Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-11-03 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Религиоведение
Программа учебной дисциплины вариативной части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили: История. Обществознание
(очная форма обучения)
Составитель:
Макаров Д. В., доктор культурологии, доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» _______2012 г. № _____)
Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 46 от 17 января 2011 года.
Краткая характеристика дисциплины. Программа курса построена следующим образом: тематические разделы, посвященные проблемам теоретического характера и т.н. «мертвым» религиозным системам, чередуются с разделами, где освещаются т.н. «живые религии, как древнего, так и современного происхождения. Особенное внимание уделяется религиям, ведущим себя в современном мире активно, или даже агрессивно.
Место курса в учебном процессе. Дисциплина «Религеоведение» изучается в 1 и 2 семестрах. Преподавание курса «Религеоведение» связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом и учитывает их содержание.
Целью курса является общее знакомство студентов исторического факультета с принципами изучения и сравнения вероучений различных религий, развитием религеоведения как науки, современными научными данными о верованиях доисторического человека основами вероучения архаических религий, основами вероучений мировых религий а также формирование мировоззрения учащихся в данной области, что даст студентам возможность объективно оценивать религии мира и современную религиозную ситуацию России.
|
Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- дать студентам общие представления о том, что такое религия и какие познавательные подходы к этому феномену исторически сформировались;
- показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также выявить сущность и роль нетрадиционных современных религиозных течений;
- рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни;
- научить студентов практическим навыкам осмысления религиозных проблем как в социальной, так и в индивидуальной жизни, будущей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.1.1).
Требования к уровню освоения дисциплины. По завершении обучения дисциплине студент должен:
Знать:
– о происхождении архаических и нехристианских религий, эволюции религиозной культуры;
– о структуре мировых религий, категориальном аппарате, задачах и методологии их исследования;
– социокультурные функции разных религий.
Уметь:
– понимать соотношение истории религии, богословия, философии и религиоведения;
– применять теологические знания в научных исследованиях и в практической деятельности;
Владеть:
– системой знаний об основных этапах истории мировых религий;
– основными подходами к определению и разграничению религий.
В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);
|
быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):
быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);
Формы контроля усвоения содержания курса: контрольные работы, зачет, экзамен.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в форме таблицы)
Номер семестра | Учебные занятия
| В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм | Форма итоговой аттестации | ||||||
Всего | Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практическ. Занятия, час | Самостоят. Работа,час | Экзамен, час | ||||
Трудоемк. | |||||||||
Зач. ед. | Часы | ||||||||
1 | 2 | 72 | 12 | 0 | 20 | 40 | - | 11 (34%) | зачет |
2 | 3 | 108 | 18 | 0 | 30 | 33 | 27 | 11 (20,5%) | экзамен |
Итого | 5 | 180 | 30 | 0 | 50 | 73 | 27 | 22 (27,5%) |
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем (с разбивкой на модули) |
Семестр
Семестр
Содержание и интерактивное сопровождение дисциплины
Тема 7. Религия Китая
Интерактивная форма: эвристическая беседа.
Тема 9. Буддизм.
Вероучительные истоки буддизма. Учение о «четырех благородных истинах». Понятие нирваны. Восмеричный путь освобождения от страданий, Буддизм за пределами Индии. Школы и секты в рамках буддизма. Махабхарата и Рамаяна в контексте религиоведения.
|
Интерактивная форма: эвристическая беседа.
Тема 10. Иудаизм
Ветхозаветный иудаизм – представления о боге-творце, учение о человеке, понятие греха, посмертная участь человека. Ветхий Завет Библии его иудаистское толкование. Иудаизм периода диаспоры. Каббалистический иудаизм и его особенности. Современный иудаизм - учения о богоизбранном народе, учение о мессии. Талмуд и его вероучительное значение. Идея восстановления храма в современном иудаизме.
Тема 11. Ислам
Происхождение ислама. Принципы проповеди Мохаммеда. Понятие о власти – учение о наместниках пророка. Происхождение и структура Корана. «Столпы веры» в Исламе. Мазхабы и их особенности. Исламская мистика – дервиши и суфии. Ваххабитский ислам и его особенности. Ислам в Современной России – тенденции развития и проблема исламского экстремизма.
Интерактивная форма: групповые обсуждения.
Тема 12. Христианство
Происхождение христианства. Новый завет как источник вероучения. Целостное восприятие Библии в христианстве. Гонения на христиан в римской империи и их причины. Складывание Канона Священного писания. Вселенские соборы как источник вероучения – соотношения Писания и Предания в христианстве. Христианские разделения - богословские различия восточно-православного и римо-католического христианства: представлении о Боге, боговоплощении, учение о человеке, понятие греха и смерти, учение о спасении. Протестантизм – его происхождение и особенности вероучения. Христианство в современном мире – течения, секты, перспективы развития.
Интерактивная форма: «Семинар-диспут».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю
По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.
Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.
|
Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.
Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.
Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.
Методические рекомендации студенту
В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина изучается студентами очного отделения в 1 и 2 семестрах.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.
Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.
Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.
|
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.
Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине является зачет в 1 семестре и экзамен во 2 семестре.
Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень вопросов к экзамену
Примерный перечень тем рефератов
Не предусмотрено.
Примерный перечень тем курсовых работ
Не предусмотрено.
Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине, 1 семестр
№ п/п | Вид деятельности | Максимальное количество баллов за занятие | Максимальное количество баллов по дисциплине |
1. | Посещение лекций | 1 | 6 баллов |
2. | Посещение занятий | 1 | 16 баллов |
3. | Работа на занятии: - самостоятельная работа; - работа у доски; - результат выполнения домашней работы | 12 4 4 4 | 120 баллов 40 баллов 40 баллов 40 баллов |
4. | Индивидуальное задание | 0 | 0 баллов |
5. | Контрольное мероприятие рубежного контроля | 32 | 32 балла |
6. | Зачет | 32 | 32 балла |
ИТОГО: | 2 зачетные единицы | 200 баллов |
Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине, 2 семестр
№ п/п | Вид деятельности | Максимальное количество баллов за занятие | Максимальное количество баллов по дисциплине |
1. | Посещение лекций | 1 | 9 баллов |
2. | Посещение занятий | 1 | 15 баллов |
3. | Работа на занятии: - самостоятельная работа; - работа у доски; - результат выполнения домашней работы | 12 4 4 4 | 180 баллов 60 баллов 60 баллов 60 баллов |
4. | Индивидуальное задание | 0 | 0 баллов |
5. | Контрольное мероприятие рубежного контроля | 32 | 32 балла |
6. | Экзамен | 64 балла | |
ИТОГО: | 3 зачетные единицы | 300 баллов |
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента 1 семестр
Семестр | Баллы | Посещение занятий | Работа на практических занятиях | Контрольное мероприятие | Зачет |
1 | Разбалловка по видам работ | 16 х 1=16 баллов | 15 х 12=120 баллов | 32 x 1 = 32 балла | 32 балла |
Суммарный макс. балл | 16 баллов | 120 баллов | 32 балла | 200 баллов |
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента 2 семестр
Семестр | Баллы | Посещение занятий | Работа на практических занятиях | Контрольное мероприятие | Экзамен |
2 | Разбалловка по видам работ | 24 х 1=24 балла | 15 х 12=180 баллов | 32 x 1 = 32 балла | 64 балла |
Суммарный макс. балл | 24 балла | 180 баллов | 32 балла | 300 баллов |
Критерии оценивания знаний студента на зачёте
От 32 до 24 баллов:
Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.
От 23 до 16 баллов:
О бучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.
От 15 до 8 баллов:
Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.
От 7 до 0 баллов:
не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.
Итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 60 баллов (более 30% от максимально возможного количества баллов).
Критерии оценивания знаний студента на экзамене
От 64 до 53 баллов:
Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.
От 52 до 45 баллов:
Обучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.
От 44 до 37 баллов:
Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.
От 36 до 0 баллов:
Не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.
Итоговым контролем является экзамен.
оценка | количество баллов |
«отлично» | 271 – 300 |
«хорошо» | 211 – 270 |
«удовлетворительно» | 151 – 210 |
«неудовлетворительно» | менее 150 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. История религии [Текст] [Текст]: учебник для вузов: [в 2 т.]. Т. 1: авт.: В. В. Винокуров и др. / под общ. ред. И. Н. Яблокова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. - 463,[1] с. - ISBN 5-06-005788-1: 459.50. (Библиотека УлГПУ).
2. Религиоведение [Текст] [Текст]: для студентов педагогических вузов: учеб. пособ. / под ред. А. Ю. Григоренко. - СПб. и др.: Питер, 2008. - 506 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-91180-866-2: 261.00. (Библиотека УлГПУ).
3. Павловский В.П., Эриашвили Н.Д. Основы религиоведения: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106620).
4. Писманик М.Г. Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76389).
Дополнительная
1. Флоренский, Павел Александрович. Христианство и культура [Текст] [Текст] / Флоренский, Павел Александрович; вступ. ст. и примеч. А. С. Филоненко. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. - 663,[2] с. - (Б-ка "Р. Х. 2000". Религиозная философия). - ISBN 5-17-002658-7: 105.00. (Библиотека УлГПУ).
2. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам [Текст] [Текст] / под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; [пер. с фр. Е. А. Тетюковой]. - СПб. и др.: Питер, 2008. - 655 с. - ISBN 5-459-00867-5: 415.50. (Библиотека УлГПУ).
3. Мюллер, Фридрих Макс. Введение в науку о религии [Текст] [Текст]: четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском Ин-те ф фев.-марте 1870 года / Мюллер, Фридрих Макс; пер. с англ., предисл. и коммент. Е. С. Элбакян; под общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Кн. Дом "Университет": Высш. шк., 2002. - 258,[1] с. - ISBN 5-8013-0143-7: 102.00. (Библиотека УлГПУ).
4. Пушнова, Юлия Борисовна. История мировых религий [Текст] [Текст]: краткий курс лекций для вузов / Пушнова, Юлия Борисовна. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 167,[1] с. - ISBN 5-305-00157-9: 69.00. (Библиотека УлГПУ).
5. Панкин С.Ф. История мировых религий: конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/48446).
Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Мультимедийный проектор.
2. Экран для проецирования изображения мультимедийным проектором.
3. Персональный компьютер.
Религиоведение
Программа учебной дисциплины вариативной части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили: История. Обществознание
(очная форма обучения)
Составитель:
Макаров Д. В., доктор культурологии, доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» _______2012 г. № _____)
Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 46 от 17 января 2011 года.
Краткая характеристика дисциплины. Программа курса построена следующим образом: тематические разделы, посвященные проблемам теоретического характера и т.н. «мертвым» религиозным системам, чередуются с разделами, где освещаются т.н. «живые религии, как древнего, так и современного происхождения. Особенное внимание уделяется религиям, ведущим себя в современном мире активно, или даже агрессивно.
Место курса в учебном процессе. Дисциплина «Религеоведение» изучается в 1 и 2 семестрах. Преподавание курса «Религеоведение» связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом и учитывает их содержание.
Целью курса является общее знакомство студентов исторического факультета с принципами изучения и сравнения вероучений различных религий, развитием религеоведения как науки, современными научными данными о верованиях доисторического человека основами вероучения архаических религий, основами вероучений мировых религий а также формирование мировоззрения учащихся в данной области, что даст студентам возможность объективно оценивать религии мира и современную религиозную ситуацию России.
Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- дать студентам общие представления о том, что такое религия и какие познавательные подходы к этому феномену исторически сформировались;
- показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также выявить сущность и роль нетрадиционных современных религиозных течений;
- рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни;
- научить студентов практическим навыкам осмысления религиозных проблем как в социальной, так и в индивидуальной жизни, будущей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.1.1).
Требования к уровню освоения дисциплины. По завершении обучения дисциплине студент должен:
Знать:
– о происхождении архаических и нехристианских религий, эволюции религиозной культуры;
– о структуре мировых религий, категориальном аппарате, задачах и методологии их исследования;
– социокультурные функции разных религий.
Уметь:
– понимать соотношение истории религии, богословия, философии и религиоведения;
– применять теологические знания в научных исследованиях и в практической деятельности;
Владеть:
– системой знаний об основных этапах истории мировых религий;
– основными подходами к определению и разграничению религий.
В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);
быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):
быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);
Формы контроля усвоения содержания курса: контрольные работы, зачет, экзамен.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в форме таблицы)
Номер семестра | Учебные занятия
| В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм | Форма итоговой аттестации | ||||||
Всего | Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практическ. Занятия, час | Самостоят. Работа,час | Экзамен, час | ||||
Трудоемк. | |||||||||
Зач. ед. | Часы | ||||||||
1 | 2 | 72 | 12 | 0 | 20 | 40 | - | 11 (34%) | зачет |
2 | 3 | 108 | 18 | 0 | 30 | 33 | 27 | 11 (20,5%) | экзамен |
Итого | 5 | 180 | 30 | 0 | 50 | 73 | 27 | 22 (27,5%) |
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем (с разбивкой на модули) |
Количество часов по формам организации обучения
Семестр
Семестр
Содержание и интерактивное сопровождение
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!