Тарского района Омской области — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тарского района Омской области

2020-07-07 138
Тарского района Омской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тарского района Омской области

 

«Поставим памятник деревне...»

(об исчезнувшей деревне Лифляндка

Тарского района Омской области)

 

 

                                                                      Исследовательская работа

                                                                     ученицы 11 класса

                                                                     Васильевой Татьяны Дмитриевны

                                                                    

                                                                     Руководитель:учитель истории

                                                                    Васильева Наталья Ивановна.

                                                             

                                                        

Ермаковка, 2011

Содержание

введение..................................................................................................................3

глава 1.

Заселение Тарского района.........................................................................................6

глава 2.

По материалам государственного архива Омской области  в г. Тара…………..9

глава 3.

Страницы истории д. Лифляндка и Малый Китап.................................................14

3.1. Географическое положение...............................................................................14

3.2. Колхозное строительство...................................................................................15

3.3. Суровые военные годы......................................................................................19

3.4. «Возрождение деревни».....................................................................................21

3.5. Школа - будущее деревни..................................................................................22

3.5. «Разорение».........................................................................................................24

Заключение.................................................................................................................27

Библиография.............................................................................................................28

Приложения................................................................................................................30

 

Введение

 Много страданий, горя и бед выпало на долю России и её народа в ушедшем XX веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В результате Великой Октябрьской Социалистической революции в России изменился государственный строй. В истории нашего государства прослеживаются знаменательные вехи: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили Гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Это и великая Победа в 1941-1945годах, и первый в мире полет человека в космос и многое другое. Изучая историю нашего государства, мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней и судеб было отдано за наше настоящее, сколько в них трагедий и драматизма.

 Но почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сел, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Мне эта тема интересна не только потому, что таких населенных пунктов в нашем Тарском районе насчитывается несколько десятков, но и потому что мои корни глубоко уходят в историю одной из таких деревень. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села? Мы считаем, что данная тема актуальна, потому что до сих пор продолжают исчезать с лица земли такие вот «неперспективные» деревни. Поэтому я невольно задумываюсь над тем, что же будет с моей деревней, в которой я родилась, в которой прошло моё детство. Ведь той деревни, где родидся мой папа, и где прошло его детство, уже давно нет.

   Цель настоящей исследовательской работы - восстановление памяти об исчезнувших деревнях Лифляндка и Малый Китап, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили, чему радовались и огорчались их жители, а также  попытка проследить по возможности их судьбы.

Задачи:

1) познакомиться с литературой различного характера по теме исследования;

2) выявить фактический материал по данной теме;

3) систематизировать исторические факты;

6) установить причины исчезновения деревень.

  Объект исследования: сведения об исчезнувших деревнях Лифляндка и Малый Китап на территории Ермаковского сельского поселения.

  Предмет исследования -    публикации, архивные документы,

воспоминания бывших жителей этих деревень.

 Хронологические рамки исследования включают период с начала XX века и до нынешних дней.

 Территориальные рамки исследования охватывают непосредственно территорию России, Омской области, территорию нашего Тарского района и, конечно же, Ермаковского сельского поселения.

 Практическая значимость заключается в следующем: основные моменты работы могут быть использованы в работе преподавателей истории и краеведения, работников библиотеки, сельского музея, а может быть, даже культурными и образовательными учреждениями района и области в целом.

Наша исследовательская работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, библиографии и приложений.

 В первой главе кратко рассматриваются события, связанные с заселением Тарского района в XVIII - XIX вв. и первое десятилетие XX века.

 Вторая глава написана по архивным документам, с помощью которых мы постарались восстановить историю заселения д. Лифляндка и поселка Малый Китап, выяснить преобладающую национальность, понять причины переселения.

 В третьей главе рассказывается о географическом положении

Лифляндки и Малого Китапа, о том, как жили люди в годы коллективизации, в военные годы, постарались кратко  изложить о 60-70 годах, назвали фамилии передовых работников хозяйства и о разорении деревни.

  В приложении помещены:  фотографии, список репрессированных д.Лифляндка, списки участников Великой Отечественной войны.

 В процессе работы использовались следующие методы исследования:

- поиск исторических источников по теме исследования;

- изучение архивных документов;

- знакомства, беседы с жителями этих деревень;

- исследовательская работа и обработка полученных данных.

 Научная новизна исследования заключается в том, что мы изучаем историю исчезнувших деревень Лифляндка и Малый Китап, так как, по нашим данным, на сегодняшний день этим практически никто не занимался. А также мы хотим, чтобы материалы нашей работы пополнили знания всех тех, кто интересуется историей своего села, родного края.

 История любого населенного пункта тесным образом связана с историей района и даже области. Но в настоящее время очень трудно восстановить события минувших дней. Поэтому источниками нашего исследования являются: воспоминания бывших жителей деревень Лифляндка и Малый Китап, материалы ТФ ГУ ГАОО, Интернет- сайты.

Для написания работы были использованы историко-документальный очерк Вениамина Шахова «Ермаковка - частица России», а также «Книга Памяти» и «Солдаты Победы».

 

Омской области в г. Тара.

 Изучая архивные документы, (находящиеся на хранении в ТФ ГУ ГАОО1) об истории возникновения деревни Лифляндка и Малый Китап, мы столкнулись с интересными фактами.

 В списке населенных пунктов, расположенных на территории Тарского уезда, по переписи на 1926 год значится поселок Малый Китап (порядковый номер по округу 786 и по району № 607), основанный в 1906 году на речке Малый Китап, преобладающее население - белорусы. Число хозяйств -11, население 60 человек (в том числе: мужчин - 29, женщин - 31). А вот д. Лифляндка в этом списке не значится. [9] Но в списке волостей и сельских Советов уезда на 7 февраля 1921 г. - 15 декабря 1921г. значится Лифляндский сельский Совет, в состав которого входили селение Лифляндское с населением 346 человек, число хозяйств - 73, и селение Мала-Кипатское с населением 66 человек, число хозяйств-12. [10]

 Мы обращаем внимание, что Лифляндка уже имела статус не просто деревни, а статус сельского Совета. Значит, там была своя местная власть во главе с председателем сельского Совета, что и соответствовало данному периоду времени. В настоящее время мы можем лишь только предполагать, что д, Лифляндка и Малый Китап были образованы примерно в один период времени. Этому свидетельствует наличие хуторов по речке Малый Китап. Среди них: три хутора Илус - 1906, 1907, 1908гг.; три эстонских хутора Куке - 1907г.; Пранц - 1906г.; 2 хутора Реенгольд - 1907г.; Реет - 1907г; 2 хутора Тислер - 1907 г.; Цирк - 1907г.; Четеник - 1906г. И эти же фамилии встречаются в Похозяйственной книге д. Лифляндка за 1949-1951гг. Многие из этих же фамилий называют бывшие жители д. Лифляндка. [9] 

В    «Ведомости о сельских управлениях по Егоровской волости Тарского Лифляндское сельское общество», состоящее из числа переселенцев 120 душ

мужского пола и 136 душ женского пола, и под № 13 - «одно Мало-Китапское сельское общество», также состоящее из числа переселенцев: 36 душ мужского пола и 34 душ женского пола. За 10 лет цифра по количеству населения в Малом Китапе увеличилась ровно на десять человек, т.е. на этот участок прибыло как минимум 2-3 семьи. В то время в Лифляндском поселке проживало уже 256 человек в 3, 5 раза больше, чем в поселке Малый Китап. [14, 17]

 Изучая документы Фонда 46 Опись 1, в предисловии указано, что «с установлением Советской власти в 1917 году был образован Исполнительный комитет Егоровского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Егоровский волисполком объединял 12 сельских Советов:... Ермаковский, Лифляндский, Ново-Троицкий.... На территории Совета находился 41 населенный пункт:...

Лифляндка, М-Китапское, Кошкулъ, Н-Бобровское, Ермаковка, Ново-Ермаковка, Ново-Троицк...... [12] В этом же фонде имеются сведения о переселенцах по волости за 1917 год. Читаем протокол о водворении (мы старались сохранить стиль записей). «... в 1917 г. 27 ноября водворена на жительство на участке Китапском, поселке Лифляндском, Егоровской волости, Тарского уезда, одна семья переселенца, состоящая из двух надельных душ мужского пола и подробно поименованная в списке на обороте сего, прибывшая, в этот поселок из Лифляндской губернии»... и тут же дается справка, что «переселенческий участок Китапский, на котором расположен поселок Лифляндский образован в 1907 году для водворения 274 душ мужского пола, общей площадью удобной земли 4120, 09 десятин, по 15 десятин удобной земли на каждую отдельную душу мужского пола. Всего водворено на этом участке 180 надельных душ, осталось 94 свободных наделов». Подпись заведующего водворением не разборчива. Далее список переселенцев: «Планцъ Андрей Ивановичь, его жена: Эдда 53 лет, дети: Артур 14 лет, Мильда 21 год, из Лифляндской губернии, Рижского уезда, Лелаской волости». [13]

 27 ноября этого же года за № 5145 было направлено заявление от Егоровского волисполкома о том, чтобы Лелаская волость прислала на семью Андрея Ивановича документы о судимости и копию посемейного списка, т.к. эти документы необходимы для приобщения к делу поселка. Подпись председателя комитета и временнообязанного секретаря неразборчива. Вот в этом-то документе, если мы правильно поняли, и стоит дата образования Лифляндского поселка 1907 год!

 Также по сведениям данного документа, мы можем сделать вывод, что данное село было образовано ссыльными переселенцами, и, наверное, в большинстве случаев из Лифляндской губернии, поэтому и поселок получил свое название «Лифляндское» или «Лифляндка», как стал называться позднее. Но и ещё наводит на размышление фамилия репрессированного Лифляндского Ивана Теодоровича, 1880 года рождения. Может быть, он и был первым поселенцем этого поселка? Кто знает!? В Похозяйственной книге д.Лифляндка за 1949-1951гг. мы встретили всего лишь только одну жительницу с одноименной фамилией «Лифляндская Мария Ивановна, 1881 года рождения, эстонка, грамотная». Предположим, что это была жена репрессированного Ивана Теодоровича. [8]

 В списках населенных пунктов Седельниковского района «...с указанием числа населения и земли» Екатерининский РИК1 от 1926 года показывал национальный состав населения района, в том числе и поселка Лифляндского «Заведующему водворением переселенцев Тарского округа... по национальности... пос. Лифляндский — эстонцев 65%, латышей 25%, русских 10%...». Итак, преобладающее население эстонцы.[11]

Массовые переселения эстонцев в Сибирь начались с середины XIX века в основном в результате обезземеливания. В конце XIX — начале XX века резко увеличивается миграция в Сибирь, которой способствовало строительство Транссибирской магистрали, а также Столыпинская аграрная реформа. Период с 1907-1910 гг.в истории переселения эстонцев в Сибирь отмечается наибольшим притоком населения с прибалтийских территорий. Компактное расселение эстонцев располагались в Омской, Томской области и Мариинском округе, которые обратили на себя внимание российских и зарубежных этнографов. [35]

 Анализируя материалы о переселенческой политике, нам стало известно, что объектом этноархеологического исследования явилось образованное в начале XX века и исчезнувшее в 70-х годах XX века с. Лифляндка, расположенное на территории Третьяковского района Алтайского края. Археологами была восстановлена история данного населенного пункта. «Село Лифляндка, относящееся к долинно-приречному типу с уличной застройкой и планировкой, располагалось в 25 верстах от уездного города Змеиногорска (Список населенных мест Томской губернии на 1911 год. — л. 474). Поселок был образован в период с 1905-1914 года выходцами из Лифляндской, Эстляндской и Черноморской губерний России (ЦХАФ АК Ф.233. Оп. 16. Д. 184). Переселенцы выбрали место у реки на территории оброчной статьи села Корболиха недалеко от заимки казака Житникова. Данная земля в 1911 году была передана во ведение переселенческого управления и преобразована из заимки в переселенческий участок Лифляндский площадью 12 тыс. десятин (ЦХАФ АК Ф. 50. Оп. 17. Д. 388; Липинская В. А., 1996. С. 82). Значительное большинство в среде переселенцев имели крестьяне Лифляндской губернии, что, по-видимому, сыграло определенную роль в наименовании населенного пункта (ЦХАФ АК Ф.233. Оп. 16. Д. 184. Л. 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 28). Однако в переселенческой и статистической документации начала XX века поселок часто встречается под названием Эстония. Население заселка не стало однородным. С 1910 по 1914 года в Лифляндское подселяются прибывшие из Курской, Харьковской, Воронежской и Старопольской губерний России русские крестьяне (ЦХАФ АК Ф. 233. Оп. 16. Д. 184. Л. 3, 9, 10, 12, 13, 20).

 Таким образом, на 1911 год в поселке насчитывалось 268 душ обоего пола (Список населенных мест Томской губернии на 1911 год. — л. 474). В 1917 году в селе проживало 22 эстонские и 6 русских семьи (ЦХАФ АК Ф.233. Оп. 16. Д. 184. Л. 1-29). [35]

 Данные сведения наталкивают нас на размышление о том, что действительно образование Лифляндского поселка Егоровской волости и с. Лифляндка, расположенное на территории Третьяковского района Алтайского края - это одно из мероприятий правительственной программы по переселенческой политике. И наверное, самое интересное, то что д. Лифдянка исчезла с карты Тарского района практически в один период времени (1980-е гг.), что и с. Лифляндка Алтайского края, образованное в начале XX века и исчезнувшее в в 70-х годах XX века.

 Изучая далее документы, узнаем, что «... от 8 февраля 1917г. причислены на хутор № 103 с участком земли 51,17 удобной и 81,65 неудобной земли, Егоровской волости, Лифляндского селения, участка Китапского семья Хомякова Иван Яковлевича 45 лет и жена Екатерина 44 лет из Вятской губернии Сарапульскогоуезда Петропавловской волости».[15]

«Тобольская казенная палата от 5 мая 1919 года направляет в Лифляндский поселок и участок Китап Мартина Якобоеа Арстэ 57 лет с женой Эльзой 57 лет, братом Альбертом 24 лет, Ян Викторошь 13 лет, дочерью Кларой-Омалией 18 лет». Но их семья возвращена на родину. И Григорию Васильевичу Гласко 39 лет и жене Зиновьей - 34 лет и детям: Андрею - 12 лет и Елене - 10 лет постановлением казенной палаты от 27 февраля 1919 г. было отказано земельное жалованье по неведомым нам причинам. Также из расписки от 9 апреля 1919 г. мы узнали, что «... в поселке Лифляндском с 1913 года проживают Карл Янцев Куке, Янц Юганов...».[16]

 Таким образом, отказ в земельном жалованье новым поселенцам был следствием, вероятнее всего, полного заселения участка Лифляндского к 1919г., т. е. практически за два года (с 1917г.) 94 надельные души прибыли на данное поселение.

 

 

Географическое положение.

На карте Тарского уезда Омской губернии начала XX века на северо-востоке от Тары и юго-востоке от села Ермаковка обозначен поселок Лифляндский. И более четко месторасположение данного населенного пункта мы можем проследить по карте «Проект размещения севооборотных массивов и полей севооборотов бригады № 2, колхоза им. Жданова, Тарского района Омской области» 1962г., и по карте «Учет земель колхоза им. Жданова Тарского района Омской области» за 1982г. [7] (см. Приложение

 № 1)

 Деревню Лифляндка Тарского района можно отнести к долинно-приречному типу с уличной застройкой и планировкой, так как данная деревня состояла из одной улицы, идущей параллельно протекающей рядом речкой Малый Китап.

 В деревню Лифляндка можно было проехать как из Ермаковки, так и из Ново-Ермаковки. Расстояние от Лифляндки до Ермаковки составляло 8 километров. И, проехав ещё один километр от Лифляндки, можно было попасть в д. Малый Китап, которая также располагалась вдоль речки Малый Китап. Дорога в основном была лесная, местами встречались пастбища, сенокосные угодья и посевные поля. Дорога, идущая из Ермаковки, проходила через три речки: Ермаковка, Ново-Ермаковка и Отножка.

Потому необходимо было постоянно следить за состоянием трех переправ. Это мост на речке Ермаковка и запруды на Ново-Ермаковской речке и Отножке, которые иногда во время весенних паводков размывало, что затрудняло переезд с одной стороны на другую.

 

3.2. Колхозное строительство.

 В начале 30-х годов начинается массовая коллективизация. Крестьяне обязаны были расстаться с собственностью, которая после переселения была нажита с таким большим трудом. Многие крестьяне были в растерянности. А если ещё и учесть национальный состав деревни - эстонцы, латыши и русские, которые привыкли жить своим собственным укладом жизни, только почувствовали настоящую свободу, а теперь должны жить и работать в одном хозяйстве. Но, тем не менее, в д. Лифляндка был образован колхоз «Валгус» (даже название колхоза эстонское), а в д. Малый Китап - колхоз «Знамя Победы».

 Хлебозаготовительный кризис 1929 года не обошел стороной и таежные села Сибири. Из протокола заседания комиссии по содействию хлебозаготовки, которое состоялось 23 ноября 1929 г. в д. Лифляндка в присутствии уполномоченного Райисполкома Скуратина Д., из числа жителей присутствовали: «Андерсон Ар., Янсон Иван, Сиккен Ян А., Реет Апполон, Голлар Франц, Сиккен Иван». Скуратин(а) в свою очередь сообщил(а) жителям Лифляндки о пересмотре плана хлебозаготовок. Далее в протоколе подробно записано, кто что говорил. Присутствующие на собрании высказывали разные мнения, но в основном все говорили о том, что «нет хлеба». «Товарищ Сиккен Иван, секретарь ВЛКСМ, говорит, что, наверное, у нас хлеба не будет, так как уже 2 раза прошла хлебозаготовка. А может быть, найдется и еще, если пересмотрим.». В результате собравшиеся постановили: «Дообложитъ следующих граждан пос. Лифляндского: Ала Юган - 6 пудов, лишенцу Крузо Ив.- 10 пудов, лишенцу Кокман -10 пудов, Марк - 3 пуда...», было названо много и других фамилий. На этом же собрании был поставлен вопрос о льнозаготовке. Решили: «... с десятины взять 8 пудов волокна льна. Обложить на 36 пудов 30 фунтов».[25]

  Хотя в другом протоколе был снова поднят вопрос о льнозаготовке, крестьяне были не согласны с данным решением и предложили сдать 4 пуда вместо восьми. В Постановлении же записано: «Утвердить постановление бедняцкого собрания. И предложить сдать все излишки льна в кооперацию до 1 декабря». [27]

 Изучая архивные документы, можно проследить и жизнь деревни, чем они занимались, что выращивали, и даже то, что использовались старые меры веса. 24 ноября    состоялось бедняцкое собрание, на котором

«Присутствовало мужчин — 25, женщин -11, председатель Сиккен Ирма, секретарь Андерсон». На повестку дня вновь был вынесен вопрос «... о довыявлении хлебных излишков». Крестьяне вынуждены были согласиться на дополнительную сдачу зерна, но уже в размере 1 пуда на семью. [26]

Решались и другие вопросы, например: «...о сборе задолжностей по всем видам самообложения...», выбирали «...кандидатов в новый Совет красного уголка...», докладывали «...о третьем займе на индустриализацию...», «... о сборе задатков на сельхозмашины..», а вот «... тех, кто не уплатит долгов, составить акты и сделать опись имущества, акты послать в с/совет, придерживаясь классовости». [21, 25, 26, 27]

 Люди жили, обсуждали различные вопросы, принимали решения, и пока ещё никто не подозревал, что же их ждет впереди.

Итак, по данным архива, на 20 января 1933 года председателем Лифляндского сельского Совета являлся Янсон Иван Степанович. На 14 марта 1935 года в колхозе «Валгус» числилось 12 хозяйств из числа, которых 17 человек были трудоспособны. Крестьяне не торопились, все ещё побаивались новой организации труда. Поэтому большинство жителей относились к единоличным хозяйствам. [22, 23]

 Новая власть, стремившаяся к скорейшему построению небывалого общества, попыталась разом переделать страну, в кратчайшие сроки привить всем жителям новое сознание, внедрить ранее неизвестные формы культуры и быта. Но то, что веками накопила - отобрала народная, крестьянская культура. Невозможно было враз запретить, отвернуть людей от порядков, обычаев, которые впитывались с молоком матери, на которых и стояла крестьянская семья.

 Наверное, поэтому жителей деревни Лифляндка не обошло стороной кровавое «колесо репрессий». Анализируя сведения о репрессированных по «Книге Памяти» жертв политических репрессий, мы выяснили, что самым первым жителем д. Лифляндка, узнавшем на себе «новую власть», был крестьянин - единоличник Сиккен Ян Андреевич (варианты фамилии: Синккен), родившийся в 1872 г., в Курляндской губернии, Баушковского уезда, Нейгутской волости, на хуторе Юсса; латыш; грамотный. Арестован 10 марта 1931 г. Приговорен: СПО ПП ОПТУ по Запсибкраю 22 июня 1931 г., обвинен по ст. 58-10-13 УК РСФСР. Но вскоре, наверное, за недоказанностью его вины дело было прекращено, и Ян Андреевич был освобожден из- под стражи.

 29 августа 1937 года жители Лифляндки запомнили на всю свою жизнь. В этот день чекисты тройки УНКВД арестовали сразу девять жителей, среди них было три брата Реет: Апполон, Петр и Юган. 1 октября 1937 года им было объявлено обвинение «за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон» и вынесен приговор: высшая мера наказания - расстрел. Лишь только Петру было назначено 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. 1 октября 1937 года 10 лет ИТЛ было назначено Ренгольду Ивану Югановичу (1907 года рождения, малограмотный, крестьянин-единоличник), за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон. Кроме Реет Апполона и Югана, 4 октября 1937 года в г. Тара были расстреляны Кюбер Александр Петрович, 1907 года рождения, малограмотный, заготовитель сырья; Лифляндский Иван Теодорович, 1880 года рождения, грамотный, крестьянин-единоличник; Мазик Андрей Карлович, 1891 года рождения, малограмотный, без определенного места работы. 5 октября этого же года была расстреляна Лютикова Елена Югановна, 1894 года рождения, малограмотная, не работала. До 21 октября 1938 года, ждал своего приговора (8 лет ИТЛ) Цирк Владимир Карлович, 1904 года рождения. 5 декабря 1937 года был арестован председатель сельского Совета Бурш Эдуард Мартынович, особым совещанием при НКВД СССР 11 февраля 1938 года обвинен по ст. 58-6-10 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ и направлен в Белбалтлаг. 12 марта 1941 года был арестован Васюкович Максим Степанович, 1903 года рождения, председатель колхоза «Валгус», 26 июля 1941 года ему было вынесено обвинение по ст. 58-10 ч.1. УК РСФСР, и приговорен к 10 годам ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет. (см. Приложение № 2)

 Мой прадед - Васюкович Егор Устинович, 1908 года рождения, предположительно приехал в Сибирь из Белоруссии. Национальность -русский. Был малограмотным. Работал бригадиром в колхозе «Валгус». С началом Великой Отечественной войны был призван на фронт. В г. Тара в пункте сбора для отправки на фронт (Дом Обороны) на стене висел портрет Сталина И.В., и мой прадед решил пошутить, сказав: «Заберите у этого грузина трубку». На этом все и закончилось. В Книге Памяти жертв политических репрессий стоит дата ареста - 24.08.1941г. Осужден 15.05.1942. Омским областным судом по ст.58010 ч. 2 УК РСФСР. Приговор - 10 лет ИТЛ. Был реабилитирован 17.12.1991 г. прокуратурой Омской области. Но о нем никто больше ничего не слышал. [34]

 Начало коллективизации в Сибири в конце 1929 - 1930 гг. стало отправным пунктом к резкому сокращению населенных пунктов. Сведение колхозных земель в один общий клин приговорило к смерти сибирские хутора, жизнь которых ранее довольствовалось практически хозяйством натуральным. В количественном отношении в Тарском районе на севере и северо-востоке хутора были главными хозяйственными и территориальными единицами. К Великой Отечественной войне хутора были сселены в базовые сёла, как правило, в центры сельских советов. Прекратили существование 557 хуторов и поселков хуторского типа. Вот такова цена колхозного строительства. [31]

 

Суровые военные годы.

 Особая страница в истории Лифляндка - Великая Отечественная война. Притихла деревня, ушли на фронт мужики - главная сила колхоза. Заменили их старики, женщины и подростки. Это они пахали и сеяли, заготавливали корма, работали на лесозаготовках, давали фронту мясо, молоко, зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. Все чаще тишину деревни взрывал безутешный плач жен и матерей, получивших очередную похоронку с фронта. И тяжкий труд с раннего утра и до позднего вечера на полях и фермах. Законом жизни для них, как и всех советских людей, стал девиз: «Все для фронта, все для победы!».

 О том, как работали, как жили в военное лихолетье, яркое представление дают воспоминания старожилов. В Ермаковке живет уроженка д. Лифляндка Авсейко Эльфрида Ивановна, 1925 года рождения. Эльфрида Ивановна рассказала про себя: «В войну мы, подростки 12-16 лет, работали наравне со взрослыми. Возили сено, пахали, боронили, жали, молотили. Мне уже было 16 лет, поэтому меня отправляли и на лесозаготовки. Зимой лес валили вручную и на лошадях вывозили. Все делали сами. А весной нас отправляли на Иртыш в Екатериновку сплавлять лес. Вот это была, наверное, самая трудная работа, которую мне приходилось выполнять. Того и гляди, что окажешься в ледяной воде. Разве под силу было нам, подросткам, ворочать бревна. Но никто не роптал».[1]

 Моя бабушка - Васильева (Васюкович) Евдокия Егоровна родилась в д. Малый Китап в 1936 году. В годы войны была еще ребенком, но на всю свою жизнь запомнила те суровые годы детства. Их семья была бедной. Её мама, Васюкович (Чайковская) Александра Петровна, 1908 года рождения, еще ребенком вместе со своими родителями приехала из Белоруссии г. Гродно. Работала в колхозе «Знамя Победы» д. Малый Китап на самых разных работах. Одна воспитывала шестерых детей. «Голодовали. Ели крапиву, лебеду. Весной вновь перекапывали огород и радовались, когда находили оставшуюся картошку, из которой потом пекли лепешки и ели. Но никто нас ни разу не попрекнул в том, что мы дети «врага народа». А даже наоборот: старались помочь. Мы, малые ребятишки, помогали родителям пасти овец, коров. С нетерпением ждали лета. Ведь зимой одна пара валенок была на всю семью», - вспоминает моя бабушка. [3]

 Работали женщины не покладая рук. Государство оценило их труд, и после войны многие труженики колхоза «Валгус» были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»: Мария Устиновна Васюкович, Мария Сергеевна Андреева, Мария Петровна Чайковская, Павлина Кузьминична Андреева, Ида Ивановна Леоск, Агафья Ивановна Васюкович - полевод, Роберт Иванович Леоск - машинист, Михаил Игнатьевич Пастарчук - пахарь, Ольга Эдуардовна Бурш - пахарь. И мы думаем, что это далеко не все имена, кто доблестно воевал на колхозных полях. [29]

 Имена воинов, погибших за Великую Победу, увековечены на страницах «Книги Памяти». Как и везде, во всех уголках нашей Родины в это грозное для неё время вся надежда в тылу, и все бремя тяжести легли на плечи женщин, стариков, детей. Но они выстояли, победили голод, холод, ковали Победу в тылу. Фронтовики и труженики тыла могут гордиться своим вкладом в общую Победу. Стали в село возвращаться солдаты - фронтовики: Червинский Иван Александрович, Чайковский Владимир Петрович, Леоск Роберт Иванович и др. Именно им пришлось поднимать колхозы «Валгус» и «Знамя Победы».[30, 32] (см. Приложение №3,4)

 

Возрождение деревни».

 

 Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, за счёт деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт и заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания - в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников. Деревня задыхалась без техники, крепких мужских рук, гнулась под тяжестью займов и налогов. Такое же трудное время переживали и жители д. Лифляндка.

 Несмотря на все проблемы, стали строиться новые скотные дворы. Появился новый гараж. Кроме крупнорогатого скота, занимались овцеводством, выстроили новую свиноферму. В домах появился свет, радио. Люди работали, радовались результатам своего труда, радовались жизни. В семьях вновь стали рождаться дети. Все было в жизни лифляндцев: и свадьбы с песнями и плясками, и крестины, и проводы в армию, (см. Приложение № 5) Жизнь стала налаживаться. Вместо трудодней стали получать заработную плату. В магазины стали привозить больше товаров. В клубе показывали кино, молодежь устраивала танцы. Организовывали свои концерты. По данным Похозяйственной книги за 1948-1951 годы, мы выяснили, что в Лифляндке проживало 291 человек. Внимательно изучив даты рождения детей в послевоенное время, мы выяснили, что наибольшее количество детей родилось в 1947 году - 7 новорожденных, 1946-6, и 1948 -5. [8]

 Но вновь государство принимает новые законы. В 1952 году был ликвидирован Лифляндский сельский Совет. Лифляндка и Малый Китап вошли в состав Ермаковского сельского Совета. Колхозы «Валгус» и «Знамя Победы» вошли в объединенное хозяйство колхоза им. Жданова. Скот из Малого Китапа перегнали в Лифляндку. Следом стали и разъезжаться жители в Лифляндку, Ермаковку, Сидоровку, а кто и вовсе в город. Лифляндка продолжала жить. В 1956 году из Малого Китапа уехал последний житель -Васюкович Иван Петрович в д. Богомель.[6, 18, 28]

 И все же именно в 50-60-е годы происходит послевоенный экономический рост колхозов, значительное повышение общеобразовательного, культурного и материального уровня жизни колхозников. И все это происходило, несмотря на изощрение государства в изъятии у крестьян последнего куска хлеба. С колхозника «драли три шкуры» обязательными поставками государству молока, мяса, картофеля, яиц, шерсти и кожи. Молодежь бежала из деревни любыми путями, чаще всего не возвращаясь, домой после службы в рядах Советской армии. После окончания профессиональных заведений устраивались на работу в городе.

 

Школа - будущее деревни.

 

 В каждом селе много разных учреждений, но главной среди них на протяжении всей истории села была школа. В Лифляндке школа находилась в центре села. Сейчас, мы можем лишь только предположить, что открыта она была с первых лет основания села. Так как, судя по данным Похозяйственной книги д. Лифляндка за 1949-1951 гг. население примерно на 70 % было грамотным, 15% населения составляли дети дошкольного возраста и примерно столько же люди преклонного возраста. [8] (см. Приложение № 6)

 Работая с архивными документами, мы поняли, что внимательно изучая и анализируя представленные данные можно узнать много нового, о чем уже никто и не помнит. Так из протокола «общего собрания женщин и молодежи поселка Лифляндского», которое состоялось 27 октября 1929 года, мы узнали, что учитель Лифляндской школы Андресон читал доклад на тему «Борьба с алкоголизмом». Таким образом, мы сразу узнали три факта: во-первых, фамилию учителя; во-вторых - раз таковой человек был - значит была школа и, в-третьих, на селе были проблемы с алкоголизмом, которые в общем-то не искоренились до сих пор. Из этого же протокола нам стало известно, что «...учитель Андресон говорит, что женщины должны принять активное участие в общественной работе. И чтобы все женщины от 14 до 35 лет ликвидировали свою неграмотность. Это касается и для мужчин». [24]

 Авсейко Эльфрида Ивановна вспоминает, что в годы её учебы в школе работал Август Тугучи. [1] После войны в Лифляндскую начальную школу приехал работать фронтовик Горбунов Михаил Иванович (который до войны работал в д. Ново-Ермаковка), вместе со своей семьёй поселился в домике рядом со школой. [4] (см. Приложение № 7) Более молодое поколение учащиеся 60-х годов с теплотой и любовью называют имя Елемеевой Галины Павловны. [2] (см. Приложение № 8)

 С 1969 по 1977 год в школе преподавала Червинская Валентина Федоровна. Она была последним учителем Лифляндской школы. Валентина Федоровна в настоящее время проживает в с. Ермаковка. Валентина Федоровна вспоминает, что «Причиной закрытия школы послужил массовый выезд населения. Закрыли ферму основное рабочее место, скот перегнали в Ермаковку, технику тоже. В 1977 году в школе осталось всего два ученика. Но и семья Козловых уехала в поисках лучшей жизни». Оставшись без работы Валентина Федоровна, вместе со своей семьей вынуждена была переехать в Ермаковку. И уже в Ермаковской школе она работала учителем начальных классов до заслуженного отдыха. [6] (см. Приложение № 9)

 После окончания Лифляндской начальной школы дети продолжали свое обучение в Ермаковке. Жили в интернате. И лишь только на выходные дни приезжали домой к родителям. А добирались когда на чем придется. Ведь в Лифляндку никогда не ходил автобус. Поэтому приходилось в любую погоду 8 километров либо идти пешком (в лучшем случае приезжал кто-нибудь из родителей на лошади), либо на кузове грузовика. [5]

Многие из родителей желали своим детям лучшей жизни, желали видеть их воспитанными и образованными не хотели отрывать от семьи, поэтому и уезжали.

 

Разорение».

  Как ни странно, самые тяжелые времена в истории Лифляндки и Малого Китапа начались тогда, когда жизнь сельчан начала налаживаться, и все испытания казалось остались позади. Шестидесятые годы круто изменили все планы жителей на будущее. Именно на середину 60-х гг. приходится массовый отток жителей из Лифляндки. Многие вспоминают о том, что за одно лето 1965 г. из Лифляндки уехало сразу 20 семей. [1, 3, 4] И вновь мы обращаемся к архивным документам. Из списков населенных пунктов и населения в них по Ермаковскому с/совету по состоянию на 1 января 1969 года в д. Лифляндка было: «... всего хозяйств — 31, в т.ч. хозяйств колхозников — 29, всего наличного населения — 100, в т.ч. колхозников 94, из общей численное население мужчин 47». [19]

 По состоянию на 1 января 1972 года «... всего хозяйств - 29, в т.ч. хозяйств колхозников 28, всего наличного населения — 55, в т. ч. колхозников -79, из общей численности населения мужского 37». [20] По этим данным уже видно, что численность населения значительно уменьшает


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.