Тема 2.Теоретические основы контроллинга — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 2.Теоретические основы контроллинга

2020-07-07 162
Тема 2.Теоретические основы контроллинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Общие вопросы методологии исследования

Экономическую науку очень часто разделяют на позитивную и нормативную. Впервые это разделение отчетливо провел Джон Невил Кейнс.

Согласно Дж. Н. Кейнсу, основная цель позитивной экономической науки – познание сущности экономических процессов, главная задача нормативной экономической теории – разработка экономически должного, неких принципов и методов, способных регулировать функционирование экономической системы. Позитивная экономика изучает то, что есть, тогда как нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть. Позитивная экономика исследует фактическое состояние экономики, а нормативная определяет, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны.

Экономическая наука исследует мир экономических явлений по многим направлениям. Прежде всего необходимо выделить в ней тот раздел, который носит название «экономическая теория». Экономическая теория составляет сердцевину экономической науки, но не включает в себя прикладные и эмпирические разделы экономического знания.

Существуют экономические науки, связанные с финансами, денежным обращением, кредитом и банковской деятельностью: теория и методология финансов, страховое дело, банковское дело и кредит и т.п.

Важнейшим разделом экономического знания является экономическая методология.

Экономическая методология – это важнейшее направление в исследовании экономических явлений. Она изучает методы экономической науки.

Между миром экономического субъекта и миром экономических явлений лежит мир экономических фактов.

Экономические факты – это рациональная регистрация и интерпретация событий с последующей переработкой данного материала в совокупности научных экономических фактов.

В принципе, тот же самый подход применим и к экономическим фактам. Любое событие, явление или действие попадает в разряд экономических, если оно влечет за собой определенные экономические последствия.

Экономические факты – это наблюдаемые и фиксируемые события хозяйственной жизни. Экономическими фактами могут быть экономические процессы или явления. Экономические факты должны быть обоснованы.

В связи с этим возникает проблема обоснованности факта, которую можно решать на трех уровнях: мировоззренческом, теоретическом и процедурном.

Мировоззренческий уровень предполагает общую, фундаментальную обоснованность всего экономического знания.

Второй уровень – теоретический. Здесь важнейшее значение имеют состояние и разработанность экономической теории, ее способность правильно интерпретировать и включать в свое проблемное поле экономические факты.

Третий уровень – процедурный. На этом уровне обосновывается правильность процедур исследования, т.е. способов и приемов получения экономического знания о фактах.

Последний уровень обоснования – уровень методологический; он прямо апеллирует к методам исследования.

В совокупности все три уровня обоснования (мировоззренческий, теоретический и процедурный) образуют концептуальный каркас экономической парадигмы.

Термин «методология» появился как комбинация двух древнегреческих слов: «методос» - «способ, путь» и «логос» - «учение».

Буквальный перевод слова «методология» - «учение о методе» или, лучше сказать «учение о методах».

Метод – это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели.

Методологию можно определить следующим образом: во-первых, учение об основных методах, во-вторых, сама эта совокупность методов, т.е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является более глубокой по своему смыслу, чем вторая.

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

С формальной точки зрения методология имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется поисковая функция исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

Поскольку теория формулирует принципы и законы, отражающие предметный мир в ее предметной области, она оказывается в то же время и методом дальнейшего проникновения в еще не изученные сферы действительности на базе имеющегося знания, проверенного практикой.

Методология выполняет следующие функции:

- предоставляет общие принципы для изучения реальности;

- обеспечивает возможность междисциплинарного синтеза;

- разрабатывает проблему и методы ее подтверждения;

- конструирует аналитические схемы для изучения фактов;

Для исследователя важна в первую очередь та истина, которую он стремиться постичь, а каков будет путь к этой истине – дело второе. Поэтому методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама роль ее может быть определена как инструментальная.

Методология как способ изучения какой-либо реальности многовариантна и многомерна.

Первая самая распространенная классификация методологии – это ее разделение в зависимости от той области знания (сферы науки), где применяется данная методология.

Рассмотрим классификацию методологии по трем уровням ее общности: всеобщую, общенаучную, частнонаучную.

Роль всеобщей методологии играет философия.

Общенаучная методология – это методология для нескольких наук.

Роль общенаучной методологии для экономической науки могут играть математическая, статистическая, историческая и некоторые другие типы методологий. Помимо экономического знания они могут быть применены и к другим типам научного знания.

Частнонаучная методология – это методология какой-либо одной конкретной науки.

В случае экономики речь должна идти об экономической методологии. Именно она выполняет функцию частонаучной методологии для экономической науки. Но для отдельных направлений внутри экономических наук (экономической географии, экономики предприятия, бухгалтерского учета и т.д.) эта же экономическая методология играет роль уже общенаучной методологии.

Важной целью экономической методологии является: исследование методов и приемов изучения экономических процессов; определение ключевых этапов экономического исследования, а также рассмотрение и разработка процедур исследования в предметной области; анализ проблемы, исследование критериев и основных способов ее разрешения.

Можно выделить три основных этапа исследования: определение проблемы; выдвижение гипотез; создание теории на базе одной из гипотез, при этом все остальные гипотезы признаются ложными.

Научная проблема – это сложная экономическая задача, требующая своего разрешения. Правильно сформулировать научную проблему – также непростое дело, так как согласно общеизвестному методологическому принципу «правильно сформулированный вопрос – это уже половина ответа». Выявление научной проблемы включает в себя ее описание, т.е. письменное, устное или хотя бы мысленное изложение проблемы. Последнее также может быть формализованным (математическим, статистическим) или вербальным (словесным, концептуальным).

Выдвижение гипотез – второй этап научного исследования. Гипотеза – это предположение относительно каких-либо научных фактов, которые нельзя до конца считать достоверным; она предсказывает какие-либо явления или факты, и со временем ее выводы либо опровергаются, либо превращаются в теорию. Гипотеза по возможности должна объяснять наибольшее число фактов, быть совместимой с предыдущими теориями и в целом обладать наибольшей эвристической силой.

Как завершающий этап экономического исследования теория представляет собой, как правило, одну из многих экономических гипотез – ту самую, что смогла в наибольшей степени доказать свою пригодность.

Теория опять же может либо иметь формализованный (математический) характер, либо быть концептуальной (вербальной). Введение математического инструментария повышает точность экономического знания, хотя сильно затрудняет его практическое применение. Концептуальные теории, наоборот, легче применяются, но являются менее точными и по своей сущности больше напоминают хорошо разработанные гипотезы, которые в любой момент могут быть опровергнуты последующим развитием экономической науки.

Относительно проблемы можно сказать следующее:

- наиболее убедительным и эффективным в поиске экономической истины является научный метод исследования;

- необходимым элементом любой экономической истины является ее ценностный аспект: утверждающий что-либо по поводу хозяйственных явлений не только сообщает какие-либо экономические факты, но тем или иным образом интерпретирует эти факты;

- проблема тесно связана с проблемой экономического заблуждения (заблуждение как результат веры в авторитеты; заблуждение вследствие логических ошибок; заблуждение, порожденное неправильной интерпретацией эмпирических фактов).

Таким образом, экономическая методология имеет важнейшее значение для экономической науки, как минимум, с двух точек зрения: во-первых, она выполняет инструментальную функцию, т.е. играет роль инструмента экономического исследования, а во-вторых, как одно из направлений в экономическом анализе она позволяет анализировать методы достижения тех или иных целей, а в конечном счете улучшать эти методы.

Можно выделить ряд требований, предъявляемых к научному методу: строгость; однозначность; эффективность; простота (экономичность); эвристичность (способность приносить новые результаты).

Строгость в научном методе – это его рациональность и доказательность, выводимость каждого доказываемого утверждения из уже существующих, согласованность всех структурных элементов теоретического построения в целом.

Однозначность – это в первую очередь внутренняя непротиворечивость, тождественность (соответствие) друг другу по смыслу всех утверждений, присутствующих в рассматриваемой теории.

Эффективность научного метода – это то, что иначе называют его разрешимостью, т.е. способностью за конечное число шагов достигать предполагаемого результата, а также возможность признать такой результат истинным или ложным.

Простота (экономность) – достижение научного результата за минимальное число действий, без введения осложняющих научное исследование дополнительных или вспомогательных правил и принципов. Кроме того, данное требование также означает простоту метода, доступность для его использования другими.

Эвристичность метода – это его способность приносить новый результат, возможность экстраполяции уже известного, полученного знания на новые области. 

Все эти качества (строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность) должны быть присущи и научным методам экономического исследования: последние составляют фундаментальную особенность экономической науки.

Научные методы экономического исследования можно разделить на всеобщие, общие и частные – соответственно разделению на три уровня методологии. Всеобщие методы коррелируются с всеобщей методологией, общие методы - с общей методологией и, наконец, частные методы – с частнонаучной методологией.

Всеобщие методы – это ее философские методы, т.е. принципы и законы философии, которые могут быть опосредованно применены экономической наукой в частных экономических исследованиях. Такие принципы и законы направлены на их всеобщее применение, т.е. на использование абсолютно во всех экономических исследованиях.

Общие методы экономической науки – это те экономические методы, которые применимы на всех уровнях экономического исследования. Это методы, которые используются помимо экономики и в других науках, но не охватывают собой абсолютно все науки.

К таким методам относятся математические и статистические методы, метод эксперимента, некоторые виды наблюдения, моделирование и т.п. Все они могут быть применены как в экономическом исследовании, так и в исследованиях других социальных, естественных и технических наук.

Третью группу научных методов составляют частные методы – методы, используемые исключительно в рамках экономической науки и нигде больше неприменимые.

Частные методы в основном содержательны и непосредственно относятся к самому предмету, а не к познанию как таковому. С помощью частных методов исследуется конкретный предмет, суть и пределы его применения. Средствами этих методов анализируется в определенных формах специфика исследуемых предметов, его процессов, на основе которых вырабатываются общие принципы функционирования.

К числу частных методов экономического исследования можно отнести: экономическое наблюдение, экономический эксперимент, экономическое моделирование, экономическая индукция, построение экономических гипотез, исторический анализ хозяйственных явлений и т.д.

В процессе реального исследования все методы взаимодействуют и коррелируются между собой, выполняя при этом каждый свою функцию: всеобщие методы предлагают наиболее общий вариант для постижения проблемы; общие методы конкретизируют общие ходы экономического исследования, помогают обобщать и анализировать накопленные экономические факты, выявлять частные экономические законы и принципы; в свою очередь частные методы экономического исследования исследуют отдельные стороны экономических объектов, дополняя общий экономический анализ изучением конкретных экономических явлений и процессов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.