствовала росту национального самосознания народа. Она привлекла пристальное внимание передовых слоев общества к угнетенному, забитому народу, веками находившемуся в рабстве, но не потерявшему человеческого достоинства и проявившему величие духа в борьбе с иноземным захватчиком.

2. Вторым событием, повлиявшим на развитие искусства, было начало освободительного движения, восстание декабристов, поставившее задачу ликвидации отжившего общественного строя и освобождения народа от социального и политического рабства.

Эти события вызвали огромный творческий подъем среди деятелей искусства, определили тематику их произведений и их общественную направленность. Темы патриотизма, прославления подвига народа, утверждения достоинства простого человека, борьбы против всего старого, отжившего за свободу и счастье народа - таковы центральные вопросы в творчестве лучших представителей искусства.

Патриотический подъем начала XIX в. вызвал к жизни творчество целой плеяды замечательных архитекторов и скульпторов. К этому времени относится расцвет творчества замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814), создавшего изумительный памятник архитектурного искусства - Казанский собор в Петербурге.

 

После Отечественной войны 1812 г. собор стал музеем русской славы, зданием-памятником. Здесь был погребен великий полководец М. И. Кутузов, помещены знамена, отбитые у наполеоновской армии, а в 30-х годах перед собором были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы скульптора Богзиса Ивановича Орловского. Этот архитектурный ансамбль досихпор поражает Совершенством форм, гармоничностью и величием.

Крупнейшим архитектором начала века был Андрей Дмитриевич Захаров (1761 - 1811).

Лучшее творение Захарова - здание Главного адмиралтейства в Петербурге, символизирующее морскую мощь России, выход ее в число мировых морских держав.  Изумительные архитектурные ансамбли создал в Петербурге Карл Иванович Росси (1775-1849): здание Главного штаба, Михайловский замок (ныне Русский музей), Александрийский театр с прилегающей улицей (ныне улица зодчего Росси).

Все это придало центру Петербурга тот стройный и монументальный вид, который сохранился до наших дней и восхищает нас красотой и законченностью.  Знаменитым скульптором-монументалистом был Иван Петрович Мартос. Лучшим его произведением является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, символизирующий непреклонную волю народа в его борьбе с иноземными захватчиками.

Сложный путь проделала и достигла большого совершенства русская живопись. Прославление полвита народа, идея его луховного пробуждения, обличение язв крепостнической России - таковы главные темы изобразительного искусства.

Замечательный художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Его картины «На пашне Весна», «На жатве Лето», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Гумно» отображают красоту и благородство простых русских людей, служат утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Кард Павловича Брюллова (1799-1852). Идея этой картины была навеяна героическим" Подвигом декабристов. Картина показывает благородство людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.

В первой половине XIX в. жил и творил величайший художник того времени Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу».

В этой картине, являющейся шедевром мирового значения, он показал, как говорил позднее замечательный русский художник Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».

Обличению язв крепостнической России посвятил свое творчество Павел Андреевич Федотов. Его картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и другие кладут начало обличительному, гоголевскому направлению в живописи и знаменуют торжество критического реализма.

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой цели - борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

Музыка и театр

В первой половине XIX в. русский народ дал миру замечательных творцов в области музыкального искусства. Русская музыка зазвучала на весь мир. Ее расцвет определялся глубоким проникновением в думы и настроения народа, освоением замечательного музыкального богатства, созданного самим народом. В это время жил и работал великий композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Его романсы, симфонические произведения и оперы («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») до сих пор пользуются мировой славой. Любовь к родине, воспевание подвига простого народа, его красоты и величия - главные темы в творчестве Глинки.

Больших успехов достигает русский драматический театр. На его сцене появляются прекрасные артисты, которые превращают театр из забавы для аристократов в школу жизни, в трибуну, с которой провозглашались идеи свободы, любви к родине и народу.

Особенно большой вклад в развитие театрального искусства внес М. С. Щепкин. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) по происхождению был крепостным. Его имя тесно связано с московским Малым театром, на сцене которого он выступал 40 тет. Недаром этот театр часто называют «Домом Щепкина». Глубоким и проникновенным исполнением ролей городничего в v Ревизоре» Гоголя, Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова и многих других Щепкин заложил основы реалистической школы в русском театральном искусстве.

Огромную роль в борьбе за реализм в искусстве и литературе сыграли В. Г. Белинский и А. Й. Герцен. Они требовали от писателей, художников, артистов правдивого отображения жизни народа. Их самоотверженная борьба против самодержавия и крепостничества вдохновляла деятелей культуры на бескорыстное служение своему народу.

Русская культура развивалась в тяжелых условиях самодержавного и крепостнического гнета. Преждевременная смерть, тюрьма, каторга, бессрочная солдатчина вырывали из жизни лучших представителей культуры. И тем не менее русский народ выдвинул такие таланты, которые создали шедевры мирового искусства.

 

Василий Андреевич Тропинин

Знаменитый русский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) продолжал свою творческую деятельность более полувека, большую часть жизни при этом, оставаясь крепостным. Лучшие годы творчества художника совпали по времени с периодом расцвета таланта Кипренского. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Однако персонажи Тропинина будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства.
До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Одним из самых известных и реалистичных портретов А.С.Пушкина, является портрет, написанный В. Тропининым в 1827 г.
Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы. Истинный русский Байрон в халате! Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никакой другой, он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство.
Портрет показывает не Пушкина-поэта, а Пушкина-человека. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.
Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) был одним из самых ярких, и в то же время противоречивым художником в русской живописи XIX века. Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Возможно поэтому его творчество высоко ценилось далеко не передовой Петербургской Академией художеств: в молодости он был ее учеником, а в последствии стал заслуженным профессором.

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».
В 1830 г. Брюллов побывал на раскопках античного города Помпеи. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

Александр Андреевич Иванов

В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал он над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».

Павел Андреевич Федотов

С именем Павла Андреевича Федотова (1815—1852) связан важный этап становления русской реалистической живописи XIX века. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры. Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей.
В основе сценария картины «Сватовство майора» заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». На картине изображен чиновник, которому накануне была вручена первая для него награда – орден – и вот он в своих мечтах уже возносится по служебной лестнице на самый верх, представляя себя, то городничим, то губернатором.
Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал античную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня».

Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближении всех жанров искусства к жизни. Эта тенденция нашла свое отражение в обращении большинства художников к современным сюжетам и проблемам, во внимании к внутреннему миру человека, к переживаниям самого художника. Именно поэтому знакомство с творчеством мастеров первой половины XIX века вызывает у зрителя живое ощущение эпохи, дает представление о мыслях и чувствах русского общества.

 

Изобразительное искусство

Первая половина XIX в. является важнейшим периодом в развитии изобразительного искусства - скульптуры, живописи, архитектуры. Это был период расцвета изобразительного искусства, утверждения в нем новой тематики, новых форм и жанров.

Два крупнейших исторических события этого времени имели наибольшее влияние на развитие искусства.

1. Это, прежде всего, Отечественная война 1812 г. Война, вызвавшая небывалый патриотический подъем, показавшая величие и героизм народа в тяжелую годину испытаний, способствовала росту национального самосознания народа. Она привлекла пристальное внимание передовых слоев общества к угнетенному, забитому народу, веками находившемуся в рабстве, но не потерявшему человеческого достоинства и проявившему величие духа в борьбе с иноземным захватчиком.

2. Вторым событием, повлиявшим на развитие искусства, было начало освободительного движения, восстание декабристов, поставившее задачу ликвидации отжившего общественного строя и освобождения народа от социального и политического рабства.

Эти события вызвали огромный творческий подъем среди деятелей искусства, определили тематику их произведений и их общественную направленность. Темы патриотизма, прославления подвига народа, утверждения достоинства простого человека, борьбы против всего старого, отжившего за свободу и счастье народа - таковы центральные вопросы в творчестве лучших представителей искусства.

Патриотический подъем начала XIX в. вызвал к жизни творчество целой плеяды замечательных архитекторов и скульпторов. К этому времени относится расцвет творчества замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814), создавшего изумительный памятник архитектурного искусства - Казанский собор в Петербурге.

 

После Отечественной войны 1812 г. собор стал музеем русской славы, зданием-памятником. Здесь был погребен великий полководец М. И. Кутузов, помещены знамена, отбитые у наполеоновской армии, а в 30-х годах перед собором были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю де Толли работы скульптора Богзиса Ивановича Орловского. Этот архитектурный ансамбль досихпор поражает Совершенством форм, гармоничностью и величием.

Крупнейшим архитектором начала века был Андрей Дмитриевич Захаров (1761 - 1811).

Лучшее творение Захарова - здание Главного адмиралтейства в Петербурге, символизирующее морскую мощь России, выход ее в число мировых морских держав.  Изумительные архитектурные ансамбли создал в Петербурге Карл Иванович Росси (1775-1849): здание Главного штаба, Михайловский замок (ныне Русский музей), Александрийский театр с прилегающей улицей (ныне улица зодчего Росси).

Все это придало центру Петербурга тот стройный и монументальный вид, который сохранился до наших дней и восхищает нас красотой и законченностью.  Знаменитым скульптором-монументалистом был Иван Петрович Мартос. Лучшим его произведением является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, символизирующий непреклонную волю народа в его борьбе с иноземными захватчиками.

Сложный путь проделала и достигла большого совершенства русская живопись. Прославление полвита народа, идея его луховного пробуждения, обличение язв крепостнической России - таковы главные темы изобразительного искусства.

Замечательный художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Его картины «На пашне Весна», «На жатве Лето», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Гумно» отображают красоту и благородство простых русских людей, служат утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Кард Павловича Брюллова (1799-1852). Идея этой картины была навеяна героическим" Подвигом декабристов. Картина показывает благородство людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.

В первой половине XIX в. жил и творил величайший художник того времени Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу».

В этой картине, являющейся шедевром мирового значения, он показал, как говорил позднее замечательный русский художник Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».

Обличению язв крепостнической России посвятил свое творчество Павел Андреевич Федотов. Его картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и другие кладут начало обличительному, гоголевскому направлению в живописи и знаменуют торжество критического реализма.

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой цели - борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

Музыка и театр

В первой половине XIX в. русский народ дал миру замечательных творцов в области музыкального искусства. Русская музыка зазвучала на весь мир. Ее расцвет определялся глубоким проникновением в думы и настроения народа, освоением замечательного музыкального богатства, созданного самим народом. В это время жил и работал великий композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Его романсы, симфонические произведения и оперы («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») до сих пор пользуются мировой славой. Любовь к родине, воспевание подвига простого народа, его красоты и величия - главные темы в творчестве Глинки.

Больших успехов достигает русский драматический театр. На его сцене появляются прекрасные артисты, которые превращают театр из забавы для аристократов в школу жизни, в трибуну, с которой провозглашались идеи свободы, любви к родине и народу.

Особенно большой вклад в развитие театрального искусства внес М. С. Щепкин. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) по происхождению был крепостным. Его имя тесно связано с московским Малым театром, на сцене которого он выступал 40 тет. Недаром этот театр часто называют «Домом Щепкина». Глубоким и проникновенным исполнением ролей городничего в v Ревизоре» Гоголя, Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова и многих других Щепкин заложил основы реалистической школы в русском театральном искусстве.

Огромную роль в борьбе за реализм в искусстве и литературе сыграли В. Г. Белинский и А. Й. Герцен. Они требовали от писателей, художников, артистов правдивого отображения жизни народа. Их самоотверженная борьба против самодержавия и крепостничества вдохновляла деятелей культуры на бескорыстное служение своему народу.

Русская культура развивалась в тяжелых условиях самодержавного и крепостнического гнета. Преждевременная смерть, тюрьма, каторга, бессрочная солдатчина вырывали из жизни лучших представителей культуры. И тем не менее русский народ выдвинул такие таланты, которые создали шедевры мирового искусства.

 

Культурное содружество народов России

Первая половина XIX в.- это период формирования русской, украинской, белорусской и других наций входивших в состав России. У всех народов значительного развития достигла национальная культура. Украинский народ выдвинул из своих рядов замечательного поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Творчество Шевченко неразрывно связано с передовой русской культурой. Он сложился как художник слова под влиянием замечательной поэзии Пушкина и Лермонтова, революционных взглядов Белинского и Герцена. Это придавало его поэзии огромное общественное звучание. Сблизившись с Чернышевским и Добролюбовым, Шевченко вместе с ними участвовал в революционном движении.

В Белоруссии в первой половине XIX в. начал свою деятельность основоположник белорусского литературного языка писатель В. И. Дунин - Марцинкевич.

Широкую известность получили грузинские поэты А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, произведения которых проникнуты пламенной любовью к Грузии. Основоположником новой азербайджанской литературы был Мирза Фатали Ахундов (1812- 1878). Просветитель и демократ, борец против темноты и невежества, насаждаемых религией, Ахундов, как и другие выдающиеся представители национальных культур, был сторонником сближения с русским народом. Великий писатель Армении Хачатур Абовян положил начало новой армянской литературе. Большую известность получил его роман «Раны Армении», в котором правдиво показана тяжелая жизнь армянского народа под гнетом Ирана.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.