Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-07-07 | 105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основной особенностью религиозных представлений бачатских телеутов является переплетение многочисленных древних культов (огня, хозяев местности), шаманизма (сохранивший древнейший культ, который предшествовал буддизму и имел распространение от Индии по всей Азии), христианства. Кимеева, Т. И., Насонов, А. А., Глушкова, П. В. //Томский журнал ЛИНГ и АНТР. Tomsk Journal LING & ANTHRO. -2019. - №1 (23) — 136 По шаманским представлениям телеутов, Вселенная имела вертикальное и горизонтальное членение и состояла из 5 сфер или зон обитания духов (См.Приложение Б Рис.20).
1) Небо (тенере).
2) Земля реальная (пу т ер).
3) Земля воображаемая, которая находится между горизонтом и настоящей землёй
(т ер-т олы).
4) Земля истины, находящаяся за горизонтом (чын т ер).
5) Земля зла (т ер мыс).
1) Верхний мир представлялся телеутам многослойным (См.Приложение Б Рис. 21 и 22). На каждом слое («тапты» или «кат») жили небесные духи, называвшиеся в шаманских текстах «орогу» (верхние), «тенере» (небо, небесное божество), «пайана» (на том основании, что они, как и духи - пайана, воображаемой земли творили добро.
2) Земля реальная представлялась круглой, в виде тарелки, площадью, прикрытой со всех сторон по краям небесной сферой (железная крышка) (См.Приложение Б Рис.23). Границей земли считался горизонт (место «соединения» земли и неба). Земля держится на четырёх синих быках, которые когда устают, передвигают ноги, и от этого происходит землетрясение. На реальной земле (См.Приложение Б Рис.24) живут духи (хозяева земли, воды), сохраняющие долины, горы, пещеры, овраги, реки, озёра, выгоняющие змей, защищающие землю, воду, траву, хлеб от мышей, крыс, кобылок, червей и других вредных животных и насекомых, дающие кут (зародыш) на траву.
|
Ранней весной телеуты совершали жертвоприношение духам. Они проходили без участия шамана и проводились старшими того или иного семейства. В жертву духу приносили светло- серого барана, которому перерезали гортань (См.Приложение Б Рис.25). На месте жертвоприношения устраивали большой костёр из старых засохших берёзок – сомдор. Встав в ряд перед костром, старшие семейства начинали бросать в него из чашки (её держат дети-подростки) ложкой мясо барана. При этом ложку обязательно держали в правой руке, в левой - ветку тальника с повязанными на ней лентами. Бросая мясо в огонь, нужно было вслух проговаривать специальный алкыш (благожелание-прошение) (См.Приложение Б Рис.26).
3) Воображаемая земля (земной путь) имеет вид широкого кольца, огибающего реальную землю. На западе её стоит большой чугунный котёл с четырьмя ушками и обгоревший берёзовый пень. На юге и на востоке воображаемой земли живёт множество духов, настроенных в основном благожелательно к человеку. К духу пайана ведут дороги, расходящиеся из одного узла, который находится на востоке, на границе реальной земли. Эти дороги проходят по владениям (См.Приложение Б Рис 27) различных пайана, по горам, тайге, озёрам, морям, степям, через место, усеянное птичьими костями, через земную пропасть (См.Приложение Б Рис 28). Пайана живут во дворцах, около моря, на холмах, в степи, в горах, при слиянии рек (См.Приложение Б Рис 29). Возле дверей их дворца стоят вестовые-караульные (эмчи – посол), вооружённые саблей и пикой и охраняющие покой пайана от вторжения человека (шамана) или зверя (См.Приложение Б Рис 30). В честь наиболее почитаемых пайана ежегодно в начале лета, на троицу, телеуты ставили возле дома, амбара или городьбы несколько молодых берёзок - сом.
Особое отношение было у телеутов и к другим духам – пайана. Одним из них был дух – хозяин порога, дверей вообще. Через год после заключения брака, а также в случае болезни каждая семья совершала (при помощи шамана) жертвоприношение Кар-адаму (См.Приложение Б Рис 31). «Жертвовали ему три туяса с абырткой (вином) и семь толу (новых мужских и женских платьев и кафтанов) (См.Приложение Б Рис 32). Этот дух знает обо всём, что происходит в мире духов пайана. Нельзя не упомянуть, говоря о пайана, и о хозяйке огня – «от Эзи»* (или От Эне) (См.Приложение Б Рис 33). К ней обращались и обращаются по сей день во время свадебного обряда, как бы представляя невесту и заручаясь благоволением От Эне. Помощи от От Эне просят сейчас и при болезни детей, например, при простуде. Духами пайана телеуты считали также некоторых духов болезней.
|
4) Земля истины, где нет лжи, находилась на востоке от воображаемой земли. Чын тер представлялась как бы двумя планетами, отделёнными от земли (реальной и воображаемой) пустым пространством. Чын-тер имели своё солнце, месяц, моря и озёра, горы и лес, тайгу, пропасти, пастбища, степи, пашни, людей и были в представлениях телеутов очень привлекательны (См. Приложение Б Рис 34). На одной из Чын-тер жил Адам; он считался родоначальником человека и занимал самое почётное место среди всех духов, чьим местообитанием являлась земля (См. Приложение Б Рис 35). Второй землёй Чын-тер владеет Тоо-Каан* - отец всех сомов. По представлению телеутов, Тоо-Каан, как и Адам, мог наделить супругов кутом на детей.
5) Земля зла (тер-алыс) разделилась на 9 сфер (кат), находившихся под землей. Её обитателями были злые духи алыс. По наблюдениям А.В. Анохина, камлания (молитва, мольба) этим духам «манерой исполнения» резко отличались от камланий другим духам. В качестве жертвы-выкупа им приносили абыртку, толу не из новых, а только из старых платьев, а животное - овцу, телёнка или жеребёнка. Жертвенное мясо телеуты в этом случае не ели, а бросали поодаль от жилища или подвешивали для собак на порченом дереве, абыртку выливали на задний двор (См. Приложение Б Рис 36).
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!