Методологические основы контроллинга — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методологические основы контроллинга

2020-07-07 90
Методологические основы контроллинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ исследований концепций контроллинга показал их ограниченные возможности, так как в каждой из них делается акцент на исследование отдельных компонентов, что не позволяет рассматривать эти концепции как целостную систему, обеспечивающую эффективное развитие и конкурентные преимущества предприятия.

 Одним из определяющих положений и проявлений основополагающих результатов последовательности разработки и применения методологии контроллинга является формирование представления об объекте, предмете, закономерностях, принципах, целях, функциях, задачах и методах исследования.

Определение контроллинга как межфункциональной системы предприятия позволяет выделить область исследования и предложить концепцию структурного построения методологии контроллинга, которая, используя некоторые общие регулятивные принципы общенаучной методологии, предусматривает исследование и решение следующих основных задач:

§ систематизировать и определить объективные закономерности,

выражающие наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции и устойчивые взаимосвязи контроллинга в системе менеджмента предприятия;

§ выделить специальные принципы контроллинга в общей системе

 принципов менеджмента, которые под воздействием закономерностей формируют требования к целям, функциям, задачам и методам контроллинга;

§ определить роль и место контроллинга в выявлении, формировании, согласовании и реализации целей в многоуровневой системе менеджмента промышленного предприятия;

§ выработать единый подход к определению функций, реализация которых направлена на эффективное обоснование, обеспечение и решение внутренних и внешних межфункциональных противоречий и отклонений;

§ провести классификацию и систематизацию задач контроллинга на основе структурно-функционального подхода, которые обеспечивают системную реализацию функций;

§ исследовать количественные и качественные методы, усовершенствовать их или разработать новые инструменты и рекомендации по их использованию для решения задач.

Они становятся исходным моментом формирования методологии, позволяющей обоснованно выделить, сформулировать и развивать ее в общей теории менеджмента.

Особое значение эффективное и комплексное проведение такого обоснования приобретает в областях и дисциплинах с общим объектом исследования для нескольких, смежных или самостоятельных направлений. Именно этой особенностью объясняется феномен исключительной актуальности исследований контроллинга, проводимых «на стыке», выполняемых менеджментом, различных функций, и важное прикладное значение получаемых теоретических и практических результатов. В этом случае необходимо изначально четко определить и выделить предмет как ту сторону объекта, которая исследуется в контроллинге. Это позволит не только обосновать выделение самостоятельного направления, но и конструктивно обусловить его последующую интеграцию в общую теорию менеджмента и механизм их практического использования.

Сравнивая и анализируя содержание определений контроллинга, со всей очевидностью можно утверждать, что контроллинг является новым явлением в теории и практике менеджмента предприятия. Контроллинг существенно повышает эффективность функционирования предприятия, так как:

- обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обработки,

подготовки, анализа, интерпретации информации;

- обеспечивает согласованное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обеспечивает выживаемость предприятия на уровнях стратегического и тактического управления.

Существует специфика хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей (промышленных предприятий, инвестиционных фондов, торговых предприятий, предприятий сферы услуг и др.), поэтому следует уточнить специфические особенности контроллинга для промышленного предприятия.

В промышленности цикл оборота капитала является наиболее значимым по сравнению со всеми другими отраслями экономики: присутствуют стадии снабжения, производства, хранения, сбыта, расчеты с контрагентами. Отраслевые особенности промышленного предприятия отражаются в том, что здесь появляется такой сложный сегмент, как производственный учет и планирование, охватывающий стадию преобразования (трансформации) входящих ресурсов в исходящие товарные потоки. Наличие производственной стадии определяет специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла. Инвестиционный цикл в других отраслях в достаточной степени обезличен, а в промышленности большая часть инвестиций относится к выпуску конкретных видов продукции, то есть предельно индивидуализирована. На промышленных предприятиях существует связь не просто между прибыльностью бизнеса и окупаемостью инвестиций, но и связь между прибыльностью конкретных видов продукции и окупаемостью конкретных инвестиций в производство данных видов продукции. Управленческий процесс в промышленности характеризуется большей степенью сложности по сравнению с предприятиями других отраслей.

Исследованы и выделены базовые положения контроллинга,

характерные для промышленного предприятия. Во-первых, промышленное предприятие представляется как сложная открытая социально-техническая система, имеющая определенный потенциал и цели. Основной целью считается обеспечение долгосрочного развития или сохранения потенциала. В процессе стратегического управления эта цель трансформируется, например, в задачу максимизации такого показателя, как стоимость капитала.

Во-вторых, в рамках контроллинга управление рассматривается как процесс волеобразования и реализации воли. Этот процесс реализуется посредством определенных фаз – постановки проблемы, поиска альтернатив, оценки, принятия решения, реализации и контроля. В упрощенном виде его можно представить как взаимосвязанную систему планирования и контроля хозяйственной деятельности промышленного предприятия. С помощью контроллинга обеспечивается их интеграция и координация. Следовательно, неотъемлемой частью контроллинга является планирование хозяйственной деятельности.

Контроллинг на предприятии является механизмом, обеспечивающим обратную взаимосвязь в контуре управления. Он не подменяет управление, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Отсюда следует, третье, положение – контроллинг является интегрирующей и координирующей системой. При этом речь идет не только об интеграции фаз принятия решения, о чем отмечалось выше, но и об объединении и координации планов различных функциональных подразделений и проектов.

Четвертое базовое положение состоит в том, что контроллинг выполняет функцию поддержки процесса управления. В силу специфики и масштабов предприятия специалисты контроллинга занимаются процессами планирования, учета и анализом результатов. Но основными направлениями его деятельности все же являются формирование и совершенствование самой архитектуры системы планирования и контроля, разработка методов реализации расчетов, определение необходимой для процесса управления информации, ее источников и путей получения.

Следовательно, контроллинг на промышленном предприятии нацелен на долгосрочное существование, рост и развитие его потенциала.

Пятое базовое положение заключается в том, что цикл контроллинга относительно замкнутый, он состоит из ряда самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных функций. Относящиеся к отдельным функциям работы и процедуры переплетаются настолько тесно, что существующие между ними грани проявляются недостаточно отчетливо.

Преобладание функционального принципа разделения труда между подразделениями предприятия обусловливает параллельное их воздействие на управляемый объект, поэтому в бухгалтерии, например, не только ведется учет движения и состояния средств, но и в определенной мере осуществляются контроль их сохранности и эффективности использования, регулирование отклонений. Многофункциональными являются и другие подразделения планово-экономический, финансовый, снабжения. В этих условиях нарушается функциональный принцип разделения труда внутри самих подразделений; работа многих специалистов строится на основе интеграции контроллинговых функций. Таким образом, практически стираются грани, объективно существующие между учетом и контролем, контролем и анализом, планированием и анализом.

Шестое положение заключается в том, что ключевым требованием к любой системе планирования – наличие связи между оперативным и стратегическим планированием. Успех любого предприятия зависит от того, является ли оперативный план ближайшего года частью долгосрочного плана по реализации выбранной стратегии. Если стратегия и оперативные планы не согласуются друг с другом – это встречается часто, то разработанная стратегия никогда не станет реальностью. Несогласованность стратегических и оперативных планов может возникать вследствие того, что отдельные части планов составляли разные сотрудники, в разное время, на основе разной информации. Составление стратегических планов обычно осуществляется весной, а планирование на ближайший год – осенью-зимой. Стратегическое планирование ориентируется на ожидаемые изменения в окружающей среде, а планирование на ближайший год базируется, как правило, на фактических данных прошлого года.

С целью повышения согласованности стратегического и оперативного планирования на предприятиях необходимо использовать систему показателей. Благодаря последовательному использованию система показателей развивает и раскрывает свои преимущества в процессе управления. При этом существует много точек соприкосновения – с системой планирования, управления персоналом, отчетности, стоимостно-ориентированного управления, риск-менеджмента.

Седьмое положение заключается в том, что глобализация рынков капитала и конкуренции – причины того, что хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в условиях возникновения новых шансов и новых рисков. Неизбежной задачей современного контроллинга становится систематический анализ шансов и рисков, имеющих значение для предприятия. Реализуемые на практике мероприятия по управлению рисками зачастую не решают всех проблем менеджмента в этой области. Цель управления рисками состоит в повышении внутрифирменной прозрачности, развития риск-ориентированного мышления и самоответственности у всех сотрудников.

Управленческое решение - стратегическое или оперативное, касающееся будущего развития, всегда связано с некоторой степенью неопределенности. Другими словами, вероятность достижения целей, которые предприятие ставит перед собой, всегда меньше 100%. Поэтому перед разработкой стратегии предприятие должно проанализировать все значимые возможности и угрозы. На основе этой аналитической информации разрабатываются стратегические сценарии, из которых выбирается стратегия, оптимальная с точки зрения рисков.

Интеграция управления рисками в общую систему управления наиболее эффективна, если она будет напрямую связана со стратегическими целями предприятия. При разработке стратегических сценариев рассматривается влияние всех идентифицированных рисков на стратегические цели предприятия. Это помогает устанавливать реалистичные целевые значения для стратегических показателей. Кроме того, целесообразна интеграция системы риск-менеджмента с стратегическим и оперативным планированием.

Учитывая вышеизложенные базовые положения, объектом исследования является система контроллинга предприятия, которая представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией принятых решений для достижения поставленных целей.

Контроллинг можно рассматривать также как процесс решения проблем в ходе достижения целей. В главе 3 приведены технологии разработки и принятия решений в системе контроллинга предприятия

Исходя из теоретических положений, предметом исследования называют систему знаний, умений, навыков, отобранных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники, отобранных для исследования в конкретной работе.

Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг обеспечивает связь процессов управления за счет выбора организационного, математического, информационного, технического, программного, лингвистического обеспечения для исследования процессов управления хозяйственной деятельностью: планирования, учета, регулирования, контроля, анализа, организации информационных потоков и др.

Таким образом, предметом контроллинга являются методы создания методологии в соответствии с установленными правилами, нормами, решениями: процессы и явления, рассматриваемые с точки зрения стратегии развития предприятия; процессы и явления, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия намеченным целям, планам, нормам, решениям; процессы и операции принятия плановых, технических, финансовых, организационных решений с позиций экономической эффективности, достоверности и целесообразности.

Одной из главных причин внедрения контроллинга является необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной структуре предприятия, так как контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, регулирования, учета и анализа, а также оценки межфункциональной ситуации для принятия управленческих решений.

Контроллинг позволяет установить контроль за достижением как стратегических, так и тактических целей деятельности предприятия, обеспечивая инструментарием межфункциональные процессы менеджмента, которые позволяют отслеживать движение предприятия к стратегическим целям своего развития. Чтобы в полном объеме использовать потенциал контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями. Особая роль в контроллинге отводится методам исследования: стратегического и оперативного планирования; системы показателей; неопределенности и рисков; взаимосвязи планирования с бюджетированием.

Методом исследования систем управления называют способ получения информации (снятие неопределенности) об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта.

Методика исследования – совокупность алгоритмов, специальных правил и приемов получения информации об объекте исследования.

Исследовательский прием (процедура) – практическое, математическое, информационное действие по: измерению или расчету характеристик; получению типового представления объекта исследования; оценке его эффективности, затрат, безопасности или риска, а также

достоверности результатов предыдущих действий.

Приемами диалектического познания являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция, дедукция.

Процесс управления, как объект исследования в контроллинге, представляется как совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения решения. Другими словами в процессе управления выражаются наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между различными процессами управления.

К числу важнейших закономерностей контроллинга следует отнести: 

- развитие теории и практики контроллинга в условиях изменения форм и методов контроллинга;

- динамичное влияние контроллинга на функционирование внешней и внутренней среды предприятия;

- влияние форм собственности на цели предприятия;

- динамичное изменение целей и задач контроллинга в условиях нестабильного окружения;

- рационализация уровней управления предприятием.

Под воздействием проявления закономерностей на предприятии формируются принципы контроллинга и требования к целям, функциям, задачам, методам и организационной структуре. Первым сформулировал принципы управления А. Файоль, которые приведены в таблице 2.1. В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:

- принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;

- принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;

- принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;

- принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;

- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Наряду с общими принципами, которыми контроллинг должен руководствоваться, определены специальные принципы, которые позволяют регулировать межфункциональные процессы с учетом специфики целей, функций, методов и задач: принцип развития; принцип стратегии; принцип оперативности; принцип отчетности.

Таковы общие и специальные принципы контроллинга предприятия, его методологический базис.

Принципы контроллинга, синтезируя объективные закономерности, формируют требования к целям.

Формирование и согласование целей – важнейшая часть методологии контроллинга. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания контроллер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую компетентность, опыт, интуицию и безусловное добросовестное отношение персонала организации. Производственный термин «целеполагание» означает, что «действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».


 

 

                                                                                     Таблица 2.1

Принципы А.Файоля.

Название принципа Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ, необходима для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры – применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоличие Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться по единому плану
Подчиненность интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
Скалярная цепь управления Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми иерархиями («цепь начальников»)
Порядок Рабочее место – для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводится в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративных дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила)

Цели формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, которую контроллинг играет на предприятии.

 На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью предприятия. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся: сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.