Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

2020-07-07 86
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Брикса Елена Евгеньевна,

 воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Мелещенко Евгения Сергеевна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Скворцова Светлана Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

 через приобщение к истории и культуре родного края

Сейчас остро стоит вопрос воспитания нового поколения, людей с высоким духовно-нравственным потенциалом. [1, с.16]

Как педагог и гражданин я  убеждена, что сделать это можно только с тем поколением, которое любит свою Родину, свой край, стремится сделать ее жизнь лучше и чтит традиции предков.

Я считаю, что любовь к Отечеству неразрывно связана с любовью к родному языку.

Именно в родном языке утверждается народная гордость, единство народной души. Глубокий, духовный  патриотизм надо прививать с раннего детства. [2, с.116]

 А.С. Макаренко в своё время разработал и осуществил программу воспитания детей в коллективе, нашел эффективные средства для преодоления националистических предрассудков среди детей разных национальностей и сплочения их в единый коллектив, для укрепления дружбы и товарищеской взаимопомощи внутри этого коллектива. На практике он добился ликвидации проявлений национализма среди своих воспитанников. [4, с.14]

О важности и необходимости интернационального воспитания писал и В.А. Сухомлинский. Он считал необходимым, чтобы школа и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, к родному уголку земли и кончая гордостью величием Советской державы. [3, с.47]

Проблема интернационального воспитания детей была всегда актуальна. Хотя в современных педагогических исследованиях и используется другой термин – поликультурное воспитание, сущность его не изменилась.

Задачи поликультурного воспитания исследователи В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и на современном этапе определили их так:

- глубокое и всестороннее овладение детьми культурой своего собственного народа, что является неприметным условием интеграции в другие культуры;

- формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции детей в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. [5, с.6]

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к русской культуре и уважительного, милосердного отношения к другим народам, их обычаям и традициям.

На территории России всегда уживалось множество разных народов. На территории Омской области проживает 120 разных народов и все живут в мире, дружат, вместе работают, поют и танцуют. В детском саду решили познакомить детей с культурой разных национальностей через реализацию проекта: «Многонациональное Прииртышье», итоговым мероприятием которого стал фестиваль: «Дружат дети на планете».

Концепция фестиваля заключалась в том, что русская семья принимает у себя гостей из разных стран: Украина, Татарстан, Армения, Казахстан и других стран. Придя в гости, они здороваются на родном языке, угощают своим национальным блюдом, знакомят с традицией и исполняют концертный номер – национальный  танец, песню или стихотворение на родном языке, играют на национальном инструменте. А какие красивые костюмы продемонстрировали участники!

Дети и взрослые – участники фестиваля очень старались, чем и заслужили массу восторгов и бурные аплодисменты. Ведь среди выступающих были и уже получившие признание артисты, не смотря на юный возраст. В фестивале принимали участие настоящие и бывшие воспитанники нашего детского сада со своими семьями. Гостями фестиваля стали: образцовый ансамбль казахского танца «Айгерим» и образцовый ансамбль танца «Самоцветы» с Армянским народным танцем.

Шла большая подготовительная работа. Дети рисовали, родители и педагоги читали детям книги, знакомили с культурой разных народов, оформляли в группах тематические выставки, на которые приносили свои национальные костюмы, посуду, готовили национальные блюда.

Немаловажную роль в развитии речи детей играет организация предметно-развивающей среды, поэтому педагогами ДОУ было принято решение о создании мини-музея: «Многонациональное Прииртышье», который расположился прямо в фойе детского сада, где педагоги проводят групповые занятия, а родитель с ребёнком может интересно и с пользой провести время.

В создании музея активное участие приняли родители воспитанников, которые с готовностью делились тем, что свято хранится в их семьях, это и подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, семейных фотографий, а также национальных костюмов, атрибутов для театрализации и игр, музыкальных инструментов, сувениров, наборов открыток, иллюстраций, национальных игрушек – персонажей, кукол, предметов национального быта, деталей народной одежды; сотрудники детского сада, которые творчески мастерили поделки, оформляли дидактический, игровой и информационный материал.

Особое место в нашем музее отдано устному народному творчеству, включающему в себя большое количество жанров: народные и авторские сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, народные и колыбельные песни и так далее. Народное творчество – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа, концентрирующий в себе весь опыт человечества, все формы общественного сознания, включая в себя огромное количество информации, устанавливая преемственность между прошлым и современностью. Их разнообразие способствует не только освоению грамматического строя речи, лексической стороны, развитию творчества и кругозора дошкольников, но и влияет на нравственно-эстетический аспект, раскрываемый во взаимоотношениях со сверстниками разных этнических групп.

Созданный музей вызывает живой отклик в сердцах наших детей. Они с интересом рассматривают предметы, слушают стихи, сказки и рассказы, играют в игры, задают вопросы. Ведь это такое неповторимое и волнительное чувство – прикоснуться к истории нашей культуры и культуре других народов, узнать, что было так важно в жизни наших дедов, прадедов и прапрадедов.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития общества – открыть перед детьми богатство и разнообразие культуры народа, к которому они принадлежат, а также знакомить с культурой народов проживающих рядом, стремясь, чтобы дети поняли равнозначность людей разной национальности для общества.

Литература:

1. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М., - 1988 – 110 с.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. – Санкт-Петербург, 2002. – 300 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании. - М.,- 1990. – 414 с.

4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы. // Педагогика. – 1999. - №4. – С. 3 – 6.

5. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. М.: Русский язык,- 1999., - 610 с.

 

 

  Хименко Светлана Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

Ельцова Мария Александровна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.