Екатеринбургская гранильная фабрика — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Екатеринбургская гранильная фабрика

2020-07-03 255
Екатеринбургская гранильная фабрика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4
Тяжелые условия труда и вредность производства приводили к тому, что многие мастера страдали от болезней. Директор фабрики Миклашевский писал в 1860 году Кабинету: «Я до сих пор не встречал команды, в которой процентальное содержание больных было бы так велико, как на здешней фабрике; по медицинскому свидетельству, произведенному в апреле месяце сего года, оказалось людей, одержанных разными болезнями, 44 человека. Из них страдающих или настоящею уже легочною болезнью или органическим повреждением легких 35 человек.

Если изделие имело круглую форму, то камень укреплялся в центре и пускался на круглый ход. С помощью деревянных и железных терок и брусков камень приобретал нужную форму. Изделия других форм обрабатывались шкивами, которые назывались «качалками» и дорабатывались вручную. После поделочной обработки изделия шлифовали измельченным наждаком и медными терками и полировали оловянными терками и шкивами, как правило, вручную.

Наиболее интересные крупные художественные изделия из яшмы были созданы в конце XVIII века и в первой половине XIX века. Проекты для ваз и чаш в то время создавались лучшими художниками и архитекторами России: А. Воронихиным, К. Росси, И. Гальбергом, А. Мельниковым. Во второй половине XIX века увлечение рельефной резьбой приводит к перегрузке изделий декорациями, а иногда и к прямому «насилию» над камнем. Однако и в это время русские вазы получали премии на международных выставках.

Уральские яшмы проникали в Петербург еще в начале XVIII века. Первые «ясписовые камни», которые стали шлифоваться на Петергофской гранильной мельнице, были башкирскими яшмами. Уже к 1750 году в расцветавшем тогда Екатеринбурге создалась кустарная промышленность, которая с огромными трудностями через казачьи поселения Южного Урала добывала для своих изделий яшмовый камень с «башкирских земель».

Яшма — камень высокой твердости. Она не боится выветривания. Но для мастера — это материал, неизмеримо более трудный, чем мрамор. Для ее обработки требуются особые высокотвердые вещества — абразивы: наждак, корунд, карборунд и др. Только в наше время техника обработки камней достигла необычайной высоты, почти сгладив разницу между твердыми и мягкими камнями. Но и в XVIII—XIX веках уральские мастера освоили очень широко добычу и обработку камня. Основную массу художественных изделий из цветного камня в XVIII и XIX веках изготовляли три главные русские гранильные фабрики, находившиеся в ведении Кабинета: Петергофская, Екатеринбургская и Колыванская. На изготовление каждого изделия необходимо было особое распоряжение Кабинета его величества (потом он стал называться министерством императорского двора).

На Екатеринбургской фабрике, как и на большинстве уральских заводов, трудились преимущественно приписанные к ней крепостные. После отмены крепостного права фабрика, как и многие уральские заводы, пришла постепенно в упадок. В конце XIX века Д. Мамин-Сибиряк писал, что «каменный промысел в Екатеринбурге не делает ни шагу вперед, а только повторяет старые образцы, рисунки и модели. Старые мастера, выучившиеся на гранильной фабрике, быстро вымирают, а новым негде учиться. Между тем Екатеринбургская гранильная фабрика за свои изделия на всех русских и заграничных выставках получала самые почетные награды, и «екатеринбургская грань» известна даже у парижских мастеров. Громадные вазы из орлеца или из ранних яшм своего рода шедевры. Единственный недостаток их высокая цена, но дешевыми они быть не могут, потому что работы за ними масса, и работа адски медленная».

Удивительные это были фабрики. Они производили не промышленные товары, а десятки лет работали над одним каким-либо шедевром камнерезного искусства. По сути дела, это были своеобразные творческие мастерские, где изготавливались индивидуальные произведения камнерезного искусства, прославившие Россию во всем мире, но прибыли они не давали и потому с развитием капитализма были обречены на угасание.

 
5


Эрмитаж Зал Рубенса Торшер из Эмитажа

Первые вазы и чаши из яшмы в описях Государственного Эрмитажа значатся как подарки императору Александру I от «камергера и кавалера разных орденов графа Строганова Павла Александровича». Каждая такая ваза — уникальное произведение камнерезного искусства. А сделано их было немало. Только мастера Колывани за сто лет (1802 — 1902) выполнили около 250 крупных ваз, 74 колонны, причем многие из колонн были более четырех метров высоты, несколько десятков каминов, канделябров-торшеров, столешниц, пьедесталов к вазам, а также много более мелких изделий.

В постановлении жюри Лондонской выставки 1851 года говорилось по поводу русских яшмовых ваз: «Мы не думаем, чтобы столь грандиозные и так хорошо сделанные произведения были когда-либо исполнены со времен греков и римлян». Поистине чудеса камнерезного искусства создавали русские умельцы в XVIII — XIX веках.

Аушкульская яшма.

Богата Учалинская земля цветными камнями. Всего в Учалинском районе 28 месторождений яшмы. Первое знакомство начнем с аушкульской яшмы. Перед нами небольшая чаша озера Аушкуля с несколькими островками. Прямо от озера поднимается гора Ауш, возвышающаяся над окружающей местностью более чем на четыреста метров. На склоне горы — деревня Старобайрамгулово. За озером виднеется скалистая вершина горы Уй-тош.

Поднимаясь по склону горы Ауш, наталкиваемся на выходы знаменитой «аушкульской яшмы». Цвета яшмы светлые — палевый и песочный, но красоту ей придают марганцевые дендриты, создающие рисунок, иногда напоминающий веточки растений.

 

Озеро Аушкуль и гора Ауш

Имеются здесь выходы и красной яшмы, но ближе к деревне Старобайрамгулово. Выходы аушкульской яшмы тянутся южнее, к деревне Шарипово.

Севернее Аушкуля - Мулдакаевский район больших золотоносных площадей. Помимо золота здесь имеются и разнообразные выходы яшм и особенно знаменитой мулдакаевской, или шалимовской, как ее иногда называют по имени мастера Екатеринбургской фабрики Шалимова, открывшего месторождение этой яшмы в 1896 году. Это немного мрачная, серо-синяя яшма удивительной мягкости тона с мелкими и тонкими черными прожилочками или серо-зеленоватая со струйчатыми волнами синевато-серого или сплошного пепельного цвета. Иногда она приобретает дивный зеленовато-синий цвет и в этом случае не имеет себе равных по красоте.

6
Долгое время ее коренные месторождения были неизвестны. На склоне горы у деревни Мулдакаево была обнаружена типичная каменная россыпь. Только в советское время, в 1929 году, здесь был заложен карьер, вскрывший на глубине большие залежи этого камня. Яшма встречается здесь на полянке по склону холма, у березового леса в виде валунов, лежащих на поверхности почвы в густой траве.

Этот район очень богат разнообразнейшими видами яшм: тут кроваво-красные, кирпичные, черные яшмы, и знаменитая серо-желтая, и нежно-палевая с черными дендритами яшма озера Аушкуля, и пестрая тунгатаровская яшма, и яшма, рисунок которой напоминает крепостные строения на старых планах, почему она и получила название «фортификационной».

Разработка аушкульской яшмы началась еще в XVII веке. В XVIII веке она используется уже в качестве одного из основных видов сырья для изготовления ваз и чаш для Кабинета его величества. Кабинет поставляет изделия из аушкульской яшмы ко двору и преподносит по случаю разных праздников от имени императора различным сановникам, иностранным дворам и посольствам. По описи имущества Государственного Эрмитажа 1859 года, изделия из аушкульской и ушкульдинской яшмы  составляют довольно значительную долю художественных ценностей императорского музея, изготовленных из твердого камня.

Цвет аушкульской яшмы — старая слоновая кость с нежным рисунком тонких черных дендритов — привлекал камнерезов. Хороша была аушкульская яшма и своей относительной мягкостью. Она прекрасно принимает полировку, хотя и содержит небольшие пустоты.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.