Методы производственного обучения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы производственного обучения

2020-07-03 82
Методы производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическое пособие

В ПОМОЩЬ МАСТЕРУ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Разработчик:

Кашук Андрей Викторович

Мастер производственного обучения II категории

Донецк

2019

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Производственное обучение – формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков; применение знаний на практике.

 

    Организационные формы производственного обучения – способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности; формы руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий.

    Основной формой производственного обучения является урок (занятие).

 

    Урок производственного обучения – организационная форма, обеспечивающая главным образом фронтальное обучение всей группы обучающихся, находящихся в одинаковых учебно-производственных условиях (в учебных мастерских, на учебных полигонах, в учебном хозяйстве и т.п.).

    Урочная система производственного обучения наиболее полно реализуется в начальный, операционный и комплексный период. Кроме урока проводятся и другие формы организации учебной работы: бригадная и индивидуальная.

Методы производственного обучения

    Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается прочное овладение студентами профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

 

Классификация методов производственного обучения:

    1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа обучающихся с литературой письменное инструктирование);

    наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

    2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения обучающимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать студенты, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

    3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

    4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

 

Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения

Примерные типы уроков, их структура Методы обучения
Урок изучения трудовых приемов и операций 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.   2.Показ выполнения приема или операции в целом.   3.Демонстрация по элементам приема или операции.   4.Текущий инструктаж.   5.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий обучающимися.   6.Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций.   7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их        появления, предупреждение, их устранение.   8.Домашнее задание. 9.Уборка рабочего места.   Объяснение, беседа (информационный)   Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения   Объяснительно-иллюстративный     Беседа, изложение   Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)     Беседа, объяснение (репродуктивный)
Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.   2.Показ выполнения приема и операций.   3.Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций.   4.Показ выполнения приемов и операций в комплексе.   5.Текущий инструктаж.   6.Самостоятельное выполнение обучающимися трудовых приемов и операций.   7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение.   8.Домашнее задание. 9.Уборка рабочего места.   Объяснение, беседа (информационный)   Изложение, рассказ, объяснение, применение комплексных средств обучения Информационный: объяснительно-иллюстративный     Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)   Беседа, объяснение (репродуктивный)
Урок проверки практических знаний, умений и навыков 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.   2.Воспроизведение и показ выполнения трудовых процессов     3.Самостоятельное выполнение обучающимися операций, приемов комплекса трудовых действий   Объяснение, беседа (информационный)   Изложение, применение комплексных средств обучения (информационный: объяснительно-иллюстративный) Объяснение и самостоятельная работа, показ с применением комплексных средств обучения (частично-поисковый, проблемный или исследовательский)

 

Примерный перечень обучающих целей урока производственного обучения

    Обучить студентов трудовым движениям …; обучить трудовым действиям и приемам…; сформировать (отработать) у обучающихся профессиональные навыки и привычки…; усовершенствовать трудовые действия и приемы…; научить обучающихся производить, осуществлять…; закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по…; сформировать у обучающихся прочные практические знания о… (указать конкретно); обучить студентов умению предвидеть возможные виды брака; углубить ранее изученные знания… при отработке приемов…;обучить распознаванию признаков нарушений нормального хода технологического процесса… на основе привлечения знаний из…; показать роль знания основных положений… в предупреждении и устранении возможных ошибок (причин брака)…; раскрыть сущность выполняемых трудовых действий и приемов…; на основе привлечения знаний из области… создать у обучающихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при…; научить студентов своевременному предупреждению дефектов и брака продукции…;обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов; научить применять ранее изученные знания… при составлении инструкционно-технологической документации…; проследить динамику развития знания… до алгоритма трудовой деятельности… и т.д.; сформировать умения…; подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену, подбирать инструмент, научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты; читать рабочие чертежи, пользоваться технологической документацией; обучать само и взаимоконтролю, развивать самостоятельность при выполнении…; осуществлять контроль за качеством знаний…, умений, навыков при выполнении операций, комплексных, пробных, проверочных работ и т.д.

 

Примерный перечень развивающих целей урока производственного обучения

    Формировать и развивать умения анализировать; научить студентов расчленять изучаемый производственный объект на составные части; научить умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков; зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию, формировать умения; осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса; предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы…

 

Примерный перечень формулировок воспитательных целей урока производственного обучения

    Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности обучающегося; ответственного отношения к порученному делу; критического мышления; чувства долга и ответственности; чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимости к недостаткам, умения работать в бригаде, звене.

Методическое пособие

В ПОМОЩЬ МАСТЕРУ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Разработчик:

Кашук Андрей Викторович

Мастер производственного обучения II категории

Донецк

2019

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Производственное обучение – формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков; применение знаний на практике.

 

    Организационные формы производственного обучения – способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности; формы руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий.

    Основной формой производственного обучения является урок (занятие).

 

    Урок производственного обучения – организационная форма, обеспечивающая главным образом фронтальное обучение всей группы обучающихся, находящихся в одинаковых учебно-производственных условиях (в учебных мастерских, на учебных полигонах, в учебном хозяйстве и т.п.).

    Урочная система производственного обучения наиболее полно реализуется в начальный, операционный и комплексный период. Кроме урока проводятся и другие формы организации учебной работы: бригадная и индивидуальная.

Методы производственного обучения

    Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается прочное овладение студентами профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

 

Классификация методов производственного обучения:

    1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа обучающихся с литературой письменное инструктирование);

    наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

    2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения обучающимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать студенты, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

    3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

    4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

 

Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения

Примерные типы уроков, их структура Методы обучения
Урок изучения трудовых приемов и операций 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.   2.Показ выполнения приема или операции в целом.   3.Демонстрация по элементам приема или операции.   4.Текущий инструктаж.   5.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий обучающимися.   6.Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций.   7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их        появления, предупреждение, их устранение.   8.Домашнее задание. 9.Уборка рабочего места.   Объяснение, беседа (информационный)   Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения   Объяснительно-иллюстративный     Беседа, изложение   Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)     Беседа, объяснение (репродуктивный)
Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.   2.Показ выполнения приема и операций.   3.Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций.   4.Показ выполнения приемов и операций в комплексе.   5.Текущий инструктаж.   6.Самостоятельное выполнение обучающимися трудовых приемов и операций.   7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение.   8.Домашнее задание. 9.Уборка рабочего места.   Объяснение, беседа (информационный)   Изложение, рассказ, объяснение, применение комплексных средств обучения Информационный: объяснительно-иллюстративный     Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)   Беседа, объяснение (репродуктивный)
Урок проверки практических знаний, умений и навыков 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.   2.Воспроизведение и показ выполнения трудовых процессов     3.Самостоятельное выполнение обучающимися операций, приемов комплекса трудовых действий   Объяснение, беседа (информационный)   Изложение, применение комплексных средств обучения (информационный: объяснительно-иллюстративный) Объяснение и самостоятельная работа, показ с применением комплексных средств обучения (частично-поисковый, проблемный или исследовательский)

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.