Препятствия на пути познания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Препятствия на пути познания

2020-07-03 176
Препятствия на пути познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или «идолами». Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врождённые, так и приобретённые. «Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Последователи

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции. Проповедником эмпиризма Ф. Бэкона был также словацкий философ Ян Байер.

Геро́н Александри́йский (др.-греч. Ἥρων ὁ Ἀλεξανδρεύς) — греческий математик и механик.

Время жизни отнесено ко второй половине I века н. э. на том основании, что он приводит в качестве примера лунное затмение 13 марта 62 г. н. э. Подробности его жизни неизвестны.

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал создавать программируемые устройства: вал со штырьками с намотанной на него верёвкой.

Занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Основные произведения: «Метрика», «Пневматика», «Автоматопоэтика», «Механика» (произведение сохранилось целиком в арабском переводе), «Катоптрика» (наука о зеркалах; сохранилась только в латинском переводе) и др. В 1814 году было найдено сочинение Герона «О диоптре», в котором изложены правила земельной съёмки, фактически основанные на использовании прямоугольных координат. Герон использовал достижения своих предшественников: Евклида, Архимеда, Стратона из Лампсака.

Многие из его книг безвозвратно утеряны (свитки содержались в Александрийской библиотеке). Одна из копий его книг, сделанная в XVI веке, содержится в Оксфордском Университете.

В средние века многие из его изобретений были отвергнуты, забыты или не представляли практического интереса.

Научная и техническая деятельность

Механика

Паровая турбина Герона, -первое использование пара в качестве ситочника движения механических тел.

В трактате «Механика», состоящем из трёх книг, Герон описал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Герон установил «золотое правило механики», согласно которому выигрыш в силе при использовании простых механизмов сопровождается потерей в расстоянии.

В трактате «Пневматика» Герон описал различные сифоны, хитроумно устроенные сосуды, автоматы, приводимые в движение сжатым воздухом или паром. На иллюстрации представлен эолипил, представлявший собой первую паровую турбину — шар, вращаемый силой струй водяного пара. Также Герон изобрёл автомат для открывания дверей, автомат для продажи «святой» воды, пожарный насос, водяной орган, механический театр марионеток. В книге «Об автоматах» также описаны различные автоматические устройства.

В трактате «Беллопоэтика» Герон описал различные военные метательные машины.

Геодезия

В книге «О диоптре» описан диоптр — простейший прибор, применявшийся для геодезических работ. Этот прибор представляет собой линейку с двумя смотровыми отверстиями, которую можно поворачивать в горизонтальной плоскости, и при помощи которой можно визировать углы.

Герон излагает в своём трактате правила земельной съёмки, основанные на использовании прямоугольных координат. В предложении 15 описывается, как строится геодезическое обоснование при прокладке тоннеля сквозь гору, когда работы ведутся одновременно с обоих его концов.

В предложении 34 описан одометр — прибор для измерения расстояния, пройденного повозкой. В предложении 38 описывается сходное устройство, позволяющее определять расстояние, пройденное кораблём.

Оптика

В «Катоптрике» Герон обосновывает прямолинейность световых лучей бесконечно большой скоростью их распространения. Он приводит доказательство закона отражения, основанное на предположении о том, что путь, проходимый светом, должен быть наименьшим из всех возможных (частный случай принципа Ферма). Исходя из этого принципа, Герон рассматривает различные типы зеркал, особое внимание уделяя цилиндрическим зеркалам.

Дагерр Луи Жак Манде (1787–1851), французский художник и физик. Родился 18 ноября в местечке Кормей близ Парижа. Карьеру начал со службы в департаменте государственных сборов, затем стал театральным художником и сценографом. Помогал П. Прево в создании панорамных видов. В 1822 г. создал первую диораму в специальном павильоне в Париже, соорудил такую же диораму в Лондоне. Дагерр долго экспериментировал, стремясь облегчить воспроизведение образов в своей диораме, и вместе с Ж. Ньепсом (1765–1833), который работал в этой же области, разработал процедуру получения неисчезающего изображения с помощью света. В 1833 г. Ньепс умер и Дагерр на некоторое время остановил совместно начатые разработки, но в 1839 г. объявил об изобретении нового процесса, названного им дагерротипией. Изображение получалось путем экспозиции на солнечном свете пластины, покрытой слоем иодида серебра, которое закреплялось парами меркурия и гипосульфитом натрия.

Дизель Рудольф (1858–1913) – немецкий инженер, создатель двигателя внутреннего сгорания, названного его именем. Родился 18 марта в немецкой семье, эмигрировавшей во Францию. В 1870 г. из‑за начавшейся франко‑прусской войны всю семью выслали в Англию, откуда родители отправили Рудольфа в Германию заканчивать образование. Он учился сначала в Аугсбурге, а затем в Высшей технической школе в Мюнхене, которую закончил с отличием. Большой удачей для него стало покровительство известного инженера Карла фон Линде, устроившего Дизеля на работу в парижское отделение своей фирмы в 1880 г. Долгие годы Рудольф работал над двигателем, в котором бы воздух, сжимаясь, создавал температуру, необходимую для воспламенения горючего при их соединении (воздуха и топлива). В 1890 г. фирма Линде перевела Дизеля в берлинское отделение. Здесь он представил расчеты и теоретическое обоснование своей идеи, а в 1892 г. получил патент. В 1897 г. был продемонстрирован двигатель мощностью 25 л. с. Высокоэффективный двигатель заинтересовал фирму Круппа, машиностроительные заводы Аугсбурга и др. К Рудольфу Дизелю пришел коммерческий успех, но через некоторое время лицензионные отчисления (ройялти) прекратились из‑за конструкторских просчетов, устраненных уже дальнейшими изобретателями. Предполагается, что Рудольф Дизель погиб 29 сентября во время крушения почтового парохода «Дрезден» в проливе Ла‑Манш (есть и другие версии).

Дьюар Джеймс (1842–1923) – английский химик и физик, член Лондонского королевского общества (1877). Родился 20 сентября в Кинкардине (Шотландия). Окончил Эдинбургский университет. В 1875–1923 гг. – профессор Кембриджского университета, а в 1877–1923 гг. – Королевского института в Лондоне. Проводил исследования в области теплоты, физики низких температур, оптики и радиоактивности. В 1872 г. разработал методы измерения теплоемкости при низких температурах, обнаружил ее уменьшение при снижении температуры. В 1892 г. изобрел сосуд для хранения сжиженных газов (сосуд Дьюара). В 1898 г. получил жидкий водород, в 1899 г. – твердый. В 1871 г. предложил структурные формулы бензола и пиридина.

Коккерелл Кристофер (1910–1999) – инженер, изобретатель, конструктор. Родился 4 июня в г. Кембридж (Великобритания). Его отец Сидней Коккерелл работал в Музее Фитцуильяма, а ранее был секретарем поэта и художника Уильяма Морриса. В 1931 г. Кристофер Коккерелл окончил машиностроительный факультет Кембриджского университета и пошел работать в инженерную компанию, но затем снова вернулся в Кембридж, чтобы лучше изучить электронику.

Работая в компании Маркони в период 1935–1950 гг., Кристофер Коккерелл внес огромный вклад в развитие авиационных систем радионавигации и систем связи. В течение этого периода он зарегистрировал 36 патентов. Будучи инженером – конструктором, Коккерелл поставил перед собой задачу увеличить скорость морского судна. Сначала он экспериментировал с воздушной смазкой корпуса, но потом сделал вывод, что существенное сокращение трения может быть получено только тогда, когда корпус поддерживается на воде толстой воздушной подушкой.

В 1953 г. Коккерелл начал работу над судном подобного типа. Первые испытания прошли на Оултон Броуд (Норфолк). 12 декабря 1955 г. он подал патентную заявку на периферийную сопловую схему для наполнения судовой воздушной подушки. Принципиально новая конструкция (подушка) нагнеталась воздушными струями от окружности днища к его центру, что в несколько раз повышало ее подъемную силу и впервые делало суда подобного типа пригодными для плавания. Коккерелл назвал судно «парящий аппарат». Он пересмотрел различные способы достижения устойчивости аппарата. В 1957 г. к нему пришла идея о применении гибкой юбки в кораблестроении, которая вызвала большое количество насмешек, потому что никто не мог предположить, что кусок ткани способна поддерживать большое судно. В 1958 г. Коккерелл нашел коммерческую поддержку. Первое выполненное в полный размер судно на воздушной подушке было построено, и в 1959 г. оно пересекло пролив Ла‑Манш. Появление аппарата SR‑N1 произвело сенсацию. Газотурбинные двигатели приводили в движение вентиляторы, которые закачивали воздух в пространство под днищем. Воздушная подушка была огорожена гибкой юбкой из прорезиненного материала. Движение вперед обеспечивали авиационные пропеллеры, аппарат был очень маневренным и мог достигать скорости более 100 км/ч. Первый прототип весил 7 т. Большая версия аппарата могла перевозить более 400 пассажиров и 60 автомобилей.

Ктеси́бий, также Ктезибий (греч. Κτησίβιος, годы деятельности 285-222 год до н. э.) — древнегреческий изобретатель, математик и механик, живший в Александрии в Эллинистическом Египте. Ктесибия считают «отцом пневматики». Он написал первые научные трактаты об упругой силе сжатого воздуха и её использовании в воздушных насосах и других механизмах (даже в пневматическом оружии)

Также он изобрел:

- гидравлический орган (гидравлос), который первоначально приводился в движение двумя поршневыми насосами (один закачивал воздух внутрь, а другой подавал его к трубам) и использовал резервуар с водой для выравнивания давления. Позже поршневые насосы заменили мехами, а вместо водяного резервуара тоже установили мех, который сам не качал воздух, а только выравнивал его давление. Гидравлос считается прообразом современного органа;

- поршневой насос для создания сильной струи или подъёма воды из колодцев (некоторые экземпляры насосов были найдены в разных римских поселениях, например в местечке Силчестер в Англии), а также связанный с ним принцип сифона;

- хитроумные водяные часы (клепсидры), которые были самыми точными, пока в XVII веке голландский физик Христиан Гюйгенс не придумал использовать маятник для поддержания незатухающих колебаний;

- камнеметатель и самострел, которые действовали с помощью сжатого воздуха. При натягивании тетивы вращавшиеся на осях рычаги нажимали на поршни в воздушных камерах. После выпускания стрелы сжатый воздух возвращал рычаги в исходное положение.

Первый учёный реализовавший водяной интегратор.

Кулибин Иван Петрович (1735–1818) – механик‑самоучка. Родился 10 апреля в семье мелкого торговца (Нижний Новгород). С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств. В юношеские годы особое внимание уделял изучению часовых механизмов. В 1764–1767 гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы в 1769 г. Кулибин преподнес Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Здесь Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Он разработал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов; в 70‑х гг. XVIII в. спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву, длина пролета которого составляла 298 м (вместо применявшихся ранее 50‑60‑метровых пролетов). Кулибин предложил использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 г. построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией. Проект Кулибина получил высокую оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и других ученых, но осуществлен не был. С 1801 г. Кулибин работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на их полную техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего Кулибин разработал три варианта деревянных и три варианта металлических мостов. В 1779 г. мастер сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях – для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. Кулибиным была изготовлена (1791) повозка‑самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году он разработал конструкцию «механических ног» – протезов (этот проект после войны 1812 г. был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 г. Кулибин построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку; создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).

В 1801 г. Иван Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 г. построил «водоход», работу над которым начал еще в 1782 г. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через некоторое время продали на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов. Кулибин был автором многих других проектов (приспособления для расточки и обработки внутренних поверхностей цилиндров, машины для добычи соли, сеялки, различных мельничных машин, водяного колеса оригинальной конструкции, фортепьяно и др.). В последние годы жизни Кулибин находился в крайне тяжелом материальном положении.

Де Лаваль Карл Густав Патрик (1845–1913) – шведский инженер и изобретатель. Родился 9 мая в Стокгольме. Окончил технологический институт и университет в Упсале (1872). Сконструировал в 1878 г. центробежный сепаратор непрерывного действия (для молока). В 1889 г. построил паровую турбину активного типа. Впервые применил расширяющиеся сопла, гибкий вал, диск равного сопротивления, позволивший достигать очень высоких окружных скоростей (419 м/с). Кроме того, в турбинах Лаваля были предусмотрены многие новые элементы, часть которых используется в современном турбостроении. Лаваль разработал также теорию сопла. Вследствие ряда конструктивных недостатков и относительно небольшой мощности турбины изобретения Лаваля не получили распространения, но сыграли важную роль в развитии турбостроения.

Ле́йбниц Го́тфрид Ви́льгельм (Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, МФА: [ˈɡɔtfʁiːt ˈvɪlhɛlm fɔn ˈlaɪbnɪts] или [ˈlaɪpnɪts]; 21 июня (1 июля) 1646 — 14 ноября 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.

Готфрид Вильгельм родился в семье профессора философии морали (этики) Лейпцигского университета Фридриха Лейбнюца (нем. Friedrich Leibnütz или Leibniz; 1597—1652) и Катерины Шмукк (нем. Catherina Schmuck), которая была дочерью выдающегося профессора юриспруденции. Отец Лейбница был сербо-лужицкого происхождения. По материнской линии Готфрид Вильгельм Лейбниц, по-видимому, имел чисто немецких предков.

Важнейшие научные достижения:

Лейбниц, независимо от Ньютона, создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисления (см. исторический очерк), основанные на бесконечно малых.

Лейбниц создал комбинаторику как науку

Он заложил основы математической логики.

Описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1.

В механике ввёл понятие «живой силы» (прообраз современного понятия кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии.

В психологии выдвинул понятие бессознательно «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни.

Лейбниц также является завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология. Он развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания (которому, однако, придавал не только логический (относящийся к мышлению), но и онтологический (относящийся к бытию) смысл: «… ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе…»); Лейбниц является также автором современной формулировки закона тождества; он ввёл термин «модель», писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга. Лейбниц высказал идею о превращении одних видов энергии в другие, сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики — «принцип наименьшего действия» — и сделал ряд открытий в специальных разделах физики.

Лейбниц также ввёл идею целостности органических систем, принцип несводимости органического к механическому и высказал мысль об эволюции Земли.

Научная деятельность

В 1666 году Готфрид Вильгельм Лейбниц написал одно из своих многочисленных сочинений — «Об искусстве комбинаторики» («De arte сombinatoria»). Опередив время на два века, 21-летний Лейбниц задумал проект математизации логики. Будущую теорию (которую он так и не завершил) он называет «всеобщая характеристика». Она включала все логические операции, свойства которых он ясно представлял. Идеалом для Лейбница было создание такого языка науки, который позволил бы заменить содержательные рассуждения исчислением на основе арифметики и алгебры: «… с помощью таких средств можно достичь… удивительного искусства в открытиях и найти анализ, который в других областях даст нечто подобное тому, что алгебра дала в области чисел». Лейбниц многократно возвращался к задаче «математизации» формальной логики, пробуя применять при этом арифметику, геометрию и комбинаторику — область математики, основным создателем которой являлся он сам; материалом для этого ему служила традиционная силлогистика, достигшая к тому времени высокой степени совершенства.

Лейбниц изобрёл собственную конструкцию арифмометра, гораздо лучше паскалевской, — он умел выполнять умножение, деление, извлечение квадратных и кубических корней, а также возведение в степень. Предложенные Готфридом ступенчатый валик и подвижная каретка легли в основу всех последующих арифмометров вплоть до XX столетия. «Посредством машины Лейбница любой мальчик может производить труднейшие вычисления», — сказал об этом изобретении Готфрида один из французских учёных.

Лейбниц и информатика

Лейбниц также описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1. Современная двоичная система была полностью описана им в работе Explication de l’Arithmétique Binaire. Лейбниц, возможно, был первым программистом и информационным теоретиком. Он обнаружил, что если записывать определённые группы двоичных чисел одно под другим, то нули и единицы в вертикальных столбцах будут регулярно повторяться, и это открытие навело его на мысль, что существуют совершенно новые законы математики.

Лейбниц первым понял, что двоичный код оптимален для системы механики, которая может работать на основе перемежающихся активных и пассивных простых циклов. Он пытался применить двоичный код в механике и даже сделал чертёж вычислительной машины, работавшей на основе его новой математики, но вскоре понял, что технологические возможности его времени не позволяют создать такую машину. Проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе, в которой использовался прообраз перфокарты, Лейбниц изложил в труде, написанном ещё в 1679 году (до того, как он подробно описал двоичную арифметику в трактате 1703 года Explication de l’Arithmétique Binaire). Единицы и нули в воображаемой машине были представлены соответственно открытыми или закрытыми отверстиями в перемещающейся банке, через которую предполагалось пропускать шарики, падающие в желоба под ней.

Лейбниц писал также о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга.

Изобретения

В 1673 году, после знакомства с Христианом Гюйгенсом, Лейбниц создал механический калькулятор (арифмометр), выполняющий сложение, вычитание, умножение и деление чисел, а также извлечение корней и возведение в степень. Машина была продемонстрирована во Французской академии наук и Лондонском королевском обществе.

Лейбниц подсказал Дени Папену конструкцию паровой машины (цилиндр и поршень). Сам Готфрид Лейбниц с переменным успехом пытался создать паровой насос на рубеже XVII и XVIII веков наряду с Христианом Гюйгенсом.

Лейбниц мог за неделю предложить с полдюжины гениальных идей: от подводной лодки до абсолютно новой формы часов, от новаторской модели фонарика до повозки, которая могла двигаться с такой же скоростью, как и современные автомобили (даже во времена, когда дороги представляли собой колейные пути), однако ни одно из этих изобретений так и не было завершено. Как инженер, Лейбниц работал над вычислительными машинами, часами и даже над оборудованием для горнодобывающей промышленности. Как библиотекарь, он более или менее изобрёл современное представление о каталогизации.

Среди изобретений Лейбница можно также отметить:

- проектирование оптических приборов и гидравлических машин;

- работу над созданием «пневматического двигателя».

Лейбниц стал первым гражданским лицом Германии, которому был воздвигнут памятник.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился 15 апреля в городке Винчи (или рядом с ним) к западу от Флоренции. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательную начальную подготовку в чтении, письме и счете.

Известно, что Леонардо да Винчи в совершенстве владел 17 профессиями. Трудно найти такие области знания и техники, в которых бы он ни работал. Интересным является письмо Леонардо к герцогу Людовику Моро, в котором он отрекомендовал себя в первую очередь как военного инженера, архитектора и специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. В длинном списке того, чем он согласен заниматься, среди прочего значатся проектирование крепостей, прокладка водопроводов, туннелей и подземных ходов, изготовление мортир, пушек, снарядов и метательных машин, строительство мостов…

Считается, что в 1495 г. Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека» – иначе говоря, робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Еще одним революционным изобретением Леонардо был подводный скафандр, сделанный из кожи и имевший стеклянные линзы для глаз и мешочек для мочеиспускания. Воздух подавался через тростниковые трубки, скрепленные кожаными сочленениями (чтобы последние не сжимались под давлением воды, внутри сочленений были вставлены металлические пружины). В комплект снаряжения входили балластные мешочки с песком, емкость с воздухом для срочного всплытия, длинная веревка, нож, а также рожок, с помощью которого следовало подавать сигнал об окончании работы под водой.

В военно‑транспортном мореходстве Леонардо, безусловно, опережал свое время. Он изобрел подводную лодку (вернее, ее простейший прототип), корабль с гребными колесами, лодку с педальным приводом, перчатки с перепонками между пальцев для плавания под водой, корабль с двойным корпусом (предотвращающим его затопление водолазами‑диверсантами).

Леонардо разработал дрель (сверло для дерева и земли), вращающийся подъемный кран, станки для изготовления иголок, веревок, зеркал, дистиллятор с водяным охлаждением, вращающийся прокатный стан, механический одометр (машина для измерения пройденного расстояния), машину для резки бумаги, гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), воздушный вентилятор, прожектор.

Всю свою жизнь Леонардо да Винчи был буквально одержим идеей полета. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 м. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил свое внимание на механизм полета, который успешно работал уже миллионы лет, – крыло птицы. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил, что для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие длину 12 метров.

Сегодня те, кого интересует творчество Леонардо‑ученого и инженера, приходят в миланский монастырь Сан‑Витторе, где открыт Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи.

Алекса́ндр Миха́йлович Ляпуно́в (25 мая [6 июня] 1857, Ярославль [1] — 3 ноября, Одесса, Херсонская губерния) — русский математик и механик, академик Петербургской Академии наук с 1901 года, член-корреспондент Парижской академии наук, член Национальной академии деи Линчеи (Италия) и ряда других академий наук и научныхобществ.

Александр Михайлович родился 25 мая (6 июня) 1857 года в Ярославле в семье известного астронома, директора Демидовского лицея Михаила Васильевича Ляпунова.

С первых дней учёбы в университете А. М. Ляпунов усердно занимался химией и увлечённо слушал лекции Д. И. Менделеева; даже после перехода на математическое отделение он продолжал изучение химии. А лекции и консультации П. Л. Чебышёва, ставшего учителем Ляпунова, во многом определили характер всей его последующей научной и преподавательской деятельности.

С 1887 по 1892 год ляпунов упорно работал над диссертацией на тему «Общая задача об устойчивости движения». В этой фундаментальной работе Ляпунов всесторонне рассмотрел проблему устойчивости движения систем с конечным числом степеней свободы. Защита диссертации состоялась 30 сентября 1892 года в Московском университете. Оппонентами выступили профессор Н. Е. Жуковский и видный математик профессор Б. К. Млодзеевский. Защита прошла блестяще, и вскоре, в январе 1893 года тридцатипятилетний учёный получил звание ординарного профессора Харьковского университета. В этом университете он продолжал преподавательскую деятельность до весны 1902 года.

Официальным признанием заслуг А. М. Ляпунова явилось избрание его членом-корреспондентом Академии наук по разделу математических наук, состоявшееся в декабре 1900 года. Менее чем через год сорокачетырёхлетний Ляпунов был избран ординарным академиком по кафедре прикладной математики. По условиям того времени избрание в академики требовало обязательного переезда в Петербург. Весной 1902 Александр Михайлович переезжает в Петербург.

Важнейшим достижением Ляпунова стало создание теории устойчивости равновесия и движения механических систем, определяемых конечным числом параметров. Математическая сущность этой теории — исследование предельного поведения решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений при стремлении независимого переменного к бесконечности.

Работы А. М. Ляпунова по теории устойчивости движения служат сегодня глубоким научным фундаментом теории разнообразных автоматических устройств и, в частности, систем управления полётом самолётов и ракет.

Маркони Гульельмо (1874–1937) – итальянский радиотехник и предприниматель. Родился 23 апреля в Болонье. Систематического образования не имел. Основные сведения об электромагнитных волнах получил от итальянского физика А. Риги, под руководством которого в юношеские годы занимался физикой. В имении своего отца – крупного землевладельца – провел предварительные опыты по сигнализации с помощью электромагнитных волн. В 1896 г. приехал в Великобританию, где заинтересовал своими приборами почтовое ведомство и Адмиралтейство. В июне 1896 г. подал заявку на «усовершенствование в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого». До получения английского патента (июль 1897) принцип действия и конструкцию своих приборов держал в секрете. В этом патенте принцип действия системы электросвязи без проводов и схема радиоприемника были тождественны принципу действия приборов и их схеме русского физика А.С. Попова, продемонстрированных им 7 мая 1895 г. на заседании физического отделения Русского физико‑химического общества (публикация в журнале Общества в августе 1895 г. и в январе 1896 г.).

Маркони сумел привлечь к радиотелеграфии внимание деловых кругов Великобритании и в 1897 г. организовал крупное акционерное общество (Маркони К°). Для работы в своей фирме Маркони пригласил многих видных ученых и инженеров. Материальные возможности позволили Маркони добиться значительных результатов в практической реализации радиотелеграфии. В 1901 г. им была осуществлена радиосвязь через Атлантический океан. Маркони умел правильно оценивать и использовать в работе новые достижения радиотехники. Деятельность Маркони и его фирмы сыграла важную роль в развитии радиотехники и в распространении радио как средства связи. В 1909 г. он получил Нобелевскую премию.

Можайский Александр Федорович (1825–1890) – русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Родился 3 марта в г. Роченсальм (ныне Котка). В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус. В 1841–1862 и 1879–1882 гг. служил в военно‑морском флоте, в 1862–1879 гг. – в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 г. вышел в отставку в чине генерал‑майора (с 1886 г. контр‑адмирал). Интересовался вопросами полета: всесторонне изучал движение птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, затем начал исследования в сфере создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876 г. с успехом демонстрировал полеты своих моделей.

3 ноября 1881 г. (по заявке от 4 июня 1880 г.) Можайский получил первую в России привилегию на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» (самолет). В 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. (на военном поле в Красном Селе под Петербургом). Постройка в основном была завершена летом 1882 г. Официальные документы о полете на этом самолете не сохранились. Описания, относящиеся к 1909 г. и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полета окончилась неудачно.

Летательный аппарат Александра Можайского представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолет, пилотируемый человеком.

Морзе Сэмюэл Финли Бриз (1791–1872) – американский художник и изобретатель. Родился в семье известного географа, священника‑конгрегационалиста Джедедии Морзе 27 апреля. Учился в Йельском колледже, проявлял интерес к электричеству и живописи, рисовал миниатюрные портреты. После окончания колледжа в 1810 г. Морзе стал клерком в Бостоне, но живопись оставалась его главным увлечением. В 1811 г. родители помогли ему поехать в Англию для изучения живописи, в том числе «исторического» стиля. Там он создал ряд полотен. Во время войны 1812 г. между Англией и Соединенными Штатами занял проамериканскую позицию. В 1815 г. он вернулся на родину, но там не оценили его исторические холсты. Для того чтобы зарабатывать на жизнь, он вернулся к портретной живописи и работал в Новой Англии, Нью‑Йорке и Южной Каролине. Среди его друзей были герой американской войны за независимость маркиз Лафайет и романист Фенимор Купер.

В 1826 г. Морзе основал Национальную академию рисунка и был ее первым президентом (1826–1845). В 1832 г. во время плавания на корабле из Европы в США под влиянием сообщения об изобретении электромагнита он задумался над возможностью создания электрического телеграфа. Хотя такие идеи уже выдвигались, Морзе полагал, что именно он первым сделал это предложение. Первую рабочую модель телеграфа он изготовил в 1835 г. В это время Морзе преимущественно занимался живописью и преподаванием в Нью‑Йоркском университете (где в 1832 г. стал профессором живописи и скульптуры), а также уделял внимание политике.

С 1837 г. основное время Морзе уделял своему изобретению. Один коллега по университету дал ему описание альтернативной модели, предложенной в 1831 г., а другой предложил ему строить модели на металлургическом заводе его семейства. Оба они стали партнерами Морзе. В 1838 г. Морзе разработал систему точек и черт (тире) для кодированной передачи сообщений, которая стала известной во всем мире как азбука Морзе. В этом же году он предпринял попытку установить телеграфную линию в здании Конгресса. Сделать это не удалось, но один из конгрессменов стал еще одним его партнером. После неудачной попытки создать телеграфную линию в Европе в 1843 г. Морзе получил финансовую поддержку от Конгресса (30 тыс. долларов) для создания первой экспериментальной телеграфной линии в Соединенных Штатах от Балтимора до Вашингтона. В 1844 г. линия была закончена, а 24 мая 1844 г. он послал первое телеграфное сообщение: «Чудны дела твои, Господи!».

Морзе был немедленно вовлечен партнерами и конкурирующими изобретателями в патентные тяжбы, вел энергичную борьбу за свои права, которые в 1854 г. были признаны Верховным судом США. Позднее он экспериментировал с подводным телеграфным кабелем. Телеграфные линии были проведены по обе стороны Атлантики.

Несмит Джеймс (1808–1890) – английский машиностроитель. Родился 8 августа в Эдинбурге. Получил классическое школьное образование. В 1829–1831 гг. учился у Г. Модели. Организат<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.