Глава 1. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

2020-11-03 115
Глава 1. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что применение нетарифных методов государственного ре­гулирования внешней торговли в области импорта товаров обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста­навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования импорта отдельных товаров.

Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет государству активно вмешиваться в формирование объёма, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности. Лицензирование внешней торговли может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта.

Целью выполнения дипломной работы является изучение лицензирования импорта товаров в Российской Федерации и определения направлений его совершенствования.

В соответствии с целью работы определены следующие задачи:

- изучение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;

- изучение содержания и порядка лицензирования импорта товаров в Российской Федерации;

- исследование динамики развития импорта лицензируемых товаров;

- оценка организации таможенного контроля импорта лицензируемых товаров;

- определение основных направлений лицензирования импорта товаров.

Объектом исследования является Белгородская таможня, а предметом исследования – лицензирование импорта товаров.

Теоретической основой дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты, научные труды и учебная литература по изучаемой теме.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения и списка использованных источников. В работе представлено 87 страниц машинописного текста, 6 рисунков и 7 таблиц.

Для анализа практических данных использовались методы сравнения, сопоставления, табличный.


Импорт опасных отходов

 

Порядок ввоза в Российскую Федерацию опасных отходов определен Правилами о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 г. № 442 "О трансграничном перемещении отходов".

Ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложении № 1 к Правилам, в целях их использования осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (его территориальный орган) принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче указанного разрешения со всеми необходимыми документами.

Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается трансграничное перемещение отходов, определяется Федеральной таможенной службой Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В случае установления Федеральной таможенной службой Российской Федерации несоответствия отходов заявленным характеристикам разрешение на трансграничное перемещение отходов, выданное Министерством природных ресурсов Российской Федерации (его территориальным органом), по представлению ФТС аннулируется.

Таможенный контроль импорта опасных отходов производится на основании Письма ГТК РФ от 22 января 2004 г. № 07-59/2251 „О трансграничном перемещении лома и отходов черных металлов“.

 

8. Импорт с пирта этилового, водки и крепких спиртных напитков (крепостью более 28 об.%)

 

Оформление лицензий на ввоз в Российскую Федерацию спирта этилового, водки и спиртных напитков крепостью свыше 28 градусов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.96 г. № 1590 "О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и водки", Постановлением Правительства РФ от 02.02.98 № 114 "О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ алкогольной продукции отдельных наименований" и Постановлением Правительства РФ от 28.01.1997 г. № 77 "О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки".

Для получения лицензий на ввоз в Российскую Федерацию спирта этилового, водка и спиртных напитков крепостью свыше 28 градусов заявитель представляет в Министерство экономического развития и торговли следующие документы:

- сопроводительное письмо с просьбой об оформлении лицензии;

- заявление на лицензию в одном экземпляре, заполненное на бланке установленной формы и в соответствии с требованиями правил оформления заявления и лицензии;

- копию контракта (договора, соглашения) на русском языке (если контракт, договор, соглашение на русском языке отсутствует, то к копии контракта должен прилагаться скрепленный заверенный заявителем перевод («Перевод верен». должность, дата, подпись, печать заявителя);

- копию договора между экспортером или импортером р производителем и потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

- копии учредительных документов;

- копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе;

- копию письма местного органа Российского статистического агентства об учете заявителя в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО);

- справку из обслуживающего банка от открытии валютного счета;

- копию лицензии Федеральной службы Российской Федерации по налогам и сборам на право закупки по импорту, хранения и оптовой реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

- подтверждение налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Копии документов должны быть прошиты, заверены подписью и скреплены печатью заявителя.

При оформлении лицензии установлен следующий порядок заполнения ее отдельных реквизитов:

- реквизит № 1 - 2-я и 3-я цифры номера лицензии указывается «19» для водки и спиртных напитков крепостью свыше 28 градусов, «4,4» - для спирта этилового;

- реквизит № 11 - постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядок импорт спирта этилового, водки и спиртных напитков крепостью свыше 28 градусов.

Таможенный контроль импорта данной группы товаров производится на основании Приказа ГТК Российской Федерации от 6 февраля 1997 г. № 46 "О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и водки" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 18 июня 2001 г.)

 

Заключение

В результате проведённого исследования по теме: «Лицензирование импорта товаров Российской Федерации» можно сделать ряд выводов:

Переход России к рыночной экономики обозначил приоритеты внешнеэкономической деятельности, направленные на содействие максимально эффективному включению российского народного хозяйства в мировые экономические процессы с целью использования преимуществ международного разделения труда, при одновременном соблюдении требований адаптации страны к условиям рыночной экономики.

На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

Для Российской Федерации импорт - это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так относительно всех сфер экономики России.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в стране. Перспективы развития лицензирования импорта товаров зависят от итогов переговоров по всту­плению России во Всемирную торговую организацию, т. к. Всемирная торговая организация высту­пает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Нетарифное регулирование включает квотирование и лицензирование импорта отдельных видов товаров. Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. Суть данного метода заключается в частичном ограничении импорта в количественном или стоимостном отношении, а также в применении при этом разрешительной системы (лицензии).

К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при демпинге и субсидировании).

Регулирование внешней торговли с применением нетарифных мер осуществляется различными средствами кредитно-финансовой, административной, технической и торговой политики, а также сред­ствами, направленными на защиту здоровья людей, животных, окру­жающей среды, национальной безопасности.

В перспективе возмож­но также появление новых категорий товаров, импорт кото­рых будет регулироваться количественными ограничениями. Это вы­звано необходимостью защиты национального товаропроизводителя от зарубежных конкурентов. Так, например, поскольку одним из тре­бований переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию явля­ется снижение тарифных барьеров на пути импорта в Российскую Федерацию товаров автомобильной, авиационной, металлургической промышленности, то лицензирование как мера нетарифного регули­рования может активно применяться для защиты отечественного рынка аналогичных товаров. В перспективе ли­цензированию будут подлежать товары наименее конкурентоспособ­ных отраслей российской промышленности.

Результаты анализа деятельности отдела торговых ограничений и экспортного контроля Белгородской таможни позволили разработать ряд направлений по совершенствованию деятельности данного структурного подразделения. Для этого необходимо:

-   обеспечить таможенные органы техническими средствами, необходимыми для проведения экспресс-анализов товаров, наиболее часто перемещающихся через таможенную границу в зоне деятельности Белгородской таможни;

-   обеспечить отдел торговых ограничений и экспортного контроля Белгородской таможни телексом для оперативной связи с другими таможенными органами при контроле перемещения товаров;

-   разработать единый перечень товаров, подлежащих контролю со стороны государственных органов;

-   при контроле документов, предъявляемых к таможенному оформлению товаров с использованием лицензий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, военных грузов и грузов, опасных для жизни и здоровья граждан, проводить информирование по оперативным каналам связи пограничных таможен, в том числе при транзите;

-   решить вопрос с государственными контролирующими органами (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и другие) об обязательном размещении в пунктах пропуска подразделений этих служб с целью проведения экспертиз и таможенного оформления непосредственно в пунктах пропуска с круглосуточным режимом работы.


Приложение 1

 

 


Рис. 5. Случаи установления лицензирования в сфере внешней торговли товарами в Российской Федерации

Приложение 2

 

 


Рис.6. Организационная структура отдела торговых ограничений и экспортного контроля Белгородской таможни


[1] Демпинг - практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке.

[2] http://www.regions.ru/news/

[3] В случае предъявления копии или оригинала Учетной карточки участника ВЭД документы пп. 8 и 9 не представляются.

 

Введение

 

Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что применение нетарифных методов государственного ре­гулирования внешней торговли в области импорта товаров обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста­навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования импорта отдельных товаров.

Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет государству активно вмешиваться в формирование объёма, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности. Лицензирование внешней торговли может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта.

Целью выполнения дипломной работы является изучение лицензирования импорта товаров в Российской Федерации и определения направлений его совершенствования.

В соответствии с целью работы определены следующие задачи:

- изучение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;

- изучение содержания и порядка лицензирования импорта товаров в Российской Федерации;

- исследование динамики развития импорта лицензируемых товаров;

- оценка организации таможенного контроля импорта лицензируемых товаров;

- определение основных направлений лицензирования импорта товаров.

Объектом исследования является Белгородская таможня, а предметом исследования – лицензирование импорта товаров.

Теоретической основой дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты, научные труды и учебная литература по изучаемой теме.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения и списка использованных источников. В работе представлено 87 страниц машинописного текста, 6 рисунков и 7 таблиц.

Для анализа практических данных использовались методы сравнения, сопоставления, табличный.


Глава 1. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.