Картина четвертая. Педсовет. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Картина четвертая. Педсовет.

2020-07-07 70
Картина четвертая. Педсовет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школьная библиотека. На стене большой плакат: «ХОТЬ СТО МИЛ ОБОЙДТ ВОКРУГ, ШКОЛЬНАЯ БИБЛИТОТЕКА – ТВОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ».

На двери объявление: «Ученикам временно вход в библиотеку строго воспрещен».

Учителя медленно рассаживаются за длинным столом.

 

 

СЭДИ ФИНЧ. Лумис, мы все вас поздравляем. Я думала, что такие роскошные машины покупают только миллионеры.

ЛУМИС   (смущенно покашливая). Да, всю жизнь мечтал о хорошей машине. И вот наконец решился.

БАРРИНДЖЕР. И на что вы решились?

ЛУМИС.   «Шевроле» этого года.

МЭРИ ЛЬЮИС. Пол, деточка, представляете себе – длинная, как эта комната, и вся нежно-голубая!.. Лумис, голубой – мой любимый цвет.

ЛУМИС (обиженно). Не голубая, а цвета калифорнийской лазури.

БАРРИНДЖЕР (сочувственно). Ну, тогда совсем другое дело.

 

Входит МАКХАБИ, сгибаясь под тяжестью магнитофона.

 

МАКХАБИ (устанавливая магнитофон). Коллеги, прошу прощения за полутораминутное опоздание. Собрание считаю открытым. Наш многоуважаемый директор Кларк не может лично присутствовать на педсовете – у него неотложное дело. Однако директор Кларк наговорил на магнитофон приветственную речь, которую мы сейчас послушаем. (Включает магнитофон.)

ГОЛОС КЛАРКА. Друзья мои, приветствую вас в новом учебном году. Приступая к самоотверженному труду педагога, прошу вас руководствоваться тем, что наша школа поистине демократична. Она предоставляет своим ученикам равные золотые возможности. Наше демократическое обучение должно подготовить зрелых граждан, способных вынести всю ответственность процветающей демократии, чтобы наша демократия, подкрепленная просвещением, двигалась к дальнейшим ослепительным победам и триумфам».

 

МАКХАБИ зааплодировал.

 

БАРРИНДЖЕР (шепотом, к Сил). Нам уже третий год проигрывают одну и ту же запись. Мне иногда кажется, что Кларка вообще не существует.

СИЛ. С учителями он общается только через Макхаби?

БАРРИНДЖЕР. Исключительно. Поэтому Макхаби по сути единоличный хозяин школы.

МАКХАБИ (кончил аплодировать). Мы прослушали блестящую речь нашего дорогого директора Кларка и теперь перейдем к повестке дня. Главный вопрос обсуждения: записывать УХ справа или слева от синей черты на УКУ.

СИЛ. Что это за тарабарщина?

БАРРИНДЖЕР. УКУ – учетная карточка ученика. В ней есть УХ – ученическая характеристика и ПУП – персональный ученический профиль.

 

Тем временем секретарша-медсестра СЭДИ ФИНЧ выносит огромный,

в человеческий рост макет УКУ.

 

 

МАКХАБИ. Слово предоставляется советнику по воспитанию мисс Элле Фриденберг.

БАРРИНДЖЕР (к Сил). Это наша доморощенная Элла Фрейд. Недавно выбилась из преподавательниц машинописи. Все эти ПУП и УХ – ее дьявольское изобретение.

МИСС ФРИДЕНБЕРГ. Как советник по воспитанию, я глубоко уверена, что место персонального ученического профиля справа от синей черты. Следовательно, УХ должна записываться слева, и только слева! Ведь одной короткой фразой можно глубоко и точно охарактеризовать ученика. Например: «Хороший, добрый ребенок», или «Нуждается в поощрении», или «Потенциальный руководитель».

ЛУМИС (вскочил). Позвольте спросить вас, мисс Фриденберг, где вы видели этого хорошего и доброго ребенка? Мы работаем с негодяями, с малолетними преступниками!.. Я вношу предложение приставить к каждому классу по полицейскому! Только тогда я буду чувствовать себя в безопасности. За пятнадцать лет преподавания я…

МИСС ФРИДЕНБЕРГ. Мистер Лумис, то, что вы говорите, антипедагогично! Раннее сексуальное развитие и неудовлетворительное материальное положение…

ЛУМИС (перебивает). Это от раннего развития Джозеф Фероне запер вас в раздевалке на целый день? Нет, полицейского в каждый класс!.. Это вам и УХ, и УКУ, и синяя черта!

МЭРИ ЛЬЮИС. В большинстве своем они просто прелесть. Они так любят играть. Вчера, например, я разучивала с ними песенку. Стоило мне отвернуться к доске, как полкласса куда-то спряталось. Они так любят шутить. Но Джо Фероне действительно возмутителен!.. Подумайте, он прицепил мне на спину какую-то идиотскую записку. До сих пор не могу понять ее смысла. (Читает.) «Бесплатный аттракцион. Детские игры на лужайке. Весь вечер на арене мамаша Льюис».

 

Смех.

 

МАКХАБИ. Внимание, необходимо придерживаться повестки дня. Вопрос о Джо Фероне поставим особо. Слева или справа от синей черты надо записывать УХ? Какие предложения?

БАРРИНДЖЕР. Предлагаю отменить послеобеденный классный час.

МАКХАБИ. Предложение отклонено. Кто еще хочет высказаться?

БАРРИНДЖЕР. Предлагаю отменить утренний классный час.

МАКХАБИ. Отклоняю. Если больше предложений нет, предлагаю создать комитет для рассмотрения проблем УХ. Следующий вопрос: опоздания и курение в уборных. Для борьбы с усилившейся эпидемией курения в уборных и опозданий предлагаю всем учителям перечитать циркуляр восемьдесят три «а» и разослать родителям форму семнадцать «б». Всех классных руководителей прошу вывесить в классах следующие, составленные мной плакаты.

 

СЭДИ ФИНЧ выносит плакаты.

 

(Читает.) «Опоздания задержат школы окончание», «Курение в уборных – дело самых недостойных». Какие будут вопросы?

СЭДИ ФИНЧ. Фероне давно пора в тюрьму. Тут я хочу еще раз указать на великую пользу горячих завтраков. Без топлива, как говорится, печь не греет. А в здоровом теле - здоровый дух. Горячие завтраки – вот основа основ хорошей успеваемости и примерного поведения. Отсутствие горячих завтраков и довело Фероне до того, что он есть, то есть до жизни такой.

МАКХАБИ. Спасибо, миссис Финч. Следующий пункт повестки дня: оценка работы молодых педагогов. Точнее, досадный инцидент, происшедший на уроке мисс Сильвии Баррет.

ЛУМИС. Знаете, уважаемая мисс Баррет, есть приемы, запрещенные в учительской этике. Удары, так сказать, ниже пояса. Вы завоевываете дешевый авторитет, противопоставляя себя нам, опытным педагогам. Вы, мол, друг детей, а мы – враги. Вы в нарушении инструкции вступаете с ними в тайный сговор. И вот результаты – на глазах всего класса защищаете вора и вообще аморального поддонка.

СИЛ. Вы имеете в виду Фероне? Он не вор!

МАКХАБИ. Вы получите слово в конце обсуждения!

МЭРИ ЛЬЮИС. Сил, деточка! Ну согласитесь, вы неправы. Есть игры и игры! Ведь вы могли попеть с ними, загадать интересную загадку….

БАРРИНДЖЕР (в тон ей). Поиграть в салочки, в дочки-матери, в третий лишний…

МЭРИ ЛЬЮИС. Их чистые души…

СИЛ. Да что вы знаете об их душах!..

МИСС ФРИДЕНБЕРГ. Вся беда в том, что ваш метод глубоко антинаучен. Издеваясь над нашим судом, вы подрываете основы нравственности и демократического воспитания. Если вы хотите весь класс разложить до уровня потенциального преступника Джозефа Фероне, то вы идете правильным путем!

СИЛ. Я все время думаю, что вы делаете в школе?  Проводите время? Зарабатываете деньги? Опьяняетесь властью? Людей надо воспитывать, а не дрессированных животных!.. А вы, вы их боитесь… и Фероне презирает этот ваш страх!

БАРРИНДЖЕР. Ах, какой накал страстей! Какое кипение творческой педагогической мысли! У меня есть предложение – закрыть педсовет, мы сидим уже целый час! Сил, ты ведь осознала свои ошибки?

СИЛ. Фероне не вор и не негодяй!

ГОЛОС ФЕРОНЕ (за сценой). Ну ты, жирная свинья, убери свои лапы! Я сам пойду!

Дверь библиотеки открывается.

Два полицейских вводят сильно избитого Фероне.

 

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Мистер Макхаби, это ваш птенчик?

МАКХАБИ (печально).  Да, сержант, это наш птенчик.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Задержан за хулиганство. При обыске обнаружен нож. Берете на поруки, или отправим в колонию?

 

МАКХАБИ молчит.

 

ЛУМИС. За решетку его! Ворам не место в нашей школе!

 

ФЕРОНЕ подмигивает Лумису и поднимает в знак одобрения большой палец.

 

 

МИСС ФРИДЕНБЕРГ (шипит). Лумис, замолчите! Вы что, хотите сделать из нашей школы посмешище? (К полицейским.) Что вы, господа, конечно же, наш педагогический коллектив берет мальчика на поруки…

 

ФЕРОНЕ громко сплюнул на пол.

 

МАКХАБИ. Отведите его в мой кабинет, сержант, я сейчас приду.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ.   Вы бы хорошенько подумали, мистер. Настоящий волчонок. Руку до крови прокусил.

МЭРИ ЛЬЮИС. До крови! Какой ужас!

БАРРИНДЖЕР. Педсовет уже идет восемьдесят минут! Регламент!

 

ПОЛИЦЕЙСКИЕ и ФЕРОНЕ уходят.

 

МАКХАБИ. В заключение педсовета прослушайте напутственное слово директора Кларка. (Включает магнитофон.)

ГОЛОС КЛАРКА. Поздравляю вас, друзья мои! Педсовет прошел на редкость удачно и напряженно. Все ваши просьбы будут переданы мне мистером Макхаби и завтра же изложены на заседании в министерстве. Работа учителя – скромного труженика на ниве просвещения – поистине героический подвиг. Каждодневно закладывая краеугольные камни демократич… (шипение и треск) и сегодняшний педсовет был еще одним подтверждением торжества гуманной системы демократического воспитания.

 

Картина пятая

Большая перемена

Школьный коридор. СИЛ – ответственная за коридорное патрулирование.

Она ходит из конца в конец и следит за тем, чтобы никто не выходил на улицу, не дрался и не мешал круговому движению слева направо.

 

СИЛ. Лу Мартин, немедленно отстань от Линды Розен, ты создаешь затор. Чарли, можешь не пытаться открыть дверь на улицу – она заперта.

 

Подходит ПОЛ.

 

ПОЛ. Спрячь меня, за мной гонятся.

 

СИЛ не поворачивает головы в его сторону.

 

Нищий странник просит приюта и защиты. Спаси, за мной гонятся.

 

Пауза.

 

СИЛ. Гарри Коган, не выплевывай жевательную резинку на пол.

ПОЛ. Гарри, чистота – залог здоровья. Сил, дорогая, прости. Я вчера, по-моему, опять хватил немного лишнего.

СИЛ (холодно). Лишнего – как ты к себе снисходителен.

ПОЛ. Ну, уж не так я был пьян… В конце концов, ты куда-то исчезла. Да, хочешь пари?

СИЛ. Роббинс, ты всегда все делаешь исподтишка! Какое пари?

ПОЛ. Засекай время. Через две минуты ты увидишь здесь свою ученицу… как ее, Алису Блейк.

СИЛ. Без двадцати минут час. А кто за тобой гонится?

ПОЛ.   Да все эта же Алиса Блейк. Она мне просто шагу не дает ступить… Бегает за мной с фотоаппаратом…

СИЛ. Эдди Уильямс, ты опять сдуваешь математику на подоконнике. А потом будешь жаловаться на несправедливость мистера Лумиса.

ЭДДИ УИЛЬЯМС. Этот Лумис сегодня у нас получит!..

ЛУ МАРТИН.  Тише ты, трепло!..

СИЛ. Эдди, я не расслышала…

ЭДДИ УИЛЬЯМС. Да так, я сказал, что мистер Лумис сегодня очень удивится…

Появляется АЛИСА, вызывающе проходит мимо Пола.

На плече – большой фотоаппарат.

 

 

ПОЛ. А вот и она! Смотрит на меня, как удав на кролика. Спаси меня, Небо, от этих экзальтированных дурочек.

СИЛ. Алиса -  наивное романтическое существо. Так это она из-за тебя совершенно иссохла последнее время? А наша Элла Фрейд написала про нее: «Спокойный, уравновешенный ребенок». Ты уж с ней помягче.

ПОЛ. Пари я все-таки выиграл. Но должен сказать, что специалистки по Шекспиру мне гораздо больше по душе. Эй, ты, прохвост, ты зачем лезешь в окно?

ГОЛОС (нагло). Значит, надо, красавчик Пол.

ПОЛ (пугается и скисает). Они сегодня все какие-то дикие…

 

Появляется МЭРИ ЛЬЮИС.

 

МЭРИ ЛЬЮИС. О, вы здесь, дети мои!

 

ПОЛ досадливо морщится.

 

Пол, деточка, у вас появились тики, не забудьте сходить к невропатологу. Сил, деточка, почему вы не заботитесь о Поле?

СИЛ. Пусть это вас не волнует.

МЭРИ ЛЬЮИС. Ну, не будьте такой жестокой, прелесть моя. Послушайте-ка лучше, у меня появилась гениальная идея. Чтобы не заставлять своих мучиться с книгами, я коротко пересказываю содержание в доступной форме. Они записывают и запоминают. Так у нас остается гораздо больше времени для игр.

ПОЛ. Ну и что они записывают?

МЭРИ ЛЬЮИС. «Отелло» мы резюмировали так: «Отважный африканский пехотный генерал перешел на сторону правительственных итальянских войск, но в приступе ревности задушил жену и закололся сам». Исчерпывающе, правда? (Убегает, не замечая, что Пол и Сил давятся от смеха.)

ПОЛ (отсмеявшись). Черт побери, огромная школа – пять этажей, подвал, а совершенно некуда спрятаться!.. Все время тебя кто-то видит, кто-то слышит…

 

Порядок в коридоре рушится. Прибегает группа выборщиков, в руках у них огромный плакат.

Они скандируют.

 

 

ВЫБОРЩИКИ. 

                   Гарри Каган

                   В кандидаты вам дан.

                   Избирайте его

                   В президенты В.О.

 

Появляется ФЕРОНЕ. Вокруг него собираются мальчики из класса Сил. Он что-то говорит им и показывает рукой на плакат. ХОСЕ РОДРИГЕС убегает. ФЕРОНЕ со своей командой оттесняет выборщиков от плаката. Прибегает ХОСЕ РОДРИГЕС с молотком. Они начинают с грохотом прибивать к окну плакат.

 

 

СИЛ. Не мешайте циркулировать!

ФЕРОНЕ. В демократическом государстве всем разрешено проводить предвыборные кампании.

ЛУ МАРТИН. Боремся за честь своего класса, мисс Баррет. Гарри-то наш в люди выбивается! Ха-ха-ха!

СИЛ (недоуменно качает головой, к Полу). Что они задумали? Никак не пойму, что происходит.

ПОЛ (не обращая внимания на происходящее). Эскимосы на Аляске самые деликатные люди в мире. Когда они видят, что мужчина и женщина разговаривают, все выходят из чума. Сил, поедем на Аляску, там нет предвыборных кампаний.

СИЛ (смеясь). А на какие деньги мы купим собачью упряжку?

ПОЛ. Пора мне все тебе рассказать. Я разбогател и ухожу из школы. И вчера с радости так напился… Вот письмо из издательства. (Протягивает письмо.)  Роман понравился, и какой-то голливудский агент хочет купить право экранизации.

СИЛ (читает письмо). Ну, дорогой мистер Барринджер, поздравляю! Вот здорово! Ой, Пол, я так рада! Ты у нас самый умный, самый талантливый!.. Но откровенность за откровенность – я тоже решила уйти из школы.

ПОЛ. А ты куда?

СИЛ. Я тут совершенно озверела и написала письмо в частный колледж Уиллоудайла. Это километрах ста отсюда. Предложила им себя в качестве учителя. Они ответили. Я туда съездила – они, оказывается, всю жизнь мечтали о специалисте по Шекспиру. Теперь жду окончательного решения.

 

СИЛ и ПОЛ так увлечены разговором, что не замечают, как ребята во главе с Джо Фероне

под прикрытием щита вылезают в окно.

 

 

ПОЛ. Вот это я понимаю! Ну, что теперь?

                  Мы Макхаби не боимся

                     И в чуме с Сил уединимся. 

 

Подходит БЕА ШЕХТЕР.

 

БЕА ШЕХТЕР. Можно помешать вашему уединению и войти в чум?

СИЛ. Беа, дорогая, у нас большие новости. Под уходит из школы, и может, я тоже уйду.

БЕА ШЕХТЕР. Это еще почему?

ПОЛ. Мы не Беа Шехтер и не буддийские монахи, чтобы каждый день заниматься самосожжением.

СИЛ. Полу наконец-то повезло. Издательство ему предлагает договор. И какой-то безумец из Голливуда тоже непрочь отсыпать ему миллиончик-другой…

ПОЛ. Сил гораздо скромнее, но зато и достойнее. Она уходит в колледж. Чтобы под сенью столетних лип в окружении ангелоподобных девиц целыми днями наслаждаться литературой.

БЕА ШЕХТЕР. Сил, это правда?

СИЛ. Еще не точно, но пойми, я больше не могу биться головой об стенку. Месяц проходила с ними мифы древней Греции, и вот в сочинениях они мне написали… Сейчас, минутку… (Роется в папке, читает.) «Мы изучаем мифы, такие как про Орфея и его девушку, чтобы знать про греческое подполье». А вот еще: «Гомер – плохой писатель. Какое мне дело до Одиссеума и его неприятностей?» Хоть плачь!

ПОЛ. Я уж лучше похихикаю! Мне вот вчера написали: «Мистер Гамлет-старший приходил за местью к мистеру Гамлету-младшему в виде мертвого привидения». К эскимосам, Беа, поехали с нами на Аляску!

БЕА ШЕХТЕР. Вас, Пол, поздравляю. Вам уйти из школы было просто необходимо. Вы никогда не любили и не понимали детей. Вы их даже побаивались. Но ты, Сил, как ты можешь!.. Смалодушничала как раз в тот самый момент, когда уже совсем немного осталось… Ты же божьей милостью педагог!.. Ай-ай-ай, как ты нужна здесь, если бы только знала!..

СИЛ. Как я тут нужна, я поняла после педсовета… Они меня чуть живьем не съели. Ты болела и не знаешь… И вообще, я не могу принести себя в жертву социальной несправедливости в нашей стране. Мне еще так много хочется сделать.

Слышится чудовищный грохот и ликующие крики.

СИЛ хочет подойти к окну, но БЕА ШЕХТЕР силой удерживает ее.

 

 

БЕА ШЕХТЕР. Хочешь убежать от неприятного разговора?  Ты подумай хорошенько… Смотреть, как оживают на твоих уроках отупевшие от бедности и безразличия лица, - это же счастье!..

ПОЛ. Да здравствует скромный американский учитель!

БЕА ШЕХТЕР. Пол, вы помните Леона Мэрфи?

ПОЛ. Того хама, Джо Фероне предыдущего выпуска?

БЕА ШЕХТЕР. Поступил в Лос-Анжелесский университет и даже получил стипендию. Когда он в белой рубашке и галстуке зашел ко мне похвастаться…

ПОЛ. Все рыдали!

БЕА ШЕХТЕР. Вам этого не понять…

 

К ним незаметно подкралась АЛИСА и со вспышкой сфотографировала Пола.

 

ПОЛ. Дорвалась все-таки!.. Ну что тут поделаешь… (Рвет на груди рубашку.) На, снимай еще!..

 

Снова вспышка.

 

Это уж слишком!.. Хотя, кто знает, может, это первый портрет писателя Барринджера.

 

Пользуясь общей суматохой, в окно впрыгивает ДЖО ФЕРОНЕ.

За ним медленно, по одному, влезают остальные.

 

 

БЕА ШЕХТЕР (все с большим пафосом). А потом у тебя есть перед ними моральная ответственность. Ты, может быть, первый человек, которого они полюбили. И вдруг такое предательство!..

 

Рев пожарной сирены.

 

ГОЛОС ИЗ РЕПРОДУКТОРА. Внимание всех учителей и учеников! Неизвестные злоумышленники перевернули и подожгли голубой «Шевроле» на школьной стоянке. Владельца машины просят срочно зайти в канцелярию!

 

Все ученики кинулись к окнам. Хор поет: «Лумис, Лумис, аллилуйя!»

Снова слышна сирена пожарной машины.

 

 

ПОЛ. О, да это роскошная машина Лумиса!.. Бедняга… Она горит, как факел!

ФЕРОНЕ (участливо). Да, бедный мистер Лумис!.. Такая дорогая машина и совсем новая… Ему сейчас, должно быть, очень обидно… (Исчезает в толпе.)

 

С новой силой звучит: «Лумис, Лумис, аллилуйя!»

По коридору проносится ЛУМИС. За ним - пунцовый МАКХАБИ.

 

 

МАКХАБИ (кричит). Фероне, немедленно ко мне!..  Разыщите мне сейчас же Фероне!.. Мисс Баррет, кто сегодня патрулирует коридор?

СИЛ. Я.

МАКХАБИ. Опять вы!.. Ваш любимчик Фероне только что поджег машину мистера Лумиса! Как вы могли выпустить его из школы?

СИЛ. Фероне не выходил из школы! Я только что видела его в коридоре. Дверь заперта. Окна тоже.

 

МАКХАБИ кидается к рекламному щиту, отодвигает его – окно закрыто.

 

МАКХАБИ (к Сил). Вы что же, сговорились с Фероне против нас!

 

Хор в последний раз пропевает: «Лумис, Лумис, аллилуйя!»

 

 

Акт второй


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.