Вопрос №32 32Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос №32 32Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции

2020-11-03 75
Вопрос №32 32Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, при которой существует большое число независимых фирм, производящих стандартизированный продукт. Отсутствуют основания для неценной конкуренции, обеспечивается легкий вход в отрасль и отсутствует контроль над ценой. В реальной действительности не существует не совершенной конкуренции, ни совершенных рынков. Термин «несовершенная конкуренция» используется, как общие названия для обозначения рыночных структур (монополии, олигополии), которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка. Рынок, конкуренция на котором не совершенна, занимает промежуточное положение между полюсом совершенной конкуренции и полюсом абсолютной монополии. Особенность функционирования такого рынка заключается в сложном сочетании элементов монополии и конкуренции. Классическими работами по вопросам несовершенной конкуренции признаны «Теория монополистической конкуренции» Эдварда Чемберлена, и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Робинсон опубликованы в 1943 году. Чемберлен характеризовал несовершенную конкуренцию, как явление, состоящее из монополии и конкуренции. В трактовке Робинсон, несовершенная конкуренция – это условия рынка, предполагающие широкую дифференциацию продукта, связанную либо с особенностями самого продукта (качество, марка, стиль, упаковка…) либо с местоположением продавцов, а также с условиями сопутствующими продаже. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта продавец получает монопольную власть над продуктом. Т.е. может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его производства. Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость капиталистической системы хозяйства. Поддерживая более высокую цену, компании получают больше прибыли, а потребитель теряет. Это неизбежно приводит к застойным явлениям в производстве, к безработице, в конечном итоге к нестабильности. Т.о. термин несовершенная конкуренция в начале 20-го века означал: экономическое несовершенство, неэффективность системы хозяйствования из-за нарушения механизма выравнивания прибыли, ограничения производства. В конце 20-го века несовершенную конкуренцию определяют, как рынки, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции, но меньше, чем в условиях чистой монополии. Они обладают этой свободой, потому что реализуют свою продукцию в условиях монополистической конкуренции или олигополии.дифференцирована Рассмотренные рыночные структуры распадаются на две группы: реальные типы и идеальные (абстрактные) типы. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Совершенная конкуренция и чистая монополия как рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально существующих рынков, а представляют собой скорее абстрактные типы рыночных структур. Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции. В наибольшей степени отвечают требованиям совершенной конкуренциинекоторые рынки сельскохозяйственной продукции (пшеницы), а также некоторые финансовые рынки (рынок ценных бумаг). В то же время крайне трудно найти рынки, представляющие собой чистую монополию.Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные (абстрактные) типы обладают тем преимуществом, что позволяют чётко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объёма выпуска продукции и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора.

Вопрос№33 33Чистая монополия. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополииФирма обладает монопольной властью тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Для длительного поддержания монопольной власти необходимы определенные условия, так называемые для вступления в отрасль. К ним относятся: Исключительные права, полученные от правительства.Собственность на весь объем какого-либо производственного ресурса.Патенты и авторские права.Низкие издержки крупного производства.Решающие различия между чистым монополистом и чистым конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса, т.к. чистый монополист является отраслью, его кривая спроса или продаж представляет собой кривую отраслевого спроса, которая не является совершенно эластичной, но является нисходящей. Существует 3 следствия нисходящей кривой спроса:Чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Это является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена или средний доход для каждого уровня выпуска, кроме первого (MR < AR). Рисунок, цена и предельный доход в условиях чистой монополии: Следовательно, предельный доход четвертой единицы составит: 132-30=102$, т.е. значительно меньше, чем ее цена в 132 доллара. Т.к. предельный доход есть природ валового дохода, связанный с каждой дополнительной единицей продукции, снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовой доход будет расти, замедляющимся темпом.Спрос, предельный и валовой доход фирмы в условиях чистой монополии:Т.к. фирма должна снизить цену, чтобы увеличить свои продажи, кривая ее предельного дохода лежит ниже ее понижающейся кривой спроса. Валютный доход увеличивается сниженным темпом. До тех пор, пока валютный доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валютный доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен 0. И когда валютный доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.Там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Но поскольку кривая зафиксирована, он не может понизить цену без потери продаж, или увеличить продажи, без назначения более низкой цены.Основой для третьего вывода является проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса. Когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Когда спрос является не эластичным, падение цены уменьшит валовой доход.Вывод: максимизирующий прибыль монополист будет стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации «цена-количество» на эластичном отрезке. Какую комбинацию выберет монополист зависит не только от спроса и данных о предельном доходе, но также и от издержек. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Т.е. фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это продажа товара или услуги данного качества и при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Для ее осуществления необходимо 3 условия:Невозможность перепродажи купленной продукции.Дифференциация покупателей на группы в зависимости от эластичности спроса на товары. Обладание монопольной властью, т.е. способностью контролировать производство и ценообразование.Различают 3 вида ценовой дискриминации:Непреднамеренная (совершенная) дискриминация: когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса. Данный вид дискриминации имеет место в условиях производства новой техники, выполненной по заказам конкретных потребителей и реализуемой по индивидуальным ценам.Предполагает группировку выпускаемой продукции на которую устанавливаются разные цены. Она осуществляется в форме ценовых скидок (кинотеатры, рестораны).Осуществляется при разделении самих покупателей на отдельные группы и установление соответствующих цен.       Вопрос№34 34Основные признаки монополистической конкуренции. Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополистического конкурента Когда товарный обмен становится регулярным, появляется множество экономически обособленных производителей и потребителей, тогда формируется рынок. Рынком называют место, институт и механизм, которые сводят вместе продавцов и покупателей товаров и услуг. К числу институтов рынка относятся: фондовые, товарные биржи; снабженческо-сбытовые организации; ярмарки; аукционы; средства связи транспорта; реклама. Основными субъектами рынка являются продавцы и покупатели, выступающие в качестве физических и юридических лиц, а также государство. Выделяется следующая структура рынка:В зависимости от объектов купли-продажи выделяют рынок потребительских товаров и услуг, финансовый рынок, рынок труда, рынок земли.В зависимости от субъектов отношений купли-продажи товаров: рынок оптовой торговли, рынок розничной торговли, закупочный рынок (если покупатель государство, покупатель - колхоз).По территориальному признаку: местный, региональный (внутри страны), национальный (внутренний рынок страны), региональный в границах группы стран, мировой рынок.По механизму функционирования выделяют рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический, чистой монополии.По степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточныйС учетом основных характерных черт рыночных отношений следует различать:Свободный рынок: свободная конкуренция регулируемая только экономическими законамиМонополизированный рынок: условия производства и обмена товаров определяется группой монополийРеулируемый рынок, где активное участие в сфере экономики принимает государствоРыночная экономика – качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и на всех стадиях общественного воспроизводстваЭффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий:Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектовМногообразие форм собственностиЛиберализация ценОбеспечение примата потребителя (потребитель диктует что ему надо)Устойчивость финансовой и денежной системыОткрытость экономики мировым интеграционным процессамОбеспечение социальной защищенности населенияСистемный охват национальной экономики рыночными отношениямиНаличие развитой инфраструктуры (производственной, социальной, рыночной)Новые фирмы могут оттянуть часть рыночного спроса на себя, что приведет к смещению кривой спроса отдельной фирмы влево (рисунок 4.12) и установлению долгосрочного равновесия в точке касания кривой спроса d и кривой средних издержек АС (т. емк). Руководствуясь условием максимизации прибыли (MR = MC), фирма будет производить объем продукции Qмк по цене Рмк = АС. Это означает, что в долгосрочном периоде фирма не сможет получать экономическую прибыль (Р – АС = 0). В этом проявляется сходство в поведении конкурентных фирм и фирм - монополистических конкурентов. В то же время между ними есть серьезное различие, которое заключается в следующем: в условиях монополистической конкуренции не соблюдается равенство Р = МС. Это означает, что средние издержки не находятся на минимальном уровне:    Из этого следует, что при монополистической конкуренции ресурсы используются менее эффективно, чем в условиях чистой конкуренции, с одной стороны. С другой стороны, более низкая эффективность использования ресурсов выступает своеобразной «платой за дифференциацию», с которой общество мирится, получая взамен возможность удовлетворять свои разнообразные потребности при помощи более широкого ассортимента товаров и услуг. Существуют факторы, которые дают возможность некоторым монополистическим конкурентам получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде: -исключительное местоположение; -собственность на патент;Модели равновесия монополистического конкурентаВ долгосрочном периоде в случае прибыльности в отрасль начинают входить новые фирмы, привлеченные возможностью получить экономическую прибыль. По мере появления новых фирм, а значит и новых товаров-заменителей, типичная фирма теряет часть своего спроса. Это означает, что кривая спроса смешивается слева и является более пологой, спрос становится еще более эластичным. Каждая фирма начинает терять прибыли. И наоборот, в случае убыточности фирмы начинают покидать рынок, количество продукции сокращается. Уменьшение числа фирм приводит к увеличению спроса на товары тех фирм, которые остались на рынке. Кривые их спроса смещаются вправо, убытки уменьшаются. Движение фирм продолжается до тех пор, когда экономическая прибыль достигнет нуля. Как только кривая спроса станет касательной к кривой средних издержек, экономическая прибыль исчезает, фирма становится безубыточной. Итак, в состоянии долгосрочного равновесия все фирмы отрасли получают только нормальную прибыль.Рис.10.2.а) представляет графическую модель долгосрочного равновесия фирмы - монополистического конкурента. Равновесный объем будет приобретаться по цене. График показывает, что любое отклонение от объема приводит к убыточности, поскольку средние издержки начинают превышать цену. За достижения в точке состояния долгосрочного равновесия исчезают стимулы к вхождению в отрасль новых фирм. Если фирмы будут получать в краткосрочном периоде убытки, то часть их оставит отрасль, а те, что останутся, будут иметь увеличенную долю спроса, и постепенно убытки начнут исчезать, фирмы будут получать нормальную прибыль. Долгосрочное равновесие восстанавливается. Таким образом, ситуация безубыточности в долгосрочном периоде для монополистически конкурентной фирмы и отрасли напоминает долгосрочное равновесие фирмы на совершенно конкурентном рынке Если краткосрочное равновесие монополистического конкурента напоминает равновесие монополиста, то долгосрочная подобна равновесия конкурентной фирмы. Однако совершенно конкурентное равновесие и равновесие в условиях монополистической конкуренции имеют и значительные отличия. Конкурентное ценообразование ведет к возникновению в долгосрочном периоде тройной равенства:. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективность распределения ресурсов, ни минимизация затрат. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят меньший объем, чем наиболее эффективный с точки зрения оптимизации деления ресурсов. На уровне оптимального объема производства цена равновесия превышает предельные издержки.

Вопрос№35 35Олигополия как рыночная структура. Особенности олигополистического ценообразования

Олигополистическая организация является основой хозяйственных структур, большинства отраслей развитой рыночной экономики. Олигополия – это господство немногих, т.е. такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Обычно на олигополистическом рынке господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта. Если олигополия контролирует 60-80% рынка, то ее называют олигополией доминирования. Факторами, способствующими развитию олигополий, являются:

· Концентрация производства и капитала путем слияния фирм и достигаемый при этом эффект масштаба.

· Обладание рыночной властью, т.е. способность контролировать рынок и цены.

· Всеобщая олигополистическая взаимозависимость фирм, т.е. тщательный учет действий конкурентов при определении цены и объема производства.

Механизму ценообразованию присущи 2 основные черты:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.