Ольга Седакова: « Переживание смерти связано с силой переживания жизни» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ольга Седакова: « Переживание смерти связано с силой переживания жизни»

2020-07-07 101
Ольга Седакова: « Переживание смерти связано с силой переживания жизни» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ольга Седакова: «Переживание смерти связано с силой переживания жизни»

Ольга Седакова – поэт, переводчик, филолог. Окончила филологический факультет МГУ. Издано 46 книг (стихи, проза, филологические исследования), на русском, английском, итальянском, французском и других языках.

О смысле литературы и важности выбора своего учителя

Надо ли творческому человеку ставить себе задачу создать шедевр?

– Я могу говорить только о собственном опыте отношений со словесностью. А он не показателен. Многие вещи, ключевые для «литературного процесса», для меня ничего не значат. Это другой мир, мир «профессионалов», писателей, критиков. Там идет производство литературной продукции, и вопрос о ее необходимости просто не ставится. Это вполне законный и предусмотренный архитектурой человеческого общества мир: еще один роман, эссе, книга стихов…В том мире, который я назвала бы моим, не ты «ставишь перед собой задачу», а ее ставят перед тобой – или же ты знаешь, что она вообще стоит. Угадать эту задачу – вот где дар.

В тот момент, когда ты пишешь, ты чувствуешь, что от твоего решения зависит всё. Скорее всего, это иллюзия. Но – рабочая иллюзия.

– В чем смысл литературы для читателя? Можно и без литературы быть нравственным и счастливым…

Несомненно, можно знать самые важные, самые глубокие вещи – и вообще не уметь читать. Особенно если тебе выпало родиться в дописьменную эпоху. На Сардинии, в нурагах – памятниках древнейшей дописьменной цивилизации, я со всей несомненностью чувствовала, что жители этих круглых каменных жилищ, от которых остались только бронзовые скульптурки, были ничуть не глупее нас и уж точно не менее нравственны. Литературы для этого им было не нужно.

 

Своей жизни без чтения я не представляю. Родословная разночинца – его книжная полка, писал Мандельштам.

Человек делает выбор наставника, морального авторитета, и это меняет его в ту или иную сторону. Как человек может понять, что этот выбор сделан верно?

— Я не знаю. Здесь бы я сказала, как Пастернак:

«Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать».

Если ты доверяешь — а особенно это относится к области духовных отношений в строгом смысле слова… У меня был духовный отец, священник, которого я встретила в юности, и мне не приходило в голову проверять его советы, размышлять, правильно ли, что я его слушаю, или нет. Просто если ты доверился, то остается слушать.

Вообще у нас очень широко распространена другая жажда — жажда не в учителе, а в авторитете. В источнике готовых универсальных решений. И даже хуже: в кумире. Но кумир, идол — это не учитель. Отношения учителя и ученика — сложные, взаимные и вовсе не связаны с тем, что учителя обожествляют или кумира из него делают. К тому же, как известно, кумиров, когда они не исполняют твоих желаний, сокрушают. А об учителе навсегда хранят благодарную память.

 В своей статье «Посредственность как социальная опасность» вы упоминаете императив Гете «умереть и стать»: «И пока у тебя нет этого, / Вот этого: Умри и стань! — / Ты только унылый гость / На тусклой земле). И пишете, что как раз «этого боится посредственность». Что это означает? Для человека, живущего в «обыденности», этот смысл чаще всего непонятен.

— Stirb und werde, умереть и стать — это то, чего Гете ждал от себя и от каждого человека, даже необязательно от художника, если человек хочет быть достойным жителем на земле. Это настоящий рост, гораздо более драматичный, чем человек себе представляет: человеку кажется, что он будет себе постепенно умнеть, совершенствоваться… А тут такое: лететь, как бабочка на огонь. Человек по гетевской формуле — stirb und werde! — должен представить, что многое, что в нем есть, может просто исчезнуть, что он потеряет это — может быть, самое дорогое для себя — чтобы найти новое. В стихотворении Гете речь идет о мотыльке, который летит на огонь.

«Я хочу петь живое,

Когда оно стремится к огненной смерти».

О пандемии:  «Переживание смерти связано с силой переживания жизни»

Может ли искусство справиться с медиатизацией смерти? Сейчас для нас очень многие смерти превращаются в статистику. Вопрос в том, как мы можем использовать опыт современного искусства для того, чтобы была возможность продолжения связи с теми, кто от нас ушел.

- Я должна признаться, что тема для меня очень смутная и я не понимаю при чем здесь медиатизация. Речь идет о том, что смертей слишком много. Медиа об этом только сообщают. Смертей так много, что человек не может пережить всерьез столько уходящих, незнакомых ему людей. Я думаю, что это частные случаи того, человек в современном мире окружен бесконечной информацией о происходящем. Он окружен тем, что он по-человечески не в силах пережить.

Ольга Седакова: «Переживание смерти связано с силой переживания жизни»

Ольга Седакова – поэт, переводчик, филолог. Окончила филологический факультет МГУ. Издано 46 книг (стихи, проза, филологические исследования), на русском, английском, итальянском, французском и других языках.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.