Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-07-07 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
У телеутов имели место пережитки магии, как одно из самых древних культов. В прошлом бытовали различные магические обряды и поверья. У них была распространена вера в магическую силу амулетов. Так, в детской зыбке в охранительных целях вешали качму
(войлок), в зыбку клали нож или ножницы, лучок, наконечник стрелы (См. Приложение Е Рис.86). Для защиты от злых духов около двери вешали лапу медведя (См. Приложение Е Рис.87). В августе месяце они никому ничего не отдавали. Считалось, если отдать какую-нибудь вещь, то вместе с ней уйдёт всё счастье её хозяина. Причём это связывалось с созреванием хлеба.
Вызывая ветер, телеуты свистели, а для его прекращения кричали «грю-грю-грю». Они считали, что можно стать богатым, если во время пения птички хара тес (чёрная грудь), которое напоминает то плач, то смех, произнести заклинание: «Если плачешь - бери камень. Если смеёшься, возьми моё горе, а счастье отдай. Если долбишь дерево, бери червей и сок живых деревьев, а удачу отдай мне» (См. Приложение Е Рис.88). Считали, что ворон плохая птица. Его крик предвещает смерть тому, кто его услышал. По их поверью, беда случается и тогда, когда близко у жилища сядет кукушка (См. Приложение Е Рис.89 и 90).
Бытовали у телеутов представления о духах - хозяевах различных природных объектов: гор, озёр, рек. В сознании верующих их оживляли и наделяли человеческими качествами. Духи- хозяева, якобы, понимали людей и слышали их разговор, могли обижаться или радоваться, обеспечивать человеку удачу или наказывать его за неуважительное отношение к ним. Чтобы избежать гнева этих духов и получить их доброжелательное отношение, телеуты совершали различные обряды. Так, для благополучного переезда через реку приносили её духу - хозяину воды, жертву: бросали кусочки пищи.
|
Рис. 91 Бог воды
При переезде горы Каракан (священное место Беловского района) телеуты вешали на берёзы лоскутки материи, пучки волос от гривы лошадей, бросали возле них кусочки различных продуктов (См. Приложение Е Рис.92). Считалось, что духи-хозяева являются живыми существами и понимают язык человека. Чтобы их расположить, приносили им различные жертвы и, прежде всего, вешали на деревья ленточки светлых тонов: белые, красные, голубые, синие. Их привязывали не на любое дерево, а только на берёзу (См. Приложение Е Рис.93).
Деревья тоже считались священными у разных народов. Телеуты почитали берёзу. Берёза – мать (каин-эне) фигурирует в родильной, свадебной, погребальной и календарной обрядности.
Из рассказа жены Челухоева В.В., на ветки привязывали ленточки разных цветов, когда в доме появлялся новый человек: невеста, ребёнок и т.д. В цвет заложена чистота, добрые помыслы и пр.), а также в шаманской практике телеутов.
Рис. 94 Ленточки на берёзе в Шанде
Вот что узнаём о берёзе из легенды: «Рассказывают, что было время, когда были войны. Тогда многие женщины, которые, спасаясь, оставляли своих детей под деревьями. Их было много, но только тот ребёнок оставался жив, который лежал под берёзой. У берёзы есть сок. Женщина, видимо, знала, сделала надрез. Берёза вскормила своим соком ребёнка. Теперь берёза считается святой» (См. Приложение Е Рис.95). [24, с. 24 ]
Телеуты изображали горы человекоподобными существами огромных размеров: «Полы из каменных россыпей, свинцовая шея, с богатыми деревьями, как войско, золотая броня, подушка из камней, посох из таволги». Им приписывалась способность вести человеческий образ жизни: «Горы могут передвигаться, переходить из одного района в другой. Более низкие горы подчинены высоким или чем-либо замечательным горам. Горы воюют между собой, вступают в брак» (См. Приложение Е Рис.96).
|
Раньше у бачатских телеутов были священные берёзовые рощи на гриве, на лугу. (См. Приложение Е Рис.97).
Почитали «бога воды», были и священные источники. Если кто тонул, то говорили, что бог воды забрал себе в слуги, что это была ему жертва. В жертву богу воды приносили быков. Их душили, шкуру снимали, а мясо варили в больших казанах на берегу реки. Но прежде, чем есть сваренное мясо, кусочки бросали в воду, задабривали бога воды. Кости быка здесь же сжигали на костре. Считалось, что на священных горах, священных рощах, источниках имеются злые духи в виде леших, чертей, поэтому вечером на речку, на луг, в рощу боялись ходить.
Телеуты верили в силу металла. Уходя из дома и оставляя в зыбке одного ребёнка, они потому клали мальчику под подушку нож, а девочке ножницы или другой острый металлический предмет, потому что эти предметы выступают в качестве оберега от злых духов. Если у женщин были тяжёлые роды, то стреляли из оружия, чтобы испугать злой дух. Имели место меры предохранительного обманывающего характера. С этой целью стремились завести злой дух в заблуждение. Для этого производили переодевание ребенка или вместо него в зыбку клали куклу, щенка.
Организовывали подставных женихов и невест. Были меры скрывающие: завешивание окон, зеркал, телевизоров, запирание дверей во время похорон. Наконец, действия избегающие. Это средства уклонения от встречи со злыми духами: запрещение оборачиваться к порогу, являющегося обителью духов родовой религии.
В прошлом у телеутов были такие горы, долины, которые считались священными для отдельных родов, где и устраивались моленья для них. Члены других родов не имели права на них бывать. Но были и горы, почитавшиеся членами всех родов. На этих горах запрещалась охота, заготовки леса, сена, дров, так как считалось, что звери, деревья и травы на них принадлежат только хозяину горы. Бывая на этих горах, и в наше время люди стараются не кричать, не свистеть, не петь, считая, что это может «рассердить хозяина горы». Посещение таких гор женщинами считалось нежелательным. На охоте запрещалось: ругаться, кричать, петь - чтобы не нарушить покоя хозяина тайги Кайракана, нельзя стучать чашками о котёл, в противном случае Кайракан уведёт всех соболей. Если на охоте громко засмеяться или начать ругаться, то поднимется буря. Горный хозяин любит тишину и покой. Он не выносит шума, крика, ругани: за всё это, а так же за ссоры и хвастовство, он лишает удачи в охоте.
|
Очевидно, что одна из причин длительного сохранения элементов шаманизма у части коренных жителей Кузбасса заключается в сильном влиянии на повседневную семейную жизнь людей старшего поколения, особенно женщин, «воспитанных в условиях старого традиционного быта». Когда кто-то из близких болеет, особенно ребёнок, и болезнь затягивается, то встревоженная мать обращалась, а иногда и в наше время обращается, не только к врачу, но и к магическим приёмам лечения, надеясь на то, что «вдруг поможет».
Важно обратить на то, что шаманизм имел целый кодекс правил и запретов в отношении экологии природы. Так, запрещалось загрязнять «текущую воду» (аган су), т.е. реки, ручьи, источники всякими нечистотами, бытовым мусором, так как этого не терпит «хозяин воды» и рано или поздно наказывает нарушителей различными болезнями. Не разрешалось вырывать траву с корнем, считая, что трава - это волосы земли, и хозяин местности гневался за боль, причинённую ей.
Широким почитанием пользовалась божество огня От-ана, олицетворявшего домашний очаг (См. Приложение Е Рис.98).
Рис. 99 Бог огня в с.Беково
Не допускалось осквернение огня, т.е. запрещалось бросать в него какой-либо мусор и нечистоты, класть острые металлические предметы, перешагивать через очаг, наступать на золу. Золу из домашнего очага следовало выносить куда-нибудь в укромное место, где не ходили ни люди, ни животные. За нарушение этих норм божество огня наказывало: сжигало те или иные вещи, а порой и жилище. Сгоревшая вещь представлялась наиболее страшным сигналом гнева божества огня. Обычно после этого устраивалось специальное моление с жертвоприношением. Если это происходило на промысле, то охотники покидали его.
В прошлом у саяно-алтайских тюрков существовал культ различных птиц. Одним из универсальных был культ орла (См. Приложение Е Рис.100), что объяснялось, с одной стороны, огромной силой этого пернатого хищника, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, а с другой стороны, несравненной силой полёта, уносящей его в недосягаемую высь, к самому небу, откуда человек слышал гром и видел молнию. Это говорило человеку о возможностях связи орла с солнцем. По отношению к человеку орёл не был агрессивным. В культе орла важную роль играло и совпадение его прилёта с наступлением весны и отлёта с наступлением осени. Именно поэтому у некоторых народов Сибири март назывался месяцем орла. Эти свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с Солнцем и верховным божеством (См. Приложение Е Рис.101). Отсюда: орёл - хозяин огня и повелитель солнца, возродитель природы, творец мира, он неприкосновенен, родоначальник и творец шаманов, царь-птица.
|
Аналогичное представление об орле, как божестве небесного цикла, находим у телеутов, где орёл фигурирует среди божественных птиц Ульгеня, царя небожителей, владыки небесного мира. Наряду с культом орла существовал и культ лебедя (См. Приложение Е Рис.102). У телеутов убивший лебедя снимал с него шкуру, оставлял нетронутой голову и наряжал её: привязывал к шее кусок новой ткани, надевал новую мужскую рубаху. Затем он отправлялся в гости к дяде по матери. Отдав дяде лебедя, племянник мог попросить у него всё, что хотел. Просьба племянника была законом для дяди. Есть утверждение, что первоначально лебедя возили в гости с единственной целью - получить в жёны дочь дяди по матери, так как такой брак был в древности обязательной формой. Таким образом происходил обмен ценностями (См. Приложение Е Рис.103): племянник дарил дяде лебедя, а дядя дарил племяннику дочь. В этих взаимоотношениях лебедь выступает эквивалентом в брачном обмене, а не просто ценностью (См. Приложение Е Рис.104).
Заключение
На первом этапе исследовательской работы было выявлено, что по религиозным воззрениям телеуты были шаманистами, верившими в населённость всего мира добрыми и злыми духами, от воли которых, якобы, зависели благополучие и жизнь человека. Большую роль играли и древние родовые культы, например, культ огня, отражавший древнюю общность родового огня, или культ гор, отражавший общность родовой территории в прошлом.
В настоящее время жизнь телеутов в Кемеровской области значительно изменилась.
Большой интерес вызывает то, что бачатские телеуты, оказавшись в зоне интенсивного промышленного развития, во многом сохраняют свои национальные черты в духовной культуре.
На втором этапе выявлены обычаи и обряды телеутов. Несмотря на свою малочисленность, они продолжают сохранять элементы своей духовной традиционной культуры. Особенно отчётливо проявляется в семейной обрядности, такой как, например, красочная многодневная свадьба.
|
Последний этап исследовательской работы показан в рисунках, которые выполнил автор этой работы. Выполнялись эти рисунки по ходу исследования каждого этапа.
Список литературных источников
1. Алексеев, Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири/Н.А.Алексеев. - Новосибирск: Наука, 1984.
2.Анохин, А.В. Душа и её свойства по представлению телеутов. Сборник музея антропологии и этнографии/А.В.Анохин. – Л., 1929.
3.Артёмов, Г. Телеуты Беловского района. Вып. 2./Г.Артёмов. – Кемерово, 1922.
4.Батьянова, Е.П. Культ эмегендеров у телеутов. Духовная культура народов Сибири/Е.П.Батьянова. – Томск, 1980.
5.Батьянова, Е.П. Современная модификация традиционных религиозных представлений и обрядов телеутов. Традиционные обряды и мировоззрение малых народов севера/ Е.П.Батьянова. – М., 1990.
6.Батьянова,Е.П.Традиционные мировоззрения и культура народов/Е.П.Батьянова.- М.
7.Вербицкий, В.И. Алтайцы/В.И.Вербицкий. – Томск, 1870.
8. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы/В.И.Вербицкий. – М., 1893.
9.Дыренкова, Н.П. Материалы по шаманству у телеутов/Н.П.Дыренкова. - 10 т, 1949.
10. Кацюба,Д.В.Материальная культура бачатских телеутов/Д.В.Кацюба.– Кемерово, 1993.
11. Кацюба, Д.В. Духовная культура бачатских телеутов/Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1993.
12. Кацюба, Д.В. Этнография и школа/Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1993.
13. Кацюба, Д.В. Этнография народов Сибири. Учебное пособие/Д.В.Кацюба. - Кемерово, 1992.
14. Кацюба, Д.В. Священное и чистое дерево/Д.В.Кацюба. – Кузбасс, 1955.
15. Кацюба, Д.В. Телеуты. Кто они?/Д.В.Кацюба. – Кузбасс, 1995.
16. Потапов, Л.П. Алтайский шаманизм/Л.П.Потапов. – Л.: Наука, 1991.
17. Радлов, В.В. Из Сибири: страницы древности/В.В.Радлов. – М.: Наука, 1989.
18. Томилов, Н.А. Современная духовная культура народов Сибири и Севера/Н.А.Томилов. – Омск, 1989.
19. Томилов, Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI – XX в./Н.А.Томилов. – Новосибирск, 1992.
20. Томилов, Н.А. Духовная культура народов Сибири/Н.А.Томилов. – Томск, 1980.
21. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек общества. – Новосибирск: Наука, 1989.
22. Тушманоков, П. Путь к возрождению/Тушманоков П. – Кузбасс, 1989.
23. Тюхтюнева, С.Г. Об эволюции культа гор у алтайцев. Шаманизм и ранние религиозные представления/С.Г.Тюхтенева. – М., 1995.
24. Функ, Д.А. Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. 17. Телеуты, книга 2/Д.А.Функ. – М., 1993.
В работе использованы рисунки выполненные автором и фотографии из личного архива (встречи и поездки в с. Беково)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунки по теме «Особенности мировосприятия телеутов»
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!