Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-11-03 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проект
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик– ментальной арифметики, ментальных карт, образовательной кинезиологии и эйдетики»
Реализация проекта направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля: сетевое взаимодействие образовательных учреждений; внедрение современных образовательных технологий.
Сроки реализации проекта
Проектная деятельность будет осуществляться с августа 2019 года по май 2020 года. Планируется продолжение инновационного проекта в течение последующих двух лет. (Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик– ментальной арифметики, ментальных образовательной кинезиологии и эйдетики» на 2020-2022 годы)
Актуальность
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова и др.) Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной ассимметрии становятся более обозначенными (А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк, М. Шичида и др.) Современная цивилизация преимущественно левополушарная, все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов младших школьников (Т.П. Хризман, Н.Н. Таугот, А.Л. Сиротюк и др.)
|
Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова и др.). Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.
Проблемное поле:
В эпоху компьютеризации и широкого применения современных информационно- коммуникационных технологий встает вопрос о развитии у детей образности и творческого начала. Тамара Петровна Хризман - нейропсихолог, профессор Института образования взрослых Российской академии образования, утверждает: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и мыслительной деятельности ребенка. Родители и педагоги не всегда проявляют интерес к быстро прогрессирующим исследованиям человеческого мозга. Современная психолого-педагогическая наука предлагает множество игр и упражнений, направленных на восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями. Однако, они редко используются педагогами ДОУ в практической деятельности в силу ряда причин: низкой мотивации к самообразованию, страха перед новыми технологиями, профессионального выгорания и т.п. Успешность работы педагога во многом зависит от его способности грамотно и эффективно организовать образовательную деятельность с применением средств и приемов развития межполушарного взаимодействия у детей, что говорит о необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов.
|
Зачастую, взрослые создают ограниченную, с точки зрения двухполушарного развития, развивающую среду. Приобретая игровой материал, родители выбирают гаджеты, электронные игры, а также малофункциональные игрушки со строго заданными функциями. В связи с насыщением рынка детских товаров и увеличением ассортимента детских игрушек, у ребенка отпадает необходимость использовать в своей деятельности предметы-заместители. Все это способствует дефицитарности высших психических функций.
Формируя запрос к дошкольному образованию, родители отдают предпочтение обучению счету, чтению, письму, предъявляя к ребенку завышенные, не соответствующие возрастным особенностям требования. В свою очередь, педагоги смещают акценты в образовательной деятельности в сторону раннего развития знаковой сферы в ущерб эмоционально-образной сфере и игровой деятельности детей. Все эти факторы отрицательно сказывается на гармоничном развитии дошкольника.
Цель проекта: содействие внедрению в практику ДОУ методических и практических материалов, направленных на совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития у воспитанников межполушарного взаимодействия.
Приоритетом первого года работы является совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий. Втечение последующего времени планируется дальнейшая апробация заявленных средств развития межполушарного взаимодействия у дошкольников в работе с детьми, сотрудничество с семьями воспитанников и трансляция педагогического опыта в системе МСО (Приложение 1 Дорожная карта по реализации проекта «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик– ментальной арифметики, ментальных образовательной кинезиологии и эйдетики» на 2020-2022 годы)
Задачи проекта:
1. Провести анализ и отбор средств, методов и приемов, способствующих развитию у дошкольников межполушарного взаимодействия.
|
2. Выявить уровень компетентности педагогов в вопросах владения современными образовательными технологиями, методами и приемами развития у дошкольников межполушарного взаимодействия.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через ознакомление и применение в педагогической деятельности современных образовательных технологий, средств, методов и приемов направленных на двуполушарное развитие дошкольников.
4. Апробировать с детьми дошкольного возраста современные образовательные технологии, средства, методы и приемы, синхронизирующие работу полушарий головного мозга.
Предполагаемый результат:
1. Проанализированы и отобраны для внедрения в педагогическую деятельность ДОУ средства, методы и приемы, способствующие развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников.
2. Создан и апробирован диагностический инструментарий для выявления у педагогов готовности к осуществлению двуполушарного развития воспитанников.
3. Сформирован и апробирован кейс методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития межполушарного взаимодействия у дошкольников.
4. Составлены и реализованы планы методического сопровождения педагогов, включающий в себя внутрифирменное обучение и сетевое взаимодействие по следующим направлениям: ментальная арифметика, ментальные карты, эйдетика, кинезиологические игры и упражнения.
5. Подобраны картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников, направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Планируемые продукты проекта
В рамках реализации проектной деятельности планируется создание следующих продуктов:
· Диагностический инструментарий для выявления у педагогов готовности к осуществлению двуполушарного развития воспитанников.
· Кейс методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов (план внутрифирменного и сетевого обучения, конспекты семинаров, мастер-классов и др.)
|
· Картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников, направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Срок реализации проекта – с августа 2019 года по май 2020 года.
Проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия ДОУ – участников МИП в соответствии с прилагаемым планом.
Механизмы реализации инновационного проекта
1. Правовые:
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы дошкольных образовательных учреждений (разработка локальных актов, положений и т.д.).
2. Организационно-управленческие:
• организация работы координационного совета, рабочих групп;
• организация эффективного сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных институтов и общественных организаций;
3. Кадровые:
• развитие кадрового потенциала в части профессиональной компетентности педагогических и других работников;
• совершенствование системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
4. Научно-методические:
• апробация и внедрение современных педагогических технологий и программ.
5. Финансово-экономические:
• использование системы материального стимулирования педагогических работников по результатам реализации проекта.
6. Информационные:
• использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Организационно-аналитический этап (август 2019 г. – сентябрь 2019 г.) На начальном этапе предполагается выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.
Задачи:
Ø Утвердить план работы координационного совета, создать в МДОУ рабочие группы по реализации проекта.
Ø Проанализировать и актуализировать нормативно-правовое обеспечение проекта.
Ø Продолжить изучение теоретического материала и ознакомление с педагогическим опытом по данной теме, транслируемым на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ø Провести анализ готовности педагогов к осуществлению двуполушарного развития воспитанников и наметить пути ее совершенствования.
Ø Осуществить отбор актуальных, с позиций совершенствования профессиональной компетентности педагогов, современных образовательных технологий, средств, методов и приемов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия у детей разного возраста.
Прогнозируемые результаты:
Ø В МДОУ созданы и функционируют рабочие группы, деятельность которых координируется и согласуется координационным советом
|
Ø Сформирована нормативно-правовая база.
Ø Изучен теоретический материал и опыт других педагогов по данной теме.
Ø Проведена диагностика педагогов и определен уровень готовности педагогического состава к применению современных инновационных технологий
Ø Определены направления возможных инноваций в ДОУ
Практический этап (октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.)
На основном этапе осуществляется мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; систематизируются методические и дидактические материалов по проекту; проводится анализ промежуточных результатов по реализации проекта.
Задачи:
Ø Разработать методические материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах осуществления своевременного и эффективного развития межполушарных связей у детей разного возраста.
Ø Создать картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников по направлениям: ментальная арифметика, ментальные карты, эйдетика, кинезиологические игры и упражнения.
Ø Реализовать план методических мероприятий в рамках внутрифирменного обучения (октябрь - декабрь) и обучения педагогов в формате сетевого взаимодействия МДОУ (январь - апрель)
Ø Транслировать передовой педагогический опыт в муниципальную систему образования.
Прогнозируемые результаты:
Ø Создана база методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах осуществления своевременного и эффективного развития межполушарных связей у детей разного возраста;
Ø Подобрана картотека игр и игровых упражнений для работы с воспитанниками.
Ø Педагоги- участники МИП обучены и используют в своей работе современные образовательные технологии: ментальные карты,
ментальная арифметика; методы и приемы, применяемые в эйдетике, а также кинезиологические игры и упражнения.
Ø На сайте ДОУ представлены методические и практические материалы по теме проектной деятельности.
Ø Проведены мастер-классы, семинары для педагогов МСО г. Ярославля
Обобщающий этап (май 2020 г.)
На заключительном этапе работы по проекту осуществляется обобщение опыта работы на различных уровнях и определяются перспективы деятельности МИП.
Задачи:
Ø Обобщить и систематизировать методические материалы по проекту, подготовить продукт проектной деятельности
Ø Оформить проект на соискание статуса муниципальной инновационной площадки по теме «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий»
Прогнозируемые результаты:
· Создан кейс методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов (план внутрифирменного и сетевого обучения, конспекты семинаров, мастер-классов и др.)
· Подобраны картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников, направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
На всех этапах работы используются аналитические методы деятельности (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и д.т.), методы воздействия на сознание (беседы, диспуты, конференции, круглые столы), наглядные методы (просмотр открытой образовательной деятельности, презентационные материалы), практические методы (мастер-классы, практикумы, деловые игры). Общий контроль за реализацией проекта и достоверностью результатов осуществляется координационным советом; на уровне ДОУ данный функционал выполняет руководитель рабочей группы. На всех этапах предполагается оформление промежуточных результатов в виде аналитической справки
План действий по реализации проекта
№ | Содержание проектной деятельности 2019-2020 учебный год | Срок |
Этап. Практический
Этап. Обобщающий
Приложение 1
Практический
Обобщающий
Проект
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик– ментальной арифметики, ментальных карт, образовательной кинезиологии и эйдетики»
Реализация проекта направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля: сетевое взаимодействие образовательных учреждений; внедрение современных образовательных технологий.
Сроки реализации проекта
Проектная деятельность будет осуществляться с августа 2019 года по май 2020 года. Планируется продолжение инновационного проекта в течение последующих двух лет. (Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик– ментальной арифметики, ментальных образовательной кинезиологии и эйдетики» на 2020-2022 годы)
Актуальность
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова и др.) Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной ассимметрии становятся более обозначенными (А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк, М. Шичида и др.) Современная цивилизация преимущественно левополушарная, все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов младших школьников (Т.П. Хризман, Н.Н. Таугот, А.Л. Сиротюк и др.)
Сензитивный период для развития межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова и др.). Таким образом, если в дошкольном возрасте осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться необходимым условием для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.
Проблемное поле:
В эпоху компьютеризации и широкого применения современных информационно- коммуникационных технологий встает вопрос о развитии у детей образности и творческого начала. Тамара Петровна Хризман - нейропсихолог, профессор Института образования взрослых Российской академии образования, утверждает: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и мыслительной деятельности ребенка. Родители и педагоги не всегда проявляют интерес к быстро прогрессирующим исследованиям человеческого мозга. Современная психолого-педагогическая наука предлагает множество игр и упражнений, направленных на восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями. Однако, они редко используются педагогами ДОУ в практической деятельности в силу ряда причин: низкой мотивации к самообразованию, страха перед новыми технологиями, профессионального выгорания и т.п. Успешность работы педагога во многом зависит от его способности грамотно и эффективно организовать образовательную деятельность с применением средств и приемов развития межполушарного взаимодействия у детей, что говорит о необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов.
Зачастую, взрослые создают ограниченную, с точки зрения двухполушарного развития, развивающую среду. Приобретая игровой материал, родители выбирают гаджеты, электронные игры, а также малофункциональные игрушки со строго заданными функциями. В связи с насыщением рынка детских товаров и увеличением ассортимента детских игрушек, у ребенка отпадает необходимость использовать в своей деятельности предметы-заместители. Все это способствует дефицитарности высших психических функций.
Формируя запрос к дошкольному образованию, родители отдают предпочтение обучению счету, чтению, письму, предъявляя к ребенку завышенные, не соответствующие возрастным особенностям требования. В свою очередь, педагоги смещают акценты в образовательной деятельности в сторону раннего развития знаковой сферы в ущерб эмоционально-образной сфере и игровой деятельности детей. Все эти факторы отрицательно сказывается на гармоничном развитии дошкольника.
Цель проекта: содействие внедрению в практику ДОУ методических и практических материалов, направленных на совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития у воспитанников межполушарного взаимодействия.
Приоритетом первого года работы является совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий. Втечение последующего времени планируется дальнейшая апробация заявленных средств развития межполушарного взаимодействия у дошкольников в работе с детьми, сотрудничество с семьями воспитанников и трансляция педагогического опыта в системе МСО (Приложение 1 Дорожная карта по реализации проекта «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик– ментальной арифметики, ментальных образовательной кинезиологии и эйдетики» на 2020-2022 годы)
Задачи проекта:
1. Провести анализ и отбор средств, методов и приемов, способствующих развитию у дошкольников межполушарного взаимодействия.
2. Выявить уровень компетентности педагогов в вопросах владения современными образовательными технологиями, методами и приемами развития у дошкольников межполушарного взаимодействия.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через ознакомление и применение в педагогической деятельности современных образовательных технологий, средств, методов и приемов направленных на двуполушарное развитие дошкольников.
4. Апробировать с детьми дошкольного возраста современные образовательные технологии, средства, методы и приемы, синхронизирующие работу полушарий головного мозга.
Предполагаемый результат:
1. Проанализированы и отобраны для внедрения в педагогическую деятельность ДОУ средства, методы и приемы, способствующие развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников.
2. Создан и апробирован диагностический инструментарий для выявления у педагогов готовности к осуществлению двуполушарного развития воспитанников.
3. Сформирован и апробирован кейс методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития межполушарного взаимодействия у дошкольников.
4. Составлены и реализованы планы методического сопровождения педагогов, включающий в себя внутрифирменное обучение и сетевое взаимодействие по следующим направлениям: ментальная арифметика, ментальные карты, эйдетика, кинезиологические игры и упражнения.
5. Подобраны картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников, направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Планируемые продукты проекта
В рамках реализации проектной деятельности планируется создание следующих продуктов:
· Диагностический инструментарий для выявления у педагогов готовности к осуществлению двуполушарного развития воспитанников.
· Кейс методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов (план внутрифирменного и сетевого обучения, конспекты семинаров, мастер-классов и др.)
· Картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников, направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Срок реализации проекта – с августа 2019 года по май 2020 года.
Проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия ДОУ – участников МИП в соответствии с прилагаемым планом.
Механизмы реализации инновационного проекта
1. Правовые:
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы дошкольных образовательных учреждений (разработка локальных актов, положений и т.д.).
2. Организационно-управленческие:
• организация работы координационного совета, рабочих групп;
• организация эффективного сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных институтов и общественных организаций;
3. Кадровые:
• развитие кадрового потенциала в части профессиональной компетентности педагогических и других работников;
• совершенствование системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
4. Научно-методические:
• апробация и внедрение современных педагогических технологий и программ.
5. Финансово-экономические:
• использование системы материального стимулирования педагогических работников по результатам реализации проекта.
6. Информационные:
• использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта.
Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта
Реализация проекта будет способствовать:
•внедрению инноваций в муниципальную систему образования;
•повышению профессионализма педагогических кадров;
•внедрению в педагогическую практику методов и приемов, направленных на развитие у воспитанников межполушарного взаимодействия;
•повышению качества образования.
Этапы реализации проекта
Организационно-аналитический этап (август 2019 г. – сентябрь 2019 г.) На начальном этапе предполагается выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.
Задачи:
Ø Утвердить план работы координационного совета, создать в МДОУ рабочие группы по реализации проекта.
Ø Проанализировать и актуализировать нормативно-правовое обеспечение проекта.
Ø Продолжить изучение теоретического материала и ознакомление с педагогическим опытом по данной теме, транслируемым на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Ø Провести анализ готовности педагогов к осуществлению двуполушарного развития воспитанников и наметить пути ее совершенствования.
Ø Осуществить отбор актуальных, с позиций совершенствования профессиональной компетентности педагогов, современных образовательных технологий, средств, методов и приемов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия у детей разного возраста.
Прогнозируемые результаты:
Ø В МДОУ созданы и функционируют рабочие группы, деятельность которых координируется и согласуется координационным советом
Ø Сформирована нормативно-правовая база.
Ø Изучен теоретический материал и опыт других педагогов по данной теме.
Ø Проведена диагностика педагогов и определен уровень готовности педагогического состава к применению современных инновационных технологий
Ø Определены направления возможных инноваций в ДОУ
Практический этап (октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.)
На основном этапе осуществляется мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; систематизируются методические и дидактические материалов по проекту; проводится анализ промежуточных результатов по реализации проекта.
Задачи:
Ø Разработать методические материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах осуществления своевременного и эффективного развития межполушарных связей у детей разного возраста.
Ø Создать картотеки игр и игровых упражнений для дошкольников по направлениям: ментальная арифметика, ментальные карты, эйдетика, кинезиологические игры и упражнения.
Ø Реализовать план методических мероприятий в рамках внутрифирменного обучения (октябрь - декабрь) и обучения педагогов в формате сетевого взаимодействия МДОУ (январь - апрель)
Ø Транслировать передовой педагогический опыт в муниципальную систему образования.
Прогнозируемые результаты:
Ø Создана база методических материалов по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах осуществления своевременного и эффективного развития межполушарных связей у детей разного возраста;
Ø Подобрана картотека игр и игровых упражнений для работы с воспитанниками.
Ø Педагоги- участники МИП обучены и используют в своей работе современные образовательные технологии: ментальные карты,
ментальная арифметика; методы и приемы, применяемые в эйдетике, а также кинезиологические игры и упражнения.
Ø На сайте ДОУ представлены методические и практические материалы по теме проектной деятельности.
Ø Проведены мастер-классы, семинары для педагогов МСО г. Ярославля
Обобщающий этап (май 2020 г.)
На
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!