Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-07-07 | 184 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Проведенные исследования (АИ. Захаров, Р.Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения. [34, с. 78]
Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. «Родители - не ученики, а партнеры по общению, и все, что мы даем им, должно быть интересно и полезно».
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
|
Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Т.А.Данилиной изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, что воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера (23%), ещё они хотели бы использовать личные качества родителей, имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада (43%). Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а так же в подготовке детей к школе. Многие родители, отвечая на этот вопрос, указывали, что помощи, которую они получают, вполне достаточно, и лично они не нуждаются ни в какой помощи вообще (26%). Родители в большинстве своем, жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребенка («неспособность воспитателей ответить на мои вопросы о различии в половом воспитании мальчиков и девочек»), но в тоже время значительно выше оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как общение со сверстниками и подготовка детей к школе [16, с. 102].
Однако в настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние:
- Изменился статус семьи как воспитательного института. Сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей.
- Изменилось качество самой семьи. Утрачено понятие ответственности за сохранение брака. В среднем по России ежегодно распадается 53% семей. Увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является. Тенденция снижения рождаемости, не популярность отцовства и материнства создают негативный социально-психологический фон в семье.
|
- Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Причины этого кроются в усилении недоверия родителей к дошкольным учреждениям, вне адекватном отношении к педагогам, в неудовлетворенности качеством образования, в отсутствии необходимой психолого - педагогической культуры родителей.
Об установлении партнерских отношений между детским садом и семьей говорят авторы Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, В.М.Иванова, О.Л. Звереваидр. Они выделяют следующие аспекты проблемы: определение целей и значения воспитания родителей, разработка содержания работы по воспитанию родителей, определение форм и видов связей детского сада с семьей, созданием оделей воспитания родителей [2, с.26]
Дифференцированный подход при организации работы с родителями необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры общения - это система целенаправленных воздействий на выделенные по сходным показателям группы отцов и матерей с целью повышения эффективности их деятельности по семейному и общественному воспитанию.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;
- Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- Взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- Одновременное влияние на родителей и детей;
- Обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:
|
- Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик.
- Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают-положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, желание воспитывать ребенка.
- Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь воспитании детей.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Также можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого - педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска).
В.П.Дуброва, Е.А.Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие:
|
- Это связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Это реализуется в таких формах работы как родительские собрания, консультации, лекторииит. д. формула «Детский сад-семья».
- Это включение родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада. Формула взаимодействия «Семья - детский сад». Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение экскурсий и т.д.
- Связи - координационные. Они возникают, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Педагоги - и следователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников.
Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:
На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.
На 2 этапе - устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.
На 3 этапе - формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.
На 4 этапе ознакомление с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.
На 5 этапе - совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности индивидуальные особенности каждого воспитателя). [22]
Таким образом, задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!