Цели в системе контроллинга: — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Цели в системе контроллинга:

2020-07-07 103
Цели в системе контроллинга: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- отражают концепцию деятельности и развития предприятия и его структурных подразделений;

- уменьшают неопределенность текущей деятельности;

- составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности.

К целям предъявляются определенные требования:

- конкретность и измеримость: облегчается оценка процесса их достижения, согласование, снижается конфликтность;

- реальность: обеспеченность соответствующими ресурсами;

- гибкость, способность к трансформации в соответствии с меняющимися условиями;

- проверяемость: необходимость оценивать степень достижения целей.

Процесс формирования целей в зависимости от особенностей предприятия может происходить как централизованно, так и децентрализовано. В первом случае обеспечивается их единая ориентация в рамках организации, но тогда для низших уровней управления цели оказываются навязанными, что может вызвать сопротивление исполнителей.

Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности с координацией целей.

Постоянные изменения внешних и внутренних условий приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать: по мере накопления таких изменений; в зависимости от конкретной ситуации; систематически, на основе отслеживания тенденций, не дожидаясь серьезных потрясений. Поэтому в системе контроллинга должен быть механизм постоянного отслеживания и корректировки целей, который можно представить:

- как «дерево целей»;

- как иерархию целей, в которой цели высшего уровня оказываются

более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня;

- путем ранжирования по таким основаниям, как: вклад в реализацию главных целей; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; число попутно решаемых проблем и т.п.

Достижение целей требует определенной деятельности специалистов контроллинга, использование совокупности методов и приемов.

Поскольку цели определяют стремление работать эффективно каждое подразделение в заданном направлении, постольку для этого необходимо их координация и согласование. Чтобы сама цель и подцели были выполнены в полном объеме и в установленные сроки, необходима полная увязка подцелей и цели с ресурсным обеспечением для их достижения.

При постановке, согласовании и корректировке целей необходимо придерживаться следующих правил:

- выявление и описание проблемы;

- определение приоритетов;

- выявление наиболее существенного направления;

- формулировка цели;

- декомпозиция цели и построение направленного графа «дерево целей»;

- оценка графа (иерархия, полнота, ресурсы);

- формулировка целевых задач и установление для каждого подразделения главной цели;

- определение систем оценочных показателей и критериев достижения целей.

Формирование целей в контроллинге обеспечивает прямую связь между субъектом и объектом управления. Обратная связь позволяет произвести оценку результатов реализации целей, т.е. выявить степень целеосуществления, а это возможно лишь на основе соответствующего методического обеспечения.

Как видно из объекта и предмета исследования контроллинга, его задачи направлены на создание инструмента, который позволяет «настроить» систему менеджмента на сохранение и успешное развитие потенциала предприятия. Для реализации главных целей предприятия контроллинг связывает все функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление, а совершенствуя процессы, переводит его на качественно новый уровень. Следовательно, главная цель контроллинга – совершенствование процессов менеджмента предприятия, повышение его комплексности, системности и информативности. В конечном итоге использование методов контроллинга направлено: на развитие и рост потенциала предприятия; на обеспечение необходимого преимущества перед другими конкурентами; на создание долгосрочной конкурентной программы развития; на выявление проблем и корректировку траектории развития предприятия в целом и его подразделений до того, как эти проблемы перерастут в кризис; на разработку эффективного методического, информационного, организационного обеспечения.

Достижение целей предприятия обеспечивается через реализацию процессов управления, а следовательно цель контроллинга является производной от целей предприятия. Высшая цель предприятия состоит в сохранении и успешном развитии потенциала предприятия. Контроллинг участвуют в формировании цели и содействует достижению главной цели через методическое обеспечение процессов реализации целей предприятия. Следует отметить, что посредством методов контроллинга обеспечивается координация целей по всем уровням управления и необходимыми мероприятиями и ресурсами. Контроллинг тем самым способствует достижению не одной цели деятельности предприятия, а системы целей.

Цель системы контроллинга определяет его основные функции.

Исходя из определения системы контроллинга, следует, что данной системе

присущи следующие основные функции:

- методическая, которая проявляется в разработке инструментария совершенствования процессов реализации функций менеджмента;

- информационная, которая проявляется в обеспечении информацией процессов принятия решений;

- планирования, цель которой – создание взаимоувязанной системы планов предприятия (стратегия, перспектива, тактика, бюджет);

- аналитическая, суть, которой проявляется: в определении системы сбалансированных показателей, позволяющих использовать монетарные и немонетарные показатели для оценки деятельности предприятия; в определении степени влияния различных факторов на конечные результаты; в выработке мероприятий по устранению и предотвращению отклонений; в расчете доходности, прибыльности рентабельности и др.;

- управление каскадированием, цель которой проявляется в системе связанных показателей на различных уровнях управления предприятием (горизонтальное, вертикальное);

- управление рисками, цель которой проявляется в планировании, управлении, мониторинге и анализе шансов и рисков;

- учетно-контрольная, которая используется: при сопоставлении плановых и фактических показателей для оценки степени достижения цели; установление допустимых границ отклонений от заданных параметров; интерпретация причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения;

- комментирующая, которая проявляется в том, что не участвуя в самом процессе управления предприятием, контроллинг обеспечивает руководство необходимыми комментариями в самом принятии эффективных решений.

Как видно из характеристики целей и функций контроллинга задачи реализации их направлены на обеспечение длительного существования предприятия и его подразделений, на поддержку руководства предприятия. И поскольку контроллинг обслуживает принятие управленческих решений как оперативного, так и стратегического характера, логично выделение двух видов контроллинга: стратегического и оперативного (рис.2.1.).

Как видно из рис. 2.1., оперативный контроллинг ориентируется на конкретный результат. Его основная задача заключается в том, чтобы оказывать управляющее воздействие на процесс производства в том случае, если имеется препятствие на пути достижения цели.

Стратегический контроллинг не ограничен определенным моментом и временным промежутком, то есть он имеет неограниченную перспективу. Оперативный контроллинг характеризуется временной завершенностью, он распространяется на короткие и средние промежутки времени. В течение этого времени ситуация, в которой приходится действовать предприятию, может резко измениться, что потребует принятия дополнительных мер по достижению заданных показателей и заставит рассматривать данный процесс более подробно, разбив его на более мелкие отрезки.

Контроллинг
Стратегический
Оперативный
Способы формирования целей и задач
Способы достижения целей и задач
Потенциал успеха · доля рынка; · рост рынка; · и т.д..  
Результаты · рентабельность; · прибыль; · ликвидность; · и т.д.

 

Рис. 2.1 Виды контроллинга

Оперативный и стратегический контроллинг – это не противостоящие, а взаимодополняющие элементы единой контроллинговой системы на предприятии. Для решения общей задачи эффективного управления затратами и результатами на предприятии требуется построение сложной многоуровневой контроллинговой системы, а для этого используется достаточно разнообразный и специфичный арсенал методов.

Рассмотрим «участие» и основные задачи контроллинга в определении целей, управлении ими и достижении их. В основе стратегического контроллинга лежат задачи формирования реального положения предприятия на рынке на перспективу, а для этого необходимо:

- определить философию фирмы, ее имидж и миссию;

- установить конкретные цели;

- сформировать систему показателей.

Разрабатывается вся деятельность предприятия на перспективу, устанавливаются будущие изменения его обязательств перед партнерами, сотрудниками, инвесторами, обеспечивается ликвидность - все это необходимо, чтобы добиться выполнения запланированных показателей.

В процессе управления целями осуществляется: управление каскадированием показателей; поиск узких мест в работе предприятия; анализ отклонений от намеченной стратегической программы; управление рисками; корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке на основе анализа плановых и фактических показателей, достигнутых результатов в оперативном и стратегическом плане.

Достижение целей обеспечивается использованием эффективных методов планирования, контроля, учета, анализа.

Таким образом, можно утверждать, что контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе.

Основные задачи оперативного контроллинга направлены на разрешение межфункциональных ситуаций в достижении запланированных целей. Ориентирован он на краткосрочный результат.

Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга и ориентирован на средне- и долгосрочный периоды.

Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний, напротив, смотрит в настоящее, т.е. различие между стратегическим и оперативным контроллингом – это различие между целями и средствами их достижения. В дополнение к этому можно добавить, что стратегический контроллинг ориентирован на потенциал (производственные мощности, материальные, трудовые ресурсы и т.д.), оперативный – на конкретный результат (например, повышение производительности труда, увеличение прибыли, снижение затрат и т.д.).

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие главные задачи стратегического контроллинга: участие в постановке и определении целей предприятия; ответственность за стратегическое планирование; разработка альтернативных стратегий; определение «критических» условий, стратегических планов; определение «узких» и поиск «слабых» мест; определение системы показателей в соответствии с установленными стратегическими целями; анализ шансов, рисков и отклонений; мотивация и создание информационных систем для принятия управленческих решений; определение новых возможностей и внесение корректив в стратегические планы.

К основным задачам оперативного контроллинга можно отнести следующие: разработка, согласование и руководство при планировании и разработке бюджета; определение «узких» и поиск «слабых» мест; каскадирование показателей в соответствии с установленными целями; сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений; анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов; управление рисками предприятия; мотивация и создание систем информации для приятия текущих управленческих решений; выявление основных «сильных» и «слабых» мест предприятия и проведение корректировки планов и бюджетов.

Таковы главные задачи контроллинга предприятия. При этом контроллинг может достигать своей цели только при условии взаимодействия всех функциональных подразделений, в рамках которых согласование целей и оценка результатов происходит во взаимодействии специалистов контроллинговой службы и руководителей структурных подразделений предприятия, ответственных за реализацию соответствующих функций менеджмента. В этих условиях необходимо более гибкое разграничение задач контроллинга с задачами, которые должны выполняться соответствующими службами предприятия.

Для решения задач контроллинга предприятие нуждается в моделях, подходах и методах, с помощью которых эти задачи могут быть решены наиболее эффективно.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.