Установление контакта с аутичными детьми (коллектив авторов: В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Установление контакта с аутичными детьми (коллектив авторов: В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.)

2020-07-03 130
Установление контакта с аутичными детьми (коллектив авторов: В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы избавления от РДА

При психокоррекции при РДА необходимо учитывать проблемы эмоционального развития ребенка. В представленной методике рассматривается коррекция нарушений аффективного развития, различных страхов, агрессии и самоагрессии. Эта методика разработана коллективом авторов, среди них В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. Каждый из разделов, посвященный коррекции, учитывает степень нарушения.

Установление контакта с аутичными детьми (коллектив авторов: В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.)

Психологическая коррекция всегда начинается с установления с ребенком психологического контакта. У аутичных детей происходит нарушение общения. У них не возникает потребность в коммуникации, способы контакта с людьми недоразвиты, и в связи с этим формируется аутистический барьер, который защищает их от общения с людьми.

Исходя из этого в работе с такими детьми нужно придерживаться некоторых правил.

1) При установлении контактов следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций.

2) Первые контакты с ребенком необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения.

3) Постепенно нужно увеличивать число этих положительных моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что с человеком — лучше.

4) Работу по восстановлению у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть очень длительной.

5) Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними.

6) Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.

7) Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.

8) Важно помнить, что, при достижении эмоционального контакта с ребенком, он становится более ранимым, поэтому в этот момент его особенно следует оберегать от различных конфликтных ситуаций.

Коррекция страхов у детей

При нормальном развитии ребенка страхи являются важным моментом в регуляции его поведения и способствуют адаптации. К этому виду работы следует приступать только в том случае, если с ребенком полностью налажен эмоциональный контакт. У детей с РДА страхи не выполняют функцию адаптации, наоборот, они тормозят освоение ребенком окружающего мира.

Коррекционная работа по преодолению страхов у детей I группы. РДА. Дети этой группы являются самыми проблемными, они плохо поддаются коррекции. Ребенок обычно неопределенно двигается по комнате и, если наталкивается на предметы, доставляющие ему дискомфорт, просто отстраняется от них и продолжает свое движение. Чтобы уменьшить страх ребенка перед определенными предметами, психолог должен попытаться усилить приятные характеристики. Для этого он может ритмично подпевать в такт движению мяча, который пугает ребенка. Постепенно ребенок начинает совершать такие же стереотипные действия для преодоления своих страхов.

Коррекционная работа по преодолению страхов у детей II группы РДА. При нарушении какого-то из бытовых стереотипов дети этой группы испытывают панический страх (его называют генерализированным). Источником такого страха служит не конкретный человек, а само изменение окружающей среды и привычного поведения близких людей. Дети II группы могут самостоятельно что-то делать только в случае, если окружающая их обстановка привычна и неизменна. Т.к. этого достичь практически невозможно, то дети постоянно находятся в состоянии тревоги и страха. Для своей защиты ребенок использует приемы аутостимуляции, которые могут достигать максимального уровня при попадании в незнакомую обстановку. При этом ребенок может кричать, прыгать, размахивать руками и раскачиваться.

Чтобы снизить такие проявления, психолог начинает подпевать ребенку в такт его раскачиваний и тем самым привносит положительную эмоциональную окраску. Чуть позже, в игровых ситуациях, психолог выясняет причину страха ребенка. Для этого выбирается какое-то безопасное место, где психолог вместе с ребенком «прячутся». Ребенок чувствует себя в безопасности. Постепенно ребенок начинает проявлять агрессивные действия в отношении предметов, которые его пугают. Он может толкнуть пугающий его предмет или бросить на пол игрушку, которая доставляет ему неприятные ощущения. Как результат, начинают формироваться механизмы преодоления страхов ребенка. Психологу необходимо использовать приемы, показывающие незначительность неприятного объекта. Интонация психолога должна быть при этом уверенной и спокойной. Нельзя объяснять ребенку, что бояться не нужно, это только усилит страх.

Коррекция страхов у детей III группы РДА. У детей этой группы страх возникает не при непосредственном появлении объекта страха, а уже как переживание, предшествующее появлению пугающей ситуации. Дети могут постоянно использовать в жизни элементы психодрамы. На этих переживаниях построены все их фантазии и поступки. При отсутствии правильных социальных установок, дети могут быть склонны к бродяжничеству, поведение носит асоциальный характер. Главная задача взрослого на этом этапе работы — придать поступкам ребенка положительный социальный смысл. Можно предложить ребенку такой вид поведения, при котором он будет чувствовать себя героем и смелым человеком в своих фантазиях и играх. При этом ребенку хорошо бы начать заниматься спортом или каким-то видом творческой деятельности. Необходимо постоянно поощрять его похвалами и положительными эмоциональными оценками.

Как эмоциональная аутостимуляция выступают постоянные поиски страшных, пугающих ситуаций. Детей этой группы привлекают огонь, насекомые, грязь, некоторые сказочные персонажи, имеющие отрицательные черты. В фантазиях таких детей доминируют пожары, войны и др. Ребенок может надолго зацикливаться на них. Он стремится к тому, что его особенно пугает, вызывает эмоциональные переживания.

Для искоренения страхов у детей этой группы вначале следует восстановить психодраму в ее нормальном виде. Это вызовет у ребенка агрессивные действия, направленные на пугающий его объект. Такой прием можно использовать и для выявления причины страха ребенка.

Для изживания страха нужно ввести в игру ребенка пугающий его предмет и затем попытаться расправиться с ним таким образом, чтобы этот вид игры носил социальный характер. Например, ребенок будет добрым волшебником, который наказывает злых, недобрых людей. Эффективным приемом служит совместное рисование психолога и ребенка. Если ребенок рисует свои страхи, то взрослый на глазах у ребенка стирает это изображение, комментируя свои действия ободряющими словами, которые помогают ребенку избавиться от страхов.

Другим видом проигрывания психодрамы является не прямое, а косвенное воздействие на страх. При проигрывании сюжетов, в которых присутствует пугающий элемент, его можно игнорировать. Нужно увлечь ребенка другим развитием сюжета. Так же можно поступать с пугающим предметом — не «уничтожать» его, а производить с ним другие действия, иногда прямо противоположные. Психолог просит ребенка просто пожалеть то, что его пугает, и с ребенком проиграть ту ситуацию, в которой можно пожалеть, полечить или поучить то, что раньше пугало ребенка.

Коррекция страхов у детей IV группы РДА. Дети этой группы очень привязаны к матери и при этом очень боятся остаться с чужими людьми. У них появляются генерализированные страхи, т.е. страхи, связанные с изменением привычной для ребенка обстановки. Психолог может объяснить ребенку суть пугающего события и внести в его состояние положительные моменты. При попадании ребенка в новые ситуации и обстановку он становится скованным и заторможенным. Поэтому дети стараются избегать новых ситуаций, которые пугают их.

Самым значимым страхом для ребенка является страх изменения отношения к нему матери и близких людей с положительного на отрицательное. Влечения на этом уровне не подключаются к преодолению страхов. Для того чтобы научить ребенка справляться со страхами, необходимо восстановить у него механизмы психодрамы. Этого можно добиться проигрыванием таких сюжетов, в которых ребенок выступает героем — преодолевает трудности и выручает других. Вначале ребенка эмоционально тренируют. Для этого привносят в игры детей простейшие эмоциональные моменты (брызгание водой, кидание бумагой и мелкими предметами). Это необходимо для того, чтобы наполнить будущие действия ребенка дополнительными эмоциями. Психолог специально провоцирует ребенка на агрессивные действия, которые могут пригодиться ему в разыгрываемых сюжетах. Постепенно у ребенка вырабатываются влечения, без которых невозможно через психодраму изжить страх. При этой работе нужна строгая дозировка воздействия. Постепенно ребенок начинает самостоятельно использовать психодраму для преодоления своих страхов: он проигрывает пугающую его ситуацию или рисует ее.

Детям с РДА свойственны проявления агрессии и самоагрессии. В зависимости от групп РДА, выделяют их разные формы и способы коррекции.

Коррекция агрессии у детей I группы. Детям этой группы свойственна такая форма агрессии, как самоагрессия. Они могут кусать себя тогда, когда взрослый человек слишком настойчиво пытается войти с ним во взаимодействие. Это должно служить взрослому сигналом, что следует уменьшить или даже прекратить контакт. При проявлении самоагрессии нельзя открыто удерживать руку ребенка, это лишь усугубляет ситуацию. Наиболее приемлемый способ воздействия при этом — объяснить ребенку, что ситуация не опасна, что взрослый относится к ребенку хорошо и хочет с ним контактировать. Необходимо также учить ребенка выражать свою агрессию более сложными формами протеста.

Коррекция агрессии у детей II группы. У детей этой группы еще недостаточно приспособительных реакций и способов защиты от дискомфортных воздействий окружающих среды. Как форма агрессии, у этих детей присутствует самоагрессия. Она проявляется при резком изменении привычной для ребенка ситуации. Ребенок причиняет себе боль; при этом способы воздействия на него путем уговоров, которые были эффективны для детей первой группы, имеют противоположное воздействие: ребенок только усиливает самоагрессию. Для ее прекращения необходимо восстановить привычную для ребенка обстановку. Если этого сделать не удается, то психолог начинает переживать неприятную ситуацию вместе с ребенком, крича с ним одновременно. Ребенок обычно замолкает, т.к. происходит пресыщение ребенка отрицательными эмоциями.

Детям второй группы присущи проявления агрессии по отношению к людям и предметам, которые окружают их. Дети с агрессией относятся к определенным игрушкам и предметам, рвут их, бросают и т.д. Чтобы исключить эти проявления, необходимо убрать из поля зрения ребенка именно то, что которые вызывает у него негативную реакцию, и попытаться привлечь его внимание приятными и аффективно значимыми предметами.

При агрессивных действиях, направленных на людей, ребенок может стараться ущипнуть человека, прижаться к его ногам и т.д. При появлении этих реакций необходимо быстро переключить внимание ребенка, чтобы он не успел зафиксироваться на них. При взаимодействии с ребенком нельзя лишний раз провоцировать его на агрессию и привлекать внимание теми деталями внешнего облика или предметами одежды, которые вызывают у него приступы агрессии. При отвлечении ребенка необходимо дать ему понять, что взрослый относится к нему положительно. Эффективным является тактильный контакт, который может происходить очень длительное время. Нужно носить ребенка на руках, качать его, обнимать, это способствует снижению агрессивных действий в отношении к людям.

Коррекция агрессии у детей III группы РДА. Дети этой группы наиболее подвержены агрессивным проявлениям. Агрессия может проявляться физически и вербально. При этом фантазии детей носят агрессивный характер, дети часто представляют себя отрицательными героями, могут угрожать взрослым и вести разговоры на неприятные темы. Дети надолго застревают на неприятных для них событиях и не могут освободиться от этого самостоятельно.

Детям этой группы присущи физические проявления самоагрессии: они кусают себя или расцарапывают. Однако наиболее часто самоагрессия проявляется на вербальном уровне, когда фантазии детей приобретают страшный и неприятный характер. Обычно дети представляют себя в эпицентре неприятных событий, в которых они получают наибольшее наказание или боль. Взрослые не должны дополнительно фиксировать внимание на этих фантазиях, наоборот, нужно дать возможность ребенку самому найти положительный выход из ситуации. Но эти фантазии взрослые должны обязательно держать под контролем и при необходимости помогать ребенку.

Агрессивные действия детей III группы выражены по-разному и имеют различные формы. Такие дети уже могут планировать свои действия и достигать определенных целей. Деятельность, для выполнения которой необходимо решение какой-то задачи, у этих детей вызывает затруднения. Это происходит из-за того, что ребенок активно сопротивляется контактам и у него очень быстро происходит пресыщение. Выражается оно в том, что по окончании выполнения задания ребенок уничтожает результат своей деятельности: рвет рисунки, ломает фигурки из пластилина и т.д. Так может происходить, если взрослый слишком эмоционально оценивает деятельность ребенка. Все это нужно учитывать при организации его деятельности. Нельзя доводить события до того, чтобы ребенок начал уничтожать продукты своей деятельности. Взрослый должен найти оптимальный прием, чтобы этого не случилось, т.к. ребенок очень расстраивается из-за этого.

Агрессия может быть направлена на близких для ребенка людей. Она проявляется в виде агрессивных высказываний, иногда угроз. Эта форма агрессии может сочетаться с физическими проявлениями, когда ребенок начинает виснуть на близких, пытаться ущипнуть или укусить их. Если ребенка начинают одергивать или наказывать, он становится еще более агрессивным. Чаще всего такие проявления происходят в незнакомой обстановке. Для снижения агрессивных проявлений ребенку на вербальном уровне объясняют эмоциональное содержание сложных для него ситуаций.

Дети часто надолго «застревают» на своих вербальных фантазиях агрессивного характера. Они бесконечно могут рассказывать про сказочных героев, имеющих отрицательные черты, про пугающие предметы быта. Главной задачей коррекционной работы на этом этапе следует считать доведение неприятной ситуации до положительного развития и разрешения. Взрослый должен вводить в игры ребенка положительных героев и персонажей. Прием классической психодрамы здесь неэффективен. С детьми этой группы лучше применять прием «отвлекающей» психодрамы. При этом в играх ребенка неприятная ситуация не удаляется, а временно игнорируется. Психолог соглашается с присутствием в играх или на рисунках ребенка страшных моментов или персонажей. Постепенно психолог вводит в игру положительные эмоциональные детали, которые специально подбирает для ребенка, чтобы сгладить неприятные моменты. Эти детали помогают отвлечь ребенка от агрессивных проявлений и постепенно преодолеть их.

Одним из проявлений агрессии у таких детей является агрессивный контакт. Он может происходить, если на занятиях вдруг появляется новый человек, между занятиями был большой временной перерыв и т.д. Ребенок часто при этом начинает кричать, бросать предметы. Психологу необходимо сразу же попытаться переключить внимание ребенка на такую тему, которая его обязательно заинтересует, или на тот вид контакта, который хорошо знаком ребенку. Если зафиксировать на негативном поведении ребенка свое внимание и отрицательное к нему отношение, то ребенок может потом повторять его назло взрослым.

Если агрессия ребенка повторяется, психологу необходимо прервать занятия.

Коррекция агрессии у детей IV группы РДА. Проявления агрессии у этих детей обычно минимальны. Однако в любой провокационной ситуации агрессия может стать явной. Вербальные формы агрессии преобладают над физическими, аутоагрессия — над агрессией в отношении к другим людям.

Агрессия по отношению к самому себе возникает у ребенка в том случае, если в результате какой-либо деятельности он терпит неудачу. Обычно дети обвиняют самих себя. Для избавления от этих проявлений или для их ослабления психологу необходимо поднять тонус ребенка и придать ему большую уверенность в себе. Ребенка следует постоянно хвалить, приободрять.

В ситуациях, когда ребенок чувствует себя неуютно, могут возникать физические агрессии: ребенок разбрасывает игрушки, топчет их ногами. Для детей этой группы уже характерно осознание своего поведения как неправильного, поэтому в сюжеты игр нужно сразу вводить элементы, помогающие пережить агрессию.

При проведении коррекционных мероприятий необходимо воздействовать на поведение ребенка в целом. Такая организация помогает правильно воздействовать на отдельные проявления РДА — такие, как страхи, агрессия и др.

Другой методикой, применяемой при коррекции РДА, является прием холдинг-терапии. Этот прием обычно применяется при установлении контакта между матерью и аутичным ребенком I группы. Этот метод был предложен доктором М. Велш. Заключается он в том, что мать берет ребенка на руки, крепко прижимает его и держит лицом к лицу. Вначале ребенок активно сопротивляется, может кусаться и вырываться. Мать пытается удержать ребенка и установить с ним контакт глазами. Если ребенку удается вырваться и убежать, то он, как правило, не выходит из комнаты. Мать должна держать ребенка до тех пор, пока он не расслабится и не прижмется к ней. Это происходит примерно через час холдинг-терапии. Ребенок может начать контактировать с матерью и другими взрослыми людьми. Если при использовании холдинг-терапии ребенок уснет на руках у матери, это считается хорошим признаком. Автор этого приема считает, что такую терапию нужно проводить каждый день, и дополнительно при неблагоприятных для ребенка ситуациях.

При использовании этого метода, нужно, кроме матери, привлекать и других членов семьи. Мать держит на руках аутичного ребенка, а другие родственники поддерживают мать. Холдинг-терапия, по мнению М. Велш, оказывает воздействие одновременно на мать и на ребенка и почти всегда дает положительные результаты, если терапия применялась правильно и не прерывалась.

Практика доктора Велш показала, что применение холдинг-терапии дает сильный толчок развитию ребенка и способствует его адаптации.

Прием холдинг-терапии многие педагоги сравнивают с шоковой терапией и относят к острым приемам воздействия. Но этот прием не является противоестественным. В неблагоприятные моменты ребенок всегда ищет поддержки у матери, и мать отвечает на его призыв. Матери аутичного ребенка не хватает контактов с ним, как физических, так и эмоциональных, и в процессе холдинг-терапии она их получает, так же как и ребенок.

Автор данной методики подчеркивает, что психолог не должен заменять мать. Он может присутствовать при терапии и помогать членам семьи осуществлять этот прием. Психолог должен принудить мать держать ребенка, наблюдать за ней и ребенком и разъяснять матери те или иные проявления поведения ребенка, которые ей самой не понятны. Дополнительно он организовывает поведение других членов семьи и объясняет им их роль при проведении холдинг-терапии.

М. Велш обращает внимание на то, что при проведении холдинг-терапии присутствие только матери не дает такой положительной динамики и прогресса, когда в ней участвуют еще и (и прежде всего) отец и другие члены семьи (бабушка, дедушка, братья и сестры). Также автор отмечает, что нельзя прерывать ни сам сеанс холдинг-терапии, ни ее проведение в целом.

Авторы предыдущей методики также использовали прием холдинг-терапии и составили свою картину ее последствий. Сеанс холдинг-терапии длится от 30 минут до 1,5 часа. Ребенок не сразу оказывает сопротивление матери: обычно это происходит к третьему сеансу. Ребенок сопротивляется меньше, если мать применяет нетрадиционные приемы для его успокоения. Например, объясняет ребенку, почему она его так крепко держит, а не пытается переключить его внимание на что-то другое. Исследователи отмечают, что во время приступов сопротивления все дети активно пользуются речью на доступном им уровне. Также ими было замечено, что почти все дети на протяжении сеанса холдинг-терапии, который длится около 1 часа, демонстрируют целенаправленное поведение при оказании сопротивления своей матери, проявляют физическое и психическое воздействие, дополняя их вербальными средствами, выражая свой протест словами, т.е. объясняя, почему они не хотят оставаться на руках у матери. Такое поведение проходит быстрее, если в холдинг-терапии участвуют хотя бы двое взрослых, включая мать.

После того как ребенок прекращает сопротивляться, он начинает смотреть матери в глаза, на ее рот, повторяя при этом за ней отдельные слова. Постепенно ребенок расслабляется и обнимает мать.

После проведения холдинг-терапии, через 10-15 минут дети активно ищут контактов со взрослыми и потом в течение некоторого времени способны на подражание. Они почти не использует стереотипы. Авторы, проводившие холдинг-терапию, отмечают, что ее применение никогда не наносило вреда ребенку и не оказывало какого-либо психотравмирующего действия. Дети становились более спокойными и ласковыми.

Другими изменениями поведения детей можно назвать такие изменения, как: ребенок охотнее идет на контакт с матерью и другими близкими людьми, стремится на руки к матери, сам спрашивает мать и отвечает на ее вопросы. Улучшается эмоциональное состояние детей, у них повышается настроение; они становятся менее тревожными, уменьшаются страхи.

Агрессивные проявления у детей сглаживаются. Дети принимают активное участие в играх, используют сюжетные линии, прибегают к помощи взрослых и могут использовать игрушки. Почти все активнее используют в своих контактах речь. Дети повторяют слоги и слова за матерью. При обращении они не кричат и не жестикулируют, а говорят. Речь уже относится к реальной ситуации, а не произносится в никуда. У всех детей появляется интерес к ровесникам, и при играх они стремятся подойти к ним.

Также отмечено, что после проведения холдинг-терапии некоторые дети способны к обучению: родители занимаются с ними счетом или учат буквы.

Кроме положительных случаев применения этого метода, данные авторы описывают и некоторые отрицательные. У детей иногда наблюдается расстройство сна и усиление аутостимуляции, т.е. каких-либо двигательных или вокализированных стереотипий. Это может быть связано с тем, что в одних случаях прием холдинг-терапии был прерван, а в других эмоциональная нагрузка на детей оказалась слишком сильной для них, и они не могли с ней справиться.

Учитывая все промахи, коллектив авторов обозначил ряд правил, которые необходимо выполнять при проведении холдинг-терапии. Они во многом совпадают с правилами, рекомендованными автором холдинг-терапии М. Велш.

ÖВо-первых, терапия должна проводиться каждый день, хотя бы в течение первых 2 месяцев;

Ö Во-вторых, на сеансах холдинг-терапии должны присутствовать хотя бы двое взрослых, для того чтобы не прерывать эти сеансы;

ÖВ-третьих, присутствие психолога также обязательно, хотя бы в первые 3-4 месяца;

ÖВ-четвертых, обязательно нужно добиться полного расслабления ребенка на первых 3-4 сеансах.

Холдинг-терапия может превратиться в стереотип, если не использовать в дальнейшем другие формы взаимодействия: совместные игры с ребенком, рисование, пение, чтение ребенку сказок и стихов.

Холдинг-терапия обычно используется в работе с детьми I и II групп, описанных ранее.

 

Методы избавления от РДА

При психокоррекции при РДА необходимо учитывать проблемы эмоционального развития ребенка. В представленной методике рассматривается коррекция нарушений аффективного развития, различных страхов, агрессии и самоагрессии. Эта методика разработана коллективом авторов, среди них В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. Каждый из разделов, посвященный коррекции, учитывает степень нарушения.

Установление контакта с аутичными детьми (коллектив авторов: В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.)

Психологическая коррекция всегда начинается с установления с ребенком психологического контакта. У аутичных детей происходит нарушение общения. У них не возникает потребность в коммуникации, способы контакта с людьми недоразвиты, и в связи с этим формируется аутистический барьер, который защищает их от общения с людьми.

Исходя из этого в работе с такими детьми нужно придерживаться некоторых правил.

1) При установлении контактов следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций.

2) Первые контакты с ребенком необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения.

3) Постепенно нужно увеличивать число этих положительных моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что с человеком — лучше.

4) Работу по восстановлению у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть очень длительной.

5) Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними.

6) Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.

7) Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.

8) Важно помнить, что, при достижении эмоционального контакта с ребенком, он становится более ранимым, поэтому в этот момент его особенно следует оберегать от различных конфликтных ситуаций.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.