Познание, его уровни и ступени — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Познание, его уровни и ступени

2020-08-19 220
Познание, его уровни и ступени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА № 3. «Познание».

Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания – это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

· Ощущение – познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.

· Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.

· Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

· При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.

· Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.

· Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств – это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.

· При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

· Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.

· Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык – это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык – это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель.

Существует ещё интуитивный способ познания мира.

Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное, и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание – это многозначное понятие:

· Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.

· Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.

· Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Виды знаний

Наименование Особенности, сущность
Научное Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов.
Житейское Знание, которое основано на здравом смысле, обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.
Практическое Преобразование мира, овладение вещами.
Художественное Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.
Рациональное Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.
Иррациональное Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции
Личностное Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

· Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.

· Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

· Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.

· Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

1. Соответствие логическим законам

2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее

3. Простота формулировки, экономичность высказывания

· Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.

Критерии истины, то есть те основания, которые дают возможность утверждать, что то или иное знание истинно, соответствует предмету познания, были изложены в предыдущей статье.

Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.

Что такое практика

Практика – это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.

Практика – это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.

Виды практики

· Производственная — труд, преобразование действительности

· Общественная — реформы, войны, революции и другие социальные явления

· Научный эксперимент

Особенности практики

· Носит предметный характер

· Практика — это всегда общественное явление

· Практике свойствен конкретно — исторический характер, так как она осуществляется в конкретное время, эпоху, исторический период.

· Практика носит целеполагающий характер, то есть люди видят конкретные цели своей практической деятельности.

Функции практики

· Источник познания (именно практическая деятельность людей дала толчок к изучению тех или процессов и явлений, стимулировала их познавательные потребности) – креативная функция.

· Основа познания (то есть именно на практике человек преобразует мир, а не просто является сторонним наблюдателем процессов и явлений)- детерминирующая функция.

· Цель познания (для чего человек познаёт мир? Чтобы потом использовать эти знания на практике в своей деятельности) – целеполагающая функция.

· Критерий истины (именно практика убеждает людей в истинности знаний)- критериальная функция.

· Преобразовательная функция, то есть практика направлена на преобразование природы и общества.

Механизм практики

· Постановка целей

· Осмысление средств и методов деятельности

· Проектирование

· Реализация замысла

Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.

Научное познание.

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Уровни научного познания

1. Эмпирический – это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений.

2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать.

Каждый уровень научного познания имеет свои методы изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Формы научного познания

· Научный факт

· Эмпирический закон

· Проблема

· Гипотеза

· Теория

· Концепция

Социальное познание.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Цели социального познания

· Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.

· Стремление понять место и роль человека в обществе

· Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания

Эмпирические

· Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).

· Опрос (анкетирование, интервью)

· Тестирование

· Экспертная оценка

· Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)

· Эксперимент

· Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

· Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)

· Обобщение

· Классификация

· Умозаключение

· Статистический метод

· Выдвижение гипотезы

· Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

· Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)

· Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)

· Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

· Прогноз на ближайшее будущее е — 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)

· Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить). Прогноз носит общий и вероятный характер.

· Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Самопознание.

Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.

Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.

Я-концепция (или образ «Я») — это представления человеке о самом себе.

Я-образы:

· Я-открытое (я знаю о себе, все знают обо мне)

· Я- закрытое (я знаю, другие не знают этого обо мне)

· Я- слепое (другие знают, а я не знаю)

· Я- непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я)

Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей. Может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Этапы самопознания

Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.

Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.

Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.

Методы самопознания

Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.

Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.

Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.

Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов.

Самооценивание оценивание своих действий. Не всегда оно бывает объективным, самокритичным.

Средства самопознания

· Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)

· Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.

· Изучение психологической литературы

· Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.

· Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.

· Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.

 

ТЕМА № 3. «Познание».

Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания – это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.