Глава. Понимание функционального и дисфункционального выступления: целостная модель способности индивида к выступлению. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава. Понимание функционального и дисфункционального выступления: целостная модель способности индивида к выступлению.

2020-07-03 93
Глава. Понимание функционального и дисфункционального выступления: целостная модель способности индивида к выступлению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть мнение, что эксперты правят миром. По крайней мере, они получают большее уважение, способны принимать визионерские решения, их мнения и достижения ценятся. В действительности, не каждому доступен подобный статус.

Одной ступенькой ниже тех, кого принято считать экспертами,  располагается множество талантливых людей, чей функционал состоит в том, чтобы обеспечивать пиковый функционал экспертов. Почему же существует такое разделение: кучка на пике успеха, и огромная масса остальных в виде плато, желающих подняться на этот пик? Существует ли  разница в способностях и техническом навыке между экспертами и теми, кого мы называем ценными помощниками экспертов.

Человеческая активность определена множеством факторов: внутренних и внешних. Чтобы улучшить способность к выступлению, их надо уметь понять и предсказывать. А коли так, нет смысла фокусироваться на какой-то одной черте, или механизме, ответственном за дисфункциональность. В этой главе мы структурируем протокол, через который проще понять как внутренние процессы перекликаются с внешними требованиями, и таким образом, влияют на способность человека выступать.

Вот несколько факторов, влияющих на способность к выступлению:

· И нструментальные компетенции: Подразумевает специфические психологические/сенсомоторные/когнитивные навыки индивида и его способности..

· В нешние стимулы и требования к выступлению: подразумевает рабочие, соревновательные, межличностные, организационные обстоятельства, повестки и вызовы, с которыми сталкивается исполнитель.

· Х арактерологические данности:   Подразумевают внутри-личностные характеристики, такие как способы преодоления трудностей (копинг-стиль), и когнитивно-аффективные схемы, которые являются психологическими шаблонами, с помощью которых индивид воспринимает, распознает и реагирует на внутренние и внешние стимулы и требования.

· Поведенческое само-регулирование:   подразумевает взаимосвязанность мыслительных, аффективных, физиологических и поведенческих процессов, которые являются базисом для целе-ориентированного поведения в любой области достижения.

Когда все эти 4 компонента в союзе, мы получаем идеальное состояние для выступления. (Hardy, Jones, & Gould, 1996). Много авторов пытались описать это идеальное боевое состояние в разных терминах. Csikszentmihalyi (1975) описывал это состояние, как автоматическое, не требующее усилий внимание на задаче, «поток». Gould and Udry (1994), в их описании факторов, потребных для создания идеального состояния для выступления, использовали термин «рецепт эмоций» (“recipe of emotions.”). Hanin (1980) использовал фразу «зона оптимального функционирования» для описания индивидуального состояния возбуждения, необходимого для оптимального выступления. Все эти термины предполагают, что «элитарное выступление» зиждется на оптимальном биологическом состоянии которое определяет и поддерживает автоматическое, сфокусированное на задачу, направленное на достижение цели поведение. Короче, это правильный коктейль из когнитивных, аффективных и физиологических условий, который позволяет проявиться хорошо выученному навыку в спонтанном его виде.

Модель функционального и дисфункционального поведения, которая представлена здесь, включает три фазы, сообщающиеся между собой. Сначала мы назвали ее Integrative Model of Athletic Performance (IMAP), поскольку она создавалась для того чтобы выделить процессы, благодаря которым атлет входит и поддерживает оптимальное состояние. Но в последствии модель расширилась, и теперь она охватывает все зоны пикового человеческого выступления (музыка, обучение, экзамены, бизнес и пр) Integrative Model of Human Performance (IMHP).

Тем не менее, три фазы остаются теми же. Первая фаза, пред-выступление, включает в себя внутренние и внешние требования и процессы, запускающие механизм подготовки к «соревновательному» поведению. Фаза выступления включает в себя когнитивные, аффективные, физиологические и поведенческие процессы во время выступления; туда включено и само выполнение навыка. Фаза пост-выступления охватывает реакцию на выступление и его результат.

ПРЕД-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ФАЗА.

Вне зависимости от области, выступающий владеет множеством специфических навыков и персональных возможностей. Эти навыки и возможности варьируются в зависимости от возраста, соревновательного/рабочего уровня, типа активности. Все же, уровень успешности индивида не всегда определяется тем, владеет ли индивид всеми необходимыми навыками и физическими возможностями, или нет.

Если бы было именно так, то до уровня «эксперта» поднимался бы каждый. Жизнь показывает, что это не так. Очевидно, что в дополнении к физическому навыку и личным способностям, на выступающего еще влияют внешние стимулы, внутренние характерологические особенности, и конкурентные требования.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.